Известные люди
»Иисус Христос
Основатель одной из величайших мировых религий христианства, центральный персонаж христианской религиозно-мифологической и догматической системы и объект христианского религиозного культа.
Основная версия жизни и деятельности Иисуса Христа вышла из недр самого христианства. Она изложена раньше всего в своеобразных свидетельствах об Иисусе Христе особом жанре раннехристианской литературы, получившем наименование евангелий (благая весть). Часть их (Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) признается официальной церковью подлинными (каноническими), и они оттого образуют ядро Нового Завета; другие (Евангелия от Никодима, Петра, Фомы, Первоевангелие Иакова, Евангелие Псевдо-Матфея, Евангелие детства) относят к категории апокрифов (тайных текстов), т.е. неподлинных.
Имя Иисус Христос отражает суть его носителя. Иисус греческий вариант распространенного еврейского имени Иешуа (Иошуа), что означает Бог содействие / спасение. Христос перевод на греческий арамейского слова мешийа (мессия, т.е. помазанник).
Евангелия представляют Иисуса Христа необыкновенной личностью на протяжении всего его жизненного пути от чудесного рождения до удивительного конца его земной жизни. Иисус Христос появляется на свет (Рождество Христово) в эпоху правления римского императора Августа (30 до н.э. 14 н.э.) в палестинском городе Вифлееме в семье Иосифа Плотника, потомка царя Давида, и его жены Марии. Это отвечало ветхозаветным пророчествам о рождении грядущего мессианского царя из рода Давида и в городе Давида (Вифлееме). Появление Иисуса Христа предсказано ангелом Господним его матери (Благовещение) и ее мужу Иосифу.
Дитя рождается чудесным образом не в результате плотского союза Марии с Иосифом, а благодаря сошествию на нее Духа Святого (непорочное зачатие). Обстановка рождения подчеркивает исключительность этого события младенца Иисуса, рожденного в хлеву, славит сонм ангелов, а на востоке загорается яркая звездочка. Поклониться ему приходят пастухи; волхвы, тракт которым к его жилищу указывает движущаяся по небу Вифлеемская звездочка, приносят ему дары. Через восемь дней потом рождения Иисус проходит обряд обрезания (Обрезание Господне), а на сороковой день в Иерусалимском храме обряд очищения и посвящения Богу, во время которого его славят праведник Симеон и пророчица Анна (Сретение Господне). Узнав о появлении мессии, нечестивый иудейский царь Ирод Великий в страхе за свою политическая элита приказывает истребить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, при всем при том Иосиф и Мария, предупрежденные ангелом, бегут с Иисусом в Египет. Апокрифы рассказывают о многочисленных чудесах, совершенных двухлетним Иисусом Христом на пути в Египет. После трехлетнего пребывания в Египте Иосиф и Мария, узнав о смерти Ирода, возвращаются в свой близкий городок Назарет в Галилее (Северная Палестина). Затем, по свидетельству апокрифов, в течение семи лет родители Иисуса переезжают с ним из города в град, и повсеместно за ним тянется слава о совершенных им чудесах: по слову его люди исцелялись, умирали и воскресали, неодушевленные предметы оживали, дикие звери смирялись, воды Иордана расступались. Ребенок, выказывая необычайную мудрость, ставит в тупик своих наставников. Двенадцатилетним мальчиком он поражает необычайно глубокими вопросами и ответами учителей Закона (законов Моисея), с которыми вступает в беседу в Иерусалимском храме. Однако следом, как сообщает арабское Евангелие детства (Он стал утаивать Свои чудеса, Свои тайны и таинства, доколе не исполнился Ему тридцатый год.
Когда же Иисус Христос достигает этого возраста, он принимает крещение в реке Иордан у Иоанна Крестителя (это событие Лука относит к пятнадцатому году правления императора Тиберия, т.е. к 30 н.э.), и на него нисходит Святой Дух, тот, что приводит его в пустыню. Там в течение сорока дней он борется с дьяволом, отвергая одно за другим три искушения голодом, властью и верой. По возвращении из пустыни Иисус Христос начинает проповедническую дело. Он призывает к себе учеников и, странствуя с ними по Палестине, возвещает близкое учение, толкует ветхозаветный Закон и делает чудеса. Деятельность Иисуса Христа развертывается в основном на территории Галилеи, в окрестностях Геннисаретского (Тивериадского) озера, но на каждую Пасху он отправляется в Иерусалим.
Смысл проповеди Иисуса Христа благая весть о Царстве Божьем, которое уже рядом и которое уже осуществляется посреди людей сквозь дело мессии. Обретение Царства Божьего есть избавление, ставшее возможным с приходом на землю Христа. Путь к спасению открыт всем, кто отвергнет земные блага для духовных и кто возлюбит Бога больше самого себя. Проповедническая занятие Иисуса Христа проходит в постоянных спорах и конфликтах с представителями иудейской религиозной элиты фарисеями, саддукеями, учителями Закона, в ходе которых мессия восстает супротив буквального понимания ветхозаветных нравственных и религиозных предписаний и призывает постичь их подлинный дух.
Слава Иисуса Христа растет не только благодаря проповедям, но и благодаря совершаемым им чудесам. Помимо многочисленных исцелений и более того воскрешений мертвых (сына вдовы в Наине, дочери Иаира в Капернауме, Лазаря в Вифании), это превращение воды в винцо на свадьбе в Кане Галилейской, чудный лов рыбы и укрощение бури на Геннисаретском озере, насыщение пятью хлебами пяти тысяч дядя, хождение по воде, насыщение семью хлебами четырех тысяч дядя, обнаружение божественной сущности Иисуса во время молитвы на беда Фавор (Преображение Господне) и т.д.
Земная миссия Иисуса Христа неизбежно движется к своей трагической развязке, которая предсказана в Ветхом Завете и которую он сам предвидит. Популярность проповеди Иисуса Христа, подъем числа его приверженцев, толпы людей, следующих за ним по дорогам Палестины, его постоянные победы над ревнителями Закона Моисея вызывают у религиозных лидеров Иудеи ненависть и намерение расправиться с ним. Иерусалимский финал истории Иисуса Тайная Вечеря, темное время суток в Гефсиманском саду, арест, суд и казнь без сомнения, самая проникновенная и самая драматическая количество Евангелий. Против прибывшего в Иерусалим на Пасху Иисуса Христа иудейские первосвященники, учителя Закона и старейшины составляют заговор; Иуда Искариот, единственный из учеников Иисуса Христа, соглашается отдать своего учителя за тридцать серебреников. На пасхальной трапезе в кругу двенадцати апостолов (Тайная Вечеря) Иисус Христос предсказывает, что единственный из них предаст его. Прощание Иисуса Христа с учениками обретает универсально-символический смысл: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть стан Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое прошлое. Также и чашу потом вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк. 22:19-20); так вводится обряд причастия. В Гефсиманском саду у подножья Масличной горы в скорби и тоске Иисус Христос молит Бога избавить его от грозящей ему участи: Отче Мой! если может быть, да минует Меня чаша сия (Мф. 26:39). В тот самый роковой час Иисус Христос остается в одиночестве более того самые близкие его ученики, несмотря на его просьбы остаться с ним, предаются сну. Приходит Иуда с толпой иудеев и целует Иисуса Христа, тем самым выдавая врагам своего учителя. Иисуса хватают и, осыпая оскорблениями и побоями, приводят в синедрион (собрание иудейских первосвященников и старейшин). Его признают виновным и передают римским властям. Однако римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат на находит за ним никакой вины и предлагает помиловать его по случаю Пасхи. Но ватага иудеев поднимает ужасный вопль, и тогда Пилат приказывает доставить воды и умывает в ней руки, говоря: Невиновен я в крови праведника Сего (Мф. 27:24). По требованию народа он осуждает Иисуса Христа на распятие и отпускает на свободу вместо него мятежника и убийцу Варавву. Вместе с двумя разбойниками его распинают на кресте. Крестные муки Иисуса Христа длятся шесть часов. Когда он, в конце концов, испускает дух, вся почва погружается во тьму и сотрясается, завеса в Иерусалимском храме разрывается надвое, и праведники восстают из гробов. По просьбе Иосифа Аримафейского, члена синедриона, Пилат отдает ему туловище Иисуса Христа, которое он, обернув в плащаницу, хоронит в гробнице, высеченной в скале. На третий день следом казни Иисуса Христа воскресает во плоти и является своим ученикам (Воскресение Господне). Он возлагает на них миссию распространить его учение посреди всех народов, а сам возносится на небеса (Вознесение Господне). В конце времен Иисусу Христу суждено возвратиться на землю, чтобы творить Страшный Суд (Второе Пришествие).
Едва возникнув, учение о Христе (христология) сию минуту же породило сложнейшие вопросы, главными из которых стали вопросительный мотив о характере мессианского геройского поступка Иисуса Христа (сверхъестественная политическая элита и крестные муки) и вопросительный мотив о природе Иисуса Христа (божественное и человеческое).
В большинстве новозаветных текстов Иисус Христос предстает как мессия долгожданный спаситель народа Израиля и всего мира, посланец Бога, творящий чудеса с помощью Духа Святого, эсхатологический пророк и педагог, божественный супруг. Сама по себе мысль мессии имеет безусловно ветхозаветное происхождение, и все-таки в христианстве она приобрела своеобразный толк. Раннехристианское разум оказалось перед сложной дилеммой как согласовать ветхозаветный образ мессии как теократического царя и евангельское представление о мессианском могуществе Иисуса Христа как сына Бога с фактом его смерти на кресте (образ страдающего мессии)? Отчасти это возражение снималось за счет идеи воскресения Иисуса и идеи его грядущего Второго Пришествия, во время которого он явится во всей своей силе и славе и установит тысячелетнее царство Истины. Тем самым христианство, предлагая концепцию двух Пришествий, существенно отступало от Ветхого Завета, обещавшего только одно Пришествие. Однако перед ранними христианами вставал вопросительный мотив если мессии суждено прийти к людям в могуществе и славе, ради чего он приходил к людям в унижении? Зачем нужен страдающий мессия? И в чем тогда толк Первого Пришествия?
Пытаясь позволить это возражение, раннее христианство стало разрабатывать идею искупительного характера страданий и смерти Иисуса Христа предавая себя на муки, Спаситель приносит необходимую жертву для очищения всего погрязшего в грехах человечества от наложенного на него проклятия. Однако грандиозная проблема всеобщего искупления требует, чтобы тот, кто решает эту задачу, был больше, чем мужчина, больше, чем нетрудно земной проводник воли Бога. Уже в посланиях ап. Павла особое значимость придается определению сынуля Бога; тем самым мессианское достоинство Иисуса Христа связывается с его особой сверхъестественной природой. С прочий стороны, в Евангелии от Иоанна под влиянием иудео-эллинистической философии (Филон Александрийский) формулируется представление о Иисусе Христе как о Логосе (Слово Бога), вечном посреднике между Богом и людьми; Логос с самого начала был у Бога, сквозь него произошло все живое, и он единосущен Богу; в заблаговременно назначенное время ему суждено было воплотиться для искупления грехов человеческих, а после этого возвратиться к Богу. Таким образом, христианство стало исподволь осваивать идею божественности Иисуса Христа, и христология из учения о мессии превратилась в составную доля теологии.
Однако признание божественной природы Иисуса Христа могло определить под колебание монотеистический нрав христианства (единобожие): говоря о божественности Спасителя, христиане рисковали прийти к признанию существования двух богов, т.е. к языческому политеизму (многобожию). Все последующее формирование учения об Иисусе Христе пошло по линии разрешения этой коллизии: одни теологи склонялись к ап. Павлу, жестко различавшему Бога и его Сына, другие ориентировались на концепцию ап. Иоанна, узко связывавшего Бога и Иисуса Христа как его Слово. Соответственно одни отрицали сущностное единство Бога и Иисуса Христа и подчеркивали подчиненное положение второго по отношению к первому (модалисты-динамисты, субординационисты, ариане, несторианцы), другие же утверждали, что человеческая натура Иисуса Христа была на все сто поглощена природой божественной (аполлинаристы, монофизиты), и более того находились те, кто видел в нем простое проявление Бога-отца (монархиане-модалисты). Официальная церковь избрала обычный дорога между этими направлениями, соединив обе противоположные позиции в одну: Иисус Христос вместе с тем и бог, и джентльмен, но не низший бог, не полубог, и не получеловек; он есть одно из трех лиц единого Бога (догмат о Троице), равновеликий двум остальным лицам (Богу-Отцу и Святому Духу); он не безначален, как Бог-Отец, но и не сотворен, как все в этом мире; он рожден от Отца в свое время всех веков, как сущий Бог от истинного Бога. Воплощение Сына означало подлинное соединение божественной природы с человеческой (у Иисуса Христа было две природы и две воли). Эта форма христологии утвердилась позже ожесточенной борьбы церковных партий в IVV вв. и была зафиксирована в решениях первых вселенских соборов (Никейского 325, Константинопольского 381, Эфесского 431 и Халкидонского 451).
Такова христианская, несомненно апологетическая, точка зрения на Иисуса Христа. В ее основе лежит евангельский расклад о жизни и деятельности Иисуса Христа, тот, что для христиан не подлежит сомнению. Существуют ли, и все-таки, независимые от христианской традиции документы, способные удостоверить или опровергнуть его историческую достоверность?
К сожалению, римская и иудео-эллинистическая литература I в. н.э. на практике не донесла до нас сведений об Иисусе Христе. К числу немногих свидетельств относятся фрагменты из Иудейских древностей Иосифа Флавия (37 ок. 100), Анналов Корнелия Тацита (ок. 58117), писем Пграница Младшего (61114) и Жизни двенадцати цезарей Светония Транквилла (ок. 70140). Два последних автора ничего не говорят о самом Иисусе Христе, упоминая только о группах его последователей. Тацит, сообщая о гонениях императора Нерона на христианскую секту, замечает только, что наименование этой секты идет от Христа, тот, что в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом (Анналы. XV. 44). Самым необычным является знаменитое подтверждение Флавия, где говорится об Иисусе Христе, жившем при Понтии Пилате, совершавшем чудеса, имевшем уймище последователей посреди иудеев и эллинов, распятом по доносу первых мужей Израиля и воскресшем на третий день затем казни (Иудейские древности. XVIII. 3. 3). Однако ценность этих очень скудных свидетельств остается сомнительной. Дело в том, что они дошли до нас не в подлинниках, а в копиях христианских переписчиков, которые совершенно могли вносить в контент добавления и исправления в прохристианском духе. На этом основании многие исследователи рассматривали и рассматривают сообщения Тацита и в особенности Иосифа Флавия как позднюю христианскую подделку.
Гораздо больше интереса, чем римские и иудео-эллинистические писатели, проявляет к фигуре Иисуса Христа иудаистская и исламская религиозная литература. Внимание иудаизма к Иисусу Христу определяется жестким идеологическим противостоянием двух родственных религий, оспаривающих товарищ у друга ветхозаветное наследие. Это чуткость растет также с усилением христианства: если в иудаистских текстах второй половины I начала III вв. мы находим только разрозненные сообщения о разных ересиархах, в том числе и об Иисусе Христе, то в текстах больше позднего времени они потихоньку сливаются в цельный и связный расклад об Иисусе из Назарета как злейшем враге истинной веры.
В ранних пластах Талмуда Иисус Христос фигурирует под именем Иешуа бен (бар) Пантира (Иисус, отпрыск Пантиры). Отметим, что в иудаистских текстах полное имя Иешуа приводится только дважды. В остальных случаях его имя сокращается до Иешу знак весьма пренебрежительного к нему отношения. В Тосефте (III в.) и Иерусалимском Талмуде (IIIIV вв.) Иешу бен Пантира представлен как глава еретической секты, которого его последователи считали богом и именем которого исцеляли. В больше позднем Вавилонском Талмуде (IIIV вв.) Иисуса Христа называют ещё Иешу ха-Ноцри (Иисус Назорей): сообщается, что этого колдуна и соблазнителя Израиля, близкого к царскому двору, судили с соблюдением всех юридических норм (в течение сорока дней вызывали свидетелей в его защиту, но их так и не нашлось), а после этого предали казни (в канун Пасхи побили камнями и стан его повесили); в аду он терпит ужасное возмездие за близкое нечестие варится в кипящем кале. В Вавилонском Талмуде ещё просматривается тенденция отождествить Иисуса Христа с ересиархом Бен Стадой (Сотедой), укравшем магическое искусство у египтян, вырезав на теле таинственные знаки, и с лжеучителем Билиамом (Валаамом). Эта тенденция фиксируется и в Мидрашах (иудаистских толкованиях на Ветхий Завет), где о Валааме (= Иешу) говорится как о сыне блудницы и лжеучителе, тот, что выдавал себя за бога и утверждал, что он уйдет, но в конце времен вернется.
Целостная иудаистская версия жизни и деятельности Иисуса Христа представлена в знаменитом Тольдоте Иешу (V в.) настоящем иудейском анти-евангелии: в этом месте последовательно дискредитируются все основные события евангельского рассказа.
Согласно Тольдоту, матерью Иешу была Мириам, супруга законоучителя Иоханана из царского рода, известного своим благочестием. Однажды в субботу злоумышленник и развратник Иосиф бен Пандира обманом овладел Мириам, да ещё во время ее месячных. Таким образом, Иешу зачат в тройном грехе: совершено прелюбодеяние, нарушено менструальное воздержание и осквернена Суббота. От стыда Иоханан оставляет Мириам и уходит в Вавилон. Иешу отдают в обучение учителям Закона. Мальчик при необыкновенном уме и старании проявляет непочтение к наставникам и произносит нечестивые речи. После того как правда о рождении Иешу обнаруживается, он бежит в Иерусалим и там похищает из храма тайное имя Бога, с помощью которого он получает вероятность творить чудеса. Он провозглашает себя мессией и собирает 310 учеников. Иудейские мудрецы приводят Иешу на суд к царице Елене, но она отпускает его, пораженная его способностями чудотворца. Это производит смуту посреди иудеев. Иешу уходит в Верхнюю Галилею. Мудрецы убеждают царицу отрядить за ним воинский отряд, и все-таки галилеяне отказываются его выдать и, узрев два чуда (оживление глиняных птиц и плавание по поводе на жернове), поклоняются ему. Чтобы разоблачить Иешу, иудейские мудрецы побуждают Иуду Искариота ещё похитить из храма тайное имя Бога. Когда Иешу приводят к царице, он в подтверждение своего мессианского достоинства поднимается в воздух; тогда и Иуда взлетает над ним и мочится на него. Оскверненный Иешу падает на землю. Потерявшего силу колдуна арестовывают и привязывают к колонне на посмешище, но последователи освобождают его и уводят в Антиохию. Иешу отправляется в Египет, где овладевает местным магическим искусством. Затем он возвращается в Иерусалим, чтобы ещё похитить тайное имя Бога. Он въезжает в городок в пятницу перед Пасхой и входит в собор совместно с учениками, но единственный из них по имени Гайса выдает его иудеям, поклонившись ему. Иешу арестовывают и приговаривают к повешению. Однако ему удается заговорить все деревья; тогда его вешают на огромном капустном стволе. В воскресенье его хоронят, но вскоре могилка Иешу оказывается пустой: стан похищают сторонники Иешу, которые распространяют слух, что он вознесся на небеса и что он, таким образом, бесспорно был мессией. Смущенная этим царица приказывает выискать туловище. В конце концов садовник Иуда узнает, где находятся останки Иешу, похищает их и передает иудеям за тридцать серебряников. Тело протаскивают по улицам Иерусалима, показывая царице и народу того, кто собирался взойти на небо. Последователи же Иешу рассеиваются по всем странам и распространяют кругом клеветнический слух, что иудеи распяли подлинного мессию.
В дальнейшем эта версия дополняется разнообразными и невероятными деталями и фактами. Так, в частности, в арамейской Истории Иешу бар Пандиры, дошедшей до нас в переложении XIV в., рассказывается, что Иешу приводят на суд к императору Тиберию, где он одним своим словом делает дочка императора беременной. Когда его ведут на казнь, он поднимается в небеса и переносится первоначально на гору Кармель, а потом в пещеру пророка Илии, которую запирает изнутри. Однако преследующий его раввин Иуда Ганиба (Садовник)приказывает пещере раскрыться, а когда Иешу пытается сызнова умчаться, ловит его за край одежды и доставляет на местоположение казни.
Таким образом, в иудаистской традиции Иисус Христос не бог, не мессия, а самозванец и шаман, творивший чудеса с помощью магии. Его появление на свет и его кончина не носили сверхъестественного характера, но, напротив, были сопряжены с грехом и позором. Тот, кого христиане почитают как Сына Бога, не нетрудно типичный мужчина, но худший из людей.
Совершенно другой предстает мусульманская (кораническая) трактовка жизни и деятельности Иисуса (Исы). Она занимает промежуточное положение между христианской и иудаистской версиями. С одной стороны, Коран отказывает Иисусу Христу в божественности; он не бог и не отпрыск бога; с иной, он никоим образом не чародей и не шарлатан. Иса дядя, посланник и пророк Аллаха, похожий другим пророкам, миссия которого обращена только к иудеям. Он выступает как проповедник, чудотворец и церковный реформатор, утверждающий единобожие, призывающий людей поклоняться Аллаху и меняющий некоторые религиозные предписания.
Коранические тексты не дают связной биографии Исы, останавливаясь только на отдельных моментах его жизни (появление, чудеса, смерть). Коран заимствует у христиан идею непорочного зачатия: И Мы вдунули в нее [Марйам] от Нашего духа и сделали ее и ее сына знамением для миров (21:91); когда Марйам было семнадцать лет, Аллах послал к ней Джабраила (Гавриила), тот, что вдунул в нее, и она зачала мессию, Ису бен Марйам (Аль-Масуди. Золотые луга. V). Коран сообщает о некоторых чудесах Исы он исцеляет и воскрешает мертвых, оживляет глиняных птиц, низводит трапезу с неба на землю. В то же время Коран дает отличную от Евангелий трактовку смерти Исы: в нем отрицается действительность распятия (оно только привиделось иудеям, на самом деле Иса живым взят на небо) и воскресения Иисуса Христа на третий день (Иса воскреснет только в последние дни мира вкупе со всеми остальными людьми), а кроме того вероятность Второго Пришествия Иисуса Христа: в Коране Иса предвещает не родное скорое возвращение, но пришествие главного пророка Мухаммеда, выступая тем самым в роли его предтечи: Я посланник Аллаха, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, тот, что придет позже меня, имя которому Ахмад (6:6). Правда в больше поздней мусульманской традиции под влиянием христианства возникает мотив грядущего возвращение Исы с целью установления царства справедливости.
Иисус Христос как предмет христианского культа принадлежит теологии. И это вопросительный мотив веры, тот, что исключает какое-либо колебание и не требует исследования. Тем не менее попытки пробраться в дух Евангелий, осознать истинную суть Иисуса Христа ни в жизнь не прекращались. Вся история христианской Церкви полна ожесточенных схваток за право обладания истиной об Иисусе Христе, о чем свидетельствуют и вселенские соборы, и выделение еретических сект, и разделение католической и православной Церквей, и Реформация. Но, кроме чисто богословских споров, фигура Иисуса Христа стала предметом обсуждения и в исторической науке, которую интересовали и продолжают интересовать некогда всего две проблемы: 1). вопросительный мотив о реальном содержании евангельской истории, т.е. был ли Иисус Христос исторической личностью; 2). вопросительный мотив об образе Иисуса Христа в раннехристианском сознании (каков толк этого образа и каковы его истоки?). Эти проблемы оказались в центре дискуссий двух научных направлений, возникших ещё в XVIII в., мифологического и исторического.
Мифологическое ориентация (Ш.Дюпюи, К.Вольней, А.Древе и др.) на сто процентов отрицало действительность Иисуса Христа как исторической личности и рассматривало его только как факт мифологии. В Иисусе видели олицетворение то солнечного или лунного божества, то ветхозаветного Яхве, то кумранитского Учителя праведности. Пытаясь выявить истоки образа Иисуса Христа и расшифровать символическое содержание евангельских событий, представители этого направления провели огромную работу по поиску аналогий между мотивами и сюжетами Нового Завета и больше ранних мифологических систем. Так, к примеру, мысль воскресения Иисуса связывалась ими с представлениями об умирающем и воскресающем божестве в шумерской, древнеегипетской, западносемитской и древнегреческой мифологиях. Евангельской истории пытались ещё вручить солярно-астральную интерпретацию, крайне распространенную в древних культурах (стезя Иисуса Христа с 12 апостолами представляли, в частности, как годичный стезя солнца сквозь 12 созвездий). Образ Иисуса Христа, по мнению приверженцев мифологической школы, потихоньку эволюционировал от первоначального образа чистого божества к больше позднему образу богочеловека. Заслугой мифологистов является то, что им удалось разобрать образ Иисуса Христа в широком контексте древневосточной и античной культуры и явить его подневольность от предшествующего мифологического развития.
Историческая учебное заведение (Г.Реймарус, Э.Ренан, Ф.Бауэр, Д.Штраус и др.) считала, что евангельский расклад имеет определенную реальную основу, которая со временем, при всем при том, все больше мифологизировалась, и Иисус Христос из реального человека (проповедника и вероучителя) понемногу превращался в сверхъестественную персона. Сторонники этого направления ставили задачу избавить подлинно историческое в Евангелиях от позднейшей мифологической обработки. С этой целью в конце XIX в. было предложено применять способ рационалистической критики, тот, что означал реконструкцию подлинной биографии Иисуса Христа путем исключения всего того, что не поддается разумному объяснению, т.е. по сути дела переписывание Евангелий в рационалистическом духе (Тюбингенская школа). Метод тот самый вызвал серьезную критику (Ф.Брэдли) и был вскоре отвергнут большинством ученых.
Краеугольный тезис мифологистов о молчании источников I в. о Иисусе Христе, тот, что, по их убеждению, доказывал мифический нрав этой фигуры, побудил многих сторонников исторической школы вынести близкое чуткость на тщательное исследование новозаветных текстов в поисках исходного христианского предания. В первой четверти XX в. возникает учебное заведение изучения истории форм (М.Дибелиус, Р.Бультман), целью которой было реконструировать историю развития традиции об Иисусе Христе от устных истоков до литературного оформления и обусловить оригинальную основу, очистив ее от напластований последующих редакций. Текстологические исследования привели представителей этой школы к выводу, что более того выделенная из Евангелий первоначальная христианская версия середины I в. не дает возможности воссоздать реальную биографию Иисуса Христа: в этом месте он ещё остается только символическим персонажем; исторический Иисус Христос мог наличествовать, при всем при том вопросительный мотив о подлинных событиях его жизни еле-еле ли разрешим. Последователи школы изучения истории форм до сих пор составляют одно из ведущих направлений в современной библеистике.
Ввиду отсутствия принципиально новых документов и при информативной ограниченности археологического материала покуда нелегко дожидаться какого-либо существенного прорыва в решении проблемы исторического Иисуса Христа.
Так же читайте биографии известных людей:
Икуо Камэяма Ikuo Kamaiama
Камэяма один из председателей Японского научного общества русской литературы, член Японского научного общества славистов. Автор более 300 публикаций.
читать далее →
Икэда Риёко Ikeda Riyoko
Начала публиковаться в журнале "Kashihonya" в 1967 году, еще учась в университете. Первая прославившая ее работа - манга "Роза Версаля" [Versailles..
читать далее →
Илайджа Мухаммад Elijah Muhammad
Американский религиозный деятель, возглавлявший организацию Нация ислама (Черные мусульмане) с середины 1930-х годов до 1975.
читать далее →
Илан Рамон Ilan Ramon
Сообщение о гибели американского корабля многоразового пользования Колумбия в небе над Техасом было объявлено в Израиле 1-го февраля 2003 года в..
читать далее →