Известные люди

»

Иоахим Мюрат

Иоахим Мюрат Joachim Murat Карьера: Военначальник
Рождение: Франция, 25.3.1767
Однажды русские казаки, узнав Мюрата по одеждам, пытаются взять его в плен, с азартом восклицая: "Ура, Мурат!" Француженка Луиза Фюзиль просто поражена его видом: "Костюм неаполитанского короля показался мне несколько странным для подобных обстоятельств и 20-градусного мороза. Расстегнутый ворот, бархатная накидка, небрежно наброшенная на одно плечо, завитые волосы, шапка из чёрного бархата с белым пером делали его похожим на героя мелодрамы".

Утренние часы только тогда были любимы им, если он имел вероятность вдоволь постоять перед зеркалом. Но в тот самый день Мюрат не считался со временем он готовился к въезду в Москву.

Подпоясан он был золотым поясом, на котором висела лёгкая сабля с прямым клинком и без эфеса, на манер древних римлян; панталоны широкие, амарантового цвета, швы которых равномерно вышиты золотом, и жёлтые сафьяновые ботинки покрывали его ноги. Голова осенялась большою шляпою с широким золотым шитьём, украшенною развевающимися белыми страусовыми перьями, посреди которых возвышалась великолепная кисть из цаплиных перьев.

Лошадь покрыта чепраком до земли, лазоревого цвета мундштук был жутко богатый; седельце и вызолоченные стремена были на манер венгерский или турецкий. Мюрат обратил на себя все взоры: подъем его, фигура, прекрасные голубые глаза, большие бакенбарды, чёрные волосы его, локоны которых опускались по воротнику, споспешествовали к отличию его от прочих*.

В таком театральном виде он появился в московских предместьях. Здесь и было заключено перемирие между французским авангардом и лукавыми казаками. Иоахиму Мюрату, главенствующему над авангардом, и казачьим разъездам удалось вволю насмотреться товарищ на друга, да и наговориться приятель с другом. Окружавшие Иоахима казаки смотрели на него с почтением и всё не переставали диву даваться его необыкновенной неустрашимости. А когда единственный из них назвал Мюрата гетманом, тот был за пределами себя от восторга.

Когда же время, установленное для отхода казаков, истекло, густая колонна кавалерии Мюрата беспечно растеклась по пустынным московским улицам. Вот и Кремль. Здесь, истина, происходит некоторая заминка: французские войска были встречены сильным огнём, производимым со стен московскими жителями, те, следуя больше отчаянию своему, нежели думая о способах, которыми располагать могли, вознамерились воспретить неприятелю вход в сердце столицы. Но то была слабая преграда для войск, к бою привычных.

Пройдя через Кремль, Мюрат сразу же покидает русскую столицу. Путь его лежит по Владимирскому тракту: только три дня через он обнаружит истинное ориентация отступления русских войск Калужскую дорогу. А перед Мюратом маячили всё те же казаки русского арьергарда всего только с четырьмя орудиями. По-своему им было жаль расставаться с этим неугомонным французом: бесшабашность и безрассудство, несложно угадываемые во всей его повадке, залихватская "русскость" чужака привлекли к Мюрату казаков, несть числа повидавших на белом свете. "Откуда же он взялся эдакий?" гадали они. Но из четырёх своих пушчонок стреляли по преследователям исправно, держа их на почтительном расстоянии.

Судьба столкнула Мюрата с Наполеоном в бесповоротный для будущего императора час. Осенью 1795 года в Париже открыто говорили о возможности восстановления монархии. Революционные лозунги перестали согревать сердца, лидеры республики Баррас, Тальен и Фрерон роскошествовали не хуже изгнанных или казнённых аристократов, им не приходилось планировать на то, что население поднимется на их защиту.

Баррас, в силу чрезвычайной ситуации возглавивший вооружённые силы Конвента, своевременно вспомнил о находящемся не у дел бригадном генерале Бонапарте. И назначил его начальником артиллерии.

Бонапарт хладнокровно оценил ситуацию: пяти тысяч боец, находящихся в распоряжении Конвента, мало, чтобы противостоять мятежникам. Но 40 орудий могли бы уравновесить шансы. Вся скорбь только в том, что пушки нужны у дворца Тюильри, а находятся в нескольких километрах от него, в Саблонском лагере. Бонапарт отдал директива командиру 21-го конногвардейского полка немедля привезти пушки из Саблонского лагеря к Тюильри. Молодой начальник, с радостью и развесёло принявший тот самый директива, выполнил его блестяще.

Республика была спасена, Бонапарт замечен и отмечен, но он запомнил имя командира 21-го полка: Иоахим Мюрат.

Был ли уже тогда Мюрат убеждённым бонапартистом? Отнюдь. Отчаянный рубака, дуэлянт, щёголь, он мог бы угодить и во главе роялистских полков, и в обойме очень левых. Было более того время, когда Мюрат писал якобинцам, что хотел бы переменить своё имя на Марата, чтобы сделаться его последователем. Однако ж при этом не было во Франции человека больше несхожего с фанатичным Маратом, чем добродушный Мюрат.

При всей пылкости своего характера оставался он человеком нрава мягкого, откровенного и великодушного. Кроме поля боя, где буйная смелость увлекала его в самую середину сечи.

Не был лишён он и явной театральности. Происходила она не столь от сценического шарлатанства, сколь от книжного романтизма: до книг тот самый отчаянный кавалерист был сильно охоч. Впрочем, не только до книг уже в итальянском походе, куда он последовал за Бонапартом, Мюрат препоручил оружейных дел мастеру вычеканить на полотне собственной сабли слова: "Честь и дамы".

Первый период его военной карьеры итожит сугубо гражданское событие женитьба на сестре Бонапарта Каролине. Отныне слава Мюрата, как гусарский ментик, вечно за плечом. В какие-то 32 года Иоахим Мюрат генерал-губернатор Парижа. Год через и сам он не способен усвоить длинную, тянущуюся цугом вереницу чинов, титулов и званий. Отныне он маршал, генерал-адмирал, сенатор и кавалер большого креста ордена Почётного легиона. Да ещё наименован принцем императорского дома.

А спереди кампания 1805 года. Лихие налёты. Пленение генерала Варнека (с 16 тысячами солдат). Не обошлось без него и под Аустерлицем.

Пристальный воззрение Наполеона сызнова обращён на бывшего комполка. Не пожаловать ли его князем, к тому же и владетельным? Но чем же он сможет обладать? Тут, уместно сказать, король Проссийский и Баварский уступает Франции герцогства Юлих, Клеве-Берх. Но 35-летний владетельный князь продолжает неугомонную скачку: Иена и Эрфурт, Пренцлау и Любек, Прейсиш-Эйлау и Кёнигсберг. Едва ли не на скаку Мюрат пробегает глазами скачущие строчки письма Наполеона: "Так как вы берёте крепости кавалерией, мне придётся распустить моих инженеров".

Текут годы. Войны сменяются миром. "Король кавалерийских схваток", Мюрат становится королём обеих Сицилий. Однако ни вступление на престол, ни королевские регалии не сковывают неугомонного француза. Англичане захватывают остров Капри. Соседство не из приятных. Глухой ночью младой король высаживается на острове. Дерзкий штурм и полторы тысячи французов виртуозно разрешают все проблемы. Капри за Мюратом.

Тем временем пробегает холодок между Наполеоном и Мюратом. Император полагает, что его маршал заигрался и прямо преувеличивает собственное важность. Должно быть, подозрения не беспочвенны, но тому виной не только и не столь тщеславие Мюрата, сколь непомерная гордыня его жены, наполеоновской сестры Каролины. Да и вообще император разочарован состоянием своей армии боевые маршалы и отчаянные генералы обленились на праздных харчах и ничем не напоминают полководцев Великой Армии. Необходимо срочное врачевание! решает император. Им выбрано самое радикальное снадобье битва.

Мюрат еще раз в седле.

Французских служивый, влившихся в извивы московских улиц, берёт оторопь. Огромный град поражает пустынностью. Шаги служивый одним духом затухают в затаённой немоте улиц. Абсолютная тишь настораживает. Заставляет вслушиваться и сверх меры присматриваться, реагируя более того на случайный звук. Мерное поскрипывание настежь распахнутых дверей покинутого дома. Лёгкий, подобно тому как льдистый, трезвон бьющихся стёкол. И более того каскад многоголосых звуков приближающейся повозки только усиливает ощущение пустоты замирающего города. И совершенно неосознанный, безотчётный опасение охватывает французских служивый, если им доводится чуять гулкие шаги за спиной. Но страхи оказываются напрасны вдалеке марширует точь-в-точь такая же военная количество.

В Москву вошло больше 120 000 боец. Но уже на следующий день французские войска вышли из города и расположились в окрестностях. Осталась только гвардия. Она заняла Кремль. В самом же городе разместились испанцы и португальцы, швейцарцы и баварский остов, саксонцы и вюртембергцы. Некоторые историки полагают, что присутствием так называемого "союзного элемента" только и позволительно втолковать безграничный разгул жестокостей.

Ночи в первопрестольной перестали наличествовать. По улицам катятся горящие брёвна. На крышах дворцов плавится медь кровли, и страшными чёрными птицами слетает раскалённое железо. Срываются колокола и падают с горящих колоколен, завершая свой полёт последним звоном или неистовым шлепком расплавленного металла о булыгу либо брусчатку мостовых. Раскалена и сама мостовая, да так, что жжёт ноги.

По расхристанным улицам носились невообразимые фигуры. Одни напяливали на себя шёлковые с золотом одежды. Другие взваливали на плечи меха. Кто-то безо всякого различия пола облачался в элегантные женские шубки. Порой попадались солдаты, наряженные в рясы из разграбленного женского Алексеевского монастыря. Среди густого дыма возникали порой фигуры французских стрелков, утяжелённых слитками серебра, наворованного на монетном дворе.

Средство, избранное Наполеоном для лечения собственной армии, оказалось сверх меры радикальным. Война проиграна. Наполеон понимает это. Но он ещё не догадывается, что проиграна не только кампания проиграна фатум. В Париже неспокойно. Император мчится в Париж, оставив армию на попечение Мюрата.

Тот держится молодцом. И более того не изменяет своим привычкам. Однажды русские казаки, узнав Мюрата по одеждам, пытаются схватить его в плен, с азартом восклицая: "Ура, Мурат!" Француженка Луиза Фюзиль без затей поражена его видом: "Костюм неаполитанского короля показался мне немного странным для подобных обстоятельств и 20-градусного мороза. Расстегнутый ворот, бархатная накидка, неаккуратно наброшенная на одно плечо, завитые волосы, шапка из чёрного бархата с белым пером делали его похожим на героя мелодрамы".

Он как подобно как бы давний таковый же ослепительный, как завсегда, колоритный, несообразный с обстоятельствами, несуразный, как и его облачение. Популярность Мюрата в армии огромна более того при отступлении. Все замечательно знают, что аккурат он, Мюрат "оптимальный кавалерист Европы" и непревзойдённый рубака. Но вкупе с тем вся французская вс знает другое он совсем не заботится об участи вверенных ему людей. После кровопролитных баталий, когда непобедимую Великую Армию, унёсшую ноги из России, методично выдавливали и из Европы, храбрец и рубака делает немыслимый кульбит: он скачет в Неаполь, а в итоге к собственной гибели. Он ещё пытается заигрывать с Австрией, не ведая о любовной связи Каролины с австрийским послом. Он ещё делает облик, что всё и все подвластны ему, но у него уже ничего не оставалось, помимо собственной шпаги: вдогонку за обвалом французского владычества в Европе будет сметена и его верх в Неаполе.

На острове Св. Елены Бонапарт вспоминал о своём маршале:

"Он обязан мне был всем, чем был позже. Он любил, могу более того проронить, обожал меня. В моём присутствии он благоговел и вечно был готов пасть к моим ногам. Мне не следовало удалять его от себя: без меня он ничего не значил, а находясь при мне, был моей правой рукой. Стоило мне только велеть, и Мюрат вмиг опрокидывал 4 или 5 тысяч дядя в данном направлении. Но, предоставленный самому себе, он терял всю энергию и рассудительность. Не понимаю, как этакий храбрец мог подчас трусить. Мюрат был храбр только в виду неприятеля, и тогда он мог превосходить храбростью всех на свете... В поле он был настоящим рыцарем и Дон Кихотом; в кабинете хвастуном без ума и решительности".

Он всю дорогу стремился подражать своему кумиру. Последнее предприятие Мюрата попытка отдать Неаполь похоже на триумфальное бегство Наполеона с острова Эльбы, как дурная пародия на оригинал. Горстка боец, ввязавшихся в его авантюру, разбежалась, сам он угодил в плен. Приговор смертная казнь.

Последние часы Мюрат держится с необыкновенным достоинством. Приговор выслушивает с презрительным спокойствием, держа в руке сердолик, на котором изображён профиль его супруги. При совершении казни отказывается завязать себе глаза. Хладнокровно смотрит, как заряжают ружья, и встаёт так, чтобы было ловчее по нему палить. Затем обращается к взводу боец со словами: "Солдаты, исполните ваш должок, стреляйте в сердце, но пощадите лик человеческий!"

И сам же скомандовал им: "Пли!"

*За недостатком места я только пересказываю некоторые наблюдения Жана Тюлара. С.О.

Так же читайте биографии известных людей:
Иоганн Глаубиц Iogann Glaubits

Выдающийся зодчий архитектуры барокко, создатель стилистики виленской школы архитектуры барокко.
читать далее

Иоганн Шадов Iogann Shadov

В отличие от многих мастеров XVIII столетия, Шадов не был потомственным скульптором. Его предки были крестьянами, сам же он родился в многодетной..
читать далее

Иоганн Кристиан Гельдерлин Johann Christian Friedrich Hlderlin

Иоганн Кристиан Гельдерлин - выдающийся немецкий поэт. Родился 20 марта 1770 года.Наиболее известными произведениями Иоганна Кристиана Гельдерлина..
читать далее

Иоганн Вольфганг Гёте Wolfgang Goethe

Иоганн Вольфганг Гёте - немецкий поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился 28 августа 1749 года.Наиболее известными произведениями Гёте..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий