Известные люди
»Иоганн Вольфганг Гёте
Рождение: Германия» Франкфурт-на-Майне, 28.8.1749 - 22.3
Иоганн Вольфганг Гёте - немецкий поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился 28 августа 1749 года.Наиболее известными произведениями Гёте являются:Страдания юного Вертера (1774)Лесной царь (1782)Опыт о метаморфозе растений (1790)Фауст (1774-1832)К теории цвета (нем. Zur Farbenlehre, 1810)Рейнеке-лис (1792).
Крупнейший стихотворец и универсальный гений немецкой литературы. Свое творчество он называл фрагментами огромной исповеди. Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и истина (Dichtung und Wahrheit ), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise ), доклад о поездке в Италию в 17861788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792 ) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а кроме того Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte ), охватывающие отрезок времени от 1790 до 1822, все были опубликованы в твердой уверенности, что нереально дать оценку поэзию, не поняв некогда ее автора.
Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. В отца пошел строгий мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу нрав вечно активный / И к россказням влеченье (пер. Д. Недовича), писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не излишне строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а позже три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему довольно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая немочь вынудила его прекратить учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором достаточно значительного числа произведений, большинство которых потом уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте просто кушал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten, 1767).
В Страсбурге, где в 17701771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта супротив принципов, установленных И.Х.Готшедом (17001766) и теоретиками Просвещения.
В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (17441803), ведущим критиком и идеологом движения Бури и натиска, переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное касательство Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей гений только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (G tz von Berlichingen ) и, используя шекспировские уроки, начал работу над Эгмонтом (Egmont ) и Фаустом (Faust ); помогал Гердеру составлять немецкие народные песни и сочинил уймище стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна топать от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю бытие его главным творческим принципом. В тот самый отрезок времени пылкое фортуна, каким его наполняла влюбленность к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied ), Майская песня (Mailied ) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band ); укоры же совести потом расставания с нею нашли отображение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Гёце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная слабость Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: влюбленность к девушке, уже обрученной с другим, доля собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, младой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения.
Одиннадцать лет при веймарском дворе (17751786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили бытие поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но больше всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода Бури и натиска отошли в прошлое; сейчас идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместоположение великих гениев его героями становятся совершенно обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой тройки Катулла, Тибулла и Проперция.
Многочисленные служебные обязанности Гёте солидно препятствовали завершению начатых им крупных произведений Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister ), Эгмонта, Ифигении (Iphigenie ) и Тассо (Tasso ). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает больше тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (17171768).
По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сию минуту перешел к оседлому образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе турне в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании супротив Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером, тот, что просил помощи в издании нового журнала Оры, и затем этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная служба над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (R mische Elegien ), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 17951796), продолжил работу над Фаустом и написал строй новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora ), Аминт (Amyntas ) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea ), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten ), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das M rchen ).
Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались Наполеон перекраивал Европу. В тот самый отрезок времени он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West- stlicher Diwan ), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее вирши органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют вирши Западно-восточного дивана. Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Spr che in Prosa, Spr che in Reimen ), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch, 1817), а кроме того в Разговорах с И.П.Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста. Скончался Гёте в Веймаре 22 марта 1832.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯГёц фон Берлихинген с железною рукою (G tz von Berlichingen mit der eisernen Hand, 1773), навеянный историческими хрониками Шекспира, дает яркую реалистическую картину Германии 16 в., рисуя конфликт старого имперского порядка, представленного его рыцарством и крестьянством, и новых сил, конфликт князей и городов, которым суждено предуготовлять современную существование. В основу пьесы Клавиго (Clavigo, 1774) положен момент из мемуаров П.О.К. Бомарше; в противоположность Гёцу это композиционно простая современная беда из жизни среднего сословия, поднятая Гёте на порядок проблемной пьесы, где всякий персонаж по-своему прав. Герой Эгмонта (Egmont, 1788) нидерландский штатгальтер (наместник) времен Филиппа II, казненный испанцами во время борьбы Нидерландов за отбояривание от испанского ига. Свобода главная задача трагедии. Использование оркестра, сопровождающего в последнем акте аллегорическое видение богини Свободы, вызвало в то время резкую критику, но позднее к этому приему прибег и Шиллер так был сделан основополагающий шаг на пути к вагнеровским музыкальным драмам, увертюра Бетховена к Эгмонту продолжила эту традицию. Ифигения в Тавриде (Iphigenie auf Tauris, 1787) поистине отменный гимн Гёте женщине. В противоположность Ифигении Еврипида, хитрой интриганке, героиня Гёте, поставив перед собой высокую мишень снять семейное проклятие, достигает этой цели отказом от кровной мести, ни при каких обстоятельствах не изменяет себе и живет чистой безгрешной жизнью, уверенная в том, что боги одобряют ее человеколюбие. Торквато Тассо (Torquato Tasso, 1790) потрясающая до глубины души и, при всех ограничениях, налагаемых возвышенностью стихотворного языка и классической формой, реалистическая и убедительная драма гения, которому грозит безумие. Роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) в деталях и непредвзято разбирает проблемы развода.
Опубликованный в 1774 сентиментальный психологический роман в письмах Страдания молодого Вертера (Die Leiden des jungen Werthers ) принес автору народную славу. Первая его доля содержит больше или менее точные обстоятельства несчастной влюбленности Гёте в Шарлотту (Лотту) Буфф, невесту его друга Г.К.Кестнера, летом 1772 в Вецларе. В основе второй части незадачливая фатум К.В.Иерузалема, брауншвейгского полномочного секретаря: презираемый аристократическим обществом Судебной палаты, изводимый начальством и влюбленный в жену коллеги, он в октябре 1772 покончил с собой. Кристаллизация этих материалов и персонажей, и все-таки, состоялась под действием тягостного инцидента, тот, что случился с Гёте в феврале 1774 в доме ревнивого мужа Максимилианы Брентано.
Небывалый счастливый момент романа не разрешено отнести только за счет непревзойденного искусства, с каким Гёте облекает заурядную историю любви в эпистолярную форму. Тут кредо целого поколения, восставшего супротив примитивного оптимистического рационализма отцов, которые в дивном изобилии природы усматривали действо умозрительных законов, в ее таинственном Творце своего рода часовщика, в событиях жизни комплект моральных прописей, а в окольных тропах потерь и обретений торный дорога к счастью, достижимому разумным поведением. Вопреки всему этому Вертер провозгласил право сердца.
Вильгельм Мейстер основной персонаж гётевской дилогии Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre ) и Годы странствования Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Wanderjahre ). По жанру это роман воспитания (Bildungsroman), раскрывающий органичное духовное формирование героя по мере накопления жизненного опыта. Первая редакция романа Театральное призвание Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters theatralische Sendung, написана в 17771786) обнаружилась в Швейцарии в 1910 и была опубликована в 1911. Роман замечателен реалистическим описанием актерского быта, жизни бюргеров и аристократов и поистине уникален в оценках немецких, французских и английских драматургов, в частности Шекспира. Годы учения Вильгельма Мейстера (17951796) были вдохновлены дружеским участием Шиллера; шесть книг Театрального призвания вошли в первые четыре книги новой редакции, но подверглись пересмотру с больше зрелых позиций автора. Согласно новому плану, Мейстера нужно было привести к больше универсальной, гуманистической жизненной концепции, которой не возбраняется было достичь, только общаясь с аристократами. Театр несомненно сохраняет близкое воспитательное важность, но только как окольный тракт в направлении идеала, а не как мишень сама по себе. Годы странствования, написанные в последние годы жизни (опубл. 1829), снова демонстрируют перемены в философии и манере письма, что характерно для Гёте, неизменно стремившегося ступать в ногу с меняющимся временем. Промышленная революция, по своим последствиям полно больше важная, чем скоротечная Французская революция, подтвердила, сколь радикально изменились времена с тех пор, как были завершены Годы учения. Примечательно, что по окончании своих европейских путешествий Вильгельм с семьей и группой друзей эмигрировал в Америку, где они намеревались сотворить демократическое братство тружеников.
Фауст центральная фигура многих легенд, не раз встречающаяся в истории литературы. Гёте понадобилось больше 60 лет, чтобы завершить обработку легенды по генеральному плану, составленному в 1770. Первая доля вышла в свет только в 1808. Вторая количество за исключением величественной трагедии Елены в III акте, начатой в 1800 и опубликованной в 1827, главным образом творчество последних лет жизни писателя (18271831); завершена незадолго до смерти Гёте и опубликована в 1833.
Два великих антагониста мистериальной трагедии Бог и демон, а суть человеческая Фауста только поле их битвы, которая всенепременно окончится поражением дьявола. Эта концепция объясняет противоречия в характере Фауста, его пассивную созерцательность и активную волю, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость, дуализм его натуры автор мастерски выявляет на всех этапах жизни героя.
Трагедию не возбраняется поделить на пять актов неравной величины, в соответствии с пятью периодами жизни доктора Фауста. В акте I, завершающемся договором с дьяволом, Фауст-метафизик пытается дозволить конфликт двух душ созерцательной и деятельной, которые символизируют сообразно Макрокосм и Дух Земли. Акт II, беда Гретхен, завершающая первую количество, раскрывает Фауста как сенсуалиста в конфликте с духовностью. Часть вторая, уводящая Фауста в вольный мир, к больше высоким и чистым сферам деятельности, насквозь аллегорична, это вроде бы сновидческая пьеса, где время и пространство не имеют значения, а персонажи становятся знаками вечных идей. Первые три акта второй части образуют единое целое и составляют сообща акт III. В них Фауст предстает художником, вначале при дворе Императора, вслед за тем в классической Греции, где он соединяется с Еленой Троянской, символом гармоничной классической формы. Конфликт в этом эстетическом царстве возникает между чистым художником, занимающимся искусством для искусства, и эвдемонистом, ищущим в искусстве личного наслаждения и славы. Кульминация трагедии Елены брак с Фаустом, в котором находит выражение синтез классики и романтизма, какого искал и сам Гёте, и его милый ученик Дж.Г.Байрон. Гёте отдал поэтическую дань Байрону, наделив его чертами Эвфориона, отпрыска этого символического брака. В акте IV, завершающемся смертью Фауста, он представлен как военачальник, инженер, колонист, деловой мужчина и строитель империи. Он на вершине своих земных свершений, но внутренний разлад по-прежнему мучит его, потому как что он не в силах достичь человеческого счастья, не разрушая человеческой жизни, одинаково как не в силах сформировать рай на земле с изобилием и работой для всех, не прибегая к дурным средствам. Дьявол, вечно присутствующий рядом, на самом деле необходим. Этот акт заканчивается одним из самых впечатляющих эпизодов, созданных поэтической фантазией Гёте, встречей Фауста с Заботой. Она возвещает ему близкую конец, но он надменно игнорирует ее, до последнего вздоха оставаясь своевольным и неблагоразумным титаном. Последний акт, вознесение и преображение Фауста, где Гёте беспрепятственно использовал символику католических небес, завершает мистерию величавым финалом, с молением святых и ангелов за избавление души Фауста милостью благого Бога.
Влияние Фауста на немецкую и народную литературу огромно. Поэтической красотой с Фаустом не сравнится ничто, а по цельности композиции неужто что Потерянный рай Мильтона и Божественная комедия Данте.
Так же читайте биографии известных людей:
Иоганн Зейме Iogan Gotfrid Seume
Иоганн Зейме - немецкий поэт и писатель. Родился 29 января 1763 года.Наиболее известными произведениями Иоганна Зейме являются: "Wichtige..
читать далее →
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер Johann Schiller
Фридрих Шиллер - полное имя Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер - немецкий драматург, поэт и историк. Родился 10 ноября 1759 года.Фридрих Шиллер..
читать далее →
Иоганн Арндт Johann Arndt
Немецкий лютеранский теолог и религиозный писатель. Родился 27 декабря 1555 в Балленштедте (Анхальт) в семье лютеранского пастора и рано осиротел.
читать далее →
Иоганн Каспар Лафатер Johann Caspar Lavater
Лафатер занимал должность сначала приходского диакона, а потом пастора в своём родном городе. В 1796 г. за протест против оккупации Швейцарии..
читать далее →