Известные люди
»Исаак Кабо
Рождение: Россия
Близилась к концу весна 1942 года. В эти дни корабли Краснознаменного Балтийского флота спешно заканчивали ремонт - не за горами было начало активных боевых действий на Балтике. Вот и на подлодке "Щ-309", которой командовал капитан 3 ранга И.С.Кабо, жизнь била ключом: весь личный состав корабля был занят подготовкой к многообещающему морскому походу. Однако флотское начальство не спешило выводить "щуки" на боевые позиции, и вот почему. Накануне столь серьезной кампании была произведена тщательная разведка предполагаемого района дислокации подводных лодок. Ознакомившись с разведданными, командующий флотом посчитал, что время великих битв для больших субмарин еще не настало и первыми в море должны отправиться "малютки".
Светлыми июньскими вечерами, когда в Ленинграде начались белые ночи, командиры "щук" коротали время приятель у друга, обсуждая дела на фронте и недавние победы коллег по оружию. Особенно любили они думать у Исаака Кабо - бесстрашного и талантливого моряка и, сообща с тем, человека необычайно приветливого и спокойного по характеру. На всей плавбазе вряд ли нашлась бы ещё одна командирская корабельная комната, которая так же притягивала гостей. Недаром на масос видном месте ее владелец повесил боготворимую им скрипку. Царство скрипки начиналось постоянно, когда Кабо удавалось выкроить немного свободных минут. Поздними вечерами по коридорам плавбазы лились волшебные звуки "Крейцеровой сонаты". На их зов спешили в каюту Кабо друзея-моряки И.Травкин, Д.Ярошевич, Е.Осипов - все, кто в тот самый день был свободен от срочных работ.
Но вечером 12 июня Исаак Кабо не играл. Назавтра одним из первых в дивизионе в поход должен был покинуть юный начальник "Щ-406" Евгений Осипов (свою лодку он получил всего полгода назад). Друзья засиделись допозна. Давая последние наставления Осипову, Исаак Кабо вспоминал недавний боевой навык балтийских "малюток" - как они хватко штурмовали врага, вели разведку, форсировали минные заграждения. У всех на устах был геройский поступок лодки "М-97" А.И.Мыльникова, которая, скрытно проникнув в Таллиннскую бухту, удачно торпедировала фашистский транспорт. К этому времени первые победы появились и на боевом счету балтийских "щук". В одном из походов лодочка "Щ-323" под командованием Ф.И.Иванцова потопила немедленно два танкера противника. Да, таковый мощный подводный флот сможет изрядно потрепать фашистов уже в сорок втором, подвел черту разговорчик Кабо. С ним с охотой согласился оптимальный боевой товарищ Иван Травкин - в эти дни никто из собравшихся не думал о том, что драться придется целых четыре года...
В довоенные годы Исаак Соломонович Кабо работал на металлургическом заводе. Но настоящим его призванием оказалось море. Вэтого за единственный год следом окончания Военно-морского училища им.Фрунзе в 1936г. Исаак Кабо сумел выдвинуться от штурмана до командира подводного корабля. Накануне Великой Отечественной капитан 3 ранга И.С.Кабо принял под родное руководство подводную лодку "Щ-309" ("Дельфин") Краснознаменного Балтийского Флота. А уже 23 июня 1941 года, на второй день войны, "Щ-309" отправилась в основополагающий боевой поход. В конце сентября лодке Кабо было предписано занять новую позицию в Рижском заливе, куда начальник и отвел свой судно.
В дни ожесточенных боев за Ленинград, конда немцы, пользуясь значительным перевесом в активный силе и технике, упрямо рвались к городу, большинство балтийских подлодок несли боевое дежурство в районе Финского залива. Их действия ощутимо сковывал неприятель. Он не только пядь за пядью заминировал акваторию залива, но и сосредоточил в восточной его части несметные сторожевые корабли, катера, канонерские лодки, выставив свои корабельные дозоры тотчас на трех рубежах (Таллинн - Хельсинки, Гогланд - Хаапасари, Гогланд - Нарвский залив). Как бы в реакция, в августе 1942г. на Балтике началось развертывание второго эшелона советских подлодок, в состав которого вошла и "Щ-309".
13 августа "Дельфин" покинул ленинградскую гавань и взял вектор движения на Кронштадт. По пути лодочка была трижды обстреляна немецкой береговой артиллерией, но, несмотря на близкие разрывы вражеских снарядов, достигла места назначения целой и невредимой. Через трое суток "Щ-309" в сопровождении четырех морских охотников и группы тральщиков отправилась на боевую позицию. Отряд прикрытия провел "Щ-309" в район острова Лавенсаари, где субмарина провела остаток ночи и весь следующий день, скрываясь от немецких самолетов-разведчиков в бухте Норе-Каельлахт. Ночью 19 августа весь эскорт в прежнем составе конвоировал лодку ещё немного часов, в то время как она не удалилась от Лавенсаари на значительную дистанцию - дальше ей предстояло передвигаться независимо, в подводном положении. Успешно миновав противолодочные минные заграждения у мыса Юминда, "Дельфин" вышел в открытое море и заступил на боевое дежурство.
25 августа вахтенный начальник старшой лейтенант Беглов заметил основополагающий невеликий конвой противника - транспорт и пару кораблей охранения. Кабо сразу же объявил торпедную атаку. В перископ было видно, что миноносец является больше близкой целью, чем транспортное судно, и мало заслоняет его корпусом. Точно обусловить прыть транспорта не удалось. В этой ситуации Кабо принял нетрадиционное и весьма дерзновенное заключение - палить по транспорту и миноносцу в то же время. Если штурмовая вылазка будет удачной, лодчонка не только пустит ко дну определенное численность брутто-регистровых тонн стратегически важных грузов, но и сможет избежать обязательного в таких случаях преследования. Впоследствии начальник "Щ-309" рассказывал об этой операции так: " Хотя говорят, что за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь, я решил палить разом и по транспорту, и по эсминцу. Во-первых, уже если топить, так топить, а во-вторых, от преследователя избавимся. Дал залп... Погрузились, но и за шумом воды в балластных цистернах явственно донеслись взрывы обеих торпед".
Пока торпеды поражали цели, "Щ-309" молниеносно уходила на глубину. Отлежавшись на дне капельку больше получаса, лодчонка всплыла под перископ. Как и ожидал Кабо, бояться возмездия разрешено было только со стороны двух немецких самолетов, упрямо круживших над местом гибели конвоя на 150-метровой высоте. Обнаружить субмарину, покуда она не поднялась на поверхность воды, самолеты не могли. Поэтому начальник решил изготовить подзарядку аккумуляторных батарей и провентилировать лодку глубокой ночью, на час позже, чем предусматривал рабочий график. Но и это не спасло всплывший "Дельфин" от атаки немецкого бомбардировщика, тот, что вдруг выскочил из темноты на лунную дорожку. "Срочное погружение!" - моментально отреагировал Кабо. Лодка начала погружаться до такой степени резво, что, когда авиалайнер совершенно лег на боевой вектор движения, ее остов уже скрылся под водой. Прогремевший с правой стороны по борту близкий взрыв повредил важную аппаратуру. Особенно сокрушался начальник о сломанном эхолоте - как же в настоящее время он будет предуготовлять местоположение подводного корабля без специального прибора для измерения морских глубин? Эту, казалось бы, неразрешимую проблему (эхолот подлежал ремонту только в заводских условиях) умелые руки старшины Фесенко устранили всего за два дня. Теперь ничто не мешало кораблю-счастливчику отпраздновать двойную победу, в честь которой на камбузе кок готовил свой фирменный обед с ароматным бульоном и пухлыми пончиками.
Через немного дней "Щ-309" еще раз торпедировала фашистский транспорт водоизмещением не менее шести тысяч тонн. Но результаты этой атаки так и остались секретом для экипажа подводного корабля: недруг сбросил на "Щ-309" серию из одиннадцати глубинных бомб, заставив лодку немедля оставить связанный с опасностью район.
4 сентября на море установился совершенный штиль - так зачастую бывает следом сильных и затяжных штормов. Кабо ни на минуту не покидал свой пост у перископа. Наблюдать за поверхностью моря командиру было нелегко: прямо в окуляр перископа били яркие солнечные лучи, которые отражались от водной глади. Неожиданно на горизонте показался караван судов противника - два транспорта, семь кораблей охранения. Столь бессчетный неприятельский отряд был способен смутить любого опытного командира, чья лодочка несла боевое дежурство в одиночку, но только не Исаака Кабо. У последнего не возникло никаких сомнений сравнительно того, стоит ли штурмовать конвой. Другое занятие - как? Командир "Щ-309" решил, что его лучшим помощником должно сделаться... светило - да-да, то самое солнуе, которое ещё немного минут обратно мешало ему разобрать вражеские корабли. Атакуя транспорт противника, думал Кабо, необходимо шагать пересекающимся курсом. При правильном выборе точки залпа лодчонка попрости растворится в слепящем глаза солнечном потоке. Тогда один торпедный залп может быть сделан в упор, а значит, точно достигнет цели. Так оно и случилось. От двух в то же время выпущенных торпед транспорт дал сильную течь и без малого тотчас же затонул. И на тот самый раз "Щ-309" не была обнаружена вражескими сторожевыми кораблями. Двенадцать глубинных бомб преследователи сбросили в воду вслепую, как говорится, для очистки совести. А посредством неделю начальник "Щ-309" предпринял ещё одну атаку, последнюю в этом долгом походе.
В результате недруг лишился неплохого транспорта "Бонден" валовой вместимомтью рядом 700 брт*. Месть за одержанную лодкой победу была жестокой. Близкие взрывы глубинных бомб, которым подводники потеряли счет, швыряли лодку из стороны в сторону. Над субмариной нависла нешуточная опасность: с одной стороны, супостат достаточно точь-в-точь "вычислил" лодку, а с прочий, у нее отсутствовала малейшая вероятность изменить местоположение, так как, включив моторы, лодчонка решительно выдала бы себя. Кабо хладнокровно ждал, когда же у немцев иссякнет боезапас. Отбомбившись, фашистские катера ещё пару часов бороздили море над притаившейся лодкой. Все это время их гидроакустики бесполезно пытались прослушать подводный судно. Поиски пришлось перестать. Но вряд ли неприятель покинул бы район недавней атаки, закрадись у него хоть капелька сомнения в том, что советская подлодка уничтожена. Вернувшись в базу, Кабо узнал, что и там "Щ-309" считали погибшей. Поводом послужила случайно-перехваченная радиограмма противника, которая сообщала о гибели советской субмарины.
* Брутто-регистровая тонна, единица измерения валовой вместимости грузового судна.
53 дня и 53 ночи "Щ-309" находилась в боевом походе. Несмотря на то, что она не получила серьезных повреждений, одержанные победы не дались даром. Тридцать семь раз начальник Исаак Кабо проводил свой судно сквозь плотные линии минных заграждений. 21 марта 1943 года для вручения экипажу "Щ-309" гвардейского военно-морского флага на лодку прибыл командущий Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф.Трибуц. Из его рук тот самый флаг перешел в руки командира субмарины капитана 3 ранга Исаака Соломоновича Кабо.
В середине 1944 года И.С.Кабо был переведен на другую лодку, но не забывал постоянно справляться о боевых успехах своей старой "гвардейки". А в успехах недостатка не было: осенью 1944г. экипаж "Щ-309", минувший школу Исаака Кабо, потопил немного крупных транспортов противника, в том числе "Норден-хамн" вместимостью 4592 брт.
Так же читайте биографии известных людей:
Исаак Дунаевский Isaak Dunaevsky
В 1950 году Дунаевского ждал грандиозный успех после выхода фильма Ивана Пырьева "Кубанские казаки". Песня "Каким ты был" стала всенародным шлягером..
читать далее →
Исаак Шварц Isaak Shvarts
И.И. Шварц народный артист России, лауреат Государственной премии России, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России..
читать далее →
Исай Браудо Isaj Aleksandrovich Braudo
БРАУДО, ИСАЙ (ИСАЙЯ) АЛЕКСАНДРОВИЧ (1896-1970), русский органист, педагог, музыковед.
читать далее →
Исайя Томас Isaya Tomas
Исайя Томас, бесспорный лидер "Детройт Пистонз" на протяжении всей своей тринадцатилетней карьеры, родился 30 апреля 1961 года в Чикаго, штат..
читать далее →