Известные люди
»Каземир Малевич
Рождение: Украина, 23.2.1879 - 15.5
Каземир Малевич - известный русский и советский художник-авангардист. Родился 23 февраля 1879 года.Каземир Малевич является основоположником такого направления живописаи как супрематизм (картина "Черный квадрат"). Помимо "Черного квадрата" наиболее известными произведениями Малевича являются: "Черный круг", "Красный квадрат" и др.
МАЛЕВИЧ Казимир Северинович ( 11 февраля 1878, Киев - 15 мая 1935, Ленинград) русский живописец, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма, искусства геометрической абстракции.
Родился в семье выходцев из Польши, был старшим посреди девятерых детей. В 1889-94 гг. семейство нередко переезжала с места на место; в селе Пархомовка близ Белополья Малевич закончил пятиклассное агрономическое училище. В 1895-96 гг. непродолжительное время занимался в Киевской рисовальной школе Н. И. Мурашко. С 1896, после этого переезда в Курск, служил чертежником в техническом управлении железной дороги.
Осенью 1905 приехал в Москву, посещал с ознакомительными целями занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Строгановском училище; жил и работал в доме-коммуне художника В. В. Курдюмова в Лефортове. Посещал занятия в частной студии Ф. И. Рерберга (1905-10). Проводя лето в Курске, Малевич работал на пленэре, развиваясь как неоимпрессионист.
Вхождение в круг новаторов.
Малевич участвовал в выставках, инициированных М. Ф. Ларионовым: "Бубновый валет" (1910-11), "Ослиный хвост" (1912) и "Мишень" (1913). Весной 1911 сблизился с петербургским обществом "Союз молодежи", членом которого стал в январе 1913 (вышел в феврале 1914); в 1911-14 экспонировал свои работы на выставках объединения, участвовал в вечерах-диспутах. Декоративно-экспрессионистические полотна Малевича рубежа 1900-10-х гг. свидетельствовали об освоении наследия Гогена и фовистов, трансформированного с учетом живописных тенденций русского "сезаннизма". На выставках художником был представлен и его личный вариант русского неопримитивизма - картины на темы крестьянской жизни (полотна так называемого первого крестьянского цикла) и строй работ с сюжетами из "провинциальной жизни" ("Купальщик", "На бульваре", "Садовник", все 1911, Стеделик музеум, и др.).
С 1912 началось творческое содружество с поэтами А. Е. Крученых и Велимиром Хлебниковым Малевич оформил строй изданий русских футуристов (А. Крученых. Взорваль. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1913; В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро. Трое. СПб., 1913; А. Крученых, В. Хлебников. Игра в аду. 2-е доп. изд. Рис. К. Малевича и О. Розановой. СПб., 1914; В. Хлебников. Ряв! Перчатки. Рис. К. Малевича. СПб., 1914; и др.). Его живопись этих лет демонстрировала нашенский вариант футуризма, получивший наименование "кубофутуризм": кубистическое трансформирование формы, призванное утвердить самоценность и самостоятельность живописи, соединилось с принципом динамизма, культивируемым футуризмом ["Точильщик (Принцип мелькания)", 1912, и др.].
Работа над декорациями и костюмами к постановке в конце 1913 футуристической оперы "Победа над Солнцем" (контент А. Крученых, музыка М. Матюшина, пролог В. Хлебникова) в дальнейшем была осмыслена Малевичем как становление супрематизма. В живописи в это время художник разрабатывал темы и сюжеты "заумного реализма", использовавшего алогизм, иррациональность образов как инструмент разрушения окостеневшего традиционного искусства; алогическая живопись, выражавшая заумную, трансрациональную действительность, была построена на шокирующем монтаже разнородных пластических и образных элементов, складывавшихся в композицию, наполненную неким смыслом, посрамляющим обыденный мозг своей непостижимостью ("Дама на остановке трамвая", 1913; "Авиатор", "Композиция с Моной Лизой", обе 1914; "Англичанин в Москве", 1914, и др.).
Возникновение супрематизма.
После начала 1-й важный войны выполнил строй агитационных патриотических лубков с текстами В. В. Маяковского для издательства "Современный лубок".
Весной 1915 возникли первые полотна абстрактного геометрического стиля, вскоре получившего наименование "супрематизм". Изобретенному направлению - регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами и погруженным в некую "белую бездну", где господствовали законы динамики и статики, - Малевич дал наименование "супрематизм". Сочиненный им термин восходил к латинскому корню "супрем", образовавшему в родном языке художника, польском, словечко "супрематия", что в переводе означало "превосходство", "главенство", "доминирование". На первом этапе существования новой художественной системы Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надобно всеми остальными компонентами живописи. На экспозиции "О,10" в конце 1915 впервой показал 39 полотен под общим названием "Супрематизм живописи", в том числе самое знаменитое близкое произведение - "Черный квадрат (Черный квадрат на белом фоне)"; на этой же экспозиции распространялась брошюра "От кубизма к супрематизму". Летом 1916 Малевич был призван на военную службу; демобилизован в 1917. В мае 1917 был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (младой фракции). В августе стал председателем Художественной секции Московского Совета солдатских депутатов, где вел обширную культурно-просветительную работу. В октябре 1917 был избран председателем общества "Бубновый валет". В ноябре 1917 столичный Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила секьюрити ценностей Кремля.
Послереволюционная занятие.
В марте-июне 1918 деятельно сотрудничал в московской газете "Анархия", опубликовав возле двух десятков статей. Участвовал в работах по декоративному убранству Москвы к празднику 1 Мая. В июне был избран членом московской Художественной коллегии Отдела Изо Наркомпроса, где вошел в музейную комиссию совместно с В. Е. Татлиным и Б. Д. Королевым. В результате расхождения с членами московской коллегии переехал летом 1918 в Петроград. В петроградских Свободных мастерских Малевичу была поручена одна из мастерских. Оформил петроградскую постановку "Мистерии-Буфф" В. В. Маяковского в режиссуре В. Э. Мейерхольда (1918). В 1918 были созданы полотна "белого супрематизма", последней стадии супрематической живописи.
В декабре 1918 вернулся в Москву. Принял руководство живописными мастерскими в московских I и II ГСХМ (в I-х совместно с Н. А. Удальцовой ). В июле 1919 закончил в Немчиновке первостепеннный здоровенный теоретический работа "О новых системах в искусстве".
В начале ноября 1919 переехал в Витебск, где получил пост руководителя мастерской в Витебском Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом. В конце того же года в Москве состоялась первая персональная экспозиция Малевича; представляя концепцию художника, она разворачивалась от ранних импрессионистических работ сквозь неопримитивизм, кубофутуризм и алогические полотна к супрематизму, делившемуся на три периода: черный, многоцветный, белый; завершалась экспозиция подрамниками с чистыми холстами, наглядной манифестацией отказа от живописи как таковский.
Витебский отрезок времени (1919-22) был отдан сочинению теоретических и философских текстов; в те годы были написаны без малого все философские произведения Малевича, в том числе немного вариантов фундаментального труда "Супрематизм. Мир как беспредметность". В рамках деятельности созданного им объединения "Утвердителей нового искусства" (Уновис) Малевичем были опробованы многие новые идеи в художественной, педагогической, утилитарно-практической сферах бытования супрематизма.
Научная и педагогическая дело.
В конце мая 1922 переехал из Витебска в Петроград. С осени 1922 преподавал рисунок на архитектурном отделении петроградского Института гражданских инженеров. Создал немного образцов и спроектировал супрематические росписи для фарфоровых изделий (1923). Исполнил первые рисунки "планитов", ставших проектной стадией в возникновении пространственно-объемного супрематизма. В 1920-е гг. возглавлял Государственный институт художественной культуры (Гинхук). Руководил ещё в Гинхуке формально-теоретическим отделом, потом переименованным в отдел живописной культуры. В рамках экспериментальной работы института проводил аналитические исследования, занимался разработкой собственной теории прибавочного элемента в живописи, а кроме того начал к изготовлению объемных супрематических построений, "архитектонов", служивших, по мысли автора, моделями новой архитектуры, "супрематического ордера", тот, что должен был улечься в основу нового, всеобъемлющего универсального стиля.
После разгрома Гинхука в 1926 Малевич вкупе с сотрудниками был переведен в Государственный институт истории искусства, где стоял во главе комитетом экспериментального изучения художественной культуры.
В 1927 уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта) и Берлин (29 марта - 5 июня). В Варшаве была развернута экспозиция, на которой прочел лекцию. В Берлине Малевичу был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной экспозиции (7 мая - 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухауз в Дессау, где познакомился с В. Гропиусом и Ласло Мохой-Надем; в том же году в рамках изданий Баухауза была опубликована книжка Малевича "Мир как беспредметность". Получив внезапное предписание возвратиться в СССР, спешно выехал на родину; все картины и архив оставил в Берлине на попечение друзей, так как предполагал в будущем произвести большое выставочное турне с заездом в Париж. По приезде в СССР был арестован и три недели провел в заключении.
В 1928 началась публикация цикла статей Малевича в харьковском журнале "Новая генерация". С этого года, готовя персональную выставку в Третьяковской галерее (1929), художник возвратился к темам и сюжетам своих работ раннего крестьянского цикла, датируя новонаписанные картины 1908-10; постсупрематические полотна составили второй крестьянский цикл. В конце 1920-х гг. был создан кроме того строй неоимпрессионистических произведений, чья датировка была сдвинута автором на 1900-е гг.
Еще одну серию постсупрематических картин составили холсты, где обобщенно-абстрагированные формы мужских и женских голов, торсов и фигур использовались для конструирования идеального пластического образа.
В 1929 преподавал в Киевском художественном институте, приезжая туда произвольный месяц. Персональная экспозиция в Киеве, работавшая в феврале-мае 1930, была жестко раскритикована - осенью того же года художник был арестован и заключен на немного недель в ленинградскую тюрьму ОГПУ.
В 1931 создал эскизы росписей Красного театра в Ленинграде, интерьер которого был оформлен по его проекту. В 1932-33 гг. заведовал экспериментальной лабораторией в Русском музее. Творчество Малевича последнего периода жизни тяготело к реалистической школе русской живописи. В 1933 возникла тяжелая хворь, приведшая художника к смерти. По завещанию он был похоронен в Немчиновке, дачном поселке близ Москвы.
Так же читайте биографии известных людей:
Каземир Плучс Kazemir Pluchs
Сорок семь лет он провел на манеже цирка, из них тридцать пять клоуном, ежедневно смешащим публику. Удивительна жизнь этого человека.
читать далее →
Казимеж Дейна Kazimezh Deyna
Польский футболист, один из лучших бомбардиров в мировом футболе. Участник Олимпийский игр 1972.
читать далее →
Казимеж Айдукевич Kazemej Aydukevich
один из наиболее выдающихся представителей львовско-варшавской школы в логике. Изучал философию во Львове (19081912) под руководством К...
читать далее →
Казимеж Функ Casimir Funk
Окончил Бернский университет, в 1904 получил степень доктора философии в области химии. Работал в Пастеровском институте в Париже (19041906),..
читать далее →