Известные люди
»Константин Вишневецкий
Рождение: Украина
Старший лейтенант К. Г. Вишневецкий совершил 123 боевых вылета, в 39 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 13 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Константин Вишневецкий родился в Июне 1914 года на хуторе Солдатский, сегодня село Дмитровка Казанковского района Николаевской области, в семье рабочего. Окончил среднюю школу и фабрично - заводское училище, работал токарем. В Красной Армии с 1935 года. Окончил Одесскую военную школу пилотов в 1937 году. Участвовал в походе Советских войск в Западную Белоруссию в 1939 году.
С первых дней Великой Отечественной войны мужественно сражался с врагом на различных фронтах.
Отличился 17 Апреля 1943 года в боях за Мысхако. В тот день лётчикам 298-го истребительного авиационного полка была поставлена задача: закрыть войска на "Малой Земле" с воздуха. Патрулируя над полем боя, одна из групп полка своевременно заметила 20 вражеских бомбардировщиков в сопровождении 15 истребителей и завязала с ними махач. Воздушная схватка разыгралась над морем. Ведущий группы Старший лейтенант К. Вишневецкий скоро повёл своих ведомых в атаку. С первого захода он удачно атаковал и сшиб вражеский бомбардировщик, 2 других подожгли Старший лейтенант В. Дрыгин с своим ведомым. На содействие бомбардировщикам противника бросились истребители. Бой разгорелся с новой силой. Сержанта В. Александрова вместе с тем штурмовали 3 вражеских истребителя. Отважный комсомолец умело вывел свою машину из - под удара. Гнавшийся за ним германский лётчик не успел своевременно уклониться от препятствия и на громадный скорости врезался в скалу.
Старший лейтенант К. Вишневецкий стал одним из лётчиков 298-го ИАП, в особенности отличившегося в воздушных боях на Кубани. В одном из боёв над "Голубой линией" был нелегко ранен, истекая кровью, он по возвращении из боя мастерски посадил авиалайнер на своем аэродроме. Геройски сражаясь в воздухе с врагом, он завоевал всеобщую влюбленность посреди личного состава.
К лету 1943 года начальник эскадрильи 298-го истребительного авиационного полка ( 229-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная вс, Северо - Кавказский фронт ) Старший лейтенант К. Г. Вишневецкий совершил 123 боевых вылета, в 39 воздушных боях сшиб лично 10 и в составе группы 13 самолётов противника. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Интересно, что в тот же день его 298-й авиаполк, за успехи в боях на Кубани, был преобразован в 104-й Гвардейский.
Затем он продолжил службу в составе 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии ( начальник А. И. Покрышкин ). В конце Сентября 1943 года, в бою над рекой Молочной, Константин Вишневецкий сшиб 2 вражеских самолёта, ещё был ранен, сызнова привёл машину на аэровокзал и сумел её усадить. После ранения его правая лапа частично потеряла подвижность, и он был отстранён от лётной работы.
Помошник командира 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии ( 6-й Гвардейский истребительный авиационный остов, 2-я Воздушная вооруженные силы ) по тактико - стрелковой подготовке Гвардии Майор К. Г. Вишневецкий погиб в середине Январе 1945 года ( по другим источникам - 30 Июля 1944 года ) в дорожно - автомобильной катастрофе.
Это была тяжёлая утрата для всей дивизии. Нелепая конец уже в канун полной победы вырвала из рядов незаурядного лётчика и умелого командира. Он погиб при перебазировании командного пункта танковой армии Рыбалко, где находился в качестве представителя ВВС. Вишневецкий ехал в колонне машин на трофейном мотоцикле. Внезапно колонна была атакованы четвёркой FW-190. Шофёр одного из грузовиков грубо рванул с дороги в сторону поля и очень ударил ехавшего сбоку Вишневецкого...
К моменту гибели на его счету было больше 200 боевых вылетов, 20 самолётов сбитых лично и 15 в группе. Похоронен во Львове на Холме Славы. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени. В посёлке Казанка Николаевской области в память о Герое установлен обелиск.
* * *
ВОСПОМИНАНИЯ О ДРУГЕ
Впервые мы встретились в 1937 году. Он прибыл в моё звено на место лётчика. Молодой, ладный, розовощекий. Подошёл ко мне, лихо козырнул, отрекомендовался:
- Лейтенант Вишневецкий.
Из - за дрянной погоды ревизовать лётное умение прибывших молодых пилотов длительно не удавалось. А когда затем дождей и абсолютный облачности выдался явственный безоблачный день, к полёту подготовили спарку. Командир полка собрал новичков.
- Пока летать будете с инструктором. Прикрепляю к вам для обучения командира эскадрильи капитана Беркаля.
Слушатели недовольно загудели. Послышались голоса:
- Опять заставляете обучаться !
- В курсанты зачислили !
- Выходит, мы понапрасну лётную школу кончали ?
Командир усмехнулся:
- Эх вы, молодёжь зелёная. Ничего - то не понимаете. Разве мы сомневаемся в том, что вы обучены летать. Сомневались бы - отнюдь к самолётам не допустили. Но мы считаем, лётчику - истребителю всего ничего несложно мочь летать. Истребитель обязан быть виртуозом, мастером своего дела, я бы сказал, артистом. Вы со мной не согласны ?
- Нет, почему же... Мы понимаем, - смущённо ответил за всех Вишневецкий.
- Вот и неплохо...
Все свободные от занятий собрались на аэродроме. Я также пришёл кинуть взор, на что способен мой свежий подчинённый. Как раз Капитан Беркаль обратился к Вишневецкому:
- Товарищ Лейтенант, принимайте самолёт, вы летите первым. Полёт по кругу. Я в управление не вмешиваюсь.
Ровно катится самолёт по взлётной полосе, набирает прыть и плавно отрывается от земли. Что ж, взлёт сделан мастерски. Мысленно я ставлю Вишневецкому первую оценку: "пять".
Самолёт набирает высоту, делает размашистый круг и идёт на посадку. Я уже начал симпатизировать своему подчинённому, потому чуть-чуть волнуюсь: как - то он приземлится. Ведь посадка - самый-самый непростой компонент полёта, в этом месте требуется и точный расчёт и ладный глазомер. Но страхи мои напрасны. Машина касается земли всеми тремя точками. Несколько полетов с инструктором, выполнение некоторых фигур высшего пилотажа - и Вишневецкий готов к самостоятельным полётам. Последний раз с ним вылетает сам начальник полка. Он доволен. После полёта говорит:
- Вы знаете, Лейтенант, у вас развито ценное свойство - быстрая реакция. Будете хорошим лётчиком.
Потом Костя Вишневецкий летал в одном звене со мной. Все учебные задания он выполнял только на "отлично".
Незаметно мы с ним сблизились. Он зачастую заходил ко мне домой. Мы подолгу беседовали за чашкой чая. Но в особенности дорог он мне стал потом одного случая. Мы сидели с ним в комнате и горячо обсуждали только что прошедшие полёты. Увлеклись в такой степени, что забыли о моём сыне - малыше. А тот забрался на оконце и начал шалить. Он, конечно, выпал бы на улицу и разбился, если бы Костя не метнулся к нему и не подхватил ребёнка практически на лету.
Теперь мы с Вишневецким ещё больше подружились. Вместе участвовали в походе Советских войск в Западную Белоруссию. В одном строю прикрывали наши войска и сообща перелетели на аэровокзал Белостока.
Но работа есть работа ! И в Мае 1940 года пришлось нам разлучиться. Я получил новое направление и уехал.
А позже началась Великая Отечественная махаловка. Она принесла советскому народу неисчислимое беда, разлучила многих родных и близких людей. Мне же махаловка помогла повстречаться с другом. Полк, в котором я служил заместителем командира по политической части, участвовал в горячих боях, а опосля был выведен на роздых. К нам поступили пополнение лётчиков и новые самолёты. Потом была напряжённая учёба, слётывание. И вот мы снова можем ходить в махач. Для окончательной проверки нашей готовности из штаба ВВС прибыла группа инспекторов. Среди них мой дружбан Старший лейтенант Вишневецкий.
Кто пережил подобные встречи, тот знает им цену. Рассказам не было конца. Костя поведал мне, что битва застала его с семьёй там, где мы совместно служили. Утром 22 Июня он проснулся от ноющего гула моторов. Светало. На розовеющем небе чётко вырисовывались силуэты невысоко летящих самолётов с фашистской свастикой на крыльях. Вначале показалось, что это страшенный дрёма. Но последовавшие далее взрывы бомб не оставляли сомнений. В крайний раз обняв перепуганных детей и жену, Костя бросился на аэровокзал. Больше своих детей он не видел. Их в тот же день похоронила фашистская взрывчатка.
Когда Вишневецкий выскочил на улицу, вокруг горели дома. Фашистские самолёты шли колонна за колонной. Где ползком, а где перебежками добрался он до аэродрома. Его "ястребок" был невредим, и Костя поспешил в кабину. Вместе с командиром эскадрильи вырулили на взлётную полосу. Впереди упала взрывчатка. Взрывная волна грубо развернула самолёт, но, к счастью, не повредила его.
И вот Вишневецкий в воздухе. Внизу рвутся бомбы. Не хочется доверять, что самолёт командира эскадрильи загорелся и уже не взлетит.
Костя единственный в воздухе. Набирая высоту, он замечает, что на него скоро идёт пара Ме-109. Резко развернувшись, уходит из - под атаки и сам заходит в хвостище бомбардировщику Ju-88. Даёт длинную очередность. Из правого мотора "Юнкерса" выбивается полымя, оно растёт, и вот уже бомбардировщик превращается в факел и падает.
Слева у Вишневецкого появляется самолёт с красными звёздами. Костя узнает машину командира полка и пристраивается к ней. Теперь они атакуют в паре, и ещё единственный фашистский бомбардировщик врезается в землю.
На какое - то время небосклон очистилось. В воздухе остались только немного успевших взмыть И-16. Посадка на первостепенный аэропорт невозможна, и группа идёт на запасный.
Сердце Кости сжимается до боли. Нестерпимо жаль погибших товарищей. Хочется мстить за них, за детей, за женщин и стариков, ставших жертвами вероломного нападения фашистов. Несколько раз в тот самый и в следующие дни Вишневецкий поднимался в воздух, участвовал в отражении атак вражеской авиации.
В районе Смоленска во время штурмовки механизированной колонны фашистов Костя увидел, как огромная грузовая агрегатина, перескочив кювет, пытается оставить в поле. "Не уйдёшь, паразит", - думает лётчик и, пикируя на нее, нажимает гашетку. Когда агрегатина загорелась, Костя вывел самолёт из пике, стал набирать высоту. И тут огромной силы взрыв сразил воздух. Вишневецкий ощутил резкий толчок. Что - то обожгло правую ногу, кровь стала наполнять сапог. Вскоре от потери крови закружилась башка, стало меркнуть в глазах. Собрав последние силы, Вишневецкий пересёк линию фронта и посадил самолёт в поле на фюзеляж.
Около 5 месяцев врачи восстанавливали его самочувствие. А опосля руководство направило Костю в запасной полк обучать молодых лётчиков. Более 100 дядя подготовил он для фронта, но самого его на фронт не пускали. Потом Вишневецкого, как отличного лётчика - истребителя, перевели в инспекцию ВВС.
Рассказав мне всё это, Костя внезапно заявил:
- А в настоящее время что хотите со мной делайте, из вашего полка никуда не уйду...
На тот самый раз руководство удовлетворило просьбу Вишневецкого. Вновь мы, с ним оказались в одной боевой семье...
* * *
Вылетели на фронт - и началась боевая страда. Работы было невпроворот. Приходилось прикрывать наземные войска, патрулировать в воздухе, сопровождать бомбардировщиков.
Вот и в тот Мартовский день полк во главе с командиром отправился с бомбардировщиками. На аэродроме остался только Костя со своим ведомым Младшим лейтенантом Михаилом Коменьковым. А в это время на командном пункте получили сообщение: "С юго - востока идёт разведчик противника в сопровождении истребителей". Сразу передали Вишневецкому. Два истребителя взмыли ввысь. С земли было видно, как краснозвёздные машины скоро набирали высоту. Потом в репродукторе на КП полка послышался звук Вишневецкого:
- Миша, по курсу правее видишь фашистов ?
- Вижу, - ответил Коменьков.
Теперь и мы с земли различили три точки, плывущие в сторону аэродрома. Разведчик шёл спереди, позади и выше него находились истребители.
Немцы очевидно не видели пары Вишневецкого, которая зашла со стороны солнца. А наши двинулись на сближение.
- Иду в атаку ! - услышали мы еще раз звук Кости.
Как вороны от сокола, шарахнулись в разные стороны самолёты противника, но было поздненько. Один истребитель, объятый пламенем, камнем пошёл к земле. Пока мы наблюдали, как он грохнулся на краю аэродрома, Вишневецкий зашёл в хвостище разведчику. После нескольких выстрелов Ju-88 стал обволакиваться дымом, появились языки пламени. Из горящего самолёта выбросились 3 человека, и розовые купола парашютов повисли над нашими головами.
Как только истребители возвратились, механики нарисовали на фюзеляжах их самолётов первые звёздочки. Парторг полка тут же стал готовить листовку - молнию.
На следующий день Вишневецкий и Коменьков участвовали в сопровождении бомбардировщиков. При отражении атаки фашистских истребителей Костя сшиб ещё единственный Ме-109.
К концу Апреля фюзеляж самолёта Вишневецкого украшали уже 6 красных звёздочек, а его грудь - орден Красного Знамени. Косте присвоили звание Капитана и назначили командиром лучшей в полку 1-й эскадрильи.
Моего друга неизменно отличало удивительное бесстрашие. Он ни при каких обстоятельствах не отступал и нападал на врага, существенно превосходившего численно. Как - то в конце Мая Вишневецкий во главе четвёрки вылетел прикрывать войска. А сквозь 15 минут в репродукторе мы услышали его голос:
- Вступил в мордобой с восьмёркой "Мессеров". Подходят новые группы фашистов...
На этом связь с Костей прекратилась. В эфире слышались команды других лётчиков, а из группы Вишневецкого голоса никто не подавал.
Через некоторое время бреющим полётом к аэродрому подошёл дымящийся самолёт и прямо без захода приземлился на фюзеляж. Лётчик Младший лейтенант Лиховид был ранен. Пока эскулап делал ему перевязку, он рассказал о бое.
Подходя к району прикрытия, они увидели 8 Ме-109. Вишневецкий дал команду штурмовать и первым напал на фашистов. Один из вражеских истребителей загорелся. Но в это время на Лиховида и Кривобокова, прикрывавших командира, напали другие "Мессеры". Лиховид был ранен, а самолёт его подбит. Лётчик вывел машину из крутой спирали у самой земли, с трудом дотянул до аэродрома.
Едва Лиховид успел завершить свой расклад, как внимательность всех привлёк приближающийся к аэродрому самолёт с выпущенным шасси. Вот он уже на границе аэродрома. Ударившись колёсами о землю, катится по зелёной траве. Посадочные щитки убраны, винт неспешно крутится. Из кабины не выходит, а практически вываливается лётчик. Это - Вишневецкий. К нему подбегают доктор, санитары.
Самолёт вдалеке выкатился за посадочную полосу. У него разбито бронестекло, в кабине полно осколков. Гидротрубки тормозов и посадочных щитков перебиты...
Когда Вишневецкого привели в ощущение, он негромко произнёс:
- Гады, убили Колю Лобанова.
По лицу Кости текли слёзы. Все, кто тут были, знали - другой дядя за всю существование не переживёт столь, сколь лётчик может испытать за немного минут.
Раны Вишневецкого оказались неопасными. Но нервная организация его была шибко потрясена. Его направили на 2 недели в санаторий, организованный командованием Воздушной армии. Там в это время отдыхал А. И. Покрышкин. Они познакомились. Потом их нередко видели вкупе. Они горячо спорили, обсуждая тактику воздушного боя. Впоследствии это их первое знакомство переросло в боевую дружбу.
Окрепшим и жизнерадостным вернулся к нам Костя. Его ждало приятное известие: он награждён ещё одним орденом Красного Знамени и назначен на место штурмана полка.
Теперь Вишневецкий зачастую возглавлял боевые полёты полковых групп. В боях он по - прежнему был храбр и искусен. Счёт сбитых им самолётов продолжал вырастать.
В знойный Июльский день 1943 года к нам прибыл командующий Воздушной армией Генерал К. А. Вершинин. Он зачитал Указ Президиума Верховного Совета о присвоении Константину Григорьевичу Вишневецкому звания Героя Советского Союза и сам прикрепил к гимнастёрке лётчика орден Ленина и "Золотую Звезду".
- Поздравляю вас, - сказал Генерал, - желаю дальнейших боевых успехов.
* * *
В конце Сентября разгорелись сильные воздушные бои над рекой Молочной. Гвардии капитан Вишневецкий по нескольку раз в день водил группы на боевые задания, летал в основательный тыл противника штурмовать его живую силу и технику.
Однажды в воздух поднялся начальник полка во главе четвёрки. Вскоре по радио он передал:
- "Ястреб-2", веду мордобой с крупный группой. Вылетайте, - и сообщил координаты.
Восьмёрка Вишневецкого легла на вектор движения. В воздухе непочатый край самолётов. Слышны команды Покрышкина, Крюкова, Глинки - над рекой Молочной идёт жаркий воздушный мордобой. Среди общего шума офицеры штаба и все находящиеся на КП уловили умоляющий звук Лиховида:
- Товарищ Капитан выводите машину, я прикрываю.
Позже мы узнали, что там произошло. Когда восьмёрка Вишневецкого шла на содействие командиру полка, 12 Ме-109 со стороны солнца пытались причинить по ней неожиданный потрясение. Костя своевременно заметил их и резким разворотом вывел свою группу из - под удара. А только только фашисты проскочили и оказались ниже, сам пошёл в атаку. Два вражеских истребителя были уничтожены безотложно, и одного из них сшиб Вишневецкий.
Затем началась воздушная "карусель". В район боя пришло ещё 8 FW-190. Теперь восьмёрка Вишневецкого сражалась супротив 18 самолётов врага.
Загорелся ещё единственный вражеский истребитель. Но немцы наседали, пытаясь отхватить пару Вишневецкого от другой группы. Только было Костя устремился за одним из врагов, как разом две пары фашистов обрушились на него. Лиховиду удалось длинной очередью запалить единственный из четырёх, но остальные успели выпустить по Вишневецкому немного очередей. Один из снарядов разрывается над кабиной. Самолёт командира бросает в сторону, и он начинает валиться.
Как следом рассказывал Костя, он как черт из табакерки увидел, что почва тёмной, изрытой воронками громадой стала надвигаться на него. Хотел схватить ручку управления на себя, но правая длань не слушается, острая боль пронизывает стан. Всё же левой рукой удалось вывести самолёт из пикирования.
Впереди Костя видит самолёт Лиховида. "Надо придерживаться за ним, он доведёт до аэродрома", - мелькнула идея. Зажав ручку управления коленями, левой рукой он разрывает носовой платочек и перетягивает правую руку.
Самолёт рыскает. Но Лиховид уже переходит на планирование. Впереди аэровокзал. Костя левой рукой сбавляет газ. Как в тумане, мелькает почва. Посадка тянется бесконечно продолжительно.
К приземлившемуся самолёту подбежали однополчане и увидели безжизненное корпус лётчика. Его доставили в санитарную доля. Но рассудок не возвращалось. Вскоре стало известно, что требуется произвести переливание крови. И тогда все лётчики, техники и младшие специалисты, находившиеся на аэродроме, бегом устремились к санчасти. Увидев десятки людей с засученными рукавами, доктор улыбнулся:
- Столько крови, сколь вы хотите вручить, не понадобится...
Но и после этого переливания крови рассудок к Вишневецкому ещё долговременно не возвращалось. Ранение было серьёзным, лётчика отправили первоначально во фронтовой лазарет, а следом в Москву.
Со временем ожоги лица и раны на голове зарубцевались. Но 3 операции так и не смогли возродить работоспособность правой руки.
Косте предложили работу на земле, хотели послать на учёбу. Но он отверг всё это и попросился в близкий полк, горячо веря, что будет летать, управляя самолётом одной рукой.
Тепло встретили друзья - однополчане ныне уже Гвардии майора Вишневецкого. Но никто из них всерьёз не принимал горячие заявления его, что он будет летать. А Костя был упорен. Ему так хотелось осуществить своё охота, что он не уставал тренироваться и добился превосходных результатов в управлении учебными самолётами. Инструкторы более того удивлялись. И всё же начальник полка не решился давать Вишневецкого в независимый полёт на боевом самолёте.
Как раз тогда в полк прибыл начальник дивизии дважды Герой Советского Союза Гвардии полковник А. И. Покрышкин. Приказав приготовить спарку, он сказал Вишневецкому:
- Давай, дружище, слетаем. Покажи, на что ты способен с одной рукой.
Когда всё было готово, Покрышкин сел в заднюю кабину:
- Полёт по кругу, Константин Григорьевич.
Самолёт, сделав круг над аэродромом, приземлился сурово у посадочного знака.
- Ещё раз.
И второй полёт выполнен великолепно.
- Хорошо, дружище, неплохо. Теперь полёт в зону, два виража, четыре переворота, левый и правый боевой разворот, петля, спираль, расчёт с прямой, посадка.
Задание выполнено. Легко выпрыгнул из задней кабины Покрышкин.
- Ну как ? - спросил у него начальник полка.
- Летает что надо. Но в мордобой запускать запрещено - убьют.
Обратясь следом к Косте, начальник дивизии сказал:
- Пойдём пройдёмся, поговорим.
Два друга неспешно пошли в поле. О чём они говорили, осталось тайной, но, вернувшись, Покрышкин заявил:
- Гвардии майора Вишневецкого откомандировать в управление дивизии. Приказ будет завтра.
На следующий день мы узнали, что Вишневецкий назначен начальником воздушно - стрелковой службы дивизии.
Часто вслед за тем лётчики слышали с командного пункта дивизии знакомый голос:
- Будьте внимательны ! В районе появились фашистские истребители !..
Так же читайте биографии известных людей:
Константин Денисов Konstantin Denisov
Подполковник К. Д. Денисов совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 6 самолётов противника. 0 года за мужество и..
читать далее →
Константин Захаров Konstantin Zaharov
Награждён орденами Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени. Похоронен в городе Мозырь. У школы 38 в городе Иваново установлен..
читать далее →
Константин Ковалев Konstantin Kovalev
Старший лейтенант К. Ф. Ковалёв совершил 350 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 12 и в составе группы 12 самолётов противника. 22 Января..
читать далее →
Константин Коккинаки Konstantin Kokkinaki
Установил 2 мировых авиационных рекорда (из них 1 абсолютный).В 1964-1965 летчик транспортного отряда ОКБ им А.И.Микояна.
читать далее →