Известные люди
»Константин Коршунов
Рождение: Россия, 17.10.1920
Гвардии Старший лейтенант К. И. Коршунов совершил 508 боевых вылетов, в 91 воздушном бою лично сбил 15 самолётов противника и 3 в группе с товарищами. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего выполнил 580 успешных боевых вылетов и провёл 95 воздушных боёв.
Родился 17 Октября 1920 года в селе Чернава, сегодня Милославского района Рязанской области, в семье крестьянина. Многие годы жил в Москве. Окончив 7 классов, работал в военизированной охране Московского судостроительного завода и учился в аэроклубе Осоавиахима Пролетарского района. С 1939 года в Красной Армии, год через окончил Борисоглебскую военную авиационноу школу пилотов.
С Июня 1941 года в действующей армии, защищал Ленинград. Был пилотом, командиром звена, эскадрильи.
К началу 1944 года начальник эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная вс, Ленинградский фронт ) Гвардии Старший лейтенант К. И. Коршунов совершил 508 боевых вылетов, в 91 воздушном бою лично сшиб 15 самолётов противника и 3 в группе с товарищами. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Вэтого выполнил 580 успешных боевых вылетов и провёл 95 воздушных боёв.
В 1946 году Гвардии Капитан К. И. Коршунов вышел в припас. Жил в городе Новошахтинске Ростовской области. Работал машинистом подъёмника на шахте имени В. И. Ленина. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Почётный гражданин города Волхов Ленинградской области.
* * *
...Получив боевое поручение, Константин Коршунов заторопился к своему истребителю. Теперь его волновал только единственный вопросительный мотив - успел ли механик подремонтировать машину ? Дело в том, что вчера в составе эскадрильи он прикрывал наземные войска. Эскадрилья столкнулась с 9 бомбардировщиками противника, шедшими под прикрытием 5 Ме-109. Набрав высоту, наши истребители устремились на "Юнкерсы". Первым же ударом Коршунов сшиб головной бомбардировщик. В тот же момент красная огненная дорога прошла над его самолётом. "Мессер" сумел скрыто подступить к нему позади.
Пришлось кинуть машину в отвесное пикирование. Немец, видимо, посчитал, что с этим лётчиком все кончено, и отвалил в сторону. Воспользовавшись оплошностью противника, Коршунов грубо набрал высоту и атаковал его снизу, но упреждение взял недостаточное, и его пулеметные трассы прошли у самого хвоста вражеского самолёта, не причинив ему вреда. Немец уходил с резким разворотом направо. Увлекшись преследованием, Коршунов не заметил, как оторвался от группы. С трудом вышел из боя и поистине на последних каплях горючего дотянул до своего аэродрома. После посадки механик насчитал 11 пробоин в самолёте...
Когда Коршунов пришёл на стоянку, механик выбрался из кабины истребителя и доложил, что самолёт к полёту готов.
- Неужели успел заштопать все дырки ? - поинтересовался Коршунов.
- Всё в порядке. Ребята помогли, - отозвался механик.
Взревел двигатель. Коршунов вырулил машину на взлётную полосу, привычно осмотрел приборную доску и стал ожидать разрешения на вылет. Это было уже 20 боевое поручение. И тем не менее он всякий раз на старте чувствовал натуга. Но оно проходило, как только агрегатина оказывалась в воздухе.
Взлетели одним духом. Убедившись, что ведомый занял своё местоположение, Коршунов лёг на боевой вектор движения. Видимость была целиком приличной, сквозь немного минут полёта внизу широкой лентой заблестела реченька Волхов. Вражеские самолёты покуда не появлялись. Но это не означало, что они не появятся отнюдь. Так было уже не раз. Почти два месяца войны многому научили Коршунова. Он знал, что немецкие лётчики, как правило, нападают вдруг. Особенно это относилось к действиям истребителей. Немцы нечасто входили в мордобой с нашими лётчиками, если не имели численного превосходства. Но зато, как воронье, набрасывались на одиночные самолёты.
Подходя к объекту, Коршунов заметил, как из - за солнца вынырнули 3 бомбардировщика Ju-88. Чуть выше их прикрывали 4 истребителя Ме-109. Бомбардировщики противника летели на высоте 1500 метров. Заметив наши истребители, они сомкнули строй. Неожиданно для Коршунова его ведомый атаковал головной "Юнкерс". Прикрывая его, Коршунов пошёл в лобовую атаку на "Мессер", попытавшийся пристроиться в хвостище ведомому. Однако штурмовая вылазка успеха не имела. Развернувшись, он ударил из пушки очередью с близкой дистанции по кабине. Немец пошёл в пике, видимо имитируя падение. Коршунов ринулся вниз за ним. Опередив врага, вывел машину в горизонтальный полёт. И когда враг, развернувшись, попытался оставить, опять ударил по нему из пушки. "Мессер" от прямого попадания снаряда взорвался в воздухе. Взрывная волна еле-еле было не бросила самолёт Коршунова в штопор.
После боя все наши истребители успешно возвратились на свой аэровокзал. Товарищи сердечно поздравили Коршунова с первой крупной победой.
Как - то комиссар полка доверил Лейтенанту Коршунову обозначиться перед молодыми лётчиками, прибывшими в полк, поведать о боях, о себе. Предложение смутило Лейтенанта. Он ни в жизнь не отличался красноречием. Для него легче было слетать на боевое поручение, чем изречь речь. Но работать нечего, люди собрались, ждали.
Что же поведать молодым лётчикам ? Он так же, как и многие из них, родился в крестьянской семье. Какое - то время с родителями жил в столице. А после этого пришла беда: умерла мамаша, вскоре не стало и отца. Вернулся в деревню, где жили сестра и брат. После окончания 7-летки опять приехал в Москву. Земляки помогли ему приткнуться воспитанником в военизированную охрану водного транспорта. Затем стал бойцом охраны на одном из заводов. Там в первый раз получил боевую винтовку. Собственно, с того времени уже не выпускал оружия из рук. Тогда же впервой увидел самолёт. Не думал, что небосклон потянет его к себе так здорово, что все остальные мечты отойдут на задний проект. А тут ещё шеф отряда охраны, пожилой боец, посоветовал:
- Иди - ка, Константин, в аэроклуб Осоавиахима. Может, станешь таким же знаменитым, как Валерий Чкалов.
Аэроклуб находился тут же, в Пролетарском районе. И Коршунов решил попытать фортуна. Строгая медицинская комиссия вертела, вертела, щупала, проверяла зрение, нервную систему. Но никаких изъянов не нашла в организме парня. Он был зачислен в аэроклуб.
Теоретический вектор движения прошли стремительно. Вскоре начались учебные полёты, а вслед за тем и самостоятельные. Неразговорчивый инструктор остался доволен полётами Коршунова, его сообразительностью. На прощание накрепко пожал ему руку, пожелал высокого неба, вручил удостоверение лётчика - спортсмена.
Первые шаги окрылили. В конце 1939 года Коршунов уехал в Борисоглебскую авиационную школу. В Ноябре 1940 года пилотом в звании Лейтенанта он был выпущен из школы и направлен для прохождения дальнейшей службы в Ленинградский боевой округ. Здесь и застала его Великая Отечественная махаловка.
В те памятные дни истребитель Лейтенанта Коршунова вкупе с другими по сигналу тревоги не раз вылетал навстречу врагам. Обстановка в воздухе над Ленинградом складывалась не в нашу пользу. У противника было существенно больше самолётов. К тому же немецкие лётчики получили большой навык в войне с Францией, Польшей... Они владели многими новыми приёмами воздушного боя, недурно взаимодействовали как между собою, так и с наземными войсками. Недооценивать противника было никак не разрешено.
Неприятель всё сильнее затягивали петлю кругом города. Враг стремился вылезти к южной части Ладоги по восточному берегу. Теперь от водной трассы по Ладоге во многом зависела фатум Ленинграда. Моряки Ладожской флотилии самоотверженно водили суда по озеру, где той осенью, как ни при каких обстоятельствах, штормило. А штормы, как говорят очевидцы, в это время на Ладоге бывают страшные. В такие дни единственным транспортом становились самолёты. В осаждённый городок на них доставляли медикаменты, питание детям, боеприпасы, а на обратном пути вывозили раненых и больных.
Лейтенанту Коршунову не раз приходилось вылетать на сопровождение транспортных самолётов: тяжёлых, а главное - безоружных. Одно из таких заданий он получил 12 Октября 1941 года. С ведомым предстояло вылететь по маршруту Ладога - Ленинград для сопровождения 5 транспортных самолётов. Истребители пристроились к группе тяжёлых машин там, где им было приказано.
Тяжелогружёные Ли-2 в целях маскировки шли на невеликий высоте, прижимаясь к свинцовым, холодным водам озера. На фоне волн самолёты становились малозаметными. Пара сопровождающих истребителей сверху зорко поглядывала по сторонам, в то же время ни на минуту не выпуская из виду охраняемые самолёты.
Полёт проходил стандартно. Пролетели уже большую количество маршрута над Ладогой, когда со стороны солнца на безоружные машины обрушились вражеские самолёты: 4 истребителя Ме-109 и единственный многоцелевой Ме-110. Враг первым открыл пламень. Дымная магистраль, направленная в Ли-2, болью отозвалась в сердце Коршунова. Но на переживание не было времени. Он устремился в лобовую атаку. Однако неприятель попался упрямый - не отворачивал. И когда столкновение казалось неминуемым, германский пилот взял ручку на себя, подставляя под жар пулемётов Коршунова пузо своей машины. Какое - то время Ме-110 продолжал набирать высоту, его мощные моторы ещё бешено вращали воздушные винты. Но вот самолёт перевернулся и стал валиться в бурлящее озерко.
Четвёрка "Мессеров" попыталась забрать в клещи ведомого. Тот отбивался, бросал самолёт из стороны в сторону. Убедившись, что транспортной группе покуда ничто не угрожает, Коршунов поспешил на поддержка товарищу, поддержав его атаку огнём из пушки. Ме-109 задымил и, теряя высоту, потянул в сторону вражеского берега.
Покачав крыльями ведомому: "Следуй за мной", - Коршунов догнал группу Ли-2. Враги больше не пытались штурмовать конвой. Транспортные самолёты удачно достигли Ленинграда. Их экипажи горячо поблагодарили лётчиков - истребителей за надёжное прикрытие, поздравили с победой над противником.
В тот же день Коршунов был представлен к награждению орденом. В наградном листе начальник 154-го истребительного полка Майор Матвеев писал, что Лейтенант Коршунов уже имеет больше 200 боевых вылетов, превосходно владеет техникой, в воздушных боях сшиб 2 самолёта противника лично и 3 в группе. В боях проявил себя смелым, бесстрашным лётчиком - истребителем. Дисциплинирован, выдержан, только правдив. Приходит на выручку товарищам в минуты воздушных боёв. Неоднократно вступал в махач с превосходящими силами противника и выходил победителем.
В Январе 1942 года эскадрилья, в которой служил Коршунов, получила "Яки", машины стремительные, грозные для противника.
В боевых условиях переучивание должно было проходить резво. Но не так - то без затей приобретенные навыки в управлении одним самолётом вынести на иной. И не ненароком тот самый ход у некоторых лётчиков затягивался. Коршунов же больших трудностей не испытывал: сказывались отличные навыки в технике пилотирования, знание машин, вооружения.
В памятный для Коршунова день, 3 Февраля 1942 года, он в группе из 4 истребителей вылетел на прикрытие наземных войск под Тихвином. Воздушный мордобой разгорелся над нашими позициями. Сбив 2 вражеские машины, советские лётчики разорвали строй Ju-88, отогнали их от Тихвина. Но вскоре появилась ещё 6 "Фокке - Вульфов". Бой разгорелся с новой силой. В том бою Коршунову удалось подбить вражескую машину, но и его истребитель от попадания снаряда загорелся, начал утрачивать высоту. Пламя ударило в физиономия, вот - вот произойдёт взрыв. Счёт времени шёл на секунды. Задыхаясь от дыма, Лейтенант отодвинул фонарик, с трудом выбросился из кабины. С ожогами лица, шеи, рук он опустился на болотце. Его разыскали пехотинцы, наблюдавшие за воздушным боем, и доставили в полк.
Раны заживали неспешно. В строй Лейтенант вернулся только сквозь месяц.
Новый год командиру эскадрильи Старшему лейтенанту Коршунову не принёс отдыха. Весной 1943 года, прикрывая группу бомбардировщиков, наши истребители вели тяжёлый мордобой с "Фокке - Вульфами". Один бомбардировщик был подбит и начал отставать. Защищая его, Коршунов вступил в махач с 4 немецкими истребителями. Подбитой оказалась и агрегатина Коршунова, но и затем этого он сопровождал бомбардировщик до своей территории.
В другом бою, с восьмёркой Ме-109, он не только остался невредимым, но и сшиб 3 вражеские машины.
Боевая служба в воздухе прекращалась неужели только в нелётную погоду, когда истребители оставались на аэродроме. Об этом ослепительно повествуют документы тех дней. Бесстрастно, с протокольной точностью описываются в них события день за днем:
"5 Июня 1943 года группа наших истребителей в составе 6 самолётов вылетела на перехват бомбардировщиков противника ( 12 Ю-87 и Хе-111 под прикрытием истребителей ФВ-190 ). Первой атакой вражеские бомбардировщики были рассеяны, а далее их атаковывали поодиночке. Гвардии старшой лейтенант Коршунов сшиб единственный Хе-111 и единственный ФВ-190. Вэтого в этом бою сбито 3 и подбит 1 вражеский самолёт. Наша группа без потерь вернулась на свой аэродром".
"8 Июня 1943 года, отражая налёт бомбардировщиков противника на объекты Волховстроя, наша группа в составе 6 самолётов встретила и вела воздушный мордобой с двумя группами бомбардировщиков противника под прикрытием до 30 истребителей. В этом неравном воздушном бою наши лётчики сшибли 3 вражеских самолёта. Один из них сшиб Гвардии старшой лейтенант Коршунов".
Ордена Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды уже сияли на груди отважного лётчика. В конце 1943 года он был представлен к высшей награде Родины - званию Героя Советского Союза. В представлении, подписанном командиром 29-го Гвардейского Волховского истребительного авиационного полка Подполковником Пилютовым, говорилось о Коршунове следующее:
"В Отечественной войне принимает участие с 22 Июня 1941 года и по настоящее время. Исполнял должности пилота, командира звена, заместителя командира эскадрильи, он же штурман. В настоящее время - начальник эскадрильи. Как лётчик - истребитель подготовлен отменно, в воздушных боях с авиацией противника показал себя смелым, решительным, бесстрашным. Неоднократно сам лично и с группой подчинённого ему лётного состава вступал в воздушный махач с численно превосходящим противником и неизменно выходил победителем. Этим характеризуется его беспредельная ненависть к коварному врагу... За отрезок времени военных действий им произведено 509 боевых вылетов, Коршунов участвовал в 91 воздушном бою, сбив 14 самолётов противника лично и 5 в группе".
196 раз Константин Коршунов сопровождал бомбардировщики и штурмовики на боевые задания, 100 раз ему пришлось сопровождать транспортные самолёты, 21 раз он штурмовал вражеские войска и аэродромы... К концу войны численность боевых вылетов достигло 580...
* * *
Внимательный читатель обратит чуткость на некоторые различия в цифрах воздушных побед, указанных в заголовке статьи и тексте наградного листа самой статьи. Ничего не поделаешь: различные источники приводят различные цифры. Заголовок взят из двухтомника "Герои Советского Союза" ( Воениздат, 1987 г. ), а сама статья - из сборника "Герои огненных лет" ( очерки о москвичах - ГСС, книжка 7, "Московский рабочий", 1984 г. ).
Так же читайте биографии известных людей:
Константин Красавин Konstantin Krasavin
Гвардии Майор К. А. Красавин совершил 376 боевых вылетов, в 106 воздушных боях лично сбил 21 самолёт противника и 4 в составе группы. 0 года за..
читать далее →
Константин Крюков Konstantin Krukov
Гвардии старший лейтенант К. А. Крюков совершил 297 боевых вылетов, в 24 воздушных боях лично сбил 5 самолётов противника и 10 в группе с..
читать далее →
Константин Лабутин Konstantin Labutin
Капитан К. А. Лабутин произвёл 232 успешных боевых вылета, уничтожил большое количество живой силы и боевой техники врага, в 63 воздушных боях сбил..
читать далее →
Константин Михаленко Konstantin Mihalenko
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с..
читать далее →