Известные люди
»Лев Лопатин
Рождение: Россия, 1.6.1855
С 1894 соредактор журнала Вопросы философии и психологии. С 1899 председатель Московского психологического общества.
Родился в Москве 1 июня 1855. В 1875 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. После окончания университета был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. С 1885 приват-доцент, а с 1892 экстраординарный профессор университета. Защитил в 1886 магистерскую и в 1891 докторскую диссертации. С 1894 соредактор журнала Вопросы философии и психологии. С 1899 председатель Московского психологического общества. Основной философский работа Лопатина Положительные задачи философии, в тот, что вошли его магистерская (Область умозрительных вопросов) и докторская (Закон причинной связи как основа умозрительного знания действительности) диссертации. Среди наиболее серьезных работ Лопатина Вопрос о свободе воли (1889), Критика эмпирических начал нравственности (1890), Научное мировоззрение и философия (1903), Настоящее и перспектива философии (1910), Спиритуализм как монистическая организация философии (1912). Умер Лопатин в Москве 21 марта 1920.
Лопатин определял собственную систему как определенный спиритуализм или персоналистическую метафизику. Он разделял вывод своего друга Вл.С.Соловьева о кризисном состоянии европейской философии второй половины 19 в. Лопатин видел причину в отказе современной философии от онтологизма и в превращении ее в служанку уже не богословия, а науки. Опыт отрицания метафизической традиции (в прошлом всего в позитивизме) оказался чреват утратой философским знанием подлинной самостоятельности и более того идентичности. Лопатин по сути ставил и решал задачу возрождения метафизики, но с учетом реальных догматических иллюзий прежних метафизических систем. Метафизическое знание, в его трактовке, существует в двух вариантах: ориентированном на рациональное обоснование неопытных истин (онтология разума) или основанном на вере в некоторые логически не доказанные принципы (онтология веры). Примером метафизики веры, по Лопатину, являются различные материалистические системы. Материализм не выдерживает логической проверки, т.к. сама мысль материи противоречива и при наиболее последовательном развитии лишает реальность реального качественного многообразия жизненных форм, превращая мир в бездушный механизм.
Классическими типами онтологии разума Лопатин считал рационалистические системы Спинозы и Гегеля. Признавая философское роль европейского рационализма, он, тем не менее, полагал, что и на этом пути нереально достичь действительного понимания отношения идеального и реального, абсолютного и индивидуального, так как рационализм подменяет реальные отношения и связи логическими. Лопатин вводит понятие творческого ума, тот, что только и способен раскумекать природу сущего, действуя совместно с разумом рефлексивным. Истинно же сущим должен быть признан дух, и совершить это доказательно в состоянии только спиритуалистическая философия. Последняя основывается на самое реальное для человеческой личности, на ее трансцендентную основу, которой является дух человека, его сознающее я. Решительно отвергая солипсизм, Лопатин считал возможным перейти от принципа духовности отдельного человека к признанию действительности сторонний одушевленности и дальше к трансцендентному предположению о духовности мира в целом (дух и только он есть общая субстанция всякой действительности в любых формах).
Универсальная духовность бытия, по убеждению Лопатина, позволяет признать действительность человеческой свободы, а вкупе с ней вероятность подлинно нравственных и подлинно творческих действий. Спиритуалистическая онтология не допускает перенесения механических закономерностей в область духовных явлений, а потому что аккурат они составляют сущность бытия. Поэтому у человека нет оснований отрекаться от убеждения в свободном характере своего нравственного выбора и творческих усилий. По поводу вопроса о реальном единстве сознания Лопатин полемизировал с Вл.С.Соловьевым. Последний считал необоснованным картезианский тезис о непосредственной данности индивидуальному сознанию соственной духовной субстанциональности. Лопатин встал на защиту позиции Декарта, уверенный, что аккурат рефлексия индивидуального я становится основой для понимания смысла человеческого и мирового бытия.
Так же читайте биографии известных людей:
Лев Шестов Lev Shestov
Критика разума вообще и философского умозрения составляют содержание творчества Шестова.
читать далее →
Лев Зильбер Lev Zilber
Лев Александрович был натурой страстной, отдававшейся любому делу, любой идее, которая его захватила целиком, без остатка, с невероятной энергией,..
читать далее →
Лев Арцимович Lev Arcimovich
Во время Второй мировой войны Арцимович занимался разработкой электронно-оптических систем ночного видения с использованием инфракрасной области..
читать далее →
Лев Ландау Lev Landau
Лев Ландау - легендарный советскийученый, физик-теоретик. Родился 22 января 1908 года.Лев Ландау являлся Лауреатом Нобелевской премии, медали имени..
читать далее →