Известные люди
»Лев Толстой
Рождение: Россия» Ставропольский край» Ясная Поляна, 9.9.1828 - 20.11
Лев Толстой - выдающийся русский писатель и мыслитель, граф. Родился 9 сентября 1828 года.Лев Толстой является одним из величайших писателей мира. Наиболее известными произведениями Льва Толстого являются такие романы как "Война и Мир" и "Анна Каренина".
Родился 28 августа (9 сентября) 1828 в Ясной Поляне, семейном поместье в Тульской губернии. Его родители, родовитые российские дворяне, умерли, когда он был ребенком. В 16 лет, воспитанный домашними учителями, Толстой поступил на факультет восточных языков Казанского университета. Однако недоверие ко всякому авторитету вынудило его определить под колебание достоинство формального обучения, и в 1847 он кинул универ и вернулся в Ясную Поляну править своим имением и независимо завершать образование.
Толстому не уж очень удалось ни то, ни другое, и немного лет его больше или менее устраивала рассеянная светская бытие в Москве и Санкт-Петербурге. Он описал свою неудачу в качестве управляющего в рассказе Утро помещика (1854), а светское безделье, одинаково как и угрызения совести по этому поводу отражены в дневнике, тот, что он вел с редкими перерывами до конца жизни. В 1851 Толстой уехал на Кавказ к брату Николаю, офицеру российских войск. Получил армейскую пост и между делом занимался сочинительством. В 1852 закончил свою первую повесть Детство, опубликованную в журнале Современник.
В 1854 Толстого перевели на Дунайский фронт, и ему довелось испытать осаду Севастополя во время Крымской войны. Этот навык вдохновил его на блистательно реалистические Севастопольские рассказы (18551856). Вскоре вслед за тем завершения боевых действий Толстой оставил военную службу и некоторое время жил в Санкт-Петербурге, где имел чрезвычайный фарт в литературных кругах. От него ждали поддержки определенного рода социально-политических взглядов и эстетических установок. Однако он не оправдал ничьих ожиданий и удалился в Ясную Поляну, где с головой ушел в проблемы народного образования.
Толстой дважды побывал за рубежом, в 1857 и 18601861, отчасти из любопытства, но кроме того с целью изучения западноевропейской методики образования. Он пришел к выводу, что российское образование неправильно в корне, в особенности образование крестьянства. Толстой оставил писательский работа и учредил школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. Начал кроме того издавать педагогический журнал, где проповедовал свои образовательные теории, и составил немного учебников для начального обучения.
В 1862, 34 лет от роду, Толстой женился на Софье Берс, восемнадцатилетней девушке из дворянской семьи. Следующие пятнадцать лет могут считаться счастливейшими в его жизни. Он оставил педагогические опыты и со всей страстью своей пылкой натуры отдался радостям семейной жизни, став отцом 13 детей. Имением он в настоящее время управлял с завидной практичностью и с немалой выгодой. В тот самый же отрезок времени он написал Войну и мир (18631869) и Анну Каренину (18731877).
На вершине литературной славы, вскоре затем завершения Анны Карениной, Толстой вступил в отрезок времени глубоких сомнений и нравственных исканий. История моральных и духовных терзаний, которые чуть-чуть не довели его до самоубийства, когда он тщетно стремился выискать толк жизни, рассказана в Исповеди (18791882). Затем Толстой обратился к Библии, в особенности к Новому Завету, и уверился, что нашел реакция на свои вопросы. В каждом из нас, утверждал он, есть способность распознавать добро. Она является живым источником разума и совести, и мишень нашей сознательной жизни в повиновении ей, то есть в делании добра. Толстой сформулировал пять заповедей, которые, как он считал, были истинными заветами Христа и которыми дядя должен руководствоваться в своей жизни. Вкратце они таковы: не впадай в гнев; не поддавайся похоти; не связывай себя клятвами; не противься злому; будь одинаково хорош с праведными и неправедными. И грядущее учение Толстого, и его жизненные поступки так или по иному соотносятся с этими заповедями.
Толстой отрицал личное бессмертие и отвергал церковный авторитет, за что был отлучен от церкви; он не признавал в правах страна, оттого что оно зиждется на насилии и принуждении. Отрицал он и всякую частную имущество, оттого что для ее защиты может понадобиться государственное принуждение и более того насилие. Собственное имение он отписал членам семьи и отказался от гонораров за сочинения. Единственное изъятие было сделано для романа Воскресение (1899), барыш от которого полностью пошел на поддержка духоборам. Фактически он отрекся без малого от всех своих сочинений, опубликованных до обращения, считая их никчемными, то есть чуждыми представлению о подлинном значении жизни.
После обращения Толстой попытался привести свою повседневную существование в соответствие с новыми воззрениями. Он стал вегетарианцем, кинул дымить и пить, одевался крайне несложно. Следуя убеждению, что произвольный джентльмен должен по мере сил сам снабжать себя всем необходимым, он нередко вкалывал на полевых работах и освоил ремесло сапожника, чтобы шить себе обувь. В отношениях с женой стремился слить до минимума чувственную сторону, раньше крайне существенную, чтобы подойти к поставленному перед собой идеалу воздержания.
Толстой написал строй статей и книг о религии, войне, патриотизме, государственном принуждении, непротивлении злу насилием и других социальных и экономических проблемах, а ещё занимался благотворительной деятельностью.
Новое учение Толстого привлекало уймище последователей, которые становились его учениками, а в некоторых случаях создавали поселения толстовцев, чтобы общими усилиями существовать в согласии с его заповедями. Однако он не питал доверие настолько организованным действиям, так как полагал, что правда, равнозначная счастью, не может быть внушена; каждому человеку дано раскрыть ее только самому оттого что Царство Божие вовнутрь вас есть (Лк, 17:21). Люди со всего света съезжались в Ясную Поляну, чтобы узреть и услыхать седобородого мудреца.
Старания Толстого существовать в соответствии новоутвержденным заповедям привели к раздорам с женой и без малого со всеми членами его многочисленной семьи. Толстой остро чувствовал болезненное возражение между своей уютной жизнью в Ясной Поляне и той, какой он хотел бы существовать свободной от мирских забот, ясной и нехитрый жизнью религиозного отшельника. Это возражение, усиленное издевками над его верой, и невыносимая ситуация в семье в конце концов вынудили его в возрасте 82 лет тайком мчаться ночью из дому в надежде получить прибежище, где он сможет существовать не по лжи и подступить к Богу. Через немного дней, 7 (20) ноября 1910, на невеликий железнодорожной станции Астапово (в настоящее время станция Лев Толстой, Липецкая область) Толстой умер от пневмонии.
В его первом опубликованном произведении, повести Детство, частью действительной, частью воображаемой истории своего детства, Толстой предстает реалистом, неужели что изредка вдаваясь в философские отступления. В этом произведении явственно обнаруживается характерное качество большинства его творений автобиографичность. Материал для них, как правило, дает либо его собственная бытие, либо бытие окружающих. Продолжения этой повести Отрочество (1854) и Юность (1857) отчасти утрачивают волшебное очарование первой части, быть может, потому что, что автор чрезмерно сосредоточен на нравственном анализе юношеского лицемерия.
Военная задача впервой появляется в кавказских рассказах Толстого Набег (1853) и Рубка леса (1855), которые предвосхищают четкостью анализа и реалистичностью жестоких описаний больше разработанное изобличение романтики войны в Севастопольских рассказах.
Во второй половине 1850-х и начале 1860-х годов Толстой написал немного рассказов (Записки маркера, Два гусара, Альберт, Люцерн, Три смерти, Семейное фортуна, Поликушка и Холстомер: История лошади), где его художественный пафос сосредоточивается на сугубо дидактической обработке нравственных тем.
Контраст между естественным человеком и его образом жизни, с одной стороны, и испорченным, переусложненным порождением цивилизации с прочий получил наиболее яркое художественное воплощение в повести Казаки. Негармоничная персона и городские добродетели Оленина, вчерашнего студента, здорово проигрывают в сравнении с естественностью и свободолюбием вольных казаков обитателей станицы, в которой ему пришлось поселиться.
После женитьбы Толстой возле семи лет писал Войну и мир, ставший вершиной реалистического изображения в художественной словесности и одним из величайших романов в важный литературе.
В Войне и мире рассказывается история жизни пяти семейств в 18051814, описывается общенародное противодействие вторжению французов. На страницах эпопеи появляются аристократы и крестьяне, офицеры и рядовые армии во время боевых действий и на отдыхе, дипломаты и придворные, сцены городской и сельской жизни, сватовство, балы, охота, более того реформаторское движение и исполненные сурового реализма батальные сцены.
Картины мира, семейной жизни преобладают над эпизодами войны, в их изображении сказывается тогдашняя толстовская убежденность жизнеутверждающая, счастливая и оптимистичная в достоинстве всех стадий естественной жизни человека: рождения, детства, созревания, любви, супружества, вновь рождения и смерти.
Следующий немалый роман Толстого Анна Каренина. Несмотря на то, что тут описывалась современная существование, а Война и мир роман о прошлом, повествовательный приём Толстого, манера и обрисовка характеров не изменились. По мере развития сюжета трагическая атмосфера, окружающая внебрачную связь Анны и Вронского, потихоньку сгущается. Мне отмщение, и аз воздам таков эпиграф романа, а кроме того лейтмотив всего произведения. Недозволенная влюбленность Анны нарушает нравственные и социальные запреты, и ее ждет расплата безысходность, утрата любви, а в конце концов и самоубийство.
Толстой противопоставляет греховную связь Анны и Вронского счастливой любви и супружеству Левина и Кити. Однако внутренний конфликт Левина, вызванный поисками смысла жизни, его неотступные сомнения и мысли о самоубийстве, его стремление уподобиться крестьянам явственно свидетельствуют о душевных муках Толстого, начавшихся ещё до завершения Анны Карениной.
После своего обращения в 1880 Толстой на некоторое время оставил художественную литературу и посвятил себя созданию публицистических трактатов, излагавших его религиозные, философские, нравственные и социальные воззрения. Хотя этим произведениям недостает напряженности личного переживания, характерной для Исповеди, они написаны тем же изумительным слогом и обнаруживают исключительный дар рациональной, логической и убедительной аргументации. Пожалуй, наиболее значительными из них являются Исследование догматического богословия (18791880) критика церкви; В чем моя вера (1884) обобщение практически всех накопленных Толстым к этому времени мыслей и сочинений по вопросам религии; Так что же нам действовать? (окончено в 1886) очерчивание наблюдений и переживаний Толстого в московских трущобах и убийственное обличение, вскрывающее причины нищеты в современном обществе; Царство Божие внутри вас (1893), где Толстой доводит до логического предела свои взгляды. Средоточием этого трактата является его система непротивления злу насилием, и, применяя ее к деятельности различных правительств, он приходит к выводу, что все они в сущности аморальны и служат интересам богачей и сильных мира этого, угнетая народные массы посредством воинской повинности, тюремного заключения и собирания налогов. Многие сочинения направлены супротив того, что Толстой считал общественными пороками или злодеяниями властей: таковы статьи Для чего люди одурманиваются? (1890) супротив употребления спиртных напитков и курения табака; Не могу не издавать ни звука (1908) обличение царского правительства, чинившего массовые расправы над участниками революции 1905; зачастую он призывает к практическим реформам, как в Письмах о Генри Джордже (1897), где исследуется вероятность решения проблемы российского землевладения посредством единого земельного налога, предложенного американским экономистом Г.Джорджем.
В 1898 Толстой опубликовал трактат Что такое искусство? Произведение является искусством, утверждал он, только если оно заражает читателя, слушателя или зрителя душевным состоянием его творца. Если же такого сообщения соответствующих чувств не происходит, если отсутствует достигаемое путем заражения единение творчества и его восприятия, значит произведение искусства не состоялось. Толстой различал немного уровней искусства; высшего достигало искусство религиозное, заражавшее людей чувствами, проистекающими из любви к Богу и человеку. Однако, руководствуясь своими критериями, он отказывал в праве зваться искусством произведениям таких авторов, как Шекспир и Р. Вагнер, а многих признавал только с оговорками. Большую доля своих прежних сочинений Толстой кроме того искусством не считал они, по его мнению, не отвечали ни нравственным, ни эстетическим требованиям. Когда же он сызнова обратился к художественной литературе (ещё до написания Что такое искусство?), то попытался чиркать в согласии со своими новыми идеалами.
В этой новой манере написан единый строй рассказов-притч Толстого таких, как Чем люди живы (1881), Два старика (1885), Вражье лепко, а Божье твердо (1885), Много ли человеку земли необходимо? (1886) и Три вопроса (1903).
Были написаны и рассказы в другой манере, предназначенные для образованного читателя. По стилю они ближе к прежней прозе: в них допускается обилие реалистических подробностей и психологический разбор. Лучшие из них Записки сумасшедшего (18841886, не закончен) впечатляющее, на грани мистицизма, изображение человеческого отчаяния перед лицом жизненной тщеты, и Смерть Ивана Ильича (1886), где герой воплощение обычного человека. Осознавший неизбежность смерти, он в конце концов озаряется внутренним светом веры и любви.
Одна из проблем, которые в особенности тревожили Толстого потом его обращения, задача половая, тем больше в свете его твердого убеждения, что человеческое благополучие в здоровенный степени зависит от способности человека подступать к идеалу воздержания. Эта предмет стала центральной в двух рассказах, единственный из которых Крейцерова соната (18871889, опубл. 1991) приобрел всемирную известность. Весьма замечателен в художественном отношении расклад Дьявол (18891890), в основу которого легло реальное происшествие в жизни Толстого, стоившее ему немалых нравственных терзаний. Это история человека, сильно любящего свою молодую жену и все же не способного совладать с похотливым влечением к красавице-крестьянке.
Самое большое и, быть может, самое известное произведение Толстого, созданное затем его обращения, роман Воскресение (1899). Это история знатного дворянина Нехлюдова, соблазнившего дворовую девушку Катюшу Маслову. Она становится проституткой, следом осужденной за правонарушение, которого не совершала, и совестливый герой следует за нею в Сибирь. Его влюбленность спасает ее, но вылезти замуж за него она отказывается.
Собрание неопубликованных сочинений Толстого появилось в 1911, посредством год следом его смерти. Иные из них, которые он сам не пускал в печать, должны быть признаны высшими достижениями его художественного творчества. Такова, в частности, повесть Хаджи Мурат (окончена в 1904), героем которой является неукротимый кавказский горец-воин, покидающий своих и переходящий на сторону русских, прихлопнутый при попытке пробраться домой, чтобы повидаться с сыном.
Посмертное собрание включает ещё немного пьес Толстого. Власть тьмы (1887), его, по всей видимости, высочайшее драматическое достижение, представляет собой жестокую трагедию из крестьянской жизни, которую Толстой считал иллюстрацией одной из своих излюбленных потом обращения тем, сформулированной в подзаголовке пьесы: Коготок увяз, всей птичке пропасть. Это означает, в частности, что проступок крестьянина Никиты, его внебрачная связь, влечет за собой единственный грешок за другим, вплоть до смертного греха убийства. Плоды просвещения (1891) представляют собой, как ни чудно, полнейшую противоположность: это светская комедия, где Толстой использует активный, реалистичный диалог для шуточно-сатирического изображения капризов и причуд аристократического общества. Пьеса И свет во тьме светит осталась незаконченной. Заслуживает отдельного упоминания и его последняя пьеса Живой прах (1902) история запойного пьяницы, тот, что, терзаясь совестью по поводу своей беспутной жизни и желая хоть как-нибудь возместить вред, нанесенный его многострадальной жене, инсценирует собственную кончина, чтобы она могла вылезти замуж за любимого человека.
Так же читайте биографии известных людей:
Лев Шульц Lev Schultz
Русский и французский художник, ювелир, изобретатель, философ и публицист.
читать далее →
Лев Каплин Lev Kaplin
В 1978 году свет увидела его первая книга "Прыжок в волчье логово". Первая в истории человечества книга, написанная зубами. Он парализован с юности...
читать далее →
Лев Копелев Lev Kopelev
В "шарашке" Копелев познакомился с Солженицыным и послужил ему прототипом Рубина, героя романа "В круге первом".
читать далее →
Лев Бакст (Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) Lev Baxt
К концу прошлого века Бакст ограничил себя работой в театре, благодаря которой и вошел и вошел в историю как выдающийся театральный художник...
читать далее →