Известные люди
»Леонард Коэн
Рождение: Канада, 21.9.1934
Патриарх фольк-рока, Леонард Коэн родился на десять лет раньше, чем участники Beatles или Rolling Stones, и был на год старше Элвиса Пресли. Но в музыку пришел намного позже своих современников. Он дебютировал как музыкант уже в 35-летнем возрасте, выпустив к этому времени несколько романов и поэтических сборников и заработав крепкое литературное имя. Столь же солидная репутация композитора и исполнителя далась Леонарду Коэну без особого труда. К концу 60-х он уже входил в число самых интересных, оригинальных и к тому же преуспевших артистов. С тех пор вот уже сорок лет армия его поклонников не уменьшается, а критики, давно утратившие интерес к большинству исполнителей его поколения, продолжают расточать ему свои комплименты.
Семья жила в достатке и комфорте, его папа, инженер по профессии, благополучно занимался торговлей готовой одеждой. Он умер, когда Леонарду исполнилось всего 9 лет. Родители поощряли увлечения мальчика и с младенчества приветствовали любые попытки самовыражения. В 13 лет, чтобы изготовить ощущение на девушку, он впервой взял в руки гитару, но сквозь два года играл уже до такой степени прилично, что мог выступать в местных кафе. В 15 лет он открыл для себя испанского поэта Гарсиа Лорку, тот, что поразил его фантазерство. За дипломом о высшем образовании Леонард поехал в Англию. Быстро сориентировавшись, он тут же собрал кантри-трио, которое называлось Buckskin Boys. Параллельно начал запоем писать вирши и стал своим человеком в местной поэтической богеме. Хотя его успехи в McGill University были достаточно средними, на предпоследнем курсе он выиграл премию McNaughton Prize за литературное творчество. И уже посредством год, в 1956-м, выпустил основополагающий поэтический сборник "Let Us Compare Mythologies". Вниманием критиков Коэн, тогда ещё студент университета, не остался обделен. После непродолжительной попытки научиться чему-нибудь в Колумбийском университете, он получил писательский грант и смог удрать из Северной Америки.
Коэн исколесил всю Европу и нашел пристанище на греческом острове Гидра. Здесь он провел с небольшими перерывами без малого семь лет, деля жилье со своей подругой Марианной Дженсен (Marianne Jensen) и ее сыном. Вторая книжка стихов "The Spice Box of Earth" (1961) прославила его имя в литературных кругах англоязычного мира. Леонард пробовал, хотя и без особого успеха, приобщиться к семейному коммерциалу, но большую доля времени отдавал литературному труду. Его публикации оказались довольно популярными, чтобы приносить скромный барыш. С учетом литературных грантов и полученного от отца наследства Коэн мог известия полностью комфортную существование. Не только комфортную, но и довольно свободную. Он зачастую менял подружек, экспериментировал с ЛСД (когда наркотик ещё не был запрещен) и еще раз путешествовал по миру. Его эксцентричные выходки были известны в Канаде не меньше, а пожалуй, более того больше, чем его поэзия. В свете будущего признания в соседних Соединенных Штатах все это только сыграло ему на руку.
От малых форм Леонард Коэн перешел к большим и в 1963 году выпустил первостепеннный роман "The Favorite Game", а посредством три года второй, тот, что назывался "Beautiful Losers". Между ними, в 64-м, появился ещё одни сборник стихотворений "Flowers for Hilter", удостоенный литературной премии Квебека. Проза Коэна принесла ему международное признание. Журнал "Boston Globe" на публикацию второго романа откликнулся рецензией, полной дифирамбов: "Джеймс Джойс не умер, - утверждал восторженный критик. - Он живет в Монреале и зовут его Леонард Коэн". На нынешний день произвольный из его романов разошелся тиражом больше 800 тысяч экземпляров.
К этому времени немалым спросом начали пользоваться и его песни, которые он не переставал строчить вот уже пятнадцать лет. Коэн, уже успевший обзавестись семьей, решил послать свою судьбу в идеально другое русло. Он вернулся в Соединенные Штаты и обосновался в Нэшвиле. Вывести его карьеру на новую - музыкальную - орбиту помогла звездочка фольк-рока 60-х Джуди Коллинз (Judy Collins). Для своего альбома 1966 года "In My Life" она записала две его композиции, "Suzanne" и "Dress Rehearsal Rag". Песня "Suzanne" оказалась невероятно популярной и на долгий срок обосновалась в радиоэфире, оставшись к тому же одним из самых известных хитов в карьере Коллинз. Это прибавило музыканту решимости и самому изведать себя на сцене, благо знакомств посреди фольк-певцов у него уже было предостаточно и чем живет артистический мир он ладно знал.
Коэн дебютировал на сцене летом 1967 года. Первыми его слушателями стали гости фольк-фестиваля в Ньюпорте. Он сразил публику наповал. Неизгладимое ощущение произвело его выступление и на Джона Хэммонда (John Hammond), менеджера лейбла Columbia, тот, что в родное время добился расположения Билли Холидей (Billie Holiday), Боба Дилана (Bob Dylan) и Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen), ставших подопечными Columbia. Когда сквозь пару месяцев у Коэна появилась вероятность вручить два концерта в Нью-Йорке, все билеты были распроданы загодя. Телешоу "Camera Three" на канале CBS дало Леонарду Коэну эфир не только для исполнения его песен, но и для чтения стихов. А тем временем новая версия "Suzanne", которую записал артист и певец Ноэль Харрисон (Noel Harrison), вновь поднялась в поп-чарт.
Как развивались события дальше, нетрудно смекнуть. Заключив контракт с Columbia Records, в начале 68 года музыкант подготовил дебютную пластинку со скромным названием "The Songs of Leonard Cohen". Несмотря на достаточно умеренное продюсирование и не сильно веселое расположение песен (а может, аккурат благодаря мягкой меланхолии и ноткам исповедальности), альбом с места в карьер оказался хитом в фольк-коммуне. За считанные месяцы его тираж превысил 100 тысяч копий, что для дебюта да ещё и в жанре фольк-рока было крупным достижением. Автор таких замечательных песен, как "Hey That's No Way To Say Goodbye", "Suzanne", "So Long, Marianne" и "Sisters of Mercy", Коэн автоматически попал в пантеон самых искренних и исповедальных авторов 60-х.
Второй альбом "Songs From a Room" (1969) был полон теми же меланхоличными настроениями, но принимали его значительно прохладнее, в том числе и критики. Два трека с этого альбома, "Bird on a Wire" и "The Story of Isaac", приобрели тем не менее большую популярность, сохранившись в музыке в качестве поп-стандартов. В рамках промо-тура музыкант побывал на нескольких европейских фестивалях, а по приезде в Штаты узнал, что получил звание почетного доктора в одном из американских университетов.
Третий лонг-плей "Songs of Love and Hate" (1971) вызвал у широкой публики ещё меньший заинтересованность, хотя на нем были представлены как самое меньшее две хитовые композиции: "Joan of Arc" и "Famous Blue Raincoat". Продюсер Боб Джонстон (Bob Johnston) не перегружал саунд, предоставляя голосу Леонарда вольно известия расклад под аккомпанемент акустической гитары, к которой редко присоединялись тихие струнные и ребяческий хоровой коллектив.
Тем временем фановская подмога артиста приобретала культовые черты. Среди самых горячих его поклонников оказался и режиссер Роберт Олтмен (Robert Altman). Его кино 1971 года "McCabe and Mrs. Miller" так обильно наполнен музыкой Коэна, что его не возбраняется анализировать, как первое полнометражное видео к песням композитора и певца.
Хотя вокальные возможности Леонарда Коэна разом же стали прицельной мишенью для острых критических шпилек, он оставался любимым и сильно востребованным артистом. По следам его многочисленных живых выступлений в 1973 году был опубликован концертник "Leonard Cohen: Live Songs". Кроме целиком ожидаемых живых версий его композиций, запись включала изумительную 14-минутную импровизацию под названием "Please Don't Pass Me By".
Тогда же его необычная творческая история жизни в такой степени увлекла фантазерство драматурга Джина Лессера (Gene Lesser), что он создал ее сценический вариант в театральной постановке "Sisters of Mercy" (по названию одной из песен). События жизни Коэна, истина, подверглись вольному переосмыслению, так что получилось произведение, что называется, по мотивам.
Три года отделяли "Songs of Love and Hate" от следующего альбома "New Skin for the Old Ceremony" (1974). Музыкальная печать и несчетные поклонники артиста вынуждены были признать, что перерыв пошла ему на пользу. В новых песнях преобладали депрессивные настроения и мрачные пейзажи, но славно обновился и изменился сам язык, на котором Коэн выражал свои чувства. Что в особенности радовало в саунде альбома (благодарю продюсеру Джону Лиссо (John Lissauer)) - так это участие колоритных живых инструментов: мандолины, банждо, перкуссии и скрипки. С прибавлением нескольких бэк-вокалистов песни зазвучали фактурно как ни в жизнь. Среди традиционных историй о любви была на диске и метафоричная хроника отношений Коэна с Дженис Джоплин (Janis Joplin) ("Chelsea Hotel No. 2").
В 1975 году группа Columbia Records подготовила сборник лучших песен "The Best of Leonard Cohen". И только посредством два года музыкант записал новую пластинку "Death of a Ladies' Man". Этот альбом, самый-самый любопытный и неоднозначный в карьере Коэна, спродюсировал живущий отшельником прославленный продюсер Фил Спектор (Phil Spector). Все песни они сочинили на пару за три недели. Из наложения этих двух мрачных темпераментов получилась излишне минорная, депрессивная запись, с перегруженным саундом, тот, что так разительно контрастировал с изящными аранжировками предыдущих работ Коэна. Сам музыкант называл "Death of a Ladies' Man" катастрофой, в особенности вокальные партии, хотя бы в силу того что, что по мере приближения к финалу его все неохотней допускали к работе. Окончательным сведением записи Фил Спектор решил заниматься независимо, уединившись в студии, куда секьюрити не впускала совершенно никого. Массовый слушатель остался к альбому полностью равнодушным, "Death of a Ladies' Man" ни одного дня не провел в чартах.
Это не могло не сказаться на творческой продуктивности композитора. После достаточно вялого приема следующего релиза "Recent Songs" (1979), он замолчал на целых шесть лет. Что касается "Recent Songs", это был ещё единственный зигзаг в его карьере: новоиспеченный продюсер Генри Льюи (Henry Lewy), работавший раньше с Джони Митчел (Joni Mitchell), обновленный саунд, больше деликатный и опрятный, а посреди новых тем впервой появилась религиозная вера. 1980-й год музыкант провел по большей части в дороге, объездил с концертами Соединенные Штаты и Европу, во второй раз посетил Израиль и впервой - Австралию.
Только в 85-м Коэн выпустил подборку новых, и довольно сильных, песен "Various Positions". Озабоченный вопросами религии и веры, он создал немного композиций, которые воспринимались как современные псалмы: "Hallelujah" и "The Law", "Heart With No Companion" и "If It Be Your Will". Работа над ними далась музыканту шибко нелегко. Попытка в точности передать свои духовные искания, по его словам, выжала из него все силы. Все это, истина, всего ничего тронуло публику. Литературные дела Коэна тем временем продвигались нимало недурно. В 1984 году он издал новую поэтическую книгу "Book оf Mercy", а в 85-м удостоился израильской литературной премии Literary Award for Poetry. Устроители канадской церемонии Juno Awards назвали его победителем в номинации "оптимальный киносценарий" (за мюзикл "Night Magic").
Коэн не мог похвастаться немалый привлекательностью как исполнитель, его вокальные данные очевидно проигрывали на фоне более того не самых талантливых из его коллег. Но как автор-песенник он оставался неподражаем. Что удалось без труда привести доказательства певице Дженнифер Уорнз (Jennifer Warnes), которая в 1987 году записала кавер-версии лучших композиций Коэна, объединив их на альбоме "Famous Blue Raincoat". В ее привлекательной интерпретации песни композитора зазвучали ослепительно и интригующе, и диск "Famous Blue Raincoat" раскупался сильно недурно. Забывчивой публике ещё раз напомнили, что стоит за именем Леонарда Коэна.
Через год и сам музыкант напомнил о себе новым лонг-плеем "I'm Your Man" (1988). Диск отличался тщательной отделкой и изобиловал фирменным черным юмором. Под аккомпанемент пессимистичных мелодий Коэн чувственно преподносил свои причудливые, полные неожиданных образов поэтические истории. Фаны отблагодарили артиста как смогли - тот самый альбом стал одним из самых продаваемых в его карьере. Наибольшую активность проявили европейские меломаны. В ряде стран Европы LP "I'm Your Man" становился хитом номер единственный в чартах. Музыкант удостоился награды Crystal Globe за пятимиллионный тираж альбома за пределами США. В 1991 году на церемонии Juno Awards в Канаде его называют лучшим композитором года, а его имя появляется в Зале славы Juno.
Паузы между релизами тем не менее оставались внушительными. Требовательность и творческая щепетильность Коэна заставляли его годами достигать идеальных результатов. Только сквозь четыре года музыкант решился издать новоиспеченный альбом "The Future" (1992), в котором сделал акцент на бессчетные проблемы, ожидающие мировое сообщество в ближайшие годы и десятилетия. Сам он называл эту работу геополитическим манифестом. Две мелодии, "The Future" и "Anthem", прозвучали в фильме "Natural Born Killers". Давно перестав "захаживать" в поп-чарты и не представляя никакого интереса для боссов MTV, Коэн тем не менее вызвал достаточное внимательность со стороны музыкальной прессы, чтобы его преданные поклонники не пропустили новинку и обеспечили диску сравнительно пристойный порядок продаж. На таком же уровне сохранился заинтересованность и к новому концертному альбому, тот, что вышел в 1994 году.
Не лишним будет подметить, что покуда артист отмалчивался, полируя до блеска свои новые записи, его коллеги по цеху не дремали. Под сильнейшим влиянием Коэна выросло уже не одно поколение прекрасных музыкантов. Нил Даймонд (Neil Diamond), Ник Кейв (Nick Cave), Дайана Росс (Diana Ross), Джоан Баэз (Joan Baez), Рита Кулидж (Rita Coolidge), Джо Кокер (Joe Cocker) записывали кавер-версии его треков, которые с их подачи систематично появлялись в радио- и телеэфире. Неудивительно, что в 1992 году Кристиан Февре (Christian Fevret), редактор известного французского рок-журнала "Les Inrockuptibles", загорелся идеей создания трибьюта Леонарда Коэна. Альбом "I'm Your Fan" включал 18 его композиций, озвученных REM, Джоном Кейлом (John Cale), Ником Кейвом, Иэном Маккалохом (Ian McCulloch), The Pixies, House of Love, Ллойдом Коулом (Lloyd Cole).
Завершив тур в поддержку релиза "The Future", в 1993 году 60-летний музыкант предпринимает эксцентричный (на сторонний взгляд) шаг - на немного лет удаляется от всего мира в калифорнийский середина дзен-буддизма. Его привели сюда многолетние духовные искания, которые с юных лет не давали ему покоя. Центр был устроен по образу настоящего монастыря, и его обитатели вели без малого монашеский образ жизни. Тем временем публике был представлен второй в карьере музыканта концертный диск "Cohen Live" (1994 год), а после этого и ещё единственный сборник лучших треков "More Best of Leonard Cohen" (1997).
В январе 1999 года Коэн ощутил, что пора экстремального буддизма в его жизни исчерпала себя. Он поселился в Лос-Анджелесе и начал медленное, но неотвратимое возвращение в музыку. Работая над новыми песнями, он посещает Индию, где находит и музыкальное, и литературное вдохновение. О Леонарде Коэне заново заговорили в 2001 году, когда в свет вышел концертный альбом с давними материалами "Field Commander Cohen - Tour of 1979". А в октябре, затем девяти лет молчания, музыкант представил новую студийную работу "Ten New Songs". Это был единственный из редких в его биографии опытов совместной работы с другими музыкантами. Соавтором многих песен выступила Шэрон Робинсон (Sharon Robinson), а продюсирование записи он доверил ЛиЭнн Унгар (Leanne Ungar). Этим тандемом помощников Коэн остался весьма доволен. В 2002 году многие из наиболее популярных его песен, пройдя цифровой ремастеринг, были изданы в формате DVD на сборнике "The Essential Leonard Cohen".
Примечательно, что, отойдя от музыки без малого на целое десятилетие, Коэн вечно давал выход своим новым впечатлением и размышлениям в литературных произведениях. В 1993 году в свет вышел ещё единственный его поэтический том "Stranger Music", наиболее полная подборка лучших стихотворений и песенных текстов. Новые и старые вирши, написанные в дзен-центре, в Индии, на греческом острове Гидра и в Лос-Анджелесе, ждут публикации. Книга будет именоваться "Book of Longing".
По итогам общенационального пороса, проведенного в Канаде в канун 21 века, Леонард Коэн оказался третьим в списке самых влиятельных канадцев в искусстве. Артист не скрывает, что это, конечно, крайне мило и более того трогательно, но ему негусто неуклюже. "Если толковать начистоту, - признается Леонард Коэн, - меня смущает большая доля всего, что я написал. Я чувствую, что мои работы подчас излишне сентиментальны. Хотелось бы, чтобы этого было поменьше. Над этим я в текущий момент и работаю...".
Так же читайте биографии известных людей:
Леонард Пеннарио Leonard Pennario
Знаменитый американский пианист, обладатель премии "Грэмми" и один из самых продаваемых исполнителей в области классической музыки.
читать далее →
Леонардо ДиКаприо Leonardo DiCaprio
Леонардо ДиКаприо - известный американский актер, родился 11 ноября 1974 года.Леонардо ДиКаприо получил наибольшую известность и популярность..
читать далее →
Леонарт Фукс Leonard Fuks
Немецкий учёный, ботаник и врач, один из отцов современной ботаники.
читать далее →
Леонид Вавакин Leonid Vavakin
Основные работы : генеральный план развития Москвы и Московской области и Программа регенерации исторического центра столицы, генеральные планы..
читать далее →