Известные люди
»Леонид Борисов
Рождение: Россия
Младший лейтенант Л. И. Борисов на подступах к Киеву на истребителе И-16 двойным таранным ударом сбил бомбардировщик противника. Совершил посадку на повреждённом самолёте. За этот бой награждён орденом Ленина.
Родился в 1916 году в деревне Пыжово, сегодня Зарайского района Московской области.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. С Июня 1941 года по Ноябрь 1942 года сражался в составе 43-го ИАП, далее - 581-го ( 55-го Гвардейского ) ИАП. Летал на И-16 и Як-1.
20 Сентября 1941 года начальник звена 43-го истребительного авиационного полка ( ВВС 21-й армии, Юго - Западный фронт ) Младший лейтенант Л. И. Борисов на подступах к Киеву на истребителе И-16 двойным таранным ударом сшиб бомбардировщик противника. Совершил посадку на повреждённом самолёте. За тот самый махач награждён орденом Ленина.
В начале 1943 года под Сталинградом сшиб тараном ещё единственный вражеский самолёт. 10 Июля 1943 года не вернулся с боевого задания. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
Вэтого выполнил 426 боевых вылетов, провёл 128 воздушных боёв, сшиб 17 вражеских самолётов лично и 10 в группе с товарищами.
* * *
"Дважды два - четыре", "Уши выше лба не растут"... Подобные азбучные истины, скрытая в них житейская философия смирения ни при каких обстоятельствах не прельщали Леонида Борисова.
В первостепеннный, что ни на есть гнетущий отрезок времени немецко - фашистского нашествия, под натиском моторизованных и весьма вооружённых полчищ многие растерялись, иные приниженно шептали: "Плетью обуха не перешибёшь..." Образ мыслей и действий Младшего лейтенанта Борисова был другой. Фашисты господствуют в воздухе, у нас немного самолётов ? Что ж, значит, нужно сражаться за двоих !
В одном из первых боёв он свалил "Юнкерса", но потерял и самолёт из своего звена.
- Такая арифметика нам не подходит, - зло сказал Леонид. - Надо обучаться, нужно ударять их наверно.
И начальник звена учил, увлекал за собой в прошлом всего личным примером. К 19 Сентября 1941 года уничтожил 8 самолётов врага. А 20 Сентября на подступах к Киеву разыгрался особенный мордобой, непохожий на другие.
...Патроны кончились вдруг, и незамедлительно "Юнкерс" выскользнул из прицельной рамки и пропал в облаках. Скорее за ним ! На немного секунд исчезла из поля зрения широкая лента Днепра, молочная мгла окутала истребитель. Но вот Леонид пробился через жидкую облачность и совершенно рядом увидел чёрные кресты. Ещё ближе...
Ударом винта он повредил рули поворота "Юнкерса" и, торжествуя победу и чуток расслабясь, отвернул в сторону. Но что это ? Бомбардировщик продолжал полёт. Вновь мобилизовав волю, Борисов вторичным ударом "предал земле" врага. Это был единственный из редких двойных таранов - эталон находчивости, отваги и мастерства.
Защищая столицу Украины, Леонид каждый день по 5 - 6 раз поднимался в воздух, чтобы смертоносным вихрем пронестись над колоннами моторизованной пехоты, над мостами и батареями противника. За штурмовые полёты в окрестностях Киева он был награждён орденом Ленина, за различие в боях на Харьковско - Изюмском направлении - орденом Красного Знамени.
В битве под Сталинградом штурман истребительного полка Борисов прокладывал боевые маршруты товарищам и сам водил в мордобой эскадрилью. Как - то в паре со Старшим лейтенантом Михаилом Уваровым он должен был прикрывать группу наших бомбардировщиков, отвлекать вражеские истребители, если они появятся. А те не заставили себя ждать: зайдя со стороны солнца, на Уварова насели 2 Ме-109. Одному из них сразу же навязал мордобой Леонид, поспешивший на выручку товарищу.
Первый "раунд" поединка, если изрекать открыто, закончился не в пользу Борисова. Под густым огнём противника краснозвёздная агрегатина вздрогнула, оказалась пробитой масляная организация. Немецкий пилот стал штурмовать его в лоб. Что может соорудить лётчик на повреждённой машине, когда ему навязан мордобой на встречных курсах ? Столкновение означает верную конец. Но завернуть в сторону, ринуться вверх или вниз - также не выход: подставишь самолёт под кинжальную, в упор пулемётную очередность. В общем, куда ни кинь - кругом клин, погибель неминуема, как дважды два...
"Такая арифметика нам не подходит !" Молнией проносится в голове Борисова спасительная догадка. За момент до гибельного столкновения он немножко отвернул свой истребитель и ударил концом крыла по плоскости врага. От этого виртуозного и в то же время сокрушительного удара крыло "Мессера" разлетелось на куски, он камнем упал вниз. Леонид же смог выровнять и усадить машину.
Получив в Мае 1943 года краткосрочный отпуск по болезни, Борисов приехал домой, в Москву. В родных стенах нахлынули изо всех закоулков, обступили приметы детства и юности. Словно активный, возник образ до срока умершего отца, инкассатора по профессии. Как бунтовал он мальчишкой супротив отцовской строгости и требовательности, доведённой порой до педантизма, и как пригодились ему в жизни, на военной службе аккурат эти черты характера ! Вспомнилось, как вырезал в глине две канавки крестом, залил туда припасённый заблаговременно и расплавленный в жестянке свинец. Получилась маленькая модель самолёта. Перебрасывая с руки на руку ещё жаркий металл, заявил домашним: "Скоро я буду летать на таком же !"
Но кто принимает всерьёз фантазии мальчишки ? Да и бытие повернулась к их семье ни капли не своей "небесной" стороной, тяготила земными горестями. Похоронив отца и чуть-чуть закончив 6-й класс, Ленька пошёл на предприятие "Красная звезда" - одной матери, работавшей подсобницей, не вознести маленьких сестрёнок. Спасибо заводу - помогал топливом, выучил разнорабочего Леньку на токаря. Подкидывали и премии, как он позже понял, больше авансом. Однажды принёс матери новичок патефон - большую роскошь по тем временам.
- Напрасно ты, сын, - упрекнула Мария Даниловна, - с деньгами у нас туго, сам знаешь.
- Что ты, мамаша ! Это награда, дорогостоящий гостинец. Вот смотри, - и показал на маленькую блестящую пластинку с надписью: "За ударный труд".
При поступлении в аэроклуб ему поставили условие: примем, если продолжишь учёбу. Пришлось "сражаться" на 4 фронта: служба на заводе, домашнее хозяйство, занятия в аэроклубе и школе рабочей молодёжи. Не считая обязанностей комсорга цеха. Тоже непростая получалась арифметика: неделями - без выходных, целыми днями - без отдыха. Потом учебное заведение военлётов. Многого стоили 2 крохотных рубиновых кубика в петлицах, полученные Леонидом в 1940 году.
Промелькнул краткосрочный отпуск. Борисов отбыл в полк, на Курскую дугу, где надвигалась небывалая по масштабам и ожесточённости битва. Знать бы, что та саммит с семьёй будет последней...
По нескольку раз в день Борисов отправлялся в разведывательные полёты над территорией противника. Следил за передвижением его войск по дорогам, подсчитывал численность машин на аэродромах, высматривал места сосредоточения бронетанковых резервов. Для предстоящей "битвы моторов" такие сведения представляли большую ценность. Очередное поручение на разведку с воздуха он получил и 10 Июля 1943 года.
Группа истребителей во главе с командиром эскадрильи Борисовым пересекла линию фронта. В районе села Тагино встретили возле 20 вражеских самолётов, направляющихся к позициям советских войск. Комэск принимает вывод штурмовать - и первой же пулемётной очередью поражает одного из "Юнкерсов". Но тут случилось непредвиденное: вражеский самолёт, начинённый бомбами, со страшной силой взорвался в воздухе. Видимо, Леонид был несладко ранен и потерял разум. Единственное, что он успел соорудить, - выключил мотор, вследствие этого при падении "ястребок" не взорвался и не загорелся. Он сильно вошёл в мягонький грунт.
В Августе 1943 года Мария Даниловна получила казённое извещение: "Уважаемая... Ваш сынуля.., в боях за Советскую Родину..." И больно ударили по глазам короткие слова: "пропал без вести". Шли годы, надежда сменялась отчаянием, но до конца своих дней мамаша так и не узнала о судьбе сына.
Между тем в начале 1980-х годов ширился всесоюзный поход комсомольцев и молодёжи по местам боевой славы. Это патриотическое движение достигло и села Тагино Глазуновского района Орловской области. Жители села братья Николай и Михаил Богдашкины припомнили момент далёкого послевоенного детства, когда они наткнулись в поле на торчащий хвостище самолёта. Пришлось поработать лопатами единый день, чтобы к вечеру достичь до кабины. Там обнаружили останки лётчика, ордена на истлевшей гимнастёрке, рядом лежал планшет. Ничего не тронув, пацаны привели участкового милиционера. Тот забрал ордена с документами и велел закопать необычную могилу, а вскоре и сам погиб при исполнении служебных обязанностей. Ниточка памяти сызнова прервалась...
Повзрослевшие на 30 с лишним лет юные следопыты обратились к учителю физики местной школы И. В. Куприянову. Илья Васильевич организовал и возглавил особый поисковый отряд под названием "Самолёт". В конце концов снова нашли местоположение падения, провели раскопки. Извлекли обломки машины, пушку и пулемёт с боеприпасами, а главное - личное оружие. Вместе с райвоенкомом направили запрос в Министерство обороны СССР и получили ответ: наган принадлежал штурману 55-го Гвардейского истребительного авиаполка Капитану Л. И. Борисову.
Отыскались родные и однополчане героя. Восстановили, воскресили по дням и эпизодам его короткую бытие, вспомнили более того любимую присказку: "Такая вот арифметика..." Права оказалась извечная народная мудрость: никто не забыт...
Так же читайте биографии известных людей:
Леонид Быковец Leonid Bykovets
Гвардии старший лейтенант Быковец совершил 200 боевых вылетов, лично сбил 16 и в группе 4 самолёта противника. 0 года за мужество и воинскую..
читать далее →
Леонид Гальченко Leonid Galchenko
Капитан Л. А. Гальченко совершил 77 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее →
Леонид Горегляд Leonid Goreglyad
Гвардии Подполковник Л. И. Горегляд совершил 132 боевых вылета, провёл 53 воздушных боя, лично сбил 15 и в составе группы 6 самолётов противника...
читать далее →
Леонид Кальян Leonid Kalian
Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. Его имя присвоено инструментальному цеху завода имени Воровского.
читать далее →