Известные люди
»Леонид Гальченко
Рождение: Россия, 2.4.1912
Капитан Л. А. Гальченко совершил 77 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 2 Апреля 1912 года в городе Петровск - Порт ( в настоящее время Махачкала, Республика Дагестан ), в семье рабочего. До войны жил в Москве. В 1933 году учился в индустриально - строительном техникуме, потом был направлен в Сталинградскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1935 году.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Выполнил больше 50 боевых вылетов, 23 из них - на штурмовку войск противника.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. К концу Сентября 1941 года начальник эскадрильи 145-го истребительного авиационного полка ( 1-я смешанная авиационная дивизия, 14-я Армия, Карельский фронт ) Капитан Л. А. Гальченко совершил 77 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 7 самолётов противника. 6 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Вэтого совершил 410 боевых вылетов. В 90 воздушных боях сшиб 24 самолёта лично и 12 в группе с товарищами. Войну закончил заместителем командира авиационной дивизии.
После войны продолжал служить в ВВС, окончил Военную академию Генерального штаба, командовал авиационной дивизией. С 1954 года Полковник Л. А. Гальченко - в запасе. Жил в Махачкале. Его именем названа учебное заведение - интернат в городе Кандалакша Мурманской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, 12-ю медалями. Умер 26 Сентября 1986 года.
* * *
Сейчас от Москвы до Тулы поезд идёт рядом 3 часов, до войны же на это пространство приходилось затрачивать в два раза больше времени. Но всё одинаково Леонид Гальченко любил эти поездки. Бежит паровоз средь полей и лесов, то бескрайняя степная ширь, то зелёные ели и березы обступают мчащиеся по рельсам вагоны. Редко промелькнёт деревушка, и еще раз поля и леса.
Чем ближе к Москве, тем деревни встречаются чаще. Потом города Серпухов, Подольск. От Подольска за окном индустриальный пейзаж. А стоит промчаться Москворечье, безотлагательно как на ладони возникает Москва. И ясно и торжествующе на душе от каждого нового приезда в столицу.
Так уж сложилась судьбина у Леонида Акимовича Гальченко: родился в Махачкале, а существовать приходилось то в Краснодаре, то в Туле, а следом и в Москве. Войну же встретил за Полярным куда ни глянь. Но до этого было немало других событий.
"Гальченко Леонид Акимович, Майор, начальник эскадрильи 19-го Гвардейскою истребительного авиационного полка 1-й авиадивизии. Под командованием Гальченко эскадрилья провела 86 воздушных боёв и уничтожила 26 самолётов противника. Гальченко сшиб в воздушных боях лично 9 и в группе 12 вражеских самолётов. Родился в 1912 году в Махачкале. До войны жил на станции Шонгуй, Мурманской области. Звание Героя Советского Союза присвоено 6 Июня 1942 года".
Скупые строки времён войны, взятые из наградного листа... А между тем за ними целая крылатая бытие, полная тревог, воздушных сражений и радости побед. Как она началась ? Думаю об этом, и мне видится парнишка, озорной и проворный, спешащий к морю и завидующий чайкам, которые поднимаются приподнято в небосклон и первыми видят восходящее солнышко. Вот он бредёт по песчаному берегу Каспийского моря, подальше от шумного Махачкалинского порта. Солёный ветер треплет непокорные чёрные волосы. Мать его недавно умерла, папа - плотник, всегда занят на работе, и Лёня всё своё свободное время проводил у моря. Крепкий загорелый паренек с наслаждением вдыхает пахнущий морской травой воздух, вглядывается в белые гребешки набегающих на берег волн. С волнами он всю дорогу готов поспорить. Силы ему не занимать. Он заплывает подальше, ложится на спину и смотрит в небосвод. Чайки, взмывая над волнами, резво бросаются вниз, хватают зазевавшуюся рыбёшку и вновь взмывают вверх. Какие же необходимо располагать крепкие и гибкие крылья, чтобы так летать ! Леня взмахивает обеими руками. Нет, плыть, как рыбка, он может, а летать, как чайка, - не получается.
В детстве Лёня Гальченко ни чем особенным не отличался от своих сверстников. Учась в школе имени В. И. Ленина, Леонид шибко славно рисовал, выпускал стенгазету. Он был изобретателен, мастерил воздушные змеи, строил модели планеров и самолётов. С 1933 года учился в индустриально - строительном техникуме, но греза о небе не оставляла его.
Однажды он увидел летящий над морем самолёт. Как всю дорогу, он заплыл подальше от берега, лёг на спину и стал взирать в небосклон. И нежданно-негаданно услышал нарастающий шум. Самолёт появился со стороны берега безупречно нежданно, пролетел над самыми волнами и, развернувшись, пошёл назад. Когда самолёт накренился набок, Лёня увидел лётчика, тот, что помахал ему рукой. Паренёк, зарываясь в волны, поплыл к берегу. Теперь уже ничто не могло удержать его. Летать, только летать, подняться в небеса выше всех, чтобы первым увидать солнышко. Леонид настойчиво готовился к поступлению в лётное училище, хотел быть истребителем. И вскоре стал им, окончив Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.
После окончания училища, Гальченко направили в авиачасть под Ленинград, на вооружении которой были истребители И-5. Коллектив там был дружный, спаянный, увлечённый своим делом. Видимо, не ненароком из их полка многих лётчиков позднее отобрали для боевых действий на Карельском перешейке.
Боевое крещение в войне с белофиннами было нелёгким. Там рождались будущие асы, которые в годы Великой Отечественной проявили себя в полном блеске, стали Героями Советского Союза.
Леонида Гальченко Финская махаловка застала уже на Севере, в должности флаг - штурмана 5-го смешанного авиационного полка.
4 Декабря 1939 года звено истребителей Старшего лейтенанта Гальченко получило боевую задачу штурмовать колонны войск противника, движущихся на Мурманск. Сразу следом взлёта самолёты попали в густую облачность. Но советские лётчики, чуть различая приятель друга, продолжали полёт к цели. Пробив по расчёту времени облака, они увидели под собой шоссейную дорогу.
Первым врага обнаружил Младший лейтенант А. В. Чирков. Выйдя вперёд, он эволюциями указал командиру группы вектор движения на неприятельскую колонну. Гальченко повёл звено в атаку. Обработав первую колонну, они обнаружили на подходе новую. Снова наши истребители упали в пике. Атака следовала за атакой... Как позже стало известно, этой штурмовкой финскому полку были нанесены значительные потери... За храбрость и находчивость, проявленные в боях с белофинами, Леонид Гальченко был награждён первым орденом Красного Знамени. После окончания "Зимней войны" его назначили командиром эскадрильи 147-го истребительского авиационного полка.
С началом Великой Отечественной войны ещё раз на фронте. В составе 145-го полка сражался на самолёте И-16. Для лётчиков Заполярья битва началась по сути дела 17 Июня 1941 года, когда ломание правил воздушного пространства СССР Германскими ВВС стало постоянным. В конце Июня ситуация была уже весьма напряжённой - вражеская авиация рвалась к Мурманску. Леонид одним духом открыл счёт своих побед и вскоре стал одним из лучших лётчиков полка.
Лучший воздушный разведчик ВВС 14-й армии Капитан
Ещё перед войной Гальченко несть числа полетал в небе Заполярья. Знал там каждую сопку, каждое озерцо. Помогло ли ему это в боях ? Конечно. Он действовал увереннее, смелее и с охотой летал на разведку. Может показаться, что ему везло.
Молодые лётчики смотрели на него с восхищением: орденоносцев в полку в то время как единицы. Крупные черты лица, густые тёмные брови, ясные просторно открытые внимательные глаза. Его внешнему облику соответствует и характер: постоянно собранный, бесповоротный.
В начале войны 145-й ИАП в составе 1-й смешанной авиадивизии снабжал с воздуха 14-ю общевойсковую армию, действовавшую на Мурманском и Кандалакшском направлениях. Немецкое руководство поставило своим войскам задачу прорвать советскую оборону и 4 Июля 1941 года завладеть Мурманск. Противник планировал ещё завладеть Кандалакшу, перерезать Кировскую железную дорогу и тем самым лишить 14-ю армию и Северный флот сообщений с центром страны.
Как известно, немецким войскам так и не удалось осуществить тот самый проект. Немалая заслуга в этом и наших лётчиков, которые день и темное время суток бесстрашно сражались с врагом, громили его на земле и в воздухе. Особенно запомнились Гальченко подвиги, совершённые в те дни Лейтенантами И. Т. Мисяковым и А. 3. Небольсиным.
27 Июня 1941 года враг попытался причинить массированный бомбовый потрясение по городу. Для отражения налёта по тревоге были подняты истребители 145-го авиаполка. Завязался ожесточённый воздушный махач, в котором начальник звена Иван Мисяков совершил единственный из первых в Заполярье воздушных таранов. Когда его пулемёты, израсходовав боезапас, умолкли, лётчик настиг вражеский бомбардировщик, сделал "горку" и ударил его сверху. Вражеский самолёт рассыпался в воздухе... За тот самый геройский поступок отважного советского лётчика наградили Орденом Ленина.
На фото с правой стороны внизу показаны одни из участников того памятного боя, лётчики 145-го авиационного полка, слева направо: А. П. Олисов, Л. А. Гальченко, В. П. Миронов.
Примерно тогда же совершил геройский поступок и Небольсин. Во время выполнения боевого задания в районе Западной Лицы его самолёт был подбит вражеской зениткой и загорелся. Спасти машину было уже нереально. И тогда Небольсин направил её в середина вражеской автоколонны...
Два геройского поступка, обессмертивших имена героев, звали лётчиков к новым атакам на врага. Об этом говорили на митингах, прошедших в полках дивизии. О новых свершениях во славу Родины думал всякий защитник северного неба, скрупулезно готовился к боям.
Однако, победы над врагом доставались нашим пилотам дорогой ценой: потери в лётном составе росли. Сражаться с ладно вооружённым противником на стареньких "Ишачках" было неимоверно сложно. К великой радости лётчиков, по распоряжению командующего ВВС Северного флота, 20 Июля 1941 года в полк прибыли первые истребители ЛаГГ-3. Несколько перетяжелённыи, вялые в маневре, они отличались от И-16 лучшим вооружением и больше высокой скоростью.
Почти каждому вылету Леонида Гальченко сопутствовал счастливый момент. В этом несложно удостовериться, просмотрев сводку боевых действий. Вот краткие выписки из неё:
"13 Сентября 1941 года. Звено истребителей во главе с Л. Гальченко перехватило группу фашистских бомбардировщиков. Три советских лётчика - Капитан Л. Гальченко, Старший лейтенант Б. Кузьмин и Лейтенант В. Миронов - сшибли по одному "Юнкерсу-87".
14 Сентября эскадрилья во главе с Гальченко произвела бомбежку и расстреляла на бреющем полёте войска и огневые точки противника у озера Кеккесяур. Советские лётчики сделали 5 заходов над целью и уничтожили страсть сколько активный силы и склады противника.
15 Сентября пятёрка истребителей под командованием Гольченко вступила в махач с 30 бомбардировщиками противника. 4 вражеские машины были сбиты".
Однажды звено истребителей, ведомых Гальченко, встретилось с немецкими бомбардировщиками. Большая группа вражеских машин стремительно приближалась к нашему переднему краю. Надо было сдернуть налёт, не предположить бомбёжки наземных войск. И 3 советских истребителя устремились в атаку. С первого же захода они сшибли 3 вражеских самолёта. Остальные, не выдержав стремительного натиска наших лётчиков, повернули назад.
А посредством день 5 истребителей, ведомая Гальченко, встретила 13 вражеских самолётов. И несмотря на то что численное превосходство было на стороне врагов, советские лётчики уничтожили 4 их бомбардировщика, не потеряв ни одного своего самолёта. Это уже был немалый счастливый момент.
О Гальченко нередко писали войсковая и фронтовая газеты. В одной из статей, опубликованной в газете "Часовой севера", в деталях рассказывалось, как он уничтожил вражеский самолёт и спас от неминуемой гибели молодого лётчика Младшего лейтенанта Тумакова.
Вскоре на северном фланге Советско - Германского фронта развернулись тяжёлые сражения за Мурманск. Не сумев прорваться к городу наземным путем, неприятель решил усилить удары с воздуха. Прежде всего немецкое руководство поспешило вывести из строя Мурманский порт. В результате на подступах к порту завязались крупные воздушные бои, продолжавшиеся немного дней. Затем, учитывая преобладание в городе деревянных строений, немцы, решили засыпать его зажигательными бомбами. Чтобы не предположить врага к цели, лётчики, руководимые Гальченко, зачастую делали по 6 - 7 боевых вылетов за день.
Однажды, барражируя над Мурманском, Гальченко заметил 4 самолёта противника, приближавшегося к городу. Он, не раздумывая, единственный бросился навстречу и атаковал вражескую четвёрку. Атака нашего аса была до такой степени дерзкой и стремительной, что немецкие лётчики растерялись и сочли за лучшее оставить "поле" боя.
- Оправдан ли эдакий риск ? - спросили следом боя у Гальченко.
- Любой на моём месте поступил бы так же, - ответил начальник эскадрильи. - В воздухе, помимо меня, никого не было. Нужно было принять неравный махач, чтобы не вручить возможности врагу осуществить свой проект - свалить смертоносный груз на град.
В середине Сентября немцы двумя полками форсировали реку Западная Лица и, обойдя фланг 14-й стрелковой дивизии, перерезали дорогу Мурманск - Большая Западная Лица. И сызнова эскадрилья Гальченко демонстрирует мужество и лётное мастерство. Лётчики делали по 5 - 6 вылетов в день, нанося врагу крупный урон. При поддержке авиации наземные войска отбросили противника на западный берег реки Западная Лица.
Леонид Гальченко ладно помнил начало войны, первые свои боевые вылеты на Мурманском направлении... По аэродрому объявили боевую тревогу. Эскадрилья Гальченко поднялась в воздух одной из первых. Бомбардировщики противника в сопровождении десятка истребителей приближались к аэродрому. Нет, Гальченко не испугался этой армады. Он думал только об одном: не предположить врага к аэродрому, рассеять и сшибить его. Выбрав себе мишень, он смело ринулся в атаку. Но неприятель отвернул, нырнул за сопку и стал покидать. Догнать его Гальченко не смог, так как наши "Ишачки" уступали в скорости немецким самолётам. И хотя сообща с товарищами ему удалось рассеять вражеский строй, не предположить бомбежки аэродрома, он не смог сшибить ни одного самолёта противника. Было до слёз досадно.
Гальченко мобилизовал весь свой навык, скрупулезно анализировал всякий вылет. Не только свой, но и товарищей по полку. И вот опять воздушный мордобой. Атакуя вражеский бомбардировщик, Гальченко заметил, что в хвостище его истребителю заходит "Мессер".
- Витя, прикрой ! - крикнул он Миронову.
Виктор Миронов кинул свой авиалайнер на "Мессер" и отогнал его. А Гальченко уже перехватил "Юнкерс", заставил его маневрировать, не давая покинуть. Он видел намалеванного на бoрту самолёта противника тигра. Сделав боевой разворот, Гильчеико налетел на врага сверху и метко прошил его струёй пуль. Выходя из атаки, увидел, как "Юнкерс" задымил и пошёл вниз.
Это была первая виктория, достигнутая благодаря поддержке и выручке Лейтенанта Миронова. С этого момента Гальченко стал в особенности дорожить своего ведомого, чаще вылетать в паре с ним. Вскоре на всём Карельском фронте заговорили о "дуэте" Гальченко и Миронова. Они немало летали, выполняли самые ответственные задания. Счёт сбитых ими самолётов врага рос. Гальченко говорил, что нет у него ведомого лучше и надёжнее Виктора Миронова.
В одном из боёв, Леонид увидел на борту вражеского самолёта намалёванную голову тигра. "Дело имею с Асом", - подумал он. Бой оказался тяжёлым, но Гальченко сшиб врага. Вернувшись на аэропорт, Гальченко долговременно ходил у самолёта, подобно тому как осматривая полученные им пробоины. Потом подозвал техника эскадрильи, попросил пойти к политруку за красками и кистью. Когда политрук, заинтересовавшийся, ради чего лётчику понадобились рисовальные принадлежности, подошёл к самолёту, он увидел, как Гальченко с техником малевали на хвосте самолёта какой - то замысловатый рисунок. Присмотревшись, он различил черты какого - то зверя, смахивающего на кошку, а внизу - маленькую мышку.
- Что это ? - спросил политрук.
- Как - что ? - удивился Гальченко. - Разве не видно ? Кошка.
- А на что ?
- Для устрашения. Они вон всяких рысей да тигров малюют, запугать нас хотят. А у меня будет киска.
Так и стал летать Гальченко с кошкой на хвостовой части своего "ЛаГГа" ( сперва она была белого цвета, но вскоре была перекрашена в чёрный ).
Чёрная ли киска тому причина, или всё - таки высокое мастерство, что надёжнее и правдоподобнее, только враги стали дрейфить Гальченко. Завидев самолёт с чёрной кошкой на хвосте, они старались уклониться от боя и поворачивали вспять. Гальченко использовал это замешательство врага и твердо бил его. Бывали более того случаи, когда при появлении самолёта Гальченко немцы оповещали своих лётчиков:
- Внимание, участливость ! В воздухе "чёрная кошка".
Это означало: будьте осторожны, вас могут сшибить.
У лётчиков эскадрильи стало правилом - не дарить спуску врагу. Бить его неизменно, при всех обстоятельствах.
- Наша проблема - сшибить спесь с врагов, - зачастую говорил Гальченко товарищам по эскадрилье.
Однажды группа наших истребителей под командованием Капитана Балашова вылетела на поручение. На подходе к цели они встретили 15 немецких бомбардировщиков, следовавших под прикрытием такого же количества истребителей. Враг был уверен в своей силе, надеялся, что никто не помешает ему изготовить бомбежку. Но советские лётчики, несмотря на превосходство противника, смело бросились в атаку. В завязавшемся бою они сшибли 5 "Юнкерсов" и 2 "Мессера". Но и сами потеряли 3 лётчиков.
Для полка это была тяжёлая утрата. Когда лётчики эскадрильи, которой командовал Капитан Гальченко, узнали об этой потере, их уже запрещено было удержать на аэродроме.
- Мы отомстим врагу, - заявили они и поднялись в небосклон.
Им удалось скрытно подступить к аэродрому противника, тот, что принимал самолёты, возвращавшиеся с задания. Этим воспользовались наши пилоты. Буквально на "хвосте" противника они появились над аэродромом и сшибли 2 самолёта, заходивших на посадку. Такой дерзости неприятель не ожидал. Он более того не успел оказать сопротивление. А наши лётчики, отойдя от аэродрома на малой высоте, опять вернулись и обстреляли из пулемётов заправлявшиеся самолёты. Пули попали в бензозаправщик. Он взорвался, уничтожив при этом 4 стоящих поблизости самолёта.
Слава о Капитане Гальченко и его эскадрилье гремела по всему фронту. Мурманская областная газета "Полярная правда" выпустила в 1942 году сборник "Суровая лирика". Стихотворение "Истребитель" посвящено Леониду Гальченко. Есть такие строки:
"Зуб - за зуб. И око - за око. Каждый противник будет встречен и сбит !"
Так решил свой северный сокол - лётчик Гальченко Леонид".
В другом сборнике тех же лет, выпущенном политическим управлением Карельского фронта, была опубликована "Песня о Леониде Гальченко". Часто писала о нём и военная газета "Часовой Севера". Однажды в типографию принесли из политотдела армии немного листовок о лучших воинах армии, сказали, что нужно поскорее их отпечатать, чтобы разослать в войска. Была посреди них и листовка о Капитане Гальченко - отважном воздушном бойце. И хотя наборщики устали, так как весь день набирали журналистский материал, все же они согласились потрудиться и ночью, чтобы к утру все отпечатать.
- О, Гальченко ! - сказал единственный наборщик. - Кто ж его не знает !
Эта листовка о командире эскадрильи Леониде Гальченко говорила о многом. Вот он на фото: мужественное, волевое физиономия воздушного бойца. Таким был он в дни жарких боёв на Карельском фронте. Упрямо сжатые губы, зоркий, устремлённый вперёд точка зрения. Чувствуется, что, когда войсковой фотокорреспондент снимал пилота, окончательный был немного утомлен. Может быть, он только вернулся на свой аэропорт, а в воздухе пришлось новости тяжёлый махач с вражескими самолетами. И хотя свойский лётчик вышел победителем, ему, конечно, также пришлось много испытать и переволноваться. Возможно, это был тот что ни на есть махач, о котором рассказывается в листовке.
Как - то раз он с ведомым под сильным зенитным огнём сфотографировал вражеский аэропорт. Наперехват советским самолётам поднялись немецкие истребители. В районе озера Титовское 6 Ме-109 атаковала пару И-16. Бой был неравный. Врагам удалось сшибить самолёт ведомого. Затем они все навалились на самолёт Гальченко. Капитан стал со снижением отправляться на свою территорию. А за ним неотступно гнались враги. Солнце светило в глаза лётчику, мешало править самолётом и новости слежение. Гальченко решил употребить этим. И тут он увидел, что прямо по курсу резво вырастает отвесная скала. К ней и повёл строй врагов. До встречи с сопкой остались считанные секунды, когда Гальченко круто взмыл вверх. Ближайший "Мессер", не ожидавший такого маневра, не успев отвернуть врезался в скалу. Остальные 6 машин не стали проверять свою судьбу и ушли восвояси. Убедившись, что враги отстали, Гальченко повёл свой самолёт на аэропорт и доставил командованию ценные разведданные.
И ещё образец мужества. Молодой лётчик Младший лейтенант Тумаков, увлекшись погоней за "Мессером", не заметил, что 2 других вражеских самолёта заходят ему в хвостище. Тумакову грозила смертельная угроза. Но тут появилась агрегатина Капитана Гальченко. Смелый и видавший виды лётчик стремительно оцепил обстановку и решил не только выручить товарища, но и сокрушить врага. Он направил свою машину наперерез "Мессеру" и, развернувшись, атаковал вражеский авиалайнер, тот, что тут же загорелся. Затем Гальченко дал очередность по второму "Мессеру".
- Жаль, что на тот самый раз не удалось подбить и второго гада, - говорил он затем.
В тот же день Гальченко штурмовал колонну моторизованной вражеской пехоты и 3 раза атаковал вражеские войска на переднем крае.
В номере за 17 Августа 1941 года "Часового Севера" была заметка о Гальченко. Называется она "Воздушная атака". В ней сообщается о бое, тот, что вели советские лётчики с немецкими разведчиками "Хейнкель-111". Капитан Гальченко заметил одного разведчика и погнался за ним. Но вражеский самолёт скрылся в облаках. Зная по опыту, что немецкие лётчики имеют обыкновение ворочаться, свойский пилот начал барражировать, ища встречи с противником. Когда вражеский самолёт вынырнул из облака, Гальченко атаковал его. Дважды бил он по "Хейнкелю" из пулемётов. Развертываясь для новой атаки, пилот решил: "Если с третьего захода не подожгу фашиста, буду рубить ему хвост". Но третья штурмовая вылазка оказалась успешной. Вражеский самолёт задымил, стал пикировать и, оставив в небе чёрный след, врезался в землю. Гальченко почувствовал в кабине дух горящего масла. Пули врага повредили движок самолёта. Несмотря на полученные повреждения, лётчик удачно вернулся на свой аэропорт.
Внимание к молодым лётчикам, постоянное стремление передать им свой навык, поделиться мыслями и выводами, как и смелость и отвага в бою, составляли отличительную черту командира эскадрильи Леонида Гальченко. Не невзначай молодые лётчики его эскадрильи - Виктор Миронов, Сергей Соколенко, Николай Шелухин, Борис Кузьмин за немного месяцев войны стали закалёнными и стойкими бойцами. Для Леонида Гальченко характерно постоянное общение с молодёжью.
Вот Гальченко вернулся из очередного боевого вылета. Он ещё возбуждён, ещё не прошло беспокойство боя. Вокруг него уже собрались лётчики эскадрильи. И начинается разбор прошедшего боя, его поучительных сторон, его промахов. И любой раз неизменный вывод о необходимости осваивать тактические приёмы противника, ведать его способы ведения боя, разгадывать его ухищрения. А перед очередным вылетом снова детальный разговорчик о том, как известия махач, какие могут быть варианты. Гальченко щедро делился с лётчиками своей эскадрильи накопленным опытом, знаниями тактики противника. И сам он мог внимать, мог обучаться у других. Ведь навык приобретает всякий воздушный воин. И всякий навык ценен. Не этим ли стремлением как позволительно шире поведать о том, что он знает, что приобрёл в боях, каждый день подвергаясь смертельной опасности, было продиктовано и его возделение обозначиться в армейской печати ?
В статье "О тактике противника в воздушных боях", написанной совместно с Капитаном Тряпичкиным и опубликованной в газете "Часовой Севера" 2 Сентября 1941 года, авторы подчёркивают надобность верно оценивать обстановку боя, располагать информацией ухищрения противника, разгадывать его замыслы. Эту статью с большим интересом читали все лётчики. Oт неё веяло уверенностью в победе, хладнокровием и мужеством.
После каждого воздушного боя Гальченко разбирал действия лётчиков, анализировал тактические приёмы противника. Если позволяло время и ситуация, наиболее важные задания проигрывались перед полётом. Каждый член экипажа заблаговременно верно знал своё местоположение в боевом порядке и последовательность действий на пути к цели и в воздушном бою.
В Сентябре усилие воздушных схваток достигло своего наивысшего пика. Вот только краткая хроника тех боёв с участием Леонида Гальченко: 13 Сентября звено И-16 перехватило группу вражеских бомбардировщиков. Капитан Л. Гальченко, Старший лейтенант Б. Кузьмин и Лейтенант В. Миронов сшибли по Ju-87. Через пару дней, 15 Сентября, пятёрка истребителей 145-го ИАП под командованием Капитана Гальченко вступила в махач с 30 вражескими бомбардировщиками. В результате было сбито 4 неприятельские машины и отражён налет на порт. Наша группа вернулась без потерь.
24 Сентября Гальченко и Миронов вылетели в район Луостари на свободную охоту. Они продолжительно искали подходящую мишень, в то время как не заприметили вражеский аэровокзал. Решение созрело сразу: штурмовать. Лишь только наши самолёты стали надвигаться к аэродрому, как заработали вражеские зенитки.
- Бери зенитки на себя, - скомандовал Гальченко Миронову. - А я ударю по аэродрому.
Миронов тут же спикировал на батарею зенитной артиллерии, ударил по ней из всех огневых точек. А в это время Гальченко пронёсся над стоянкой вражеских самолётов и зажёг немного Ме-109.
Уже к концу Сентября 1941 года начальник эскадрильи 145-го истребительного авиаполка Капитан Л. А. Гальченко совершил 77 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил лично 7 вражеских самолётов. Лётчики его эскадрильи совершили 860 самолёто - вылетов. За это время ими было проведено 76 воздушных боёв и сбито 16 самолётов противника.
Леонид Акимович крайне не любил повествовать о своих личных победах, зато длительно мог сообщать о боевых товарищах, и в особенности о своём ведомом - Викторе Петровиче Миронове, тот, что к Сентябрю 1941 года совершил 127 боевых вылетов и в 25 воздушных боях уничтожил лично 5 вражеских самолётов.
В боях на Мурманском и Кандалакшском направлениях Миронов страсть сколько раз отражал налёты воздушного противника, совместно с другими лётчиками наносил штурмовые удары по вражеским войскам, доставлял ценные сведения о противнике из разведывательных полётов.
В Ноябре 1941 года командиру эскадрильи Леониду Гальченко было присвоено звание Майора. В полку эту весть восприняли с радостью, как признание больших заслуг ветерана. 29 Января 1942 года газета "Часовой Севера" опубликовала извещение о награждении Майора Гальченко Леонида Акимовича орденом Красного Знамени. А 6 Июня 1942 года - Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза. Одновременно это звание было присвоено и ведомому Гальченко - Старшему лейтенанту Миронову Виктору Петровичу.
В Апреле 1942 года 145-й истребительный авиационный полк преобразовали в 19-й Гвардейский. Несомненная заслуга в этом принадлежала таким лётчикам, как Гальченко и П. С. Кутахов, которые вскоре были выдвинуты на место командира полка.
609-й истребительный авиационный полк 259-й истребительной авиадивизии, которым Гальченко командовал с осени 1942 года ( немногим больше года ), произвёл 2038 боевых вылетов, в 95 воздушных боях лётчики сшибли 60 самолётов противника и 55 уничтожили на земле при штурмовках аэродромов.
Гальченко, хотя уже и командовал полком, не жалея себя летал наравне с молодыми пилотами. И еще раз полёты, полёты. Бои, перегрузки... Однажды, после этого напряжённого боя, не смог вылезти из кабины - отказали ноги, болью сковало сердце. Друзья вынесли его на руках. Но напасть не приходит одна: вскоре у него грубо упало зрение...
Госпиталь. Горькие думы. Война, а он не у дел. Как - то приехал Виктор Миронов. "Разрешите летать на вашей машине. Пусть немцы не думают, что свойский начальник не может подняться в воздух". Леонид разрешил - не хотел оскорбить боевого товарища, - но с болью в душе: боялся за его бытие - за машиной с чёрной кошкой немцы охотились давнехонько... Его опасения подтвердились: самолёт был подбит в воздухе и Виктору пришлось употребить парашютом. Когда Миронов ещё раз появился в госпитале, Леонид, считавший его погибшим, не сдержался, заплакал от радости, а после этого приказал: "Кошку нарисуйте на всех самолётах !.."
Ла-5Ф Подполковника Гальченко, осень 1944 г.
После длительного лечения Леонид Акимович вернулся в близкий полк и вскоре снова продолжил борьбу. В Ноябре 1942 года Майор Л. А. Гальченко был назначен заместителем командира недавно созданной 258-й истребительной дивизии ( в составе 195-го и 760-го ИАП ).
Вся его дальнейшая боевая дело была связана с руководством авиачастями и соединениями. Менялись полки и дивизии, но неизменной оставались отвага и высокое боевое мастерство лётчика.
Одну из последних побед он одержал 22 Октября 1944 года в ходе Петсамо - Киркенесской освободительной операции. В районе немецкого аэродрома Сальмиярви шестёрка Ла-5 из 191-го ИАП перехватила 3 Ме-109 и в скоротечном бою сшибли все "Мессеры". Один из них записал на свой счёт и Леонид Гальченко.
Конец войны Гвардии Подполковник Л. А. Гальченко встретил уже в должности заместителя командира 324-й истребительной авиационной дивизией. За отрезок времени своей боевой деятельности он совершил 410 успешных боевых вылетов, провёл 90 воздушных боёв. Его свой боевой счёт вырос до 24 сбитых самолётов, ещё 12 вражеских машин он сшиб в групповых воздушных боях [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 13 личных и 10 групповых побед; к Ноябрю 1944 года совершил 310 боевых вылетов, провёл рядом 40 боёв. ]
За время войны Л. А. Гальченко освоил истребители: И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, Р-39 "Аэрокобра" и Ла-5.
После окончания войны, Леонид Акимович ещё продолжительно служил в ВВС, командовал авиационной дивизией, осваивал реактивную технику.
Из Заполярья Гальченко уехал в Военно - Воздушную академию на подготовительные курсы, а окончив их, был направлен в Академию Генерального штаба. К сожалению, хворь не позволила ему продолжать учёбу. Он уволился в припас в звании Полковника и уехал на родину, в Махачкалу. Вёл там большую военно - патриотическую работу посреди молодёжи. Он нередко посещал школы и предприятия, рассказывал о боевых делах лётчиков. Поддерживал тесную связь с Мурманском, где открыт музей боевой славы лётчиков Заполярья, бывал в Москве на встречах с фронтовыми друзьями.
В областном краеведческом музее помещён стенд, посвященный его боевой деятельности. В 1978 году, в числе других гостей, Л. А. Гальченко был приглашён на встречу ветеранов обороны Заполярья, проходившую в Рижском педагогическом училище.
Так же читайте биографии известных людей:
Леонид Горегляд Leonid Goreglyad
Гвардии Подполковник Л. И. Горегляд совершил 132 боевых вылета, провёл 53 воздушных боя, лично сбил 15 и в составе группы 6 самолётов противника...
читать далее →
Леонид Кальян Leonid Kalian
Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. Его имя присвоено инструментальному цеху завода имени Воровского.
читать далее →
Леонид Рыбкин Leonid Rybkin
Награждён орденами Ленина ( 0 года ) и Красного Знамени ( 0 года ). Дважды Герой Советского Союза.
читать далее →
Леонид Рыжий Leonid Ryzhiy
Всего выполнил около 300 боевых вылетов, в 95 воздушных боях одержал 21 победу. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с..
читать далее →