Известные люди
»Леонид Быков
Рождение: Украина» с. Знаменское, 12.12.1928 - 11.4
Леонид Быков - известный советский актер, сценарист и режисер. Родился 12 декабря 1928 года.В качестве актера Леонид Быков дебютировал в 1953 году в фильме под названием "Судьба Марины". Всего на счету актера съемки в более чем двадцати фильмах, таких как: "Укротительница тигров" 1954 год, "Чужая родня" 1955 год, "Дорогой мой человек" 1958 год, "Зайчик" 1964 год, "В бой идут одни старики" 1973 год и др.К режиссерским работам Леонида Быкова относятся такие картины как: "Как веревочка ни вьется" 1961 год, "Зайчик" 1964 год, "В бой идут одни старики" 1973 год, "Аты-баты шли солдаты" 1976 год и др.
Леонид Быков родился 12 декабря 1928 года в селе Знаменском Славянского района Донецкой области. С детских лет Леня Быков рос мальчишкой смышленым, веселым, и все-таки сделаться актером не помышлял. Насмотревшись фильмов о летчиках ("Валерий Чкалов", "Истребители"), он грезил небом и мечтал поступить в летное училище. Однако внешние данные у него были не ахти какие: мини увеличение и физиономия вечного подростка. Поэтому, когда в 1943 году в Барнауле, куда их семью эвакуировали безотложно вслед за тем начала войны, он явился в военкомат, сказал, что ему уже исполнилось восемнадцать, и попросил послать его на фронт, его тут же разоблачили. "Рано тебе ещё на фронт, салага, - заявил строгий военком. - Ты первоначально школу закончи".
Однако свою мечту о летной карьере свойский герой все одинаково не оставил. В 1945 году, уже будучи в Ленинграде, он поступил во 2-ю спецшколу для летчиков (Аэротура), где проучился всего только месяц. Из-за роста в 136 сантиметров его из школы отчислили, и на этом летная карьера Леонида Быкова закончилась. Вот тогда он и решил податься в артисты. Но и на этом поприще, так же как и в летной карьере, нашего героя сначала ждало разочарование. Во время первой попытки в 1946 году поступить в Киевскую школу актеров он с треском сгинул на вступительных экзаменах. Теперь круглого неудачника ждало безрадостное возвращение домой, насмешки друзей-приятелей. Видимо, чтобы избежать всего этого, Быков и отправился в Харьков, чтобы там воспроизвести попытку сделаться артистом и поступить в тутошний сценический институт. И там случилось неожиданное. То ли отходить нашему герою было уже некуда и он был настойчив, то ли харьковские экзаменаторы оказались прозорливее киевских, и все-таки экзамены Быков сдал благополучно и был зачислен на 1-й вектор движения института.
Закончив институт в 1951 году, Быков попал в труппу Харьковского театра имени Т. Шевченко. В 1952 году сыграл свою первую образ в кино. Это был кино режиссеров Исаака Шмарука и Виктора Ивченко "Судьба Марины". Леониду досталась эпизодическая образ простого деревенского паренька Сашко. В остальных ролях в картине снимались звезды тогдашнего советского кино: Николай Гриценко, Борис Андреев, Михаил Кузнецов. В прокате 1954 года картина произвела внезапный фурор, заняв 2-е местоположение. Именно это положение и сыграло свою положительную образ в дальнейшей судьбе Быкова - его отметили и запомнили не только зрители, но и кинематографисты. В результате в 1954 году режиссеры Александр Ивановский и Надежда Кошеверова приглашают Быкова на большую образ (Пети Мокина) в свою картину "Укротительница тигров". Фильм имел немалый фарт у публики. С этого момента имя актера Леонида Быкова стало известно всем.
Между тем без малого в то же время со съемками в "Укротительнице" на том же "Ленфильме" Быков снимался в иной картине, где ему уже досталась главная образ. Это была картина Анатолия Граника "Максим Перепелица". Успех этого фильма в прокате был существенно ниже, чем у двух предыдущих, при всем при том для Быкова аккурат эта картина по-настоящему открыла двери в крупный кинематограф и снискала ему огромную влюбленность зрителей. После этой роли к Быкову по иному как Максим никто и не обращался, а ибо это яркое подтверждение огромной зрительской любви и уважения.
Быков активно снимается. Правда, в большинстве своем это были роли, похожие приятель на друга: эдакие Максимы Перепелицы мелкого масштаба. Актеру же не хотелось до бесконечности эксплуатировать одну и ту же маску (в театре ему в основном также доставались комедийные роли). Поэтому, соглашаясь на новые предложения, он старался избирать роли самого разного плана. Так он попал в фильмы: "Чужая родня" (1956), "Дорогой мой человек", "Добровольцы" (оба- 1958), "Ссора в Лукашах", "Майские звезды" (оба- 1959).
Неожиданным для Быкова было в 1958 году предложение, поступившее от Алексея Баталова. Тот приступал к экранизации "Шинели" Н. В. Гоголя и предложил Быкову главную образ. Сказать, что артист был от души удивлен таким выбором, значит, ничего не проговорить. Он был нетрудно потрясен и... обрадован таким доверием. Ничего подобного ему тогда ещё никто из кинематографистов не предлагал. Поэтому Быков тут же бросился к руководству харьковского театра с просьбой освободить его в Москву на съемки в этой картине. Однако руководители тут же охладили пыл юный звезды. "Вы и так излишне зачастую пропадаете на съемках", - заявили они Быкову. - Пора и театру уделить внимание". Короче, в Москву актера тогда так и не пустили. Главную образ в "Шинели" у А. Баталова сыграл Ролан Быков.
Между тем в 1959 году Быкову поступило ещё одно неожиданное предложение - режиссеры с того же "Мосфильма" Семен Туманов и Георгий Щукин задумали снимать кино "Алешкина любовь" и на главную образ пригласили как раз его. Поначалу Быков очень сомневался, стоит ли приниматься за эту образ. Ведь ему уже было за тридцать, а герою фильма чуть исполнилось двадцать, он был влюблен в красивую девушку, и та в конце концов должна была влюбиться в него. "Какой из меня Ромео?" - задавал себе вопросительный мотив Быков. Однако создатели картины на эти его сомнения так и заявили: "Именно эдакий Ромео, как вы, нам и нужен". В конце концов согласие Быкова было получено, и съемочная группа отправилась на натурные съемки на целину.
Фильм "Алешкина любовь" вышел на экраны страны в 1961 году. Быков сыграл в нем одну из лучших своих ролей в кинематографе и по праву занял одно из ведущих мест посреди тогдашних советских звезд.
Когда кино "Алешкина любовь" вышел на экраны страны, Быкова в Харькове уже не было. Окончательно порвав с театром, он уехал с женой и двумя детьми в Ленинград, в городок, тот, что, собственно, и вывел его в огромный кинематограф. Решению переселиться в тот самый городок много способствовало и то, что Быкову пообещали на "Ленфильме" вручить испытать себя в кинорежиссуре. В результате в 1961 году сообща с режиссером Гербертом Раппопортом свойский герой снял короткометражный кино "Как веревочка ни вьется...". И хотя картина осталась на практике не замеченной как критикой, так и зрителями, Быкова эта малоудачная попытка не отпугнула от режиссуры. В 1963 году он уже независимо снял комедию "Зайчик", в которой сыграл главную образ. И хотя в прокате картина заняла не самое последнее местоположение, критика его дружно ругала. Видимо, и сам Быков понимал, что снял не весьма добротное кино, если в разговоре с режиссером Алексеем Симоновым заявил: "На мне весь обычный совдеповский кинематограф держится". Так как возлагавшихся на него надежд Быков не оправдал, руководство "Ленфильма" к режиссуре его больше не допускало. Да он и сам туда уже не рвался. Даже от многочисленных предложений других режиссеров сняться в их картинах отказывался, оттого с 1961 по 1964 год на счету Быкова было только немного ролей в фильмах: "На семи ветрах" (1962), "Когда разводят мосты" (1963), "Осторожно, бабуся!" (1964).
В 1965 году Л. Быкову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. А посредством год он с семьей (у них родился ещё единственный ребенок) покинул Ленинград и переехал в Киев. Причину отъезда разрешается нарыть в письмах Быкова одному из близких друзей по харьковскому театру - Николаю Бориченко. В одном из них он пишет: "Уже без малого год не снимаюсь. Не хочу. Отказался от 9 сценариев. Не хочу участвовать в лживых и антихудожественных вещах. Конечно, продолжительно не продержишься, нужно реализовывать проект студии. Все чаще думаешь, что необходимо ретироваться домой. Но в театре, несомненно, то же самое. В чем же сущность? Как же совершить, чтобы существовать на уровне? Может, это наша проклятая служба?.."
Видимо, смена обстановки была необходима ему как воздух, и он серьезно надеялся, что родные стены помогут ему приобрести второе творческое дыхание. К сожалению, он ошибся. За отрезок времени с 1966 по 1971 год Быков не снялся ни в одном фильме не только на киностудии имени А. Довженко, но и на других. В одном из писем все тому же другу он писал: "Мне кажется, что я себя потерял. Другого определения сыскать не могу. Я в простое уже три месяца. Отказался от пяти работ. Уж весьма все худо. Хожу за зарплатой. Стыдно..."
А вот строки из другого письма Л. Быкова: "Всю темное время суток не спал. Рассказать бы всю правду, как загубили театр. Почему с Киевской киностудии ушли режиссеры Алов и Наумов, Хуциев, Донской, Чухрай? Мы в конце концов начали судить людей за халатное касательство к технике. А когда мы в конце концов начнем судить за преступное касательство к людям? Самое страшное - общественное равнодушие. Угодничество. Культ мог подрасти только на почве угодничества".
Давней мечтой Быкова была постановка картины о героизме советских летчиков в годы войны. Любовь к людям этой профессии жила в нем всегда. Поэтому, когда в конце 60-х забрезжила вероятность постановки фильма о военных летчиках, Быков тут же ухватился за нее. В содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма "В мордобой идут одни старики". Однако становить картину длительно не давали, считая ее не излишне героической. Чтобы обосновать обратное, Быков начал "обкатывать" сценарий на сцене. Чтение Быковым отдельных кусков сценария в самых различных городах Советского Союза вызывало у слушателей этакий экстаз, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у авторов не возникало. Поняли это в конце концов и руководители кино Украины. В 1972 году Быков в конце концов начал к съемкам фильма.
Картина "В махач идут одни старики" вышла на экраны страны в начале 1974 года и имела огромную популярность у публики. На Всесоюзном фестивале в Баку кино получил почетный приз. Он мог бы брать и первостепенной важности приз этого фестиваля, если бы не без малого детективная история, разгоревшаяся в кулуарах фестиваля.
Дело в том, что на том же фестивале демонстрировался кино Василия Шукшина "Калина красная". Картина превосходная, при всем при том вызвавшая волну неприятия со стороны чиновников от кино. Поэтому ими была предпринята отчаянная попытка "задвинуть" кино и лишить его возможности заполучить первостепенной важности приз фестиваля. Для этого украинской делегации было предложено: "Ваша картина "В махач идут одни старики" может сделаться первой вместо "Калины красной". Однако члены делегации отказались обсуждать тот самый вопросительный мотив без Быкова. "Тогда уговорите его!" - посоветовали им чиновники. И вот в два часа ночи в номер гостиницы, где проживал Быков, пришли его коллеги по кинематографу. "Мы можем принять узловой приз вместо "Калины красной", - сообщили они режиссеру. На что тот ответил: "В списке, где будет Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым. Ведь моя картина - это рядовой кино о войне, а его - это натуральный прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чем раньше и думать-то не позволялось. Так и передайте мои слова руководителям фестиваля".
В результате "Калина красная" взяла-таки первостепенной важности приз бакинского кинофестиваля.
После триумфального успеха фильма "В махач идут одни старики" не подмечать талантливого режиссера было уже нельзя. В том же году ему было присвоено звание народного артиста Украины. Причем, в различие от многих деятелей искусства того времени, заслуживших это звание в силу самых разных причин, а не за гений и популярность в народе, Быков получил его совершенно заслуженно.
В 1975 году Быков начал к съемкам новой картины, и темой ее ещё стала махаловка. Фильм назывался "Аты-баты, шли солдаты" (сценарий написали Борис Васильев и Кирилл Раппопорт). В главных ролях в нем снялись Владимир Конкин и сам Леонид Быков (это была его 22-я роль). Первоначально сниматься в этой картине Быков не предполагал. На образ ефрейтора Святкина пробовались многие актеры, но никто из них не подошел. И тогда коллеги Быкова заявили: "Леня, это же твоя образ. Неужели ты не видишь?" И оказались правы. Лучше Быкова эту образ вряд ли бы кто-нибудь сыграл.
Съемки картины проходили под Загорском в феврале 1976 года и были достаточно сложными. Стояли лютые морозы, от которых страдали не только люди, но более того техника, занятая в съемках. После этой работы Быков, вернувшись в Киев, слег со вторым инфарктом.
Однако героический работа участников этой картины оказался не напрасным. Это был свежеиспеченный триумф режиссера и актера Леонида Быкова. В том же году ему была присвоена Государственная премия Украинской ССР.
Однако, глядя на официальные строчки биографии Леонида Быкова, все же не стоит обольщаться. Все эти триумфы, награды, конечно, от души радовали его, но суть человеческая его была неспокойна. Всеобщая лесть, угодничество, коррупция, царившие кругом, не давали ему безмятежно существовать и действовать. Даже официальная приемка такого фильма, как "Аты-баты, шли солдаты", в котором не было никакой политики, никакого диссидентства, проходила достаточно сложно. Во время просмотра агент Госкино неожиданно... захрапел, сморенный сном. Затем, проснувшись, начал задавать нелепые вопросы: "А зачем это у вашей картины такое странное наименование? Какая-то детская считалка..." Слава богу, у присутствующих хватило духа ему оспорить и отбить многие его придирки и замечания.
Сняв два прекрасных фильма о войне, Быков нежданно решил оставить от этой темы и в 1978 году начал к съемкам картины "Пришелец". Съемки фильма проходили в тяжелых для Быкова условиях. В первую очередность ему было тяжко морально. Будучи человеком честным и порядочным, он не мог зреть, как другие люди, его же коллеги по работе, выслуживаясь перед властью, практически рвут зубами дружбан друга в борьбе за материальные блага (квартиры, загранпоездки), пишут доносы. Видимо, вследствие этого Быков не вступал в ряды КПСС, хотя все эти годы его всю дорогу туда тянули. В конце концов все эти внешние обстоятельства привели к трагедии.
В начале 1979 года Быков неожиданно пишет завещание на имя своих друзей - Николая Мащенко и Ивана Миколайчука. В этом завещании Быков просит в случае его смерти (он так и пишет: "Я уйду в ближайшее время, чувствую, что больше не протяну") позаботиться о его семье, сбыть машину и т. д. В этом же письме Быков Отдавал распоряжения и насчет своих будущих похорон. Он хотел, чтобы его хоронили только друзья, без всякого официального участия (панихида в Доме кино, речи чиновников и т. д.). "Не нужно никаких речей над могилой, скажите только: "Прощай" - и спойте мою любимую песню - "Смуглянку". Иначе я встану из гроба и уйду от вас". Вот таким вкратце было то необычное послание. И вскоре следом его написания Быков вправду ушел из жизни.
12 апреля 1979 года Быков возвращался на своей машине с дачи под Киевом. Впереди него двигался асфальтировочный каток, и Быков решил его объехать. Однако, как только он стал осуществлять обгон, ему навстречу выскочил грузовик. Чтобы избежать лобового столкновения, Л. Быков вывернул руль в сторону и на всей скорости врезался в каток. На миг смерти Быкову было всего 50 лет.
Р. S. В 1981 году друзья Л. Быкова сняли о нем документальный кино, тот, что назвали весьма легко и точно: "...которого любили все".
Так же читайте биографии известных людей:
Леонид Дьячков Leonid Diachkov
Народный артист РСФСР (1980).
читать далее →
Леонид Каневский Leonid Kanevskiy
Леонид Каневский - известный советский, израильский и российский актер театра и кино, телеведущий. Родился 2 мая 1939 года в Киеве.Всесоюзную славу..
читать далее →
Леонид Кулагин Leonid Kulagin
Этот мужчина мог бы стать агрономом, или оперным певцом, однажды ему представилась возможность превратиться в советского шпиона, благодаря своей..
читать далее →
Леонид Куравлев Leonid Kuravlev
Леонид Куравлев - советский, российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР. Родился 8 октября 1936 года.Дебют Леонида Куравлева в кино..
читать далее →