Известные люди

»

Леонид Добычин

Леонид Добычин Leonid Dobychin Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 17.6.1894
Леонид Добычин покончил с собой на следующий день после собрания ленинградских советских писателей.

ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ последовало добропорядочному и скромному в быту гражданину, безумно талантливому писателю - Леониду Ивановичу До-бычину весной 1936 жестокого советского года. Ему предписывалось пожаловать на собрание, на котором должны были обсуждаться вопросы борьбы с формализмом.

Аутодафе состоялось в городе на Неве, в Доме писателей им. В.В. Маяковского. Зал был переполнен. Основным докладчиком выступал писательский критик Ефим Добин. (Через немного десятилетий он получит известность как автор совершенно добропорядочной книги о поэзии Анны Ахматовой. Те, кто знал его в либеральные б0-е годы, не могли уверовать, что в 30-е он мог забрать на себя образ прокурора-обвинителя в деле собрата по литературе). Ему вторил литературовед Наум Берковский (позже он станет крупным ученым, знатоком западноевропейской литературы.)

27 марта в "Литературном Ленинграде" появился краткий рапорт о состоявшейся дискуссии.

Ефим Добин: "...Когда речь идет о концентратах формалистических явлений в литературе, в качестве примера следует привести "Город Эн" Добычина. Добычин идет всецело по стопам Джойса... Любование прошлым и горечь от того, что оно потеряно, - квинтэссенция этого произведения, которое смело разрешается наречь произведением сильно враждебным нам..."

Наум Берковский: "...Добычин - это свой ленинградский проступок... Дурные качества Добычина начинаются раньше всего с его темы... Добычин таковый сочинитель, тот, что либо прозевал все, что произошло за последние девятнадцать лет в истории нашей страны, либо делает облик, что прозевал..."

В 1989 ГОДУ ОДИН ИЗ УЧАСТНИКОВ того злополучнейшего собрания, совестливейший Вениамин Каверин напишет:

"После прений словечко было предоставлено Добычину. Он прошел посредством зал не очень высокий, в своем лучшем костюме, сосредоточенный, но ни чуточки не испуганный. На кафедре он сначала помолчал, а опосля, ломая скрещенные пальцы, произнес тихим, глухим голосом:

- К сожалению, с тем, что в этом месте было сказано, я не могу сладиться.

И, спустившись по ступенькам, вновь прошел в зал и исчез".

После собрания немногочисленные друзья искали его немного дней, но не нашли...

ОН НАЧАЛ ПЕЧАТАТЬСЯ В 1924 ГОДУ, когда новые хозяева жизни ещё через пальцы смотрели на то, что позднее получит наименование "формализм". Один из лучших и ранних его рассказов появился в "Русском современнике", издававшемся при ближайшем участии Горького. Потом последуют два сборника рассказов, роман "Город Эн". Но попав в Ленинград, Добычин в силу характера не вписался в узкий обычный круг, уж уж очень многим он отличался от своих "собратьев", да и "группа крови" была идеально другой - не советской.

И покуда Александр Фадеев организовывал свой "Разгром", Федор Гладков лепил "Цемент", а Мариэтта Шагинян сооружала "Гидроцентраль" - он писал о дремучей периферии, о самых обычных и простых людях, озабоченных не важный революцией или возведением очередного Днепрогэса, а собственным неустройством в этой взбаламученной жизни. Леонид Добычин писал о тех, кого в старые времена называли обычным русским словом мещане, которое с легкой руки "буревестника советской литературы" Максима Горького приобрело бранный, уничижительный нюанс. Писал в необычной, остраненной манере, без малого избегая придаточных предложений и цветистых метафор.

Единственным писателем, кого он выделял посреди современников, был Юрий Тынянов. Кстати, Тынянову принадлежала блестящая пародия на Добычина, в которой была ослепительно схвачена его ни на кого не похожая писательская привычка.

В "ЭТОЙ" ЛИТЕРАТУРЕ ЛЕОНИД ДОБЫЧИН оставался таким же одиноким, как и Андрей Платонов, - он не мог себя переделать или переиначить, для этого необходимо было не несложно вывернуться наизнанку, но изменить собственной природе, и более того больше того - переделать свой писательский состав, а это для него было нельзя и потому как равносильно смерти. Он не имел ни учителей, ни учеников. Он создал личный ни на кого не аналогичный манера. Он создал свой своеобразный, немного не вполне естественный добычинский мир, в котором плакали и смеялись, радовались маленьким радостям жизни и огорчались мелким житейским неурядицам, в конце концов, жили и умирали - но делали это по-добычински. Такой литератор без затей по определению был чужд советской литературе и не мог спастись на советской земле. И Добычин, судя по всему, это славно понимал - воспрещено быть нормальным человеком в сумасшедшем доме.

В 1931 году у него выходит в свет вторая книжка рассказов "Портрет". Некто Осип Резник разражается в "Литературной газете" статьей "Позорная книга":

"Шестнадцать истерик (рассказов) этой позорной книги представляют, собственно говоря, разговоры ни о чем. Купола, попы, дьяконы, ладан, церковная благодать, изуверство, увечные герои и утопленники наводняют эту книгу... Вся книжка - опошление лозунгов революции...

По улицам Ленинграда проходят различные люди, большинство из них здоровые: жизнерадостные и энергичные строители социализма, но автор пишет: "Толкались мошки". Прибавим - они неоднократно толкались и продолжают толкаться в советскую литературу, проникая через худо прикрытые двери некоторых издательств.

Товарищи ленинградцы, проверьте дверные замки и установите необходимую охрану".

А вскоре газета "Правда" откроет широкомасштабную кампанию - на всю страну и оповестит мир, всех художников и нехудожников, что в Советском Союзе "сумбур вместо музыки" не пройдет и что главным врагом текущего момента в искусстве первой страны победившего социализма является формализм.

...ЛЕОНИД ДОБЫЧИН ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ на следующий день позже собрания ленинградских советских писателей. Для этого он избрал до того же особенный метод, сколь необычными, не вписывающимися в насаждаемую сверху скучную и однообразную литературу были его произведения. Он не застрелился, не повесился, не бросился под проходящий по Невскому дребезжащий городской рельсовый электротранспорт - он утопился. В холодных мартовских водах известной реки. " А городок от воды ополоумел..."

После него осталось только одно сообщение, написанное перед уходом Николаю Чуковскому, в котором он просил друга рассчитаться с его долгами вслед за тем получения причитавшегося ему гонорара.

Письмо заканчивалось такими словами: " А меня не ищите, я отправляюсь в далекие края".

"Через две недели, - вспоминает Вениамин Каверин, - Чуковские получили сообщение из Брянска от матери Леонида Ивановича. Она писала, что он прислал ей, без единого слова объяснения, свои носильные вещи. "Умоляю вас, сообщите мне о судьбе моего несчастного сына".

Так же читайте биографии известных людей:
Леонид Жуховицкий Leonid Juhoviskii

В ЧЕМ феномен шестидесятников? Какой они видят сегодняшнюю молодежь? И как эта самая молодежь относится к поколению 60-х? Об этом диалог молодой..
читать далее

Леонид Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев) Leonid Panteleev

Исполняется 100 лет со дня рождения Леонида Пантелеева.
читать далее

Леонид Сухоруков Leonid Suhorukov

Является одним из основателей увидевшей свет 15 февраля 2002 в Великобритании полноформатной еженедельной газеты на украинском языке Українська..
читать далее

Леонид Григорашенко Leonid Grigorashenko

Молдавский советский график и живописец, народный художник Молдавской ССР (1963).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий