Известные люди
»Леонид Добычин
Рождение: Россия, 17.6.1894
Леонид Добычин покончил с собой на следующий день после собрания ленинградских советских писателей.
ПРИГЛАШЕНИЕ НА КАЗНЬ последовало добропорядочному и скромному в быту гражданину, безумно талантливому писателю - Леониду Ивановичу До-бычину весной 1936 жестокого советского года. Ему предписывалось пожаловать на собрание, на котором должны были обсуждаться вопросы борьбы с формализмом.
Аутодафе состоялось в городе на Неве, в Доме писателей им. В.В. Маяковского. Зал был переполнен. Основным докладчиком выступал писательский критик Ефим Добин. (Через немного десятилетий он получит известность как автор совершенно добропорядочной книги о поэзии Анны Ахматовой. Те, кто знал его в либеральные б0-е годы, не могли уверовать, что в 30-е он мог забрать на себя образ прокурора-обвинителя в деле собрата по литературе). Ему вторил литературовед Наум Берковский (позже он станет крупным ученым, знатоком западноевропейской литературы.)
27 марта в "Литературном Ленинграде" появился краткий рапорт о состоявшейся дискуссии.
Ефим Добин: "...Когда речь идет о концентратах формалистических явлений в литературе, в качестве примера следует привести "Город Эн" Добычина. Добычин идет всецело по стопам Джойса... Любование прошлым и горечь от того, что оно потеряно, - квинтэссенция этого произведения, которое смело разрешается наречь произведением сильно враждебным нам..."
Наум Берковский: "...Добычин - это свой ленинградский проступок... Дурные качества Добычина начинаются раньше всего с его темы... Добычин таковый сочинитель, тот, что либо прозевал все, что произошло за последние девятнадцать лет в истории нашей страны, либо делает облик, что прозевал..."
В 1989 ГОДУ ОДИН ИЗ УЧАСТНИКОВ того злополучнейшего собрания, совестливейший Вениамин Каверин напишет:
"После прений словечко было предоставлено Добычину. Он прошел посредством зал не очень высокий, в своем лучшем костюме, сосредоточенный, но ни чуточки не испуганный. На кафедре он сначала помолчал, а опосля, ломая скрещенные пальцы, произнес тихим, глухим голосом:
- К сожалению, с тем, что в этом месте было сказано, я не могу сладиться.
И, спустившись по ступенькам, вновь прошел в зал и исчез".
После собрания немногочисленные друзья искали его немного дней, но не нашли...
ОН НАЧАЛ ПЕЧАТАТЬСЯ В 1924 ГОДУ, когда новые хозяева жизни ещё через пальцы смотрели на то, что позднее получит наименование "формализм". Один из лучших и ранних его рассказов появился в "Русском современнике", издававшемся при ближайшем участии Горького. Потом последуют два сборника рассказов, роман "Город Эн". Но попав в Ленинград, Добычин в силу характера не вписался в узкий обычный круг, уж уж очень многим он отличался от своих "собратьев", да и "группа крови" была идеально другой - не советской.
И покуда Александр Фадеев организовывал свой "Разгром", Федор Гладков лепил "Цемент", а Мариэтта Шагинян сооружала "Гидроцентраль" - он писал о дремучей периферии, о самых обычных и простых людях, озабоченных не важный революцией или возведением очередного Днепрогэса, а собственным неустройством в этой взбаламученной жизни. Леонид Добычин писал о тех, кого в старые времена называли обычным русским словом мещане, которое с легкой руки "буревестника советской литературы" Максима Горького приобрело бранный, уничижительный нюанс. Писал в необычной, остраненной манере, без малого избегая придаточных предложений и цветистых метафор.
Единственным писателем, кого он выделял посреди современников, был Юрий Тынянов. Кстати, Тынянову принадлежала блестящая пародия на Добычина, в которой была ослепительно схвачена его ни на кого не похожая писательская привычка.
В "ЭТОЙ" ЛИТЕРАТУРЕ ЛЕОНИД ДОБЫЧИН оставался таким же одиноким, как и Андрей Платонов, - он не мог себя переделать или переиначить, для этого необходимо было не несложно вывернуться наизнанку, но изменить собственной природе, и более того больше того - переделать свой писательский состав, а это для него было нельзя и потому как равносильно смерти. Он не имел ни учителей, ни учеников. Он создал личный ни на кого не аналогичный манера. Он создал свой своеобразный, немного не вполне естественный добычинский мир, в котором плакали и смеялись, радовались маленьким радостям жизни и огорчались мелким житейским неурядицам, в конце концов, жили и умирали - но делали это по-добычински. Такой литератор без затей по определению был чужд советской литературе и не мог спастись на советской земле. И Добычин, судя по всему, это славно понимал - воспрещено быть нормальным человеком в сумасшедшем доме.
В 1931 году у него выходит в свет вторая книжка рассказов "Портрет". Некто Осип Резник разражается в "Литературной газете" статьей "Позорная книга":
"Шестнадцать истерик (рассказов) этой позорной книги представляют, собственно говоря, разговоры ни о чем. Купола, попы, дьяконы, ладан, церковная благодать, изуверство, увечные герои и утопленники наводняют эту книгу... Вся книжка - опошление лозунгов революции...
По улицам Ленинграда проходят различные люди, большинство из них здоровые: жизнерадостные и энергичные строители социализма, но автор пишет: "Толкались мошки". Прибавим - они неоднократно толкались и продолжают толкаться в советскую литературу, проникая через худо прикрытые двери некоторых издательств.
Товарищи ленинградцы, проверьте дверные замки и установите необходимую охрану".
А вскоре газета "Правда" откроет широкомасштабную кампанию - на всю страну и оповестит мир, всех художников и нехудожников, что в Советском Союзе "сумбур вместо музыки" не пройдет и что главным врагом текущего момента в искусстве первой страны победившего социализма является формализм.
...ЛЕОНИД ДОБЫЧИН ПОКОНЧИЛ С СОБОЙ на следующий день позже собрания ленинградских советских писателей. Для этого он избрал до того же особенный метод, сколь необычными, не вписывающимися в насаждаемую сверху скучную и однообразную литературу были его произведения. Он не застрелился, не повесился, не бросился под проходящий по Невскому дребезжащий городской рельсовый электротранспорт - он утопился. В холодных мартовских водах известной реки. " А городок от воды ополоумел..."
После него осталось только одно сообщение, написанное перед уходом Николаю Чуковскому, в котором он просил друга рассчитаться с его долгами вслед за тем получения причитавшегося ему гонорара.
Письмо заканчивалось такими словами: " А меня не ищите, я отправляюсь в далекие края".
"Через две недели, - вспоминает Вениамин Каверин, - Чуковские получили сообщение из Брянска от матери Леонида Ивановича. Она писала, что он прислал ей, без единого слова объяснения, свои носильные вещи. "Умоляю вас, сообщите мне о судьбе моего несчастного сына".
Так же читайте биографии известных людей:
Леонид Жуховицкий Leonid Juhoviskii
В ЧЕМ феномен шестидесятников? Какой они видят сегодняшнюю молодежь? И как эта самая молодежь относится к поколению 60-х? Об этом диалог молодой..
читать далее →
Леонид Пантелеев (Алексей Иванович Еремеев) Leonid Panteleev
Исполняется 100 лет со дня рождения Леонида Пантелеева.
читать далее →
Леонид Сухоруков Leonid Suhorukov
Является одним из основателей увидевшей свет 15 февраля 2002 в Великобритании полноформатной еженедельной газеты на украинском языке Українська..
читать далее →
Леонид Григорашенко Leonid Grigorashenko
Молдавский советский график и живописец, народный художник Молдавской ССР (1963).
читать далее →