Известные люди
»Леонид Енгибаров
Рождение: Россия» Москва, 15.3.1935 - 25.7
Леонид Енгибаров - известный советский клоун и писатель. Родился 15 марта 1935 года.Леонид Енгибаров считается создателем нового стиля циркового искусства под названием "грустный клоун".Леонид Енгибаров вошёл в историю цирка как яркий представитель философской клоунской пантомимы. Рано поднявшись на вершину славы, он приковал к себе внимание прессы. О нём много написано, многое он сказал о себе сам в книгах, статьях и интервью.
Леонид Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве. Его папа (армянин по национальности) работал шеф-поваром в ресторане гостиницы "Метрополь", мамаша была домохозяйкой (родом из Тверской губернии). Жила семейство Енгибаровых в деревянном одноэтажном домике в Марьиной Роще.
Прежде чем посвятить свою бытие цирку, Енгибаров перепробовал немного других профессий. Закончив среднюю школу в 1952 году, он поступил в институт рыбного хозяйства. Однако, проучившись в нем всего полгода, он перевелся в институт физкультуры. В то время он профессионально занимался боксом и к середине 50-х сумел достичь на этом поприще хороших результатов. На первенстве Москвы по боксу в сезоне 1952-1953 годов Енгибаров одержал 9 побед и потерпел одно разгромление (от соперника из Львова), В итоге он занял 3-е местоположение в своей весовой категории. Начав в 1952 году с 3-го разряда, он в 1954 году имел уже 1-й разряд по боксу.
В 1955 году в Государственном училище циркового искусства открывается отделение клоунады, и Леонид принимает заключение поступить на него. Его принимают. По мнению тех, кто видел Енгибарова в те годы, уже в училище вразумительно определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера пантомимы.
Закончив училище в 1959 году (в его аттестате была всего только одна тройка - по технике безопасности), Леонид отправляется в Ереван и поступает в труппу армянского циркового коллектива. Он делает первые самостоятельные шаги на профессиональной цирковой арене. Стоит пометить, что в различие от большинства тогдашних клоунов, которые веселили зрителей с помощью стандартного набора трюков и хохм, Енгибаров пошел идеально иным путем и, видать, в первый раз стал созидать на арене цирка поэтическую клоунаду. Его репризы не ставили своей главный целью выжать из зрителя как не возбраняется больше смеха, а заставляли его раздумывать, мыслить.
Уже с первых своих шагов на арене Енгибаров стал активизировать у публики и коллег по профессии самые противоречивые отзывы. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не думать, была разочарована таким клоуном. И многие его коллеги вскоре стали рекомендовать ему поменять амплуа "думающего клоуна". Стоит воротить должное Енгибарову, он не отрекся от избранного пути и вскоре доказал свою правоту.
Ю. Никулин вспоминал: "Когда я увидел его в начальный раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, отчего около имени Енгибарова этакий бум. А через три года, снова увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не несложно веселила, забавляла зрителя, нет, она ещё несла и философский толк. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал внятно, мягко, необычно".
Что представляли собой миниатюры Енгибарова? Конечно, изображать их - занятие неблагодарное, их нужно лицезреть. Вот изображение миниатюры под названием "Жажда". В ней героя Енгибарова мучает сильная охота, и он замечает на высоком постаменте кувшин с водой. Естественно, он пытается до него достичь, и все-таки дается ему это не безотлагательно. Он невпроворот раз карабкается на постамент, падает, ещё раз поднимается, и так немного раз. Наконец ему удается достать кувшин, он бережно берет его в руки, внутренне уже предвкушая тот миг, когда живительная влага утолит его страдания. И в тот миг, когда он уже готов опорожнить кувшин, негаданно появляется маленькая девчурка. Она подходит к нему и, показывая на кувшин; просит возвратить его ей. И клоун отдает. А девчонка садится в сторонке и начинает поливать водой из кувшина свои песочные куличики, чтобы лучше лепились. Кульминацией этой сценки является то, как реагирует клоун на тот самый шаг девочки: он начинает... радоваться. "Клоун с осенью в душе" - так называли Енгибарова благодарные зрители.
С ростом популярности Енгибарова на него стали направлять чуткость и представители других творческих профессий, в том числе и кинематографисты. Отмечу, что ещё в 1956 году Леонид появился в крошечном эпизоде фильма "Коммунист", сыграв одного из бандитов, убивавших главного героя картины (его играл Е. Урбанский). Однако съемки в этом эпизоде были всего только развлечением для тогда ещё студента ГУЦИ Енгибарова.
Между тем в 1962 году артисту предложили сыграть в кино... самого себя. Режиссеры "Арменфильма" Г. Малян и Л. Исаакян задумали снять кино о цирковом клоуне и назвали его "Путь на арену". Картина была тепло принята зрителем и подняла популярность Енгибарова ещё на одну ступеньку.
А посредством год после этого выхода картины на экран к артисту пришла и широкая международная известность. На Международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 году Енгибаров получил 1-ю премию - кубок имени Э. Басса. Это был ошеломительный фарт для 29-летнего артиста, которого всего только немного лет обратно немного кто воспринимал серьезно.
Конец 60-х годов разрешено полагать самым удачным в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролирует как по стране, так и за ее пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии). Помимо цирка, он выступает с "Вечерами пантомимы" на эстраде. Кроме этого, он пишет замечательную прозу (сам В. Шукшин называет его прекрасным писателем), которую публикуют журналы: "Волга" (1969, 6), "Москва" (1970, 8), "Урал" (1971, 7) и др. И, в конце концов, он снимается в кино у таких мастеров, как: С. Параджанов (кино "Тени забытых предков", 1964), Р. Быков ("Айболит-66"), В. Шукшин ("Печки-лавочки"), Т. Абуладзе ("Ожерелье для моей любимой", оба - 1972). Тогда же выходят и два фильма, рассказывающие о творчестве талантливого клоуна: "Знакомьтесь, Леонид Енгибаров" и "2 Леонид 2".
В 1971 году Енгибаров покинул Союзгосцирк, вслед за тем того как его партнера Белова не выпустили сообща с ним на зарубежные гастроли. Енгибаров создал эстрадный театр пантомимы и вскоре выпустил в свет спектакль "Звездный дождь". Правда, затея с созданием театра далась ему нелегко - в Министерстве культуры встретили это начинание артиста с прохладцей. Когда он изъявил стремление наречь свой коллектив "Театром Енгибарова", ему запретили это совершать. "Какой ещё может быть театр? - заявили ему. - Назовите нетрудно - ансамбль". На первых афишах он так и значился - как ансамбль. Когда в газете "Советская культура" единственный из корреспондентов попытался черкнуть восторженную рецензию на тот самый спектакль, его тут же одернули, сказали: "Эта задача сегодня нежелательна".
Между тем популярность Енгибарова у зрителей была огромной, он по праву считался одним из лучших цирковых артистов Советского Союза. В начале 1972 года с ним произошел происшествие, как воспрещено лучше характеризующий касательство к нему нехитрый публики. Леонид приехал в Ереван и пошел в близкий для него цирк. В тот миг там уже шло представление, и, чтобы не мешать, Енгибаров тихонечко прошел в директорскую ложу и сел в углу. Однако кто-то из актеров узнал о его присутствии, и вскоре уже весь коллектив был оповещен об этом. Поэтому произвольный из выходящих на арену артистов считал своим долгом соорудить приветствующий жест в сторону директорской ложи. Это не укрылось и от зрителей, они стали шептаться между собой и все чаще осматриваться в сторону ложи. В конце концов инспектору манежа не оставалось ничего иного, как прекратить представление и обнародовать на весь манеж: "Дорогие друзья! Сегодня на нашем представлении присутствует клоун Леонид Енгибаров!" Не успело стихнуть эхо этих слов под сводами цирка, как весь зал в едином порыве поднялся со своих мест и разразился оглушительными аплодисментами.
Артист был чертовски смущен таким вниманием к своей персоне, но ничего сделать с этим уже не мог. Пришлось ему стать и вылезти из темного угла на свет. Зрители продолжали горячо аплодировать, он пытался движением рук их унять, но у него, конечно, ничего не получилось. И тогда он, в признательность за такую влюбленность, на ходу придумал пантомиму: раскрыв двумя руками свою грудную клетку, достал оттуда сердце, разрезал его на тысячи маленьких кусочков и кинул зрителям. Это было великолепное представление, достойное таланта прекрасного артиста.
В июле того же года Енгибаров приехал в Москву. Тот месяц был отмечен небывалой жарой и засухой. В Подмосковье горели торфяные болота, и в отдельные дни воздух был таким, что в нескольких метрах от себя нельзя было узреть человека. И в единственный из таких дней - 25 июля - Енгибарову стало нехорошо, и он попросил свою маму - Антонину Андреевну - побудить врача. Вскоре тот приехал, диагностировал отравление, выписал какое-то лекарственное средство и покинул жилище. Вскоре позже его ухода артисту стало ещё хуже. Матери снова пришлось активизировать "Скорую". Пока врачи ехали, Леонид мучился от боли и во время одного из приступов как снег на голову попросил у матери: "Дай холодного шампанского, мне станет легче!" Видимо, он не знал, что шампанское сужает сосуды. Не знала об этом и его мать. Леонид выпил полбокала и вскоре умер от разрыва сердца. Ему было всего 37 лет.
Когда Л. Енгибарова хоронили, в Москве начался проливной дождина. Казалось, само небосклон оплакивает потерю этого прекрасного артиста. По словам Ю. Никулина, все входили в зал Центрального дома работников искусств, где проходила гражданская панихида, с мокрыми лицами. А пришли тысячи...
Так же читайте биографии известных людей:
Леонид Куксо Leonid Kukso
Глаза то озорные, то печальные...Широкий жест, улыбка до ушей...Hoc - помидором, волосы мочальные,Он взрослых превращает в малышей.Это строчки из..
читать далее →
Леонид Филатов Leonid Filatov
Леонид Филатов - известный советский и российский актер, режиссер, публицист, народный артист России. Родился 24 декабря 1946 года.Леонид Филатов..
читать далее →
Леонид Сметанников Leonid Smetannikov
Но главное - это борьба с голосом, против голоса и за голос. Немало времени ушло на поиск тембра. Вначале пел басом, затем драматическим баритоном и..
читать далее →
Леонид Мясин Leonid Myasin
Учился в московском Императорском балетном училище, в 1914 вступил в балетную труппу С.П.Дягилева. Работая с Энрико Чеккетти, исполнил главную..
читать далее →