Известные люди
»Леонид Михайлов
Рождение: Россия, 3.3.1906
Герой Советского Союза (22.07.41). Награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
Родился в семье рабочего. Русский. В 1918 г. с родителями переселился в деревню Шестьково Тверской области. Окончил семилетку. Работал пастухом.
В РККА с 1928 г. Служил в отдельной роте связи в г. Великие Луки.
Член ВКП(б) с 1932 г.
В 1932 г. окончил Ленинградскую авиационную военно-теоретическую школу, а в 1933 г. - 14-ю Энгельсскую военную школу пилотов.
В 1935 г. он окончил Качинские авиационные курсы командиров звеньев и был направлен для дальнейшего прохождения службы в 10-й сбап, базировавшийся в Гатчине под Ленинградом.
В 1937 г. был назначен комэска.
Участвовал в советско-финской войне. Участвовал в прорыве линии Маннергейма. Совершил 74 боевых вылета. Награжден орденом Красного Знамени.
Однажды полк получил указание - разбомбить скопление вражеских войск на железнодорожной станции. Задание было дано полку, хотя в обычных условиях для его выполнения довольно было эскадрильи. Командование понимало, что такая проблема под силу неблизко не каждому пилоту. Ведь лететь предстояло в холод, при котором не заводились более того автомашины.
Сумела подняться в воздух только эскадрилья капитана Михайлова. В такую погоду недруг никак не ждал появления советских бомбардировщиков. Михайлов повел свою девятку на невеликий высоте. Бомбы в аккурат легли в мишень. Железнодорожные эшелоны и станционные сооружения - все было охвачено вихрем огненных взрывов. Ошеломленный недруг более того не смог раскрыть зенитный огонь.
Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командиром эскадрильи 10-го скоростного бомбардировочного авиаполка 41-й смешанной авиадивизии Северного фронта. К началу войны полк базировался в Сиверской и имел на вооружении 50 самолетов СБ (в том числе 11 неисправных).
22.06.41 г. эскадрилья капитана Михайлова перебазировался на аэровокзал близ Луги.
4.07.41 г. в 10.00 во главе девятки СБ он вылетел с заданием причинить бомбовый потрясение по вражеской колонне, двигавшейся по дороге Резекне-Остров.
Лётчики обнаружили колонну танков и автомобилей в 6 км от Резекне. По команде Михайлова эскадрилья легла на боевой вектор движения.
Справа шел бомбардировщик капитана Живолупа
Эскадрилья легла на боевой вектор движения. И внезапно, откель ни возьмись, шестерка вражеских истребителей... Девятка плотным строем продолжала надвигаться к цели. Стрелки эскадрильи меткими очередями отбили атаку... Но в настоящий момент в небе еще раз появились дымки от разрывов зенитных снарядов. Зенитчики сосредоточили пламень на самолете ведущего. Флагманскую машину подбросило вверх. Показалось багровое полымя, и полоска черного дыма потянулась за бомбардировщиком. Однако он по-прежнему оставался в строю, вел эскадрилью на мишень. Михайлов отдал команду, и бомбы устремились метко в середина колонны танков. Следом за ведущим отбомбились и остальные. На дороге столбом поднялся дым, мельтешили сполохи огня...
Самолет ведущего продолжал пламенеть. Пламя подбиралось к кабине и бензобакам. Однако моторы работали, и поврежденный бомбардировщик подчинялся пилоту... Внизу, сколь хватало зрачок, тянулся забитый фашистами большак. Можно, истина, было спланировать и усадить машину на поле, разрешено употребить парашютом, но в обоих случаях спереди плен. Несмотря на полымя, флагманский СБ шел прежним курсом. Там, видимо, не думали о посадке, о парашютах...
И неожиданно заместитель командира эскадрильи увидел, как флагман круто изменил вектор движения... В то же миг он услышал по радио приказ:
- Живолуп! Принимай руководство, - передал открытым текстом комэск. - Я иду за Гастелло!
У Михаила Живолупа от волнения пересохло во рту, он понял, что наступил тот самый-самый эпизод, о котором летчикам рассказывал комиссар полка Манухин. Речь шла о геройском поступке Гастелло. О нем говорилось в оперативной военной сводке. Капитан Гастелло повел подбитый врагом бомбардировщик на скопление фашистских танков и врезался в них. Этот геройский поступок взволнованно обсуждался в эскадрилье. Разговор о нем был и вчера. Начал его парторг эскадрильи Григорий Левенец.
- Экипаж Гастелло пошел на верную конец, чтобы одолеть врага. Запомните этого человека.
Штурман был самым старым из стариков в эскадрилье. Он участвовал в войне с фашистами в Испании, защищал независимость народной Монголии в боях на Халхин-Голе, за что был награжден двумя орденами Красного Знамени.
- В Испании у нас бывали ситуации, когда плен казался неизбежным, но никто из ребят к фашистам не попадал, - взволнованно говорил Левенец. - Они берегли финальный патрон.
- Если нас подобьют, мы потому как также так, - горячо заявил старшина Иван Шереметьев, - мы также в плен не сдадимся!
Ему ответил начальник.
- Про патрон не знаю, а вот если с жизнью расставаться придется, Ваня, то и запросить за нее нужно втридорога!
Все это говорилось только вчера, - подумал Живолуп
Огромной огненной стрелой СБ вонзился в скопление танков... Капитан Живолуп повернул эскадрилью на задний вектор движения. Задание было выполнено.
Вспоминает Главный маршал авиации Новиков: 4 июля на юго-западных подступах к Ленинграду было совершено два тарана. Коммунист начальник звена 159-го иап лейтенант A.M. Лукьянов сшиб бомбардировщик, а пилот 158-го иап старшина Н.Я. Тотмин - истребитель. Третий геройский поступок в тот самый день совершил начальник эскадрильи 10-го бап 41-й бомбардировочной авиадивизии коммунист капитан Л.В. Михайлов. Он кинул свой СБ, подожженный зенитным снарядом, на колонну вражеских танков...
Любой геройский поступок, связанный с самопожертвованием, не случаен, не беспочвен и нисколько не акт упоения битвой. Настоящий геройский поступок сильно осознан и подчинен разуму. Только мужчина в последние минуты или секунды не задумывается над причинами, побуждающими его на самопожертвование. Ему несложно некогда мыслить о них. Но то, что он в тот самый миг ощущает в себе ту светлую неодолимую силу, которая и ведет его на геройский поступок и в последнее момент аккумулируется в заряд огромной духовной энергии, в том нет сомнения.
Допускаю, что героизм одиночек может быть рожден ослеплением в битве или отчаянием, но общественный героизм советских воинов, свидетелями которого мы были в годы войны с немецкими фашистами, сильно осознан и целенаправлен.
В самом деле, о каком ослеплении или отчаянии может ходить речь, когда начальник, имея вероятность бросить горящую машину, как это, к примеру, мог совершить Леонид Михайлов, бросает свой авиалайнер на колонну вражеских танков? Каким необычайно ясным сознанием и верой в правоту своего дела, какой любовью к своему народу должен иметь джентльмен, чтобы отважиться на огневой таран!..
О геройских поступках Лукьянова, Тотмина и Михайлова я узнал на следующий день 5 июля. Это был нелегкий для нас день На сводку, лежавшую на моем столе, было жутко обозревать. Фашисты не давали ни малейшей передышки войскам Северо-Западного фронта. В тот день головные части 1-й тд 41-го мк немцев при сильной поддержке авиации ворвались в Остров, а передовые войска 18-й армии подходили к Пярну и Тарту.
22.07.41 г. капитану Михайлову Леониду Васильевичу было присвоено звание Герой Советского Союза посмертно.
Среди обитателей деревни Рубеняты Островского района Псковской области нашлись очевидцы геройского поступка советских лётчиков, которые под покровом ночи пробрались к месту огненного тарана, нашли и захоронили останки погибших. После войны они были перезахоронены в братской могиле.
7.01.59 г. Приказом министра обороны капитан Михайлов был навечно зачислен в списки одной из воинских частей.
В июле 1975 г. юные следопыты из отряда Поиск Даугавпилсского мебельного комбината установили точное местоположение гибели экипажа Михайлова. Был найден ломоть обшивки фюзеляжа, осколочек плексигласа от фонаря, ломоть целлулоида от планшета и фрагмент радиаторной трубки. Последняя находка помогла специалистам верно обусловить марку самолета. Именно с такие радиаторы имели бомбардировщики 10-го скоростного бомбардировочного авиаполка.
В акте сознательно созданной комиссии говорилось: Комиссия считает доказанным, что наземный таран по фашистской мехколонне реально был совершен у переправы посредством приток р. Великой - Березку, в 8 км южнее Острова, в районе Шлыковой горы, и что останки экипажа захоронены в годы войны на Федосинском братском кладбище. Имена погибших должны быть обозначены на могиле с возданием воинских почестей.
На месте гибели экипажа установлен мраморный обелиск.
Так же читайте биографии известных людей:
Леонид Орлов Leonid Orlov
Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом За воинскую доблесть МНР.
читать далее →
Леонид Агутин Leonid Agutin
Что сказать? Приезжал Леонид Агутин - обутый, повзрослевший, небритый. После концерта приятно пообщался с журналистами.
читать далее →
Леонид Винцкевич Leonid Vintzkevich
Курский пианист, композитор, руководитель джазовых программ Российского фонда культуры, директор фестиваля "Джазовая провинция". Наиболее известный..
читать далее →
Леонид Десятников Leonid Desyatnikov
В среду в Большом театре премьера оперы Леонида Десятникова Дети Розенталя. Для отечественной культуры это событие знаменательное: впервые за..
читать далее →