Известные люди
»Лука Муравицкий
Рождение: Россия, 31.12.1916
Герой Советского Союза (22.10.41). Награжден орденом Ленина.
Родился в семье крестьянина. Белорус. Окончил шесть классов и школу фабрично-заводского ученичества при Московском заводе Динамо. Работал токарем на заводе, а после этого строил метрополитен в Москве. Окончил аэроклуб.
В РККА с 1937 г. Член ВКП(б) с 1938 г. В 1939 г. окончил Борисоглебскую Краснознаменную военную авиашколу им. Чкалова.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июля 1941 г. Был лётчиком 29-го истребительного авиаполка 31-й садик Западного фронта.
На каждом своём самолёте Муравицкий белой краской выводил по фюзеляжу надпись За Аню!. Лётчики на первых порах посмеивались над ним, а руководство приказывало стереть надпись. Но перед каждым новым вылетом на фюзеляже самолёта по правому борту сызнова появлялось За Аню!. Но как-то раз он рассказал командиру, что его любимая девица, которая совместно с ним работала на Метрострое, училась в аэроклубе, что она любила его, они собирались пожениться, но она разбилась, прыгая с самолёта. Парашют не раскрылся.
Рассказывает генерал-майор авиации Пузейкин: 8 августа 1941 года Лука Муравицкий участвовал в групповом воздушном бою. Шесть советских истребителей И-16 супротив двенадцати юнкерсов и мессершмиттов. Советские летчики в этой схватке сшибли восемь немецких машин. Две из них уничтожил меньший лейтенант Муравицкий.
В конце августа создалась до такой степени напряженная ситуация, что наши истребители, базировавшиеся на дальнем аэродроме, прилетали для отражения атаки фашистской авиации с некоторым опозданием.
Было принято вывод свершить засаду, расположив немного истребителей у самой линии фронта.
На исходе дня, уже в сумерках, три самолета из звена лейтенанта Морозова приземлились на крохотной площадке практически под носом противника. А на рассвете, чуть-чуть гитлеровцы появились над расположением советских войск, наши летчики ринулись наперерез врагу.
За день Морозов, Попов и Муравицкий десять раз поднимались в воздух и сшибли четыре бомбардировщика.
25.08.41 г. на самолёте И-16 лейтенант Муравицкий таранил воздушный разведчик Не.111.
Рассказывает генерал-майор авиации Пузейкин: Муравицкому пришлось караулить от вражеской авиации железнодорожную станцию, сквозь которую осуществлялись снабжение наших войск и эвакуация раненых, гражданского населения и материальных ценностей. Недалеко от станции Лука обнаружил фашистский бомбардировщик Хейнкель-111. Атакованный советским летчиком, гитлеровец попытался на повышенной скорости со снижением оставить от преследования.
Лука догнал противника и с дистанции 500 метров открыл жар из пулеметов. Но, видимо, поторопился: все пули прошли мимо цели. Тем временем самолеты уже оставили сзади линию фронта и сейчас летели над территорией, занятой фашистскими войсками...
Летчик не заметил, как израсходовал все патроны Вплотную сблизившись с хейнкелем, Муравицкий ударил винтом по хвостовому оперению.
Вражеский авиалайнер грубо спикировал и исчез в лесу. Рассматривать его было некогда. Ишачок кроме того был поврежден. И все же Лука сумел довести авиалайнер до аэродрома.
Окружив машину, техники, летчики с изумлением смотрели на загнутые лопасти винта.
К концу сентября на счету отважного лётчика было уже больше десятка воздушных побед, одержанных лично и в составе группы.
3.09.41 г. совершил пламенеющий таран и погиб меньшой лейтенант Попов, самый-самый близкий приятель Луки Муравицкого.
После траурного митинга, посвященного памяти Героя, он всю темное время суток просидел на кровати погибшего товарища, а утром пришел на аэропорт. Ни начальник полка, ни комиссар, ни товарищи не могли его, раненного, измученного, уболтать остаться на земле. И начальник удовлетворил его настойчивую просьбу - разрешил полет. Без шлема - ни единственный не налезал на забинтованную голову - Муравицкий сел в кабину истребителя. Теперь ему предстояло сражаться и за себя, и за Попова.
Через немного дней поступил директива о передаче десяти летчиков с самолетами из 29-го иап в 127-й истребительный авиаполк, убывающий на Ленинградский фронт. В это время немецкая авиация снизила боевую активность. Встречи в воздухе с врагом в районе действий полка стали реже, и Муравицкий попросил подключить его в цифра откомандированных.
В середине сентября 1941 г. 127-й иап прибыл под Ленинград. Его ключевой задачей стало сопровождение транспортных самолётов в блокированный Ленинград.
Военный историк Иноземцев рассказывает: По предложению Военного совета Ленинградского фронта и Аэрофлота 20 сентября 1941 г. ГКО принял постановление Об организации транспортно-воздушной связи между Москвой и Ленинградом. В соответствии с этим постановлением для обеспечения воздушного моста Московская авиационная группа выделила три эскадрильи. Ежесуточный объем воздушных перевозок был определен до 1 октября 1941 г. в 100 т, дальше в 150 т.
В целях улучшения обслуживания Ленинградского, Карельского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота Особая северная авиагруппа ГВФ и Особый Балтийский авиаотряд в октябре объединились в единую Особую северную авиационную группу ГВФ. Вначале для обслуживания воздушного моста между Ленинградом и центром страны привлекалось 30 транспортных самолетов, потом их число было увеличено до 70 самолетов Ли-2 и ТБ-3.
Командование ВВС Ленинградского фронта выделило для обслуживания транспортной авиации немного аэродромов под Ленинградом и на восточном берегу Ладожского озера. Пока транспортные самолеты базировались на ближних к Ленинграду аэродромах, экипажи совершали по пять-шесть рейсов в день. Но из-за частых бомбардировок и артиллерийских обстрелов аэродромов, расположенных на окраинах города и в пригороде, транспортную авиацию пришлось перегнать на восточный берег Ладожского озера, откель удавалось вырабатывать только два - три рейса.
Экипажи транспортных самолетов в любую погоду, при отсутствии видимости, при сильном ветре, интенсивном обледенении бесперебойно доставляли грузы в осажденный град. В тот отрезок времени были опрокинуты все прежние технические нормы загрузки самолетов. Вместоположение 1,6 т, как предписывалось в инструкции по эксплуатации самолетов, на борт забирали до трех тонн. Советские летчики, понимая, что от их работы во многом зависит существование ленинградцев, сознательно шли на риск и выполняли свой задолженность до конца...
Фашистские истребители вечно охотились за нашими транспортными самолетами, рассчитывая на легкую победу над тихоходными, без малого безоружными целями. Поэтому возникла острая надобность обеспечения транспортной авиации истребительным прикрытием.
Задача по сопровождению транспортных самолетов из-за Ладоги в Ленинград и назад, прикрытия посадки, выгрузки и погрузки была возложена на 127-й истребительный авиаполк, переброшенный в конце сентября под Ленинград с Западного фронта. Командовал полком тертый пилот майор В.В. Пузейкин, получивший боевую закалку ещё в небе Испании... Одна эскадрилья этого полка была укомплектована летным составом, прибывшим из 29-го истребительного авиаполка, воевавшего на московском направлении.
Вспоминает генерал-майор авиации Пузейкин: В сентябре 1941 года 127-й истребительный авиационный полк, с включенной в его состав эскадрильей, стал сопровождать транспортные самолеты в блокированный Ленинград и из Ленинграда на Большую землю.
Сопровождение транспортных самолетов - проблема почетная и шибко сложная. Истребители должны не нетрудно отразить все атаки противника, но не дать в обиду своих подопечных, довести их до места назначения.
Выполнение этой задачи требовало от наших летчиков большого мужества. В воздухе, над кольцом вражеского окружения, не раз завязывались жестокие бои.
Среди тех, кто открыл счет сбитым фашистским самолетам при защите воздушного моста, был и Лука Муравицкий.
А произошло это так.
Однажды, когда истребители вылетели на сопровождение, юнкерсы штурмовали свой аэропорт. Советские летчики увидели уходящие следом бомбометания вражеские самолеты и бросились вдогонку. Конечно, вдали преследовать гитлеровцев они не могли. Но все же Муравицкий, а вдогон за ним и Путяков сшибли по одному фашистскому бомбардировщику.
В одном из полетов группу транспортных самолетов Ли-2 истребители прикрывали парами. Лука Муравицкий был ведущим. В районе Новой Ладоги на него и его ведомого напали три мессершмитта.
Заняв положение между транспортными самолетами и фашистскими истребителями, Лука открыл пламень и меткой очередью сшиб единственный Ме-109. С другим фашистом вел мордобой ведомый. Третий мессер, атаковав Муравицкого позади, огнем из пушки повредил авиалайнер, а летчика ранил в лик человеческий.
Несмотря на ранение, Лука продолжал новости мордобой и заставил фашиста отступить.
К 17.10.41 г. в 127-м иап насчитывалось 17 самолетов.
22.10.41 г. старшему лейтенанту Муравицкому Луке Захаровичу было присвоено звание Герой Советского Союза.
Генерал-майор авиации Пузейкин вспоминает: Поздно вечером состоялся митинг. Друзья-однополчане тепло поздравили героя, пожелали ему всего самого хорошего.
Затем выступил виновник торжества. Когда батальонный комиссар Проскурин дал ему словечко, Лука с минуту не говоря ни слова стоял на открытой площадке грузового автомобиля, превращенного в трибуну. Потом взволнованно сказал:
Спасибо, друзья, за добрые слова в мой адрес. Мне, конечно, крайне славно заполучить такую награду. Но она не только моя. В небе в особенности ощущаешь, как значимо, когда рядом с тобой боевой приятель, готовый принять на себя потрясение, чтобы выручить друга. Не раз выручали и меня. Спасибо вам всем за дружбу, за боевую выручку! О себе скажу коротко: Лука Муравицкий не подведет. Пока бьется сердце, видят глаза, а руки могут удерживать штурвал, - буду беспощадно сражаться с ненавистным врагом!.
В те дни, в армейской газете были помещены вирши М. Матушевского в его честь:
Если скоро растворился вражеский клин,
Пулемёты теплы от стрельбы,
И от сбитых горящих фашистских машин
Возникают на небе столбы,
И в испуге меняющий вектор движения Мессершмитт
Не вступает в радикальный махач,
А простроченный Юнкерс как свечка горит,
Оставляя дым за собой,
И подстреленный ворон лежит вдалеке,
Винт отрублен и остов пробит,
Значит, в первом звене на своем ястребке
Муравицкий в атаку летит.
В конце октября ситуация под Ленинградом чертовски осложнилась. Фашистские войска предпринимали отчаянные попытки сломить волю защитников города на Неве. Напряжение боев грубо возросло и на земле, и в воздухе.
30.11.41 г. старшой лейтенант Муравицкий Лука Захарович погиб в воздушном бою, защищая транспортные самолёты.
За три месяца боев он сшиб 10 самолётов лично и 7 в группе.
Похоронен в деревне Капитолово Всеволожского района Ленинградской области.
Именем Героя названа улочка в деревне Долгое.
Так же читайте биографии известных людей:
Лукас Кранах Lucas Cranach
Эта дата не отмечена красной строкой в анналах своего времени. Однако является своеобразной вехой в истории искусства Северного Возрождения. В 1509..
читать далее →
Лукас Лейва Lukas Leyva
Бразильский футболист, полузащитник английского клуба Ливерпуль. Участник Олимпиады 2008.
читать далее →
Лукас Пеццини Lucas Pezzini
Бразильский футболист, полузащитник английского клуба Ливерпуль. В Бразилии на его футболке обычно указывали имя Лукас, но в предсезонном матче..
читать далее →
Лукас Подольски Lucas Podolsky
Лукас Подольски - известный немецкий футболист, родился 4 июня 1985 года в городе Гляйвиц, Польша.в 1988 году семья Лукаса Подольски переехала на..
читать далее →