Известные люди

»

Людмила Целиковская

Людмила Целиковская Ludmila Celikovskay Карьера: Актер
Рождение: Россия» Астраханская область» Астрахань, 8.9.1919
Вячеслав Шалевич, артист Вахтанговского театра: "В ней был азарт. Она была легендой всей страны. Со спектаклем "Деньги, коварство и любовь" по "Голубой книге" Михаила Зощенко мы объездили весь СССР. Украина, Молдавия, Грузия, Армения - повсюду ее встречали с восхищением: "Целиковская!".

Людмила Целиковская родилась в благополучной семье российских интеллигентов. Ее отцом был заслуженный участник искусств, заведующий музыкальной частью Василий Васильевич Целиковский. Мать - оперная певица.

До 1925 года семейство проживала в Астрахани, но в связи с тем, что Лида болела лихорадкой, врачи настоятельно посоветовали заменить для девочки климат. Целиковские переехали в Москву, где Василий Васильевич стал дирижером Большого театра. Там же стала трудиться и маменька. В Большом она пела Снегурочку, у нее было шибко красивое сопрано.

В новом климате девчурка пошла на поправку, и счастливые родители определили ее в Гнесинскую школу по классу фортепиано. Надо проговорить, что маленькая Люся выучила ноты раньше, чем азбуку. Кроме того, у девочки был безусловный слух. Отец нередко хватал ее в оркестр Большого, где она играла на литаврах. Когда она была в Вене, ей разрешили сыграть на клавесине Моцарта.

Все шло к тому, что Людмила, как и мечтали ее родители, станет профессиональным музыкантом. Но нежданно Людмила увлеклась театром.

Поступление в Щукинское училище

Родители всячески отговаривали дочка, но все было понапрасну. В результате в 1935 году мать (с помощью подруги-актрисы Анны Бабаян) привела 16-летнюю Людмилу на просмотр к режиссеру Театра имени Е. Вахтангова Рубену Симонову. Просмотр для девушки, мечтавшей сделаться актрисой, оказался удачным: Симонов посоветовал ей во что бы то ни стало поступать в сценический институт.

По окончании школы в 1937 году Людмила подала документы в Театральное училище имени Щукина. В том году желающих поступить в "Щуку" было возле 900 джентльмен на 13 мест. Казалось, что шансов поступить у нее на практике не было.

На экзамене она прочла пушкинский "Сон Татьяны", спела романс, а напоследок рассмешила приемную комиссию. Кто-то из членов комиссии спросил у нее: "С кем вы готовились к экзаменам?" Она ответила: "С мамой". В реакция раздался дружный смех. А когда на вопросительный мотив, как ее зовут, она ответила "Людмила Васильевна", комиссия развеселилась ещё больше.

Людмила Васильевна вспоминает: "у меня от обиды брызнули слезы из око, и я убежала, решительно поняв, что уж актрисой мне ни в жизнь не сделаться. В это время следом за мной выбежал Дима Дорлиак - единственный из самых красивых молодых артистов театра, и, успокаивая меня, сказал: "Не волнуйтесь, вы понравились. Это у нас в театре так принято "принимать" с юмором и смехом. Нате, вот вам платочек, вытрите слезы". Господи! Что со мной было! Я была как во сне"

Дебют на сцене и в кино

Еще студенткой училища Целиковская была зачислена в труппу Театра имени Вахтангова. Ее первой ролью на сцене прославленного театра была Клариче в "Слуге двух господ". Вскоре Целиковская дебютировала и в кино.

Примечательно, что ректор училища возражал супротив отвлечения юной студентки от учебного процесса, но вмешался Рубен Симонов: "Целиковская должна игрывать и сниматься в кино, у нее есть для этого все данные".

Свою первую образ в кино (пионервожатую Валю в фильме "Молодые капитаны") Целиковская сыграла в 1938 году. И хотя эта образ не стала открытием младой актрисы ни для зрителей, ни для критиков (да и сама Целиковская ее не любила), при всем при том бесследно она все одинаково не прошла.

Режиссер Константин Юдин заметил молодую и красивую актрису, поверил в нее и в 1940 году предложил ей главную образ - Шурочки Мурашовой - в своей комедии "Сердца четырех". По словам актрисы, это была ее любимая картина, так как она играла саму себя. Например актриса кроме того, как ее героиня, обожала сладкое, любила музыку и ненавидела математику.

В этой картине Целиковская практически уговорила режиссера дозволить ей самой спеть песню, которую до этого предполагалось озвучить с помощью профессиональной эстрадной певицы. Юдин разрешил, но во время записи случилось непредвиденное - Целиковская так перенервничала, что у нее пропал звук. Запись пришлось отсрочить на неделю, что было делом неслыханным - из-за 19-летней студентки простаивал оркестр из 70 мужчина. И все же эту песню она записала. "Он поверил в меня! Он зажег мне зеленый свет! "- говорила позже Целиковская. С тех пор в кино, театре, на концертах Людмила пела своим голосом. Исключение составил только "Антон Иванович сердится", где поет знаменитая певица Пантофель-Нечецкая.

Фильм "Сердца четырех" должен был сделаться самым кассовым фильмом 1941 года, при всем при том его премьере помешала махаловка. Он вышел на экраны только в 1944 году, став одним из лидеров проката (5-е место).

Первый и второй брак

Впервые Целиковская вышла замуж до времени - ещё на втором курсе театрального училища. Ее избранником стал однокурсник Юрий Алексеев-Месхиев. Однако их совместная существование продлилась краткосрочно, и вскоре они расстались.

Вторым мужем актрисы стал литератор Борис Войтехов. К тому времени Целиковская была уже весьма известной, ее окружало уймище поклонников, и все-таки в мужья она выбрала не самого заметного из них, но, по воспоминаниям современников, от всей души ее любящего. Этот брак продлился немного лет. Причиной его распада стала саммит с Михаилом Жаровым

"Воздушный извозчик". Встреча с Жаровым

Война застала актрису в Ленинграде - на съемках последних сцен фильма "Антон Иванович сердится". Она вернулась в Москву, но пробыла в ней непродолжительно - 14 октября совместно с театром она эвакуировалась в Омск. Вскоре туда пришла телеграмма из Алма-Аты - режиссер Леонид Трауберг приглашал актрису на съемки фильма "Воздушный извозчик", сценарий которого был написан Валентином Катаевым нарочно для нее.

На съемках "Воздушного извозчика" судьбина свела Целиковскую с Михаилом Жаровым. У знаменитого актера тогда были проблемы в личной жизни. Его подруга жизни Люда Полянская, под влиянием своей матери, открыто игнорировала мужа, считая, что он ей не ровня. Рассказывает племянница Михаила Жарова Светлана: "Люда Полянская предпочитала по вечерам раскладывать с матерью пасьянсы, и когда кормилец возвращался домой затем двух смен в павильоне, то заставал скучающих дам и... никакого ужина. При этом мать жены делала ещё недовольное лицо".

Михаил Иванович без памяти влюбился в молодую актрису. Он создал для Целиковской (в военное время!) голливудские условия для работы. На свет завсегда ставили дублершу, а макияж был америкосский, максфакторский. Людмиле Целиковской тогда было 23 года, Михаилу Жарову - 42, но их не смущала отличалка в возрасте, не смущало то, что оба женаты и для молоденькой актрисы это будет уже третий брак.

Не желая врать своего супруга - писателя Бориса Войтехова, - Людмила написала ему со работы в Алма-Ате сообщение, что существовать без Жарова не может. В реакция оскорбленный супруг стал закидывать актрису телеграммами с угрозами: "Берегитесь!", "Ждите беспощадности". А уж когда свою связь с Целиковской обнародовал для своей жены Жаров, началось что-то страшное. В конце концов не выдержало самочувствие Михаила Ивановича, и он на полтора месяца слег в больницу. Спустя страсть сколько лет она назовет первые два замужества ошибками молодости, а о Жарове всю дорогу будет отзываться тепло и по-доброму. И скажет: "Он любил меня больше всех А я больше всех любила Алабяна".

Премьера "Воздушного извозчика" состоялась на фронте, кино показывали в землянках. Когда бойцов на авангардный спрашивали, какой кино им доставить, они заказывали: "Кино с Целиковской!". Жаров и Целиковская отправились на фронт под Орел в воздушную армию М.М. Громова в полк Марины Расковой. Там они провели три месяца, выступая перед бойцами. Часто во время сеанса раздавалась команда: "Воздух!".

"Иван Грозный"

В 1943 году потом работы в "Воздушном извозчике" Целиковская была приглашена на главную образ в картину легендарного режиссера Сергея Эйзенштейна. Это стало последней каплей для руководства театра имени Вахтангова, которое было недовольно частыми отлучками актрисы, и Целиковскую уволили из театра. Правда уже в 1945 году ее ещё раз воссоздали.

Роль царицы Анастасии в "Иване Грозном" Целиковская сыграла благодаря Михаилу Жарову. Первоначально образ предназначалась Галине Улановой. Во время войны Большой театр также эвакуировали в Алма-Ату, и Эйзенштейн немного дней убеждал великую балерину, приносил ей рисунки с набросками. Галина Сергеевна согласилась и солидно готовилась к съемкам, но Большой театр спешно отозвали в Москву. После Улановой претенденток на образ Анастасии было крайне немало, но Жаров, снимавшийся в "Грозном" в роли Малюты Скуратова, настоял на кандидатуре Целиковской. Хотя, сознаться, убеждать Эйзенштейна продолжительно не пришлось - он сам был в плену ее таланта ещё после этого фильма "Сердца четырех",

Картина "Иван Грозный" принесла актрисе не только отлучение от театра, но и другие неприятности. Во время работы неправильно были установлены софиты и ей "сожгли" хрусталики зрачок (вот откель секрет искрящихся васильковых зрачок Целиковской). Кроме того, она оказалась единственной из всей съемочной группы, кому не вручили Сталинскую премию. Иосиф Виссарионович со словами: "Такими царицы не бывают", - собственноручно вычеркнул ее из списка. Естественно, дебатировать с ним никто не посмел.

Сейчас тяжело произнести, было это продиктовано его мнением сравнительно роли, или без затей неприязнью к самой Целиковской - со Сталиным у Людмилы Васильевны были непростые отношения. Ей вообще удавалось стоять в стороне от власти, не заигрывая с ней.

Рассказывает сынуля Людмилы Целиковской Александр Алабян: "Ей истинно никто не помогал. Но при этом она заставляла почитать себя. В конце 40-х годов ее и ещё одну артистку пригласили в особняк Берии "взглянуть кино". "И мы, дурочки, пошли", - смеялась вслед за тем матушка. После фильма к ним стали приставать. Мама, не думая, одному из замов Берии Кобулову по "оливковой роже" врезала и побежала к выходу. Бежит, а сама боится: в текущий момент начнут палить. Но ее не тронули. Раз, думали, посмела замахнуться на такого человека, может, Сам покровительствует. А вот вторая актриса осталась в особняке и через немного лет попала в лагерь".

А вот что рассказывала сама актриса о том времени: "Меня руководство не поддерживало. Например, когда выходила какая-нибудь комедия Александрова, во всех газетах появлялись статьи. И всех действующих лиц расхваливали. Когда же выходили фильмы Юдина ("Сердца четырех", "Близнецы"), их ругали. И я неизменно чувствовала, что для руководства почему-то я актриса второго сорта. Мода, видно, была такая. Но меня шибко любили простые люди, и это было огромной поддержкой"

Действительно, несмотря на огромную популярность у зрителей, Целиковская долгое время была обделена официальными почестями. Стоит кроме того подметить, что ее экранный имидж был абсолютно иным, чем у признанных звезд кино - Любови Орловой и Марины Ладыниной. Героини Целликовской не несли никакого идеологического начала.

После войны

После войны амплуа Целиковской в кино без малого не изменилось. Она снялась в комедиях "Близнецы" (1945) и "Беспокойное хозяйство" (1946). Идея фильма "Беспокойное хозяйство" родилась у Михаила Жарова ещё во время войны, когда он представлял картину "Воздушный извозчик" на передовых. Тогда он и решил приняться за режиссуру и определить кино сознательно для своей новой жены.

В картине снималось целое созвездие актеров. Людмила Целиковская сыграла в фильме главную образ ефрейтора Тони, в которую влюблены два летчика - Герой Советского Союза Крошкин (Виталий Доронин) и французский офицер Лярошель (Юрий Любимов), которые навещают девушку между боями. Но она отдает предпочтение Огурцову (Александр Граве), тот, что, благополучно выполнив первое поручение, ухитрился привести в доля пленных немцев. Сам Жаров с блеском сыграл старшину Семибабу, в роли диверсанта снялся отличный артист Сергей Филлипов, в крошечном эпизоде дебютировал в кино Михаил Пуговкин. Играл более того Алексей Аджубей, зять Хрущова.

Фильм подвергся нелицеприятной критике за безыдейность и потрафление невзыскательным вкусам зрителей, жаждущим только развлечения в кино. Зато посреди зрителей он пользовался большим успехом, заняв седьмое местоположение посреди советских фильмов в прокате 1946 года.

Единственной драматической ролью Целиковской в кино, причем эпизодической, в те годы была только медицинская сестра Зиночка в картине Александра Столпера "Повесть о настоящем человеке" (1948). Большинство критиков аккурат эту образ считают поворотной в карьере актрисы. Это была служба творчески зрелой актрисы. Однако режиссеры так и не разглядели в Целиковской этих изменений. Ей продолжали поступать предложения игрывать роли наивных героинь, но от всех этих предложений она отказывалась. В результате за последующие 9 лет актриса не снялась ни в одном фильме.

Единственным местом работы для Целиковской стал Театр имени Евгения Вахтангова. Среди ее театральных ролей следует подметить следующие: Дениза ("Мадмуазель Нитуш"), царица Мария Нагая ("Великий государь"), Дженевра ("Глубокие корни").

Новый брак

С Михаилом Жаровым Целиковская прожила пять лет. Довольно долговременно снимали номер в гостинице "Москва". Потом получили небольшую квартиру, окна которой выходили на гостиницу "Астория".

Вспоминает племянница Михаила Жарова Светлана Жарова: "Люся была необыкновенно красива и кокетлива. Михаил Иванович с превеликим удовольствием выполнял все ее капризы. Он полно тогда мог себе дозволить - более того покупал ей старинные украшения. Иногда я оставалась у них спать. Дядя Миша относился ко мне как к дочери, да и Люся баловала неимоверно - более того растирала меня благовониями. К ней приходили парикмахер, маникюрша, она любила принимать хвойные ванны. Характер у Люси был необычайно легкий. Часто в их доме собирались друзья. Правда, дедуля, приходя от них, подчас ворчал: "Люська меня обедом нынче не кормила!"".

Пять лет прожили сообща Михаил Жаров и Людмила Целиковская, но вскоре их отношения исчерпали себя. Одной из причин стало то, что у супругов не было детей, а Людмиле, которой было уже под тридцать, весьма хотелось располагать ребенка.

И тут на пути Целиковской возник ещё единственный поклонник. Им оказался 50-летний Каро Алабян - прославленный архитектор, автор Ленинградского проспекта и Центрального Театра Советской Армии в Москве. С 1937 года Алабян был депутатом Верховного Совета СССР. Помимо прочего он был ещё отличным певцом и заядлым театралом. Познакомил их Рубен Симонов. Буквально при следующей встрече Алабян взял Целиковскую за руку, участливо рассмотрел линии на ладони, следом улыбнулся и сказал: "А знаете, вы будете моей женой". Так оно и случилось. Целиковская ушла от Жарова к Алабяну - не в ее характере было совмещать семейную существование с тайными любовными приключениями.

Вспоминает Светлана Жарова: "Рассказывали, что как-то Целиковская призналась друзьям: "О чем я жалею, так это о том, что рассталась с Мишей Жаровым. Он был в моей жизни самым настоящим". Разрыв с Целиковской закончился для дяди бессоницей, сердечными спазмами, отменой спектаклей и микроинфарктом".

В 1948 году Алябян и Целиковская зарегистрировали свои отношения, а посредством год у них родился наследник Саша. По воспоминаниям знакомых, Людмила была фанатичной, сумасшедшей матерью, посвящавшей всю себя ребенку. Окруженная многочисленными поклонниками, Целиковская постоянно оставалась верна своему единственному любимому мужчине, как она его называла, - сыну. "Сын, - говорила она, - это ни с чем не сравнимо, и более того внучек не может занять такое местоположение в сердце, как Саша".

Немилость

Почти тотчас потом их свадьбы Каро Семенович попал в немилость к Берии. Людмила Целиковская вспоминала: "Алабян всю существование занимал весьма большие посты, в течение 30 лет был секретарем Союза архитекторов. Когда у нас решено было инициировать сооружение высотных домов, Алабян выразил несогласие в присутствии Берии. До этого он год провел в Америке и отлично понимал, что сооружение высотных домов в нашей стране в те годы - показуха, нет ни необходимой технологии, ни моральных прав. И обо всем этом Алабян сказал в своей речи".

Естественно все это закончилось для Алабяна безрадостно. Вскоре ему приказали принять на работу двух архитекторов, и как он ни сопротивлялся, совершить ему это пришлось. А сквозь пару недель объявили, что они - шпионы. Это был давнехонько отработанный сценарий. После этого вышел инструкция, подписанный Сталиным: избавить его от всех занимаемых должностей.

Рассказывает Александр Алабян: "Он пришел домой, встал перед мамой на колени и сказал: "Прости меня, Люся. Если бы я только мог представить, что такое произойдет, ни при каких обстоятельствах бы не посмел жениться на тебе".

Целиковская ни при каких обстоятельствах ни в чем не упрекала Алабяна. Наоборот, в те трудные годы, когда их лишили жилья, и им приходилось скитаться по друзьям, она всячески его поддерживала. Вдвоем они жили на ее зарплату в 120 рублей.

Вспоминает Александр Алабян: "Через 2 года, когда стало невмоготу, родители написали в руководство письма и отправили Молотову, Булганину, кому-то ещё. В результате в 1953 году нам дали квартиру, а папе - работу. Едва родители начали обустраиваться в новой квартире, у меня обнаружили полиомиелит. Мама забросила театр, кино, все близкое время посвятив борьбе за мое выживание. Хотя и признавалась после этого, что если бы тотчас узнала все про хворь, надо полагать, выбросилась бы с балкона - так было ужасно. К счастью, у меня оказалась редкая форма, которую удалось побороть".

Недолго продолжалась их совместная существование. В 59-м Алабян умер от рака легких. Позже его именем назовут одну из улиц в Москве в районе метро "Сокол".

Кино и театр. 50-е годы

В кино Целиковская по-прежнему на практике не снималась. Лишь три фильма в середине 50-х. Самой заметной работой стала образ Ольги Ивановны - жены Дымова в драме Самсона Самсонова "Попрыгунья". До сих пор в активе актрисы были только две драматические роли - в "Иване Грозном" и "Повести о настоящем человеке". И вот новоиспеченный истинный счастливый момент. В 1955 году на кинофестивале в Венеции за эту работу Целиковская была удостоена премии "Серебряный Лев Святого Марка" и приза "Пизанетти" (за лучшую зарубежную картину).

После смерти Алабяна она и отнюдь исчезла с киноэкранов, продолжая игрывать в театре имени Вахтангова.

В 1963 году актриса, в конце концов, дождалась признания у себя на родине - ей было присвоено звание народной артистки РСФСР.

Жизнь с Юрием Любимовым

В тех же 60-х годах Целиковская связала свою существование с режиссером знаменитого Театра на Таганке Юрием Любимовым. Знакомы они были давно: когда Целиковская училась на первом курсе театрального училища, Любимов был на четвертом курсе. Они сообща работали в Театре имени Вахтангова, в 1945 году снялись в фильме "Беспокойное хозяйство". Правда в пятый раз замуж она не вышла - с Любимовым Целиковская стала существовать в гражданском браке.

Вместе они прожили больше 15 лет. В их квартире нередко собирались интересные люди: Пастернак, Высоцкий, Бакланов, Можаев, Вознесенский, Евтушенко, Федор Абрамов, Борис Васильев, Петр Капица Кстати, в этом месте же Высоцкий в первый раз воплотил в жизнь свою знаменитую песню "Я не люблю":

Я не люблю насилье и бессилье,

И мне не жаль распятого Христа.

"Володя, - сказала тогда Людмила Васильевна, - так нельзя". После этого появилась новая строчка, кардинально меняющая толк песни:

Вот только жаль распятого Христа.

Жизнь с опальным режиссером имела и свои минусы: ей стали меньше одаривать ролей в театре, не приглашали в кино. Вспоминает наследник Целиковской А. Алабян: "Мама отдала Любимову страсть сколько прекрасных, творческих лет жизни, а он в одночасье оставил ее. Из-за него она так и не стала народной артисткой СССР. Только из-за него! Театр немного раз подавал на звание, но было точка зрения - раз в гражданском браке с Любимовым, ходу не одаривать. На мой точка зрения, Любимов - довольно эгоистичный дядя, тот, что по-настоящему любит только себя. Не только ко мне - и к своему сыну Никите, тот, что заходил к нам, он не обнаруживал человеческого тепла. Тем больше что в те годы большую доля времени отдавал своему театру".

Разошлись они, как интеллигентные люди - без скандалов и выяснения отношений. Просто в какой-то миг Целиковская сказала ему: "Уходи", и следом долгое не вспоминала о нем. Лишь незадолго до смерти она призналась сыну: "Чтобы существовать с гением, нужно быть душечкой. Я же - нимало напротив, упрямая, со своим характером. Мы стали дружбан друга чуток действовать на нервы. Наверное, нужно было все время Юрия Петровича хвалить, а я хвалить не умею Помню, в одно прекрасное время Любимов сказал: "Когда мы разойдемся, у тебя в доме будет праздник". Ну, в общем, так и получилось: торжество продолжается до сих пор. Тем не менее, с Юрием Петровичем мы жили что надо и расстались хорошо".

Кино и театр в последующие годы

Формально Целиковская продолжала числиться в Вахтанговском театре, но Сменилось руководство, директором назначили Михаила Ульянова, тот, что жене политически неблагонадежного Любимова ролей не давал. За исключением крохотного эпизода в "Закате" Бабеля, когда она врывалась на сцену в матросской тельняшке с залихватским разбойничьим свистом в два пальца и зал вставал, взрываясь бурей аплодисментов.

Отчаявшись дожидаться милости от руководства Театра им. Вахтангова, Целиковская начала разыскивать себе роли сама. Ей было уже семьдесят, самочувствие оставляло стремиться лучшего, она перенесла инфаркт, и многие думали, что ей уже не выкарабкаться, но она не мыслила жизни без любимой работы. Людмила Васильевна прочитала сотни пьес, выбирая ту, в которой могла бы сыграть и которую, она надеялась, разрешат определить в театре. Но Ульянов отвергал одно за другим ее предложения. Особые надежды она возлагала на известную историю, когда в пожилую, но по-прежнему прекрасную женщину влюбился семнадцатилетний юноша. Эта образ была как раз для нее. Но Ульянов и тут опустил ее с небес на землю, заявив, что юношам противоестественно влюбляться в пожилых женщин.

Не лучше обстояли дела и в кино. Пальцев одной руки будет полно, чтобы перечислить фильмы в которых она снялась в 70-е - 80-е годы. Одной из последних ее ролей была Раиса Павловна Гурмыжская в экранизации пьесы А. Островского "Лес". На телевидении ее последними работами стали "Портрет" и "Репетитор".

В ПОСЛЕДНИЕ годы жизни Целиковская несладко болела. У нее был рак, но, покуда могла, она играла в театре. 6 июля 1992 года в возрасте 72 лет Людмила Васильевна Целиковская скончалась. Юрий Петрович Любимов на похороны бывшей жены не пришел, телеграммы также не прислал

Она ни при каких обстоятельствах и ничего не боялась

Ее имя всю дорогу окружали легенды. Целиковская, как сказали бы в текущий момент, была подлинным секс-символом своей эпохи. Казалось, без ее участия не обходилась ни одна картина того времени, а потому как на счету актрисы всего пятнадцать художественных фильмов.

У каждого поколения есть свои кумиры. Целиковская была кумиром 40-х годов. Солнечная дама с лучистыми глазами. Молодые люди присылали ей письма, где предлагали руку и сердце. Однажды она шла по улице в Ленинграде, а навстречу шла рота служивый. Когда они увидели Целиковскую, остановились, взяли ее на руки и несли немного кварталов на руках. А вся улочка ей аплодировала. Она любила бытие во всех ее проявлениях. Играла в теннис, любила лесной массив, походы за грибами, ягодами. Любила вязать, переводила с английского пьесу "Хэлло, Долли!" и пьесы Теннесси Уильямса. Обожала принимать гостей, причем столы накрывались отменные. Все готовила сама с мамой, любила угощать, поиграть в карты, спеть романсы. Обожала музыку, живопись, книги.

Вячеслав Шалевич, артист Вахтанговского театра: "В ней был азарт. Она была легендой всей страны. Со спектаклем "Деньги, коварство и любовь" по "Голубой книге" Михаила Зощенко мы объездили весь СССР. Украина, Молдавия, Грузия, Армения - везде ее встречали с восхищением: "Целиковская!".

Людмила Максакова: "Она ничего и никого не боялась! Однажды она мне рассказала: "Представляешь, мне предложили заниматься стукачеством! Я тут же нашлась и сказала: "Не могу! Вы знаете, я во сне разговариваю!".

Да, она на самом деле ни в жизнь и ничего не боялась. Ни в творчестве, ни в жизни, ни трудностей, ни бедности, ни сильных мира этого. Она, не задумываясь о последствиях, завсегда делала так, как считала нужным. И ни при каких обстоятельствах ни о чем не жалела. Очень любила слова Кафки: "Стой под дождем, пускай пронизывают тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя немедленно и беспредельно". Таким было ее касательство к жизни.

Так же читайте биографии известных людей:
Людмила Чурсина Ludmila Chursina

Людмила Чурсина - советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Родилась 20 июля 1941 года.Людмила Чурсина сыграла более чем..
читать далее

Людмила Шагалова Ludmila Shagalova

Людмила Шагалова - известная советская и российская актриса театра и кино. Родилась 6 апреля 1923 года.Фильмография актрисы составляет 52 фильма,..
читать далее

Людмила Лозицкая Ludmila Lozitskay

Почти пол века имя Людмилы Лозицкой для театральной публики ассоциируется с пензенским театром. В очень короткое время, завоевав сердца зрителей,..
читать далее

Людмила Максакова Ludmila Maksakova

Л.В.Максакова - Народная артистка России (1980 г.), член Союза театральных деятелей (с 1962 г.), член Союза кинематографистов (с 1970 г.).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий