Известные люди
»Мария Тенишева
Рождение: Россия, 20.5.1858
Современники называли княгиню Марию Клавдиевну Тенишеву гордостью всей России. Судьба щедро одарила Тенишеву, выдающуюся просветительницу и меценатку, общением, дружбой со светлейшими умами эпохи Репиным, Тургеневым, Чайковским, Мамонтовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Бенуа, Дягилевым, Малютиным, Серовым. Во многом она способствовала приумножению их славы: субсидировала (вместе с С.И. Мамонтовым) издание журнала Мир искусства, материально поддерживала творческую деятельность Бенуа, Дягилева и других. Их помнят, а ее имя только сейчас возвращается из небытия.
Детство и молодость для Марии были нерадостны: богатая матушка со всей откровенностью не любила незаконнорожденную дочка и с зрачок долой выдала ее замуж за человека заурядного, нелюбящего и нелюбимого. Несколько лет мучений, развод.
Словно вторым рождением стал для нее в 1892 году второй брак с князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым крупнейшим российским промышленником. (Тенишев субсидировал сооружение первого в России завода автомобилей, был одним из зачинателей электромеханического производства.) Ей шел двадцать шестой год, ему было сорок восемь. Правда, родные мужа бесприданницу не признали, и в родословную князей Тенишевых Мария Клавдиевна так и не была вписана.
Тенишев дал Марии Клавдиевне, кроме духовной опоры, княжеский титул, состояние и вероятность реализовать себя в качестве просветительницы и меценатки.
Ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто немного начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей.
Делом всей жизни Марии Клавдиевны стало Талашкино родовое имение ее подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году, оставив управление делами в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино думка об идейном имении: просветительство, формирование сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры как живительной жизнетворческой силы.
Талашкино превратилось на рубеже веков в душевный и цивилизованный середина России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино художественным гнездом, до того же знаменитым в родное время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский манера в искусстве родом из Талашкино.
В 1894 году Тенишевы покупают примерно Талашкино хутор Фленово, открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу с лучшими учителями, богатейшей библиотекой. Использование самых последних достижений аграрной науки во время практических занятий позволило школе готовить настоящих фермеров, которых требовала реорганизация Столыпина.
Выпускники-фермеры могли заниматься самой разнообразной деятельностью от промышленного коневодства до пчеловодства. Мария Клавдиевна искала свежеиспеченный стезя подготовки сельских специалистов, патриотически настроенных, способных к созиданию. Потому при школе были организованы мастерские кустарных промыслов. Знаменитые художники Репин, Рерих, Врубель, Коровин предлагали свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели. А в Столешниковом переулке в Москве был открыт особый шоп для продажи этих изделий.
В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску известный, первостепеннный в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства Русская старина. Музею императора Александра III (сейчас Государственный Русский музей) подарила большую коллекцию акварелей русских художников.
Сама же она была замечательным художником-эмальером. Ее работы выставлялись в Париже, получив единодушное одобрение мастеров-профессионалов (вещь небывалая для женщины, да к тому же иностранки), в Италии родине эмали, в Лондоне, Брюсселе, Праге. Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий, ее приглашали возглавить в Московском археологическом институте кафедру по истории эмальерного дела.
В 1900 году Николай II назначил Вячеслава Николевича Тенишева главным комиссаром русского отдела на Всемирной экспозиции в Париже. Этот раздел произвел фурор во многом благодаря трудам Марии Клавдиевны.
В своих воспоминаниях Тенишева писала, что все ее попытки и начинания в России объяснялись только фантазерством, честолюбием, капризами избалованной женщины.
Порой ее не понимал и супруг. Человек разносторонне образованный, великолепный музыкант, заметный этнограф, археолог-любитель, он, тем не менее, не разделял увлечения Марии Клавдиевны стариной, не одобрял ее дружбу с художниками.
Он хотел лицезреть жену только светской дамой. И всё же князь во всем помогал Марии Клавдиевне, щедро субсидируя ее начинания. Они прожили совместно одиннадцать лет: в 1903 году Тенишева не стало.
Марии Клавдиевне Тенишевой суждено было скончаться в эмиграции, в Париже.
Так же читайте биографии известных людей:
Мария Штапкина Maria Shtapkina
В ту пору, я работала у себя в деревне. За 5 километров в почтовом отделении, телефонисткой. Бывший Корбовский, а теперь Шатурский район..
читать далее →
Мария Дагмар-Датская Maria Dagmar-Datskaya
Российская императрица, жена Александра Третьего. Урожденная принцесса Луиза - София - Фредерика - Дагмар Датская. Мать последнего императора..
читать далее →
Мария Испанская Maria Ispanskaya
Испанская инфанта, жена императора Максимилиана II.
читать далее →
Мария Антуанетта Maria
Многие, присутствующие на суде, впоследствии отмечали, что, несмотря на враждебное поведение судей и зрителей, арестованная проявила выдержку и..
читать далее →