Известные люди
»Марк Минковски
Рождение: Франция
Триумфатором нынешней "Золотой маски" по части музыкального театра абсолютно заслуженно стала постановка оперы Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда", осуществленная Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Персональная "Маска" за дирижерскую работу досталась знаменитому французскому маэстро Марку Минковски - главному "виновнику" этой удачи. С победителем встретилась обозреватель "Известий".
вопрос: Каковы ваши собственные ощущения от работы над "Пеллеасом и Мелизандой" в России?
-ответ: Я в первый раз делал эту оперу не с франкофонами: смешивал тех, кто замечательно ориентирован в этой музыкально-языковой среде, с дебютантами во французской опере. И на первых порах сложности были практически во всем. Выяснилось, что не хватает времени для смены декораций между действиями, и мне пришлось совершать полную версию, "открыв" все интерлюдии. А главное - было чрезвычайно нелегко достичь полной концентрации не только от технического персонала, но и от оркестра и солистов. Правильно говорят у вас, что характерная черта русских в том, что они длительно запрягают, но резво ездят. Через неделю моих страданий служба пошла блестяще. Но эта опера - создание такого рода, где нельзя стопориться на достигнутом, необходимо всю дорогу совершенствоваться. Дело не в том, что музыка так сложна аккурат для русского оркестра - она сложна для кого угодно. Для Марка Минковски в том числе. Эти тонкости интонации и гармонии не возбраняется постигать бесконечно.
в: Награды для вас являются критерием успеха?
-о: Очень формальным. Для меня куда важнее и ценнее спокойствие, возникающая в зале. Тишина, рождающаяся из музыки, безмятежность сценической техники, безмятежность певцов, которые временами должны распевать шибко тихонько. И по большому счету, кажется, мне удалось достигнуть этой сакральной тишины. Единственное, что ее нарушало - вентиляторы и кондиционеры. С этим мне пришлось смириться. Вторая безмятежность, которая была мне неподвластна, - мобильные телефоны, звонящие в самый-самый неподходящий миг. Но это не только российская задача, это интернациональное бедствие.
в: А отчего вы согласились на работу в формально не первом театре России? Не стали выдвигать условием своего приезда приглашение от Большого или Мариинки, что было бы совершенно логично, учитывая ваш статус в мире музыки?
-о: Перед тем как я приехал в Москву, ходили упорные слухи о моих переговорах с Большим театром. Но это сущая выдумка. И согласие на данный контракт - это не окончательно мое личное заключение, а совместное с Французским культурным центром. Не выпустить славный шанс впервой явить русской публике сильно важную оперу - важную и в мировом контексте и для меня лично - занятие святое! В конце концов со своей негусто русской фамилией я должен был свершить что-то серьезное в Москве.
в: У вас есть русские корни?
-о: Во мне немало всего намешано. Со стороны матери - чешско-американская семейство, отцовская же черта - это поляки, имеющие в роду известных ученых и без затей сильных личностей. Мой дедуля - крайне прославленный психиатр - родился в Петербурге. Мой прапрадед Август - польский банкир - имел в России свой банк. В 1894 году Николай II пожаловал ему титул барона. Я этим фактом крайне горжусь.
в: Сразу потом премьеры "Пеллеаса" по Москве пополз ещё единственный слух - чисто бы вам был предложен пост художественного руководителя Большого театра. Это также выдумка?
-о: К сожалению, мне о ней известно. Я стараюсь быть вместе с тем дирижером, режиссером и композитором. Моя мишень - чтобы постановка работала, как швейцарские часы. Для меня сильно значимо наполнять смыслом все действо, а не несложно отдавать звуки. И самая большая греза моей жизни - это править театром. Быть в театре "абсолютным монархом". Ради этого я готов двинуться хоть в Австралию, хоть на Аляску. И зачем бы не в Москву? Кстати, я восхищаюсь тем, что делает Валерий Гергиев в Петербурге. Он - идеал оперного дирижера, тот, что устраивает великолепную демонстрацию русского искусства всему миру.
в: Что вам больше всего запомнилось из долгой командировки в России?
-о: Мои первые московские ночи. Сначала театр поселил меня в квартире на Тверской, прямо напротив мэрии. С дороги я весьма устал, мне хотелось только одного - выспаться. Но гладко в полночь, как в сказке, появилась вооруженные силы рабочих на грузовиках. Они с безумным грохотом, от которого не спасали более того двойные окна, ковыряли асфальт до семи часов утра. На следующий день это фантасмагорическое шоу повторилось. Я более того подумал: не на Марс ли я попал. Пришлось неотложно перебираться в гостиницу. Но это оказалось не единственным испытанием. Самое трудное, будучи в России, - не обронить голову и научиться отказывать тем, кто хочет тебя угостить.
Справка "Известий"Марк Минковски родился в 1962 году. Музыкальную карьеру начал как фаготист в симфонических оркестрах и в ансамблях старинных инструментов Les Arts Florissants и La Chapelle Royale. В 1984 году создал свой ансамбль Les Musiciens du Louvre для исполнения опер baroсco. В 1997-м дебютировал на Зальцбургском фестивале постановкой оперы Моцарта "Похищение из сераля". Постоянно сотрудничает с лучшими оперными театрами Парижа, Женевы, Цюриха, Венеции.
Лучшие в опере, оперетте и мюзиклеЖюри, возглавляемое петербургским композитором Леонидом Десятниковым (автором нашумевших "Детей Розенталя"), назвало лучшим режиссером в опере Дмитрия Чернякова - за постановку "Евгения Онегина" в Большом театре, а лучшим художником - Зиновия Марголина - за "Енуфу" в Мариинском театре. Лучшая женская образ - Лариса Гоголевская ("Электра" Мариинского театра), мужская образ - Ахмед Агади (Тукай - "Любовь поэта", Театр оперы и балета Казани). Самой удачной постановкой в жанре оперетты признали "Самолет Вани Чонкина" Владимира Дашкевича (Театр музыкальной комедии, Хабаровск), а исполнителями главных ролей - Валентину Кособуцкую ("Баронесса Лили", Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург) и Владлена Павленко ("Самолёт Вани Чонкина"). В новой номинации "Работа композитора в музыкальном театре" отметили партитуру оперы "Маргарита" екатеринбургского композитора Владимира Кобекина.
Так же читайте биографии известных людей:
Марк Нопфлер Mark Knopfler
Если вам посчастливилось побывать на концерте Notting Hillbillies вы, должно быть, слышали, как Брендан Крокер представляет песню Марка Нопфлера..
читать далее →
Марк Пекарский Mark Pekarsky
В эти дни в Культурном центре Дом проходит трехдневный фестиваль Музыкальные ландшафты, посвященный 65-летию Марка Пекарского - уникального..
читать далее →
Марк Полторацкий Mark Poltoratskiy
В 1750 зачислен в Петербургскую итальянскую оперную труппу (первым среди российских артистов, сценический псевдоним Марко Портурацкий).
читать далее →
Марк Райли Mark Rayli
Марк Райли (Marc 'Lard' Riley) британский музыкант, получивший известность сначала как участник The Fall (где играл на бас-гитаре, гитаре и позже..
читать далее →