Известные люди

»

Михаил Ардов

Михаил Ардов Mihail Ardov Карьера: Писатель
Рождение: Россия
Вышла новая книга воспоминаний протоиерея Михаила Ардова - "Монография о графомане". В нее вошли как старые истории, уже знакомые читателю по "Легендарной Ордынке", "Возвращению на Ордынку", "Книге о Шостаковиче" и другим, так и новые: об Ахматовой, Зощенко, Пастернаке, Льве Гумилеве, Шостаковиче, родителях автора.

- Каждый мемуарист пишет книгу с определенной целью: кто-то - чтобы поведать о себе, кто-то - о других, кто-то сводит счеты. Какова была мишень ваших мемуаров?

- Я начал чиркать мемуары летом 1966 года, потому как что в марте этого года умерла Ахматова. Поскольку я ее знал рядом и понимал, что ее персона представляет заинтересованность, я решил вписать то, что помню: ее разговоры, прямую речь. Мои мемуары об Ахматовой в те времена советские журналы и издательства не напечатали бы, и они лежали навалом лет. Я их пытался пристроить, но до 1989 года, до юбилея Ахматовой, меня принимали за графомана, и никто не печатал. Кроме Ахматовой у моих родителей было как собак нерезаных друзей, и я решил, что о них также недурно было бы черкануть, да и родители были достаточно занятные люди. И тогда появилась "Легендарная Ордынка", где я писал главным образом о тех людях, которые бывали в нашем доме. А последняя книжка была написана, если открыто произнести, по инициативе издателя Игоря Валентиновича Захарова. Он предложил мне намарать книжку о моей достаточно длинной жизни.

Когда я писал об Ахматовой - это была абсолютно особая вещь, потому что что Ахматову я весьма любил, и в текущее время я к ней отношусь не несложно как к великому поэту и крайне умному человеку, но как к личности, которая меня во многом сформировала. А когда я стал строчить о других людях, о доме моих родителей - вот тут я выработал некоторые правила, которых стал придерживаться: не воспроизводить сплетни, ни при каких обстоятельствах не входить в полемику с другими мемуаристами, не выводить никого, что называется, на чистую воду, а несложно одаривать версию, которая мне кажется правильной и справедливой. Потом есть ещё единственный принцип, тот, что исповедовала Ахматова, - это есть у нее в записных книжках - припоминать разрешено только того, о ком разрешается заявить хоть что-то хорошее. Это также стало моим правилом.

- Вы уламывали отца черкнуть воспоминания и более того предлагали свою поддержка, но он отказался. Почему?

- Во-первых, он был сравнительно стар и достаточно немощен, а помимо того, он был надломлен советской системой, инстинктивно боялся строчить с той мерой откровенности, которая нужна в этом случае. Наши с ним разговоры на эту тему были в начале 1970-х годов - достаточно противное застойное время, с чудовищной цензурой, со всем тем советским безобразием, которое вы не помните, а я как раз помню шибко славно. Но главное - он не верил, что это разумно и вероятно. В 70-х годах мы все жили с ощущением, что коммунистическому унылому брежневскому существованию ещё шибко полно лет отпущено. Я думал, что умру в таком позоре и не напечатаю ни строчки. Я писал свои документальные рассказы и мемуары безо всякой надежды на публикацию.

- Как вы относитесь к тому, что написали ваши братья - Алексей Баталов и Борис Ардов?

- Алексей Баталов - одаренный в литературном смысле дядя. К сожалению, у него не сильно острая память. Мне в каком-то смысле досадно, что он так немного написал об Ахматовой, оттого что он с Ахматовой познакомился задолго до меня - он старше меня на 9 лет. Но, к сожалению, у него так устроена память, что он каких-то конкретных вещей не помнит. А Борис написал меньше.

- "Легендарная Ордынка" - это фиксация мгновенных вспышек памяти, фраз, коротких эпизодов. Почему вы не стали объединять весь тот самый материал в цельный контент?

- Об этом славно Ахматова написала. Свойство человеческой памяти такое, что она работает, как прожектор: освещает махонький участок, а все другое остается во тьме, и любая повествовательность и связность говорит о сочинительстве. Мемуары так только и могут писаться. Я старался обрисовать что-то занимательное: какой-то момент, а кругом него уже немного каких-то рассуждений. А чистой воды разглагольствования, по-моему, не интересны. Я сам такие мемуары не люблю.

- "Возвращение на Ордынку" построено как комментарий к записным книжкам Ахматовой. Вы не пробовали заняться комментированием других ее текстов?

- Сейчас я отдал в "Новый мир" подборку своих читательских наблюдений о Пушкине, Гоголе, Лермонтове, Зощенко, Ахматовой, но этим я занимаюсь как дилетант.

- Техника написания "Книги о Шостаковиче" понятна: расшифровка магнитофонных записей с воспоминаниями дочери и сына композитора, служба с соответствующей теме литературой. А как писались книги об Ордынке? Вы сказали, что начали делать запись, когда умерла Ахматова, а раньше никаких набросков не делали, все позже восстанавливали по памяти?

- Да. У меня было всего немного дневниковых записей. О похоронах Пастернака, о суде над Бродским, о разговоре с Львом Николаевичем Гумилевым на девятый день потом смерти Ахматовой, когда Зощенко у нас в гостях был в 1958 году, но это было весьма нечасто, только когда происходило какое-то особенно значительное событие. А так я дневников не вел и заготовок особенных не делал.

- В вашу новую книгу "Монография о графомане" вошли как старые, так и новые истории об Ахматовой, Зощенко, Пастернаке, Льве Гумилеве, Шостаковиче, о вашем отце Викторе Ардове. Означает ли это, что вы подвели какой-то результат теме? Что будет дальше?

- Да, абсолютно точно. Я длительно думал, как окрестить книгу, и не без некоторого кокетства назвал ее "Монография о графомане". И уже за него наказан. Одна моя знакомая отправилась в немалый книжный шоп, чтобы взять мою книгу. Ей рекомендовали поначалу сыскать книгу в электронном каталоге. Так там моя книжка значилась под названием: "Монография о ГРАММОФОНЕ". (Смеется). А в текущее время я хочу свершить такую книжку, которая будет вскрываться с двух сторон: с одной - "Мелочи архи..., прото... и несложно иерейской жизни", дополненное издание, а с прочий стороны - "Узелки на память", всякие table-talks, байки. Там, где "Мелочи...", - на обложке будут изображены четки, а с иной стороны - носовой платочек с тремя узелками. Этим я в текущее время, видать, займусь, если Господь даст времени и сил.

- А нынешний писательский быт вас не привлекает?

- Абсолютно.

Анекдоты от Ардова

"Монография о графомане" о. Михаила Ардова

Это вдали не первая мемуарная книга автора "Легендарной Ордынки", но, пожалуй, в первый раз в ней подчеркнут и акцентирован автобиографический нрав.

"У меня - судьбина несчастливая... священнослужители меня считают писателем, а писатели - священнослужителем, притом как те, так и другие не выказывают мне ни малейшего уважения".

Признание примечательное, хотя и целиком объяснимое. В смысле неуважения. Скажем, для церковного человека вряд ли Анна Андреевна Ахматова является авторитетом. Это с одной стороны. А с прочий - не всякому литератору по душе приходится подчеркнутая ортодоксальность. Да и воспоминания - жанр с литературной точки зрения какой-то "недостаточный", межеумочный. Вот и выходит, что о. Михаил занимает какое-то "промежуточное" положение - не теолог, не литератор, неужели что публицист.

Между тем во всех книгах Ардова есть по крайней мере одна удивительная черта, одно качество, отличающее не только память вообще, но и историческую память. Семейную и типично московскую, во всяком случае. Хотя, если отвлечься от быта, стандарт такого исторического знания позволительно разыскать и у пушкинского Евгения Онегина. Евгений, как известно, "рыться не имел охоты/ В хронологической пыли/ Бытописания земли;/ Но дней минувших анекдоты, от Ромула до наших дней,/ Хранил он в памяти своей".

Подлинное историческое знание во многом не "хронологично", а "анекдотично". Живые эпизоды истории, запоминающиеся случаи, в которых и раскрываются по-настоящему исторические личности, изречения, высказывания, поступки, - чуть ли не ценнейший исторический материал.

Да, собственно говоря, и существование свою джентльмен помнит "эпизодами", "сценами", "мгновениями", "картинками".

Можно произнести, что о. Михаил собиратель таких мемуарных картинок, мелочей как "иерейской" жизни, так и светской, и личной. Многим эти мелочи кажутся случайными и незначительными, но ибо, с иной стороны, как раз бытовой незначительностью, "случайностью" сплошь и рядом поверяются значительные исторические личности.

В "Монографии о графомане" писательская привычка Ардова осталась без изменений. Многие случаи ("анекдоты") уже приводились в других его книгах. По сравнению с в настоящее время уже хрестоматийными книгами о "легендарной Ордынке" изменилась только привязка. Теперь история жизни героя, то есть автора мемуаров, становится стержнем, на тот, что нанизываются вспомнившиеся случаи и эпизоды. Но помимо того, расклад о личной судьбе позволяет автору сообщать о том, что выходит за пределы "ордынского локуса", что не связано прямо ни с Ахматовой, ни с Зощенко, ни с Ардовыми вообще. Иными словами, "священнослужитель" и "писатель" получают вероятность вещать на равных. Потому что в конце концов в авторе уживаются обе эти ипостаси. Выбирать между ними (или не избирать нисколько, а принимать все как есть) - это уже занятие читателя.

Михаил Ардов. Монография о графомане. - М.: Захаров, 2004. - 528 с.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Балинский Mihail Balinskij

Родился в 1794 году в Литве, умер в 1863 году, посещал физико-математический факультет Виленского университета, который окончил в 1818 году, затем..
читать далее

Михаил Веллер Mihail Weller

Едва мы сделали по первому глотку кваса (любимый напиток Михаила Иосифовича) за столиком уличного кафе на Тверской, автор "Легенд Невского..
читать далее

Михаил Вышеславцев Mihail Vysheslavtsev

Родился в 1758 году, служил в гвардии; в 1787 - 1793 годах был преподавателем французского и немецкого языков в троицко-сергиевской семинарии.
читать далее

Михаил Евдокимов Mihail Evdokimov

Михаил Евдокимов - известный советский и российский актер, пародист, артист эстрады, губернатор Алтайского края. Родился 6 декабря 1957 года.Карьера..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий