Известные люди
»Михаил Бакунин
Рождение: Россия, 30.5.1814
Один из основателей анархизма; родился 18 (30) мая 1814 в Тверской губернии в дворянской семье. В 1833 окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, служил в армии, а в 1835 вышел в отставку.
Родился 18 (30) мая 1814 в Тверской губернии в дворянской семье. В 1833 окончил Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, служил в армии, а в 1835 вышел в отставку.
Переехав в Москву, Бакунин изучал философию, историю, богословие. На него оказала воздействие немецкая классическая философия, причем идеи Шеллинга, Фихте и Гегеля истолковывались им в романтическом духе. Бакунин играл видную образ в кружке Н.В.Станкевича, сблизился с А.И.Герценом и В.Г.Белинским. В 1840 Бакунин уехал в Германию.
В Берлине он сошелся с младогегельянцами, которые интерпретировали диалектику Гегеля как алгебру революции. Ключевой миг его жизненного пути в тот самый отрезок времени публикация в 1842 в журнале Немецкие ежегодники (Deutsche Jahrb cher) статьи Реакция в Германии, содержавшей страстный призыв к революции в России и заканчивавшейся знаменитой фразой: Страсть к разрушению творческая страсть. Царское руководство потребовало его возвращения в Россию. В январе 1843 Бакунин покинул Дрезден (в тот, что он перебрался из Берлина) и направился в Швейцарию, а потом в Париж. Здесь он оставался больше четырех лет, встречался с Прудоном, Марксом и видными польскими эмигрантами. Высланный полицией, он вернулся в Париж к самому началу революции 1848 и принял в ней участие как агитатор. Позднее стал участником революционных событий в Берлине и Праге, где сыграл видную образ в работе Славянского съезда в июне 1848.
Здесь к революционным устремлениям Бакунина добавился новоиспеченный компонент призыв к освобождению славян Австрии от немецкого ига, союзу с целью освобождения всех славян, созданию славянской федерации (два Воззвания к славянам, 1848; 1849). В этих работах были сформулированы основные положения его программы: 1) отрицание либерально-буржуазной демократии Запада; 2) отбояривание славян от власти как австрийских (Габсбурги), так и российских (Романовы) самодержцев; 3) вера в крестьянство как революционную силу.
В мае 1849 Бакунина арестовали в Дрездене, где он принимал активное участие в восстании. Он был приговорен саксонским судом к смертной казни, которая была заменена пожизненным заключением. После длительных переговоров его передали австрийской, а следом российской полиции. В России он был заключен на три года в Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, а следом на четыре года в Шлиссельбургскую крепость на Ладожском озере. В Петропавловской крепости он написал покаянную Исповедь, в первый раз опубликованную в 1921, в которой просил царя Николая I о помиловании и предлагал ему возглавить движение за отбояривание славян. В 1857 по просьбе семьи он был освобожден из заключения и отправлен на поселение в Сибирь. Здесь Бакунин женился на дочери польского ссыльного. В 1861 бежал посредством Японию и США в Лондон.
Оставшуюся доля жизни Бакунин посвятил составлению программ и памфлетов, которых без малого ни в жизнь не заканчивал, а кроме того организации тайных, но неизменно раскрывавшихся полицией обществ. Он жил вначале в Лондоне, следом в Италии и в конце концов в Швейцарии, где участвовал в издании 1-го номера журнала Народное дело, но вслед за тем вышел из редакции. Он поссорился с Герценом, взгляды которого представлялись ему в настоящее время чересчур умеренными, и сблизился с революционером-радикалом С.Г.Нечаевым. После возобновления отношений с К.Марксом присоединился в 1864 к Международному товариществу рабочих (1-му Интернационалу) Вскоре анархисты уже составляли значительную фракцию в 1-м Интернационале и в конце концов выступили супротив марксистов. Бакунин попытался создать тайное среда в рамках Интернационала, за что был исключен из этой организации на Гаагском конгрессе 1872. Наиболее важные труды этих лет Революционный катехизис (1865), написанный под влиянием Нечаева; Кнуто-германская империя и социальная революция, в которой он вернулся к теме тирании Романовых и Габсбургов; Бог и держава (1872), в котором религиозная вера и страна трактовались как вечные враги свободы. В 1873 появилась книжка Государственность и анархия, оказавшая воздействие на революционное движение в России. Умер Бакунин в Берне 19 июня (1 июля) 1876.
В последние годы он занимался разработкой анархизма как доктрины крайнего индивидуализма в духе учения М.Штирнера, отрицал наличие объективных исторических сил и связывал надежды на революцию с крестьянством вопреки вере Маркса в пролетариат. Следуя Руссо, Бакунин верил в природу человека, свободного от ограничений, налагаемых образованием и обществом.
Влияние великого русского анархиста ощущалось во всем революционном движении той эпохи. Бакунин оставил позже себя заметные группы последователей в Германии, Великобритании, а в особенности в Италии и Испании, где анархистское движение показывало активность ещё немного десятилетий следом смерти Бакунина. Его идеи оказали влияние на программу и тактику народничества в России в 1870-х годах ( Земля и воля). В Бакунине проявились два основополагающих элемента русской революционной мысли убеждение в революционном предназначении российского крестьянства и веру в призвание славян к возрождению мира, приведенного западной буржуазной цивилизацией в состояние упадка.
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Владиславлев Mihail Vladislavlev
Русский философ, логик, психолог. Родился 9 ноября 1840 в Новгородской губернии. Учился в Петербургской духовной академии.
читать далее →
Михаил Гарнцев Mihail Garntsev
Российский философ, кандидат философских наук (1981), доцент, заслуженный преподаватель МГУ имени М. В. Ломоносова (2005), является специалистом в..
читать далее →
Михаил Гершензон Mihail Gershenzon
Историк русской культуры, философ. Родился в Кишиневе 1 июля 1869. Окончил в 1894 историко-филологический факультет Московского университета.
читать далее →
Михаил Лифшиц Mihail Lifshits
Философ, эстетик, публицист он приобрел широкую и скандальную известность как обскурант и мракобес, как гонитель всего прогрессивного в искусстве,..
читать далее →