Известные люди
»Михаил Бондаренко
Рождение: Украина
6 июня 1942 года Михаилу Захаровичу Бондаренко присвоено звание Героя Советского Союза. 24 августа 1943 года за новые подвиги на фронте удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.В 1946 году окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, затем командовал авиаполком.В июле 1947 года оборвалась жизнь отважного летчика-штурмовика, замечательного авиационного командира.
Михаил Захарович Бондаренко родился в семье крестьянина. По национальности украинец. Член КПСС с 1940 года.
После окончания семилетней школы Михаил Бондаренко переехал в Киев, где учился в ФЗО, а после этого работал кузнецом. В 1936 году по путевке комсомола направлен в авиационную школу. Когда началась Великая Отечественная битва, М. 3. Бондаренко уже был опытным летчиком-штурмовиком. На фронте стал командиром авиаэскадрильи, а позже штурманом полка. В годы войны М. 3. Бондаренко совершил возле 230 боевых вылетов, во время которых только на аэродромах сокрушил 20 самолетов противника.
Перед командирской комнатой Михаил замешкался. Вчера, прибыв в полк, он не застал командира, а пакетик с личным делом вручил начальнику штаба. Еще раз одернув гимнастерку, лейтенант радикально вошел в офис.
Докладывает лейтенант Бондаренко. Прибыл в ваше предписание, начал он и замялся на секунду под внимательным взглядом подполковника. Затем уже твердо добавил: Родину защищаю от фашистского нашествия с первых дней Отечественной. Войну начал с Прибалтики: районы Шауляй Митава, Рига Двинск, Себеж Опочка.
А до этого? спросил начальник, оглядев крепкую, ладно скроенную фигуру лейтенанта.
Семилетка, учебное заведение ФЗО, следом работал кузнецом на Арсенале.
Командир полка сызнова взглянул на лейтенанта, обратил внимательность на его упрямый, радикальный воззрение.
Продолжайте, сказал он, углубившись в личное занятие Михаила.
После приписки в военкомате меня зачислили в артиллеристы. Но вышло все по иному. В тридцать шестом направили в Качинскую школу.
Ну и как? Не пожалел? спросил подполковник и по-свойски улыбнулся. Видно было, что и он в близкое время бывал в Севастополе, также учился в Первой Краснознаменной авиационной школе имени А. Ф. Мясникова. После этой улыбки напряженность у Михаила совершенно исчезла, он почувствовал в подполковнике боевого друга, товарища по оружию.
Признаться, это были самые счастливые годы моей жизни. Трудились с огоньком... Да что сказывать? В моем деле, надо думать, все есть, закончил лейтенант, заметив, что начальник читает его лист оценок, заполненный после этого окончания трехлетней учебы.
В листе оценок М. 3. Бондаренко было записано: Дисциплина хорошая. Решителен. Самостоятелен. Физически развит что надо. Ориентируется в воздухе великолепно. Стрельба по наземным целям отлично.
Здесь мне все ясно. А дальше что? спросил подполковник.
Затем финская. Защищал небосклон Ленинграда, совершил семнадцать боевых вылетов. Остальное вы знаете, закончил Бондаренко.
Это произошло в августе 1941 года. Так Михаил Бондаренко оказался в 198-м штурмовом авиационном полку Ударной авиационной группы 4 Ставки Верховного Главнокомандования.
То было суровое время. Немецко-фашистские полчища вышли на подступы к Москве. Нашим наземным войскам сильно важна была подмога с воздуха. Наша штурмовая авиация делала все от нее зависящее. Мужественно, самоотверженно шли в мордобой самолеты звена Михаила Бондаренко. Задерживая атакование гитлеровцев, писал начальник полка Герой Советского Союза полковник Туровцев, Михаил Бондаренко показал себя отважным и мужественным летчиком. В сложных метеорологических условиях он выводил группу на мишень, внезапными атаками штурмовал автоколонны, танки, автоцистерны с горючим, уничтожал вражескую пехоту.
В конце сентября 1941 года наши разведчики в районе Сафоново Дубовицы Амшара обнаружили большое скопление войск противника. Необходимо было разгромить эту вражескую группировку. В подмога наземным войскам вылетели наши самолеты, в том числе штурмовое звено Михаила Бондаренко. Под сильным огнем зенитных установок врага в этом огненном аду, когда, казалось, не было возможности и птице пролететь, над головами гитлеровцев негаданно появилась пара наших штурмовиков. Бомбы и пулеметные очереди обрушились на головы фашистов. Несколькими заходами они штурмовали вражескую автоколонну, зловещей змеей вытянувшуюся вдоль дороги, рассеяли фашистские танки, пехоту. Уничтожив семь автомашин с пехотой, штурмовики удачно вернулись на свой аэропорт. Через три дня, 30 сентября, пара самолетов под командованием Бондаренко в районе Яковцево Зубцы при атаке резервов пехоты, танков и автомашин прямыми попаданиями уничтожила и вывела из строя три фашистских танка, возле 10 автомашин и цистерн с горючим. Неделю через двумя повторными вылетами штурмовики Бондаренко в районе Батурина уничтожили и вывели из строя 8 вражеских танков, заправлявшихся у автоцистерн, подожгли б автоцистерн с горючим и 15 автомашин.
Самоотверженно и храбро разили гитлеровскую технику летчики звена Бондаренко на дорогах под Белым и Демехой, у Батурина и Шаховской. Сам Михаил Бондаренко только за отрезок времени с сентября по 20 ноября 1941 года и с 15 февраля по 15 апреля 1942 года совершил 49 боевых вылетов, лично уничтожил и вывел из строя возле 30 танков, до 80 автомашин с грузами и пехотой, 15 автоцистерн, 4 самолета Хе-126 при атаке аэродрома Мичково. Командование приподнято оценило ратный работа М. Бондаренко. Он был награжден орденом Красного Знамени и ценным подарком командования Западного фронта. Тогда же его приняли в члены партии.
При выполнении боевых заданий авиалайнер Михаила Бондаренко был 11 раз подбит прямым попаданием снарядов. Но Бондаренко неизменно, проявляя мужество и не теряя самообладания, приводил авиалайнер на свой аэровокзал.
К весне 1942 года ему доверили руководить авиаэскадрильей штурмовиков. Слава о мужественном и смелом истребителе вражеской техники распространилась по всему фронту.
6 июня 1942 года Михаил Бондаренко был удостоен звания Героя Советского Союза.
Летом 1942 года гитлеровцы начали усиленно концентрировать крупные силы для нанесения ударов по нашим войскам на юго-западном участке фронта. Шла переброска войск с других участков. Перед советскими штурмовиками была поставлена проблема расстраивать скопления войск противника, наносить штурмовые удары по танковым и механизированным колоннам врага, громить его аэродромы.
В августе 1942 года разведка сообщила, что в районе севернее Орла находится вражеский аэровокзал, на котором базируется рядом 100 самолетов. Уничтожение этого вражеского гнезда было поручено летчикам во главе с Михаилом Бондаренко. Девятка штурмовиков в составе экипажей Пушкарева, Рослякова, Малинкина, Лебедева, Гуляева, Башкирова, Петрова, Шитикова, ведомых Героем Советского Союза М. Бондаренко, вышла на поручение под прикрытием истребителей. Когда до вражеского аэродрома оставалось не больше 20 километров, на горизонте показались немецкие фокке-вульфы.
Гитлеровские летчики на тот самый раз, видимо, решили стукнуть по нашим истребителям и штурмовикам вместе с тем, чтобы рассеять их и истребить поодиночке. Бондаренко одним духом разгадал проект врага. Нанесение удара по вражескому аэродрому Орел-Главный было ещё на земле продумано в деталях с летчиками участниками штурма. Каждый знал заблаговременно близкое местоположение и обязанности в случае опасности для товарища. Эту святую задачу летчиков, по выражению Михаила Бондаренко ощущение локтя, изредка называли слетанность. Такое ощущение локтя Михаил Бондаренко позже объяснял так:
Когда идешь в строю, думаешь о тех, кто с тобой рядом, стараешься не отбиться от них, пытаешься верно отгадать по малейшему покачиванию крыла, какой маневр изберет начальник, чтобы тут же воспроизвести его, как бы тяжело ни было, это и есть слетанность.
Именно эта слетанность и помогла летчикам, ведомым Бондаренко, блестяще реализовать штурмовую операцию по разгрому фашистского аэродрома севернее Орла.
Когда фокке-вульфы начали приближаться к группе Бондаренко, единственный из ведущих девятки наших штурмовиков, Виктор Малинкин, принял заключение отвлечь фашистских истребителей от главный группы и вручить ей вероятность причинить потрясение по вражескому аэродрому. Легкое покачивание крылом, совершенный газ, вот уже маневр Виктора Малинкина понят.
Бондаренко сразу принимает решение: остальным ступать через огневое колечко на штурм аэродрома. Объект охраняли не меньше сотни различных зенитных орудий.
Через минуту аэровокзал покрылся вспышками взрывов. Затем в небосклон взметнулось огромное полымя. Это взорвался фашистский ангар с самолетами. Одновременно одна за иной были подбиты немного зенитных огневых точек. Взрывы, полымя, опять взрывы горели бензозаправщики, самолеты, постройки. Результат штурмового удара группы Бондаренко рядом 20 подбитых вражеских самолетов. Задание командования выполнено, разрешается ретироваться на базу, и Бондаренко делает разворот. Но что это? Навстречу идут два фокке-вульфа. Не меняя курса, Михаил участливо следит за одним из них. Вот супостат уже рядом. Наш пилот нажимает на гашетку. Фашистский авиалайнер загорелся и, кувыркаясь, полетел вниз.
Серьезные повреждения получил и авиалайнер Бондаренко: разбит задний бензобак, подбит движок. Самолет загорелся. Что действовать? Казалось, одно избавление парашют. Но Бондаренко, не теряя самообладания, принимает другое вывод. Надо спасти авиалайнер! Сделав строй виражей, Михаил сумел сшибить полымя и, пораненый, вывел авиалайнер на свою территорию.
К счастью, раны оказались легкими, и Михаил вскоре еще раз стал в боевой строй. Каждый его боевой вылет оживленно обсуждался в кругу боевых друзей, на примерах его летного мастерства учились другие. Летчики порой шутили:
Эскадрилья Бондаренко знает секрет, тот, что приносит ей боевое фортуна.
И в самом деле: никто в дивизии не штурмовал неприятеля лучше летчиков эскадрильи Бондаренко. Михаил настойчиво учил своих питомцев, передавая им накопленный зажиточный, разносторонний навык воздушного разведчика, штурмовика, мастера воздушного боя.
В боевой дружбе, скрепленной кровью, в старом солдатском правиле: сам погибай, а товарища выручай вот в чем секрет наших побед, говорил Михаил.
Боевые друзья Бондаренко зачастую вспоминали этакий момент из его богатой боевой практики. Командование приказало причинить потрясение по колонне автомашин с вражеской пехотой. Выполнить это поручение было поручено паре штурмовиков в составе самолетов Михаила Бондаренко лейтенанта Сергея Шитикова. Разгромив автоколонну, штурмовики повернули к своему аэродрому. Неожиданно со стороны солнца наперерез им вышли шесть вражеских истребителей и навязали воздушный махач. Умело маневрируя, Михаил сшиб одного мессера и тотчас же поспешил на содействие товарищу. Но тут авиалайнер Бондаренко содрогнулся от удара. Глаза летчика заволокло туманом, он почувствовал, как лик человеческий обрызгало горячим маслом из поврежденного мотора. Машинально потянул ручку управления на себя, но она не подчинялась: нарушены блоки управления. Словно в дымке, появился силуэт советского самолета. Наш, мелькнула мысля. Собрав последние силы, Бондаренко выравнивает свой авиалайнер и идет к нему. Штурмовик, то вырываясь вперед, то ещё раз возвращаясь вспять, показывает Михаилу ориентация полета, условными сигналами давая ему быть в курсе, что наша территория в нескольких минутах полета. Так и привел Михаила Бондаренко и помог ему усесться на свой аэровокзал Сергей Шитиков, его верный помощник и боевой дружбан. Именно об этом случае вспоминал М. Бондаренко в своей статье Они помогли мне в бою, которая была опубликована в Известиях 17 августа 1944 года. Тогда он писал: Если вдуматься, то запоминаешь больше всего не то, что сделал сам. Запоминаешь то, что сделал для тебя в трудную минуту товарищ.
В одном из боев Михаил Захарович спас лейтенанта от верной гибели. Сергей Шитиков был сбит над вражеской территорией. Поврежденный авиалайнер пришлось усадить на поле недалече от линии обороны противника. Увидев это, М. Бондаренко тут же направил свою машину на содействие товарищу. Уже под огнем бежавших к самолету гитлеровцев Михаил посадил Сергея к себе в машину и удачно вернулся с раненым товарищем на свой аэровокзал.
Много геройских поступков на боевом счету прославленного летчика. Каждый раз хладнокровие, умелая ориентировка в сложных условиях воздушного боя помогали Михаилу Бондаренко вылезти, казалось бы, из безнадежного положения.
Главное, что завсегда помнил Бондаренко, это точное выполнение приказа командования, задолженность перед Родиной, перед своим народом, перед товарищами по тяжелому ратному труду.
В июне 1943 года по нашим тылам на центральном участке фронта начали наносить удары фашистские бомбардировщики, выводя из строя предприятия и железнодорожные станции, разрушая аэродромы и склады.
Командование поручило штурмовой авиации ликвидировать вражеские аэродромы, с которых поднимались фашистские ночные бомбардировщики.
После обнаружения одного из таких аэродромов в районе Сещи группе штурмовиков в составе 12 самолетов ИЛ-2 под командованием майора М. Бондаренко было приказано истребить боевую технику на этом вражеском аэродроме. На поручение вылетели с наступлением темноты. На пути к цели штурмовики были встречены сильным заградительным огнем зенитной артиллерии и здоровенный группой вражеских истребителей. Оказавшись в огневом мешке, вспоминал Бондаренко, наши штурмовики не потеряли боевого порядка. Пришлось отступиться от раньше принятого плана и делать в соответствии обстановке. Умелым маневром Бондаренко поднял свою группу вверх и оттуда нанес потрясение по аэродрому. Раздался взрыв огромной силы, загорелся ангар, взлетел в воздух склад боеприпасов, вспыхнули цистерны с горючим. Но в это время в воздух вдогонку уходившим советским штурмовикам взвилось ещё больше десятка истребителей фокке-вульф. Машина Бондаренко была повреждена, весьма пострадал киль, отбит единственный элерон, заклинило руль глубины.
Наши штурмовики держали вектор движения на свою базу. Более 20 минут вел поврежденную машину Бондаренко, продолжая стоять во главе другими летчиками. Наконец, все самолеты группы перевалили сквозь линию фронта и без серьезных потерь приземлились на ближайшем аэродроме в прифронтовой полосе.
В результате этой ночной операции штурмовая группа Бондаренко вывела из строя возле 20 фашистских самолетов, взорвала ангар и склад с боеприпасами, подожгла больше 10 цистерн с горючим.
К этому времени Герой Советского Союза майор Михаил Бондаренко совершил 230 боевых вылетов, лично уничтожил примерно 20 самолетов противника на аэродромах и два в воздушных боях. О геройских поступках М. Бондаренко начальник 198-го штурмового авиационного полка майор Карякин писал: Он не имел ни одного случая невыполнения боевого задания. За истребление сещинского аэродрома, за летное мастерство, героизм и самоотверженность в боях с фашистскими захватчиками прославленный пилот М. Бондаренко, тогда уже штурман полка, был удостоен второй медали Золотая Звезда.
До глубокой осени 1943 года громил врага майор Михаил Бондаренко. А в ноябре того же года пришел распоряжение о зачислении его слушателем Краснознаменной Военно-воздушной академии. Через три года, благополучно окончив академию, он продолжал службу в Военно-Воздушных Силах в должности командира авиационного полка. В единственный из летних дней 1947 года М. 3. Бондаренко трагически погиб, оставаясь до конца преданным сыном социалистической Родины, верным защитником ее воздушных рубежей. Ныне колхоз его родного села Богдановка Яготинского района Киевской области носит имя прославленного летчика.
Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Бочкарев Mihail Bochkarev
Михаил Степанович Бочкарев, капитан, командир батальона 95-го стрелкового полка (32-я стрелковая дивизия, 1-я армия). Родился 1 августа 1904 года в..
читать далее →
Михаил Буденков Mihail Budenkov
Гвардии старший сержант М. И. Буденков уничтожил 437 солдат и офицеров противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 0 года за мужество и..
читать далее →
Михаил Булатов Mihail Bulatov
Родился 25 октября 1924 года в деревне Верхняя Санарка Пластовского района Челябинской области. Отец Булатов Алексей Филиппович (1894 г. рожд.)...
читать далее →
Михаил Бурмистров Mihail Burmistrov
Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени и юбилейной медалью ХХ лет РККА.
читать далее →