Известные люди

»

Михаил Комельков

Михаил Комельков Mihail Komelkov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 12.4.1922
К концу войны Гвардии капитан М. С. Комельков совершил 321 боевой вылет, в 75 воздушных боях сбил лично 33 и в группе 7 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 12 Апреля 1922 года в деревне Кедрово Тверской губернии, сейчас Лесной район Тверской области, в семье крестьянина. С 1937 года жил в Ленинграде. Окончил 1 вектор движения машиностроительного техникума торгового оборудования. С 1938 года учился в Ленинградском аэроклубе. В том же году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. После ранения с Октября 1941 года находился в запасном полку, занимался подготовкой молодых лётчиков.

В Феврале 1943 года добился отправки на фронт с 298-м ИАП ( попозже 104-й Гвардейский ИАП ), вооружённым "Аэрокобрами". В составе 219-й бомбардировочной авиационной дивизии, а позднее 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, полк прошёл всю Кубанскую битву ( с 17 Марта по 20 Августа 1943 года). 16 Апреля Лейтенант М. С. Комельков в трёх вылетах сшиб 3 немецких истребителя, а всего в сражениях за Кубань он сшиб 15 неприятельских машин.

Пилот, начальник эскадрильи, заместитель командира 104-го Гвардейского истребительного авиационного Краковского ордена Александра Невского полка - таковы ступени роста отважного воздушного бойца.

К концу войны Гвардии капитан М. С. Комельков совершил 321 боевой вылет, в 75 воздушных боях сшиб лично 33 и в группе 7 самолётов противника. 27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию. Был на лётных должностях в ВВС. С 1961 года Гвардии полковник М. С. Комельков - в запасе. Принимал участие в подготовке космонавтов. Последние годы жил в Ленинграде, работал ведущим инженером НИИ. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями.

* * *

Фотографии далёких военных лет. Как дороги, волнующи они, как навалом напоминают ветеранам войны ! У Михаила Сергеевича сохранилась одна из них, вырезанная из фронтовой газеты. У самолёта собралась группа пилотов. Лица радостные, улыбающиеся. Почти у всех на гимнастёрках - ордена, у некоторых - Золотые Звёзды. Видно, что живут они дружно, что врага не боятся, а бъют его нещадно. Такое хорошее расположение, бойцовский задор могут быль только у победителей. Пилотов на фотографии 13, а подпись гласит: "112 немецких самолётов в воздушных боях на Кубани уничтожила эта группа лётчиков - истребителей".

Крайний с правой стороны на снимке - Лейтенант Михаил Комельков. Он развесёло смеётся. На груди - орден Красного Знамени. В конце войны у него, помимо Золотой Звезды, будут ордена Ленина, четыре - Красного Знамени, Александра Невского, два - Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

В своём полку он по праву считался одним из самых результативных пилотов: к концу войны заместитель командира 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная вс, 1-й Украинский фронт ) Гвардии капитан М. С. Комельков совершил 321 боевой вылет, в 75 воздушных боях лично сшиб 33 и в группе с товарищами 7 самолётов противника, уничтожил непочатый край боевой техники врага.

В той же газете "Крылья Советов" не раз упоминались и героические дела Михаила Комелькова. Так, в заметке "Две победы Лейтенанта М. С. Комелькова" сообщалось:

"Зелёная ракета взвилась в воздух. Вместе с другими лётчиками взлетел и Михаил Комельков. Истребители скоро набрали высоту, построились и пошли на очистку воздуха от немецкой авиации в район боевых действий наших бомбардировщиков. Первым заметил противника Лейтенант М. С. Комельков. Он передал по радио своему напарнику:

- Иду в атаку, прикрой ! - и скоро пошёл на "Мессера". Искусно зайдя в хвостище вражеской машине, пилот расстрелял её. "Мессершмитт" камнем рухнул на землю.

Во втором вылете наши лётчики заново вели воздушный махач с немецкими истребителями. Заметив, что единственный Me-109F подбирается к хвосту нашего истребителя, Комельков бросился ему наперерез и раньше, чем тот успел раскрыть жар, сшиб его меткой очередью.

Боевой день закончился. За 2 вылета Михаил Комельков сшиб 2 вражеских истребителя."

В номере газеты от 9 Августа 1943 года напечатан портрет. В тексте под ним читаем:

"Были жаркие дни воздушных боёв над кубанской землёй. Как стая воронов, слетались к авангардный немецкие хищники. В такие дни по 5 - 6 раз уходил в воздух Лейтенант М. С. Комельков. С боем пробиваясь посредством заслон "Мессеров", он обрушивал всю свою огневую мощь на вражеские бомбардировщики. Смелый лётчик опрокидывал их в плавни, обращал в бегство.

Проявляя только высокое мастерство в технике пилотирования и ведении меткого прицельного огня, Михаил Комельков лично сшиб 15 вражеских самолётов. Слава о советском асе облетела весь фронт".

Однажды неустрашимый пилот установил рекордный счёт сбитых за день самолётов противника. Было это весной 1943 года, когда шли сильные бои у станицы Крымской. 14 наших истребителей, прикрывая наземные войска, встретились с 25 вражескими самолётами. Как неизменно, наши "Аэрокобры" не уклонились от встречи, а завязали махач. Комельков взмыл вверх, зашёл позади вражеского строя и точной пулемётной очередью поджёг Ме-109, тот, что врезался в скалу. Не имея потерь, истребители, сорвав атаку врага, вернулись на аэропорт. Не успели они передохнуть, как сызнова прозвучал знак к вылету. Получилось так, что Михаилу пришлось вступить в схватку тотчас с 4 "Мессерами". Он уже попадал в подобные ситуации и, использовав накопленный навык, смог и увернуться от удара, и сшибить одного преследователя. На аэродроме друзья тепло поздравили Михаила:

- Молодец, - говорили они, - заново у тебя на счету 2 сбитых самолёта.

- Погодите подсчитывать, день ещё не кончился, - отшутился пилот.

И на самом деле, только "технари" осмотрели и заправили "Аэрокобры", как заново понадобилось подняться в воздух. Истребители снова бились с превосходящими силами противника, и Комельков поджёг ещё единственный вражеский самолёт - FW-189, объятый пламенем, снижаясь, полетел на запад. "Этот уже не жилец", - определили наши лётчики.

В части незамедлительно выпустили "боевой листок". В нём сообщалось: "Сегодня, 16 Апреля 1943 года, дважды награждённый орденом Красного Знамени лётчик Михаил Комельков вновь отличился в боях - за день он сшиб 3 самолёта противника. Честь и слава герою !"

Однополчане радовались победам друга. А начальник дивизии объявил ему признательность. Через две недели пилот был награждён ещё одним, уже третьим, орденом Красного Знамени.

В полку уважали Комелькова и за то, что он нередко приходил на поддержка товарищам, щедро делился своими знаниями и навыками. Эта черточка наставничества проявилась у него ещё в начале войны, когда по состоянию здоровья он работал в запасном авиационном полку и подготовил 171 лётчика. Продолжил Герой Советского Союза Михаил Комельков это благородное занятие и в послевоенные годы. Лётному мастерству у него учились В. А. Шаталов и А. Г. Николаев, ставшие позже известными космонавтами.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Косса Mihail Kossa

Гвардии старший лейтенант М. И. Косса совершил 375 успешных боевых вылетов, в 113 воздушных боях сбил 15 самолётов противника лично и 4 в составе..
читать далее

Михаил Кузнецов Mihail Kuznetsov

Майор М. В. Кузнецов совершил 245 боевых вылетов и в 53 воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника и 6 в составе группы. 8 Сентября 1943 года..
читать далее

Михаил Лусто Mihail Lusto

Всего произвёл 251 успешный боевой вылет, проведя 49 воздушных боёв, сбил 19 самолётов врага лично и 1 - в паре. Эскадрилья под его командованием..
читать далее

Михаил Мачин Mihail Machin

Всего произвёл 127 боевых вылетов, в 40 воздушных боях лично сбил 9 и в составе группы - 11 самолётов противника. 0 года за умелое руководство..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий