Известные люди

»

Михаил Рейтерн

Михаил Рейтерн Mihail Reytern Карьера: Деятель
Рождение: Россия
Образование получил в Царскосельском лицее. Начал службу в Министерстве финансов, продолжал ее в Министерстве юстиции, а в 1854 году перешел в морское министерство.В 1858 году Р. пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог.

Образование получил в Царскосельском лицее;

начал службу в Министерстве финансов, продолжал ее в Министерстве юстиции, а в 1854 году перешел в морское министерство, где примкнул к кружку лиц, группировавшемуся кругом великого князя Константина Николаевича и работал над устройством эмеритальной кассы морского ведомства.

В 1858 году Р. пожалован в статс-секретари и назначен управляющим делами комитета железных дорог;

в 1860 году занял пост заведующего делами финансового комитета и вошел в состав редакционных комиссий по освобождению крестьян.

23 января 1862 года ему вверено было управление Министерством финансов. Положение русских финансов было в это время сильно неблагоприятное. Каждый год заключался дефицитом; долги, как процентные, так и беспроцентные, всю дорогу возрастали, покрывая недочет средств на текущие расходы. Увеличение расходов предвиделось и в будущем; поставленные на очередность реорганизации требовали денег. Упорядочения расходов Р. добился внесением в управление финансами тех же начал гласности, законности, может быть большего контроля административных действий, которые вообще проводились эпохой реформ. В основополагающий же год своего управления он начал к обнародованию государственных росписей, которые до тех пор считались чуток ли не государственной тайной. В том же году выработаны были новые правила о составлении, утверждении и исполнении финансовых смет министерств; вместе с тем было введено так называемое единство кассы (см. XI, 562). С большущий энергией Р. стремился к сокращению сверхштатных ассигнований, понизившихся при нем с 35 до 15 и более того до 9 миллионов рублей.

С 1872 года он стал сводить росписи с небольшими излишками доходов над расходами, без малого не прибегая к пособию государственного кредита для бюджетных целей. Если государственный задолженность при Р. возрос больше, нежели при ком-либо из его предшественников, причем руководство в первый раз обратилось к заключению внутренних займов (см. Кредит, XVI, 621), то это обусловливалось преимущественно движением выкупной операции и ростом производительных затрат. Лучшее снадобье к увеличению государственных доходов Р. видел в развитии производительных сил страны. Главнейших препятствий к этому было два: громадные расстояния и отсутствие частного кредита. При Р. сооружена железнодорожная сеть в 20 000 в., давшая здоровый толчок хлебному отпуску и расширившая сбыт мануфактурных изделий. Р. не был сторонником казенного хозяйства; он противился сооружению новых дорог средствами казны, а казенные дороги, уже построенные, стали при нем перебегать в частные руки (дороги Одесская, Киево-Брестская, Московско-Курская). Постройке железных дорог за счет казны препятствовало в то время положение государственного кредита: в 60-х годах 5%-ные наши займы опускались до 60, 6%-ные до 80 за 100; более того выигрышный заем 1864 года не весь был покрыт при подписке, так что количество его должен был принять государственный банк. С прочий стороны, и частным компаниям долговременно не удавалось реализовать капиталы помещением акций. При таком положении дел Р.

в 1865 году решился принять план П. Г. фон-Дервиза и А. И. Колемина, предложивших создавать дороги на гарантированные правительством облигации, выпущенные прежде акции и помещенные преимущественно в Германии (см. Железные дороги, XI, 779). Беспрерывные выпуски облигаций представляли, при всем при том, неудобства в финансовом отношении, нанося ущерб нашему кредиту. Поэтому с 1870 года Р. не допускал помещения облигаций отдельных компаний за рубежом, а покупал их от компаний, выпуская взамен консолидированные облигации по больше выгодному курсу (см. XI, 780781). До Р. Россия знала приватный кредит только в виде ростовщиков и дисконтеров. Еще в 1864 году первостепеннный устраивавшийся в Петербурге приватный коммерческий банк просил у казны миллионы беспроцентной ссуды, до таковый степени занятие это казалось рискованным и России несвойственным. Вследствие систематической поддержки, какую оказывал Р. делу организации частного кредита, в короткое время создалась целая организация частных коммерческих банков, возникли частные земельные банки, новую существование получили городские общественные банки (обычный устав 1862 года), стали зарождаться ссудосберегательные товарищества (правила 1869 года). Железнодорожные концессии и банковское грюндерство породили массу злоупотреблений и биржевую игру, повлекшую за собой строй кризисов. Правила 30 марта 1874 года о железнодорожных концессиях имели целью устранить монополию немногих капиталистов и совершить публику участницей в деле сооружения железных дорог; нормальные правила 1872 года направлены были к устранению злоупотреблений при учреждении новых акционерных коммерческих и поземельных банков. Ни те, ни другие не достигли цели. При составлении в 1868 году нового таможенного тарифа, Р. в первый раз прибег к гласности и к опросу фабрикантов. Крупное роль имело истребление нефтяного откупа на Кавказе (1872), служившего непреодолимым препятствием к развитию нашей нефтяной промышленности, а ещё отмена в 1863 году без малого всех вывозных пошлин; казначейство потеряло от этого свыше 1 200 000 рублей, зато выиграла наша заграничная торговлишка. В 1874 году за приготовленные в России рельсы установлена была премия от 20 до 35 копеек с пуда, сроком на 12 лет, но правительственные заказы раздавались заводам (Путиловскому, Брянскому, Берда и другим), которые большей частью были расположены за пределами месторождений русских железных руд и русского минерального топлива, вследствие чего фабрика рельсов хотя и достигло значительного развития, но сталь при этом на 2/3 вырабатывалась из иностранного чугуна, на иностранном же горючем материале, и жертвы, понесенные государственным казначейством, не привели к усилению разработки отечественных подземных богатств. К числу наименее удачных мероприятий Р. принадлежат операции по упрочению валюты. В основополагающий же год управления своего Министерством финансов, Р. пытался определить размен кредитных билетов на звонкую монету, план которого он унаследовал от своего предшественника; но эта попытка привела только к значительным убыткам для казны (см. Кредитные билеты, XVI, 613). Позднее Р. в тех же видах прибегал к поддержке вексельных курсов, но это только питало биржевую игру. Поставив на очередность вопросительный мотив об отмене подушной подати, с распределением бремени ее между всеми сословиями, и передав метод разрешения этого вопроса на обсуждение земских собраний (1871), Р. тем не менее дважды увеличил подушную вручить с сельских обывателей: в 1862 году на 25 %, в 1867 году на 50 копеек. Подушная вручить с мещан заменена была в 1863 году налогом на недвижимые имущества в городских поселениях. В том же году издано было новое положение о пошлинах за право торговли и промыслов, существенно обложившее мелкую торговлю; в 1868 году положение это распространено на Царство Польское, а в 1870 и 1873 годах вообще усилено обложение торговли и промыслов. При Р. осуществилось истребление откупов и введена была акцизная организация, что было предрешено ещё при его предшественнике. Первоначально установленный акциз в 4 копейки с градуса оказался низким, пьянство весьма увеличилось; вследствие этого уже в 1864 году акциз со спирта был увеличен до 5 ко

пеек, безакцизный перекур уменьшен, а акциз с пива облегчен. В 1870 году акциз со спирта повышен на 1 копейку при новом ограничении перекура, а в 1873 году ещё на 1 копейку в России и на 1 1/2 копейки в Царстве Польском; патентный сбор, увеличенный в 1871 году, сквозь два года был удвоен. Налог на курево был немаловажно увеличен новым табачным уставом 1872 года. Сахарный акциз был преобразован в 1863 году и следом увеличен в 1867 году до 50 копеек с пуда, а в 1870 году доведен до 70 копеек. В 1872 году введен был акциз на керосин, но на началах настолько нерациональных, что сквозь 5 лет он был отменен. В 1862 году соляная регалия заменена акцизом, от чего барыш казны увеличился, но соль повсеместно вздорожала. В 1864 году изменен гербовый сбор, а в 1874 году издан свежеиспеченный гербовый устав, обложивший многие документы, до того не оплачивавшиеся. По указу 10 декабря 1874 года государственный земский сбор слит с общими доходами государственного казначейства. Налог за фабрика в чины заменен в 1873 году вычетом при увеличении содержания чиновников. Когда в 1876 году политические замешательства приняли угрожающий нрав, Р. представил государю подробную записку, в которой доказывал, что Россия от войны безотложно и на долгое время потеряет все достигнутые ей, благодаря 20-летним реформам, результаты. Когда битва с Турцией была решена, он просил об увольнении его от управления Министерством финансов и оставался на своем посту только по чувству гражданского долга. На военные расходы с 1876 по 1878 год понадобилось свыше 888 миллионов рублей. Эта сумма могла быть покрыта только займами и выпуском кредитных билетов. Последних выпущено было на 300 миллионов рублей, хотя Рейтерн, представляя финансовому комитету о неизбежности выпуска кредитных билетов, сам подчеркнул вредные его последствия. Проекты введения новых налогов Р. отклонил, ограничившись предписанием взимать таможенные пошлины золотом, что при тогдашнем курсе равносильно было повышению их на 25 30 %. Большая и неожиданная помощь была оказана нашим финансам благоприятно сложившимся в 1877 году торговым балансом. Благодаря огромному отпуску хлеба, вследствие неурожая в Западной Европе, явилась вероятность скупить срочных векселей на 161 200 000 рублей; из этого источника приобреталась звонкая монетка для действующих армий. Как только заключен был в Берлине окончательный мир, Р., в июле 1878 года, получил, соответственно его просьбе, увольнение от должности министра финансов. Критика финансовых мер в газетах и журналах ни при каких обстоятельствах не вызывала со стороны Р. обращения к карательной или предупредительной власти администрации.В 1880 году стал Почётным гражданином Казани[1]. В 1881 году Р. назначен был председателем главного комитета об устройстве сельского состояния и комитета министров. Первую место он занимал до упразднения комитета (в мае 1882 года), вторую до конца 1886 года. В 1890 году Р. возведен в графское достоинство.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Рюмин Mihail Riumin

Заместитель министра госбезопасности (1952 г.), полковник. Окончил восемь классов школы и краткосрочные бухгалтерские курсы. Перед войной работал..
читать далее

Михаил Стахович Mihail Stahovich

Стахович (Михаил Александрович) - русский политический деятель. Родился в 1861 г. в богатой помещичьей семье; кончил курс в училище правоведения. В..
читать далее

Михаил Таубе Mihail Taube

Математик, философ, поэт и публицист, общественный деятель, член Главного Совета Союза Русского Народа (СРН).
читать далее

Михаил Томский Mihail Tomskiy

Член партии с 1904 г., член ЦК в 1919-1934 гг. (кандидат c 1934 г.), член Политбюро ЦК 03.04.22-26.06.30 гг., в период между IX и Х съездами РКП(б)..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий