Известные люди

»

Михаил Шемякин

Михаил Шемякин Mihail Shemyakin Карьера: Художник
Рождение: Россия, 4.5.1943
Михаил Шемякин покинул Родину без малого тридцать лет назад. За это время он успел прижиться в Париже, переехать в Нью-Йорк и, наконец, обосноваться в маленьком американском городке Клаверак, неподалеку от легендарной реки Гудзон. "Жизнь моя цыганская", - говорит Шемякин. Он так много ездил, что даже не знает, сколько раз облетел земной шар. Гражданин мира, хотя и с американским паспортом. И все-таки, признаюсь, немного режет слух, когда о России он говорит не иначе как "здесь, у вас"...

Сразу всплывают какие-то фразы из генетической, что ли, памяти. Дескать, "с кем вы, господин Шемякин?" или "кто вы на самом-то деле?". Вот и разберемся не спеша.

Большинство вменяемых российских граждан, уверена, гордятся тем, что известный художник Михаил Шемякин - свойский соотечественник. Русский! Правда, наполовину. На вторую половину Михаил Михайлович - "лик человеческий кавказской национальности". Не "Caucasian", каковой термин в анкетах иммиграционной службы США деликатно обозначает человека белой расы, в различие от латиносов, африканцев и азиатов, а самый-самый действительный кавказец, причем знатного рода. Его папа, до срока потерявший близких, был усыновлен офицером Белой гвардии Шемякиным. Приемный папа резво сгинул на полях Гражданской войны, а молодой Михаил Шемякин стал красноармейским сыном полка, в 13 лет(!!!) получил единственный из первых орденов боевого Красного Знамени, всю бытие звался Шемякиным и... вечно гордился, что принадлежит к славному роду Кардановых. Сегодня в родственниках Михаила Шемякина числится солидная количество населения Кабардино-Балкарии и огромное численность кабардинцев, рассеянных по свету. Клан Кардановых насчитывает возле 65 000 мужчина, посреди которых президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков, именитый дирижер Юрий Темирканов и другие знаменитости. У рода есть свой гимн, флаг и герб, Фактически это целая общественная организация. А первые следы Кардановых в России обнаружены ещё в XVI веке, когда их послы пришли к Ивану Грозному, да так и остались на служение (об этом упоминает Карамзин). Еще раньше выходцы с Кавказа Карданы (так звучала фамилия) появились в Италии. Джероламо Кардано изобрел карданный вал. Пьер Карден также, видимо, далекий родич... Михаил Шемякин узнал свою родословную в подробностях, будучи во полностью зрелом возрасте, и только немного лет вспять побывал на исторической родине. Приняли его там с истинно восточным гостеприимством, называли по-своему, Мухаммедом, подарили саблю, папаху и скакуна по имени Каро. Точно так же, вспомнил Шемякин, звали коня, на котором воевал в Великую Отечественную его отец-кавалерист.

Мама Михаила, Юлия Предтеченская, также гордилась древностью своего дворянского рода (хотя в пору ее молодости это, мягко говоря, не приветствовалось). В семье придерживались панславянских взглядов, но это не помешало ей вылезти замуж за горца. В довоенные годы Юлия играла в кино и театре, и один раз ей досталась образ юной кабардинки. Съемки проходили в том самом ауле Кызбурун, откель, как выяснилось навалом позже, был родом грядущий папа Михаила Шемякина... Подобных мистических совпадений будет хоть отбавляй в жизни знаменитого художника.

Вот, к примеру, ещё одно. Рассказывает дядя художника (а "по совместительству" и его полномочный агент в России) Олег Железкин:

- Миша мальчиком зачитывался Вашингтоном Ирвингом, жил он тогда с родителями в Кенигсберге. И вот ему приснился сон: весьма особенный пейзаж, силуэт каких-то гор... Сон тот самый он зарисовал, и уже взрослым, когда покупал землю в Америке, обнаружил, что находится в месте, которое совпадает с его рисунком. Потом выяснилось, что поселок Гудзон, или Хадсон, создан голландскими поселенцами, и Ирвинг писал о Рип Ван Винкле аккурат там. Сплошная мистика!

Да, что-то в этом есть... Но, несмотря на все совпадения и предопределения, вряд ли доброй фее Шемякин обязан своей судьбой. Он, что называется, self-made man - джентльмен, тот, что сделал себя сам. Будучи в 1971 году выдворенным из Советского Союза, не так уж прославленный, хотя и выставлявшийся на Западе, он на практике начал все с нуля, сумел свершить себе имя и - не будем стыдиться звать вещи своими именами - зайти в историю мирового искусства. Хотя, судя по замечаниям Михаила Шемякина, в историю зайти проще, чем угодить на художественный рынок:

- Я считаю, что добился многого, вследствие того что что по сути дела в одиночку борюсь с шибко мощной художественной мафией, которая управляет в Америке, а посредством Америку диктует цены во всем мире. Это "Сотби", "Кристи", крупные галереи, это Лео Кастелли - выдающийся психолог, тот, что мог сбывать за колоссальные монеты воздух и довел ситуацию "голого короля" до полного совершенства. Я жил близко от его галереи в Нью-Йорке и временами останавливался перед витриной. А там, допустим, стоит на пьедестале мешок, именуемый у нас "гарбиджем". И вот так смотришь посредством стеклышко и думаешь: увлекательно, рабочие забыли мешок, или это произведение на завтрашнем вернисаже будет стоить тысяч так 800 долларов? Существует более того такое ориентация в современном искусстве - garbage school. Или вот был в 60-е годы таковой радостный хулиган, Лео Манцони. Он туалет объявил своей мастерской (знаменитая фотография, где он стоит примерно унитаза, держит баночки в руках и улыбается, приспустив штаны)... И, в общем, шутил или на самом деле, извините, навалил в эти баночки, но он изготовил их штук 200, как положено по тиражам литографии, на всех поставил свою подпись, и в настоящий момент, когда они всплывают на аукционах, за них идет нешуточная битва. Это всего только образец сегодняшней ситуации, когда не существует ни эстетических, ни социальных критериев. Директриса музея Уитни в одном своем выступлении так и сказала: "Нам не нужны художники-профессионалы, свойский музей интересуют в свое время всего новые материалы, секс, технологии и динамика".

Художественная мафия вкладывает огромные капиталы в рекламу, появляются статьи ведущих критиков, создается имя - и готово: состоятельный гражданин сша, обладающий безупречно другой психологией, чем европейцы, идет в модную галерею, где ему вдувают банку с дерьмом, или старинный ботинок, или фразу. Например, мысль "Трава помята", из которой Лео Кастелли сделал без затей библейское событие, была продана за 320 тысяч долларов! Но это было крайне давнехонько, сегодняшние цифры позволительно умножать на три.

Американцы ДОЛЖНЫ приобретать, если они богаты. Обязаны. У меня нет критики американского общества, я там живу и понимаю: они пытаются сформировать и создают свои традиции, свою аристократию, определенные правила игры. Французу, к примеру, наплевать, что пишет критика - скверно, неплохо или ничего, - ему нравится, он идет и покупает это. В Америке самое страшное - умолчание. Если написали нехорошо - это уже славно, а если появились хвалебные отзывы, считается, что художник состоялся. Галереи сами ставят цены, сами выкупают, теряя проценты, но посредством немного лет коллекционер смотрит: картина стоила 300 тысяч, опосля была продана за 500, следом ещё дороже, значит, пора в нее вкладывать монеты. Это простая, четкая развлекуха. Но нам, россиянам, до нее ещё плыть и плыть.

Только куда ж нам плыть-то? Нарисованная выше картина до такой степени удручает, что остается утешаться вечным "мы бедные, но гордые". Правда, современному российскому искусству гордиться совсем нечем, считает Михаил Шемякин. Особенно больная задача - скульптура, которая, по его мнению, в России вообще отсутствует. Художник со всей откровенностью раздражается, когда его просят дать оценку новые памятники в нашей столице. Дело более того не в неприязни к конкретным авторам. "Здесь нет не то что работ Генри Мура или других мировых величин, нет без малого и наших соотечественников, уехавших на Запад или нетрудно забытых. Почему-то немцы устанавливают у себя работы Вадима Сидура, одного из сильнейших скульпторов мира, а где они у нас?" - констатирует Шемякин. Трудно не ударить по рукам, что к современной скульптуре мы не приучены. Даже бронзовый житель Петропавловской крепости в шемякинском исполнении до сих пор смущает публику, хотя та с удовольствием и фотографируется у Петра I на коленях. Царские коленки сверкают, как золотые, а автору до сих пор приходится отбиваться от критиков, которые не могут смириться с этаким уродством.

Скоро ещё единственный шемякинский Петр обоснуется на северных берегах, в настоящее время в Лондоне. Стоя во весь подъем на берегу Темзы, он будет взирать на доки и, может быть, внутренне переговариваться с российским "двойником". Поймут ли проект мастера простые англичане? Простые итальянцы, в частности, не испытали ни малейшего смущения, увидев монумент Джакомо Казанове. Достоверное подтверждение "лицедея" Анвара Либабова:

- На Венецианском карнавале мы любой закат дня устраивали импровизации вблизи этого памятника на набережной за площадью Сан-Марко. Как-то приходим наутро попить кофе и видим - у памятника сложены корзины с какой-то снедью, с вином. Собрались люди в карнавальных костюмах, с национальной музыкой, с танцами, песнями. Это приехали, оказывается, крестьяне из Тироля. Им шибко близок оказался тот самый монумент. В нем есть эстетство, но он понятен всем - от интеллектуала до простолюдина.

На карнавале в Венеции у Шемякина с Вячеславом Полуниным и "Лицедеями" был общий план - "метафизические шествия". Огромный череп, в виде арбы на огромных колесах, неторопливо ехал по мостовой к памятнику Казанове. Его везли персонажи в плащах, масках, костюмах (нужно ли изъясняться чьей работы?), сопровождаемые процессией участников карнавала. Это впечатляющее представление. Культура карнавала, цвета, краски, сочетание таинственной игры, смеха и абсолютной серьезности - это шемякинское, кто видел "Карнавалы Санкт-Петербурга" - согласится. Мистерия - стихия Шемякина. Вот соображение Анвара Либабова (и, по всей видимости, не его одного):

- У Шемякина такое обеспеченность идей, что на их основе разрешается совершить весь метафизический театр. Если употребить его формами, костюмами, масками, позволительно соорудить театр интерьерный, уличный, какой угодно. Столько находок для театральной среды, весь мир - бери да играй!

Театральный опыту Михаила Шемякина маленький, и, уместно сказать, не шибко удачный. Была в настоящее время уже полумифическая, тут же запрещенная постановка "Носа" Шостаковича в консерватории (кажется, всего единственный спектакль), была служба над либретто "Преступления и наказания", и, если бы нашелся в близкое время композитор, вероятно, Владимир Васильев поставил бы спектакль в Большом театре, но "если бы" не произошло. До недавних пор шла служба над прокофьевской "Любовью к трем апельсинам". Тоже приостановилась, но, будем полагаться, это не к худу, потому как что причиной послужил новоиспеченный план - "Щелкунчик". История в своем роде занимательная, из ряда странных совпадений. Нам рассказала ее Сара Кэй, полно лет неизменная спутница и помощница Шемякина:

- Миша нередко работает по ночам и ложится крайне поздненько. Как-то уже под начало дня, чтобы расслабиться, он включил видео или телевизор и смотрел "Щелкунчика", америкосский вариант, там ещё играл "единственный дома", М. Калкин. Постановка шибко устаревшая по зрительному ряду, и Миша заснул с мыслью: "Как неплохо, что я не профессиональный сценический художник, а то, сделав такое, я бы повесился". Через два часа звонок: Валерий Гергиев из Лондона, говорит, ты только не отказывайся безотложно, мы во что бы то ни стало будем действовать Прокофьева, но первоначально давай поставим "Щелкунчика".

Премьера "Щелкунчика" в Мариинском театре назначена на 14 января 2001 года, пожилой Новый год, самое сказочное время, когда творятся всякие волшебства. После участия Шемякина эта история обещает быть ещё чудеснее. Он делает костюмы, маски, декорации и более того работает над либретто. Почти все готово, хотя потом неожиданного гергиевского звонка не прошло и года. Те, кто знает художника, этому не удивляются: общеизвестно, что он трудоголик, работает днем и ночью, зачастую над несколькими вещами в то же время. Работа поглощает его на все сто, если бы разрешено было не дремать вообще, Шемякин наверно отказался бы от сна.

Предвижу, что кто-то в текущее время скептически улыбнется: "Знаем, мол, как живет вся эта богема..." Бурная юность нашего героя напоминает о себе чудовищными шрамами, его загулы с Владимиром Высоцким стали легендами. Что ж, из песни (скажем, "Парижские бесы") слова не выкинешь. Дань Бахусу отдали оба, но оба и тяготились своим пристрастием. В родное время более того вкупе лечились от алкоголизма. Нашли в Париже тибетского монаха, учителя далай-ламы, исполнив все обряды, сняв у входа туфли, на четвереньках подползли к просветленному и попросили об исцелении. Тот повязал каждому на шею желтую ленточку в качестве оберега. Потом Высоцкий с Шемякиным систематично созванивались: "Ну что, дед, помогает ленточка?" - "Вроде действует, не пью..." Сорвались на практике вместе с тем. "Что связывает этих людей, помимо таланта и любви к пьянкам?" - удивлялась Марина Влади. Глупейший вопросительный мотив, смеется Шемякин, довольно хоть первого, хоть второго.

Было и третье - потрясающая самоотдача обоих в работе. В "парижский" отрезок времени Шемякин сделал огромное численность записей Высоцкого, переоборудовав свою мастерскую в студию:

- Для многих Володя - гуляка, выдающийся забулдыга: выпивает стакан водки, с хрустом закусывает им же, берет гитару и... понеслась личность русская в звездные дали. А я сегодня вспоминаю, что больше всего Володя любил тишину, испытывал более того какое-то омерзение перед большим пространством. Когда он бывал у меня, то огораживал диван стульями, обкладывался книгами со всех сторон и мог так сиживать часами. Некоторые песни он писал в самолете, приезжал ко мне, надевал очки, ставил на мольберт листочки (в силу того что что ещё не помнил текста) и начинал напевать. Вместе вкалывать было отлично. Весь в мыле, он напевал для меня и. для себя, в то время как не находил, что получилось. Переписывали по 6-7 раз, так что у меня оказалось громадное собрание его песен.

Альбомы Высоцкого Шемякин переиздает до сих пор. В завершающий раз, когда был в Москве, подарил немного компакт-дисков Владимиру Путину.

За рамками статьи осталось ещё море задуманного и сделанного Шемякиным, обо всем не расскажешь. Любопытно, когда он все успевает? Безумно увлекательно все, что он делает, тот самый человек-карнавал, человек-карданный вал ("карданный карнавал", как написали в одной нью-йоркской газете). Конечно, это мое субъективное соображение, но неужели позволительно о таком человеке накарябать объективно? Это не я сказала. Дадим словечко ещё одному давнему знакомцу художника, поэту Константину Кузьминскому: "Шемякин гениален, капризен, работоспособен до невероятия, и истеричен. Щедр. Скандален. Благороден и полон интриги. Абсолютнейший мастер, мастер европейского класса и в силу того что - уж очень хорош для Америки. Его европейский эстетизм для нее непонятен. О нем не разрешено произносить объективно, это все одинаково, что калякать о жене или о брате".

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Астангов Mihail Astangov

Михаил Астангов - советский актёр театра и кино. Родился 3 ноября 1900 года.Фильмография актера насчитывает 29 фильмов. Помимо этого Михаил Астангов..
читать далее

Михаил Боярский Mihail Boyarsky

Михаил Боярский - известный советский певец, актер театра и кино, телеведущий, заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР. Родился 26 декабря..
читать далее

Михаил Глузский Mihail Gluzskiy

Михаил Глузский - известный советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР. Родился 21 ноября 1918 года.Михаил Глузский - кавалер..
читать далее

Михаил Девяткин Mihail Devyatkin

Старейшина санкт-петербургской сцены, один из популярнейших актёров Петербурга, мастер эпизодических ролей. Играет добрых, немного странных, чаще -..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий