Известные люди

»

Надежда Ламанова

Надежда Ламанова Nadezhda Lamanova Карьера: Модельер
Рождение: Россия, 14.12.1861
Это имя Надежда Ламанова в начале ХХ века было знакомо в России каждому. Сочетание слов платье от Ламановой звучало так же естественно, как булки от Филиппова, фрукты от Елисеева или коньяк от Шустова.

Поставщица двора Ея Императорского Величества до революции одевала царскую семью, аристократический и артистический бомонд, спектакли М.Х.Т. После революции она не только конструировала модели для жен высоких чиновников, но и создавала моду для масс. Она делала костюмы для фильмов Эйзенштейна и Александрова, для многих советских спектаклей, где нужен был дореволюционный аристократический шик.

Ее моделями были гранд-дамы России: от Марии Ермоловой и Ольги Книппер-Чеховой до Лили Брик и Веры Холодной. Она, единственная из русских модельеров, выдерживала конкуренцию с лучшими европейскими Домами мод (Ворт, Дусе, Пакен). В ее доме устраивал свои дефиле огромный французский кутюрье Поль Пуаре. Марина Цветаева рифмовала ее фамилию: богиня мраморная нарядить от Ламановой.

Произведения ее искусства хранятся во многих частных коллекциях, театрах, музеях, в том числе и в Эрмитаже; Валентин Серов писал ее портрет (не закончен в связи с внезапной смертью художника)...

Надежда родилась 14 декабря 1861 года в деревне Шузилово под Нижним Новгородом в семье полковника Петра Михайловича и его супруги Надежды Александровны Ламановых. Она была старшей посреди пяти дочерей и, окончив восемь классов гимназии, вынуждена была (родители до срока умерли) запамятовать на время о дворянских амбициях, поступить в Московскую школу кройки и шитья О.А. Сабуровой, сделаться моделистом в мастерской г-жи Войткевич.

Благодаря своему выдающемуся таланту она резво становится ведущим закройщиком в мастерской. Московские модницы того времени говорили: Шить в настоящий момент нужно только у мадам Войткевич там есть одна новенькая закройщица мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примеркой, но зато платье получится, как из Парижа.

Вскоре она выходит замуж за молодого юриста красавца Андрея Павловича Каютова. Впоследствии он стал весьма богатым человеком, управляющим московским отделением России знаменитого страхового общества. А тогда Каютов был больше известен как актер-любитель с громким псевдонимом Вронский. Он познакомил Ламанову со своими друзьями-актерами, посреди которых были и знаменитая актриса Мкрасного театра Гликерия Федотова, и начинающий артист Константин Алексеев (позднее прославившийся под именем Станиславский).

Надежда Петровна была в браке с Андреем Павловичем 45 лет, до самой его смерти в 1931 году. Детей у них не было, их заменяли четыре младшие сестры Надежды Петровны и уймище учениц, которые называли ее матушка Надя.

В 1885 году Ламанова открывает собственную мастерскую на Тверском бульваре. В ней было многое от живописца. Прежде чем приступить работу, она долговременно изучала натуру, а вслед за тем творила из тканей, как художник красками. Шила методом наколки, продолжительно прикладывая ткани к фигуре модели, вдохновенно ее обволакивая, драпируя складками, закалывая булавками... в конце концов говоря измученной, обколотой сотнями булавок клиентке: Снимайте все это осмотрительно, эскиз готов!.

Только, не откажи в любезности, умоляли заказчицы, сшейте сами.

Я вообще не умею шить.

???

Архитектор ибо не кладет камни, это делают рабочие, и шить вам буду не я, а мои помощницы.

Помощниц у Ламановой было больше двадцати.

Архитектор моды Ламанова не следовала слепо парижским стандартам, правившим в России уже больше века. Имея колоссальную практику в Москве и Петербурге, невпроворот работая для театра и балета (спектакли Художественного театра она обшивала с 1901 года до самой смерти), сотрудничая с выдающимися художниками (Бакст, Головин), она рождала свой личный манера.

Дягилевские сезоны в Париже, прорыв русского искусства в Европу заставили мир обратиться на Восток.

Русской модой заинтересовался немалый французский модельер Поль Пуаре. Потрясенный Русскими Сезонами во Франции, он приехал в Москву со своими новыми моделями в ориентальном стиле, тот, что таким образом как бы вернулся на родину. Дефиле проходило в доме у Ламановой и, конечно, привлекло весь художественный свет России.

Публикации в советской печати о том, что Надежда Петровна с радостью приняла Великую Октябрьскую революцию, конечно, не соответствуют реальности. После большевистского переворота она потеряла состояние, имение, свой модельный Дом; своих многочисленных работниц, свою выдающуюся клиентуру. Но Россию не покинула.

Большевики были людьми несентиментальными и не постеснялись в 1919 году посадить бывшую поставщицу двора Ея Императорского Величества. За что 57-летнюю барыню посадили в Бутырку, в текущее время осмыслить нелегко обвинения ей так и не предъявили. Скорее всего, за сверх меры высокомерный нрав. Только благодаря вмешательству Максима Горького (его благоверная была клиенткой Ламановой) позже двух с половиной месяцев отсидки ее освободили.

В преклонном возрасте существование пришлось активизировать вначале.

Выжила Ламанова благодаря театру и благодаря своей недюжинной воле. Кроме того, жены и дети большевистской знати также хотели прилично облачаться. С 1921 года она работает в театре Вахтангова. В страшное, голодное и холодное время Ламанова сшила потрясающие по красоте туалеты для участников спектакля Принцесса Турандот, обшивала и многие другие спектакли: Зойкина квартира Булгакова, Егор Булычов и другие Горького.

В двадцатые годы она создавала новые модели платья из... полотенец, а пальтецо из... одеял. Однако после этого введения НЭПа смогла откопать больше продуктивный выход своей энергии. Ламанова обратилась к министру культуры Луначарскому (его хозяйка актриса Мкумачового театра Розенель превосходно знала способности Ламановой) с предложением о создании мастерской современного костюма. Перед Ламановой стояла проблема сформировать рабоче-крестьянскую моду, и она справилась, проявив колоссальную изобретательность, используя дешевые, простые и грубые материалы, учитывая послереволюционную разруху.

В 1925 году модели Ламановой (без нее самой) отправились в Париж на всемирную выставку. Ее платья в русском стиле произвели фурор. Стиль а-ля рюс в те годы стал чертовски моден в Европе. Платья Ламановой, представленные на экспозиции с полагающимися аксессуарами обувью, поясами, шляпами и бусами, скатанными из хлебного мякиша, соперничали с одеждой лучших французских Домов. Она получила Гран-при за наряд, основанный на народном творчестве. А конкуренция была колоссальная! И не только с французами, но и с соотечественниками. С домами Китмир, Ирфе (ими стояли во главе великая княгиня Мария Павловна Романова, князь Феликс Юсупов с супругой Ириной и другие родовитые эмигранты, не от хорошей жизни вынужденные заняться модельным бизнесом).

Окрыленная успехом, Ламанова делает попытку сформировать школу моды в Советской России Студию художественного производственного костюма. Она выступает со статьями в Красной ниве, где формулирует принципы реформирования модельного дела: Мода нивелирует людей, не считаясь с особенностями и недостатками их телосложения (вспомним хотя бы кринолин или моду на спеленутые юбки). Но всяческий дядя, несмотря на все недостатки его тела, от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным. Совершенно по другому направлению должна топать битва с грузной фигурой: в этом случае силуэт может быть облегчен только посредством сокрытия непропорциональности путем пресечения его плоскостями прочий формы...

Надежда Петровна одевает актеров в первых советских фильмах: Аэлита, Поколение победителей, Цирк, Александр Невский; в сильно пенсионном возрасте вкупе с художником Головиным создает шедевры театрального костюма для Женитьбы Фигаро во МХАТе, одевает в Театре Красной Армии Вассу Железнову с Раневской в роли Вассы... Станиславский называл ее нашей драгоценной, незаменимой, гениальной, Шаляпиным в своем деле.

Народная артистка России Кира Николаевна Головко (в 1939 году она выступала на сцене МХАТа под своей девичьей фамилией Иванова) рассказала о своей встрече с Ламановой. Юная Кира Иванова репетировала тогда образ Натали Пушкиной в пьесе Булгакова Последние дни. Изумительной красоты платья (четыре), накидку, веера, шляпки делала Ламанова. К ее приходу в гримерную актрису уже приготовили для примерки, талию стянули корсетом, надели нижние крахмальные юбки...

И вот вошла Ламанова. Киру Иванову поразили ее прямая поясница, величественность. Она была в изящном строгом костюме кремового цвета, отделанном бархатом, в юбке длинной, но не излишне видны были ноги в шелковых чулках и, что потрясающе для 80-летней женщины, на высоких каблуках. Удивило кроме того и то, что на руках с ухоженными ногтями были кольца это противоречило аскетичным нравам 1939 года.

После двух часов изнурительной примерки нереально стянутая корсетом Кира Иванова потеряла разум, осев на крахмальные юбки. Когда она очнулась, то с удивлением обнаружила, что ассистентки дают нюхать нашатырь не ей, а Ламановой, которая, испугавшись за молодую актрису, также упала в обморок. Она говорила, приходя в сознание:

Уберите эту девочку как она меня напугала! Расстегните ее скорей, ни при каких обстоятельствах больше, ни при каких обстоятельствах не буду с ней трудиться!

Надежда Петровна, я больше не буду валиться в обморок, простите, не откажи в любезности... оправдывалась юная актриса. Исполнительница роли Натали, быть может, напомнила Надежде Петровне те давние времена, когда чрезмерно стянутые корсетами барышни зачастую падали в обморок на балах. Ламанова же произвела освободительную революцию в костюме, отказавшись в своих моделях от удушающих корсетов.

Началась махаловка. Близкой подруге скульптору Вере Мухиной Ламанова сказала:

Я быстро умру.

Как вы можете так произносить? Почему?

У меня остались всего только две капли Коти.

Она не могла существовать без французских духов. Но старые запасы кончились.

...В октябре 1941 года Ламанова должна была эвакуироваться совместно с Художественным театром. Из-за задержки, связанной с болезнью младшей сестры, она опоздала на сборный пункт коллеги ее не дождались. Она бросилась к Большому театру, с которым сотрудничала, села передохнуть в скверике и тут с ней случился участливый припадок. Надежда Петровна Ламанова умерла 14 октября 1941 года в центре Москвы, напротив грандиозного храма искусств, увенчанного квадригой Аполлона бога, которому она бесстрашно служила всю свою долгую существование.

P.S. Автор выражает признательность сотрудникам Бахрушинского музея, Театральной библиотеки и историку моды Александру Васильеву за поддержка в поиске материалов.

Так же читайте биографии известных людей:
Надежда Борисова Nadezhda Borisova

На днях в старинном особняке на Арбате драматург и режиссер Надежда ПТУШКИНА завершила съемки фильма При чужих свечах. Это история двух поколений на..
читать далее

Надежда Богданова Nadezhda Bogdanova

Богданова Надежда Константиновна (1836-1897) - знаменитая балерина, род. в 1836 г. в бедной артистической семье.
читать далее

Надежда Павлова Nadezhda Pavlova

Надежда Павлова - известная советская и российская балерина. Народная артистка СССР. Родилась 15 мая 1956 года.В сентябре 1975 года Надежда Павлова..
читать далее

Надежда Глызина Nadezhda Glyzina

В текущий период спортсменка тренируется под началом талантливых наставников - А. Нарицы и А. Клейменова. Ватерполистка представляет спортивный клуб..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий