Известные люди
»Найджел Мэнселл
Рождение: 8.8.1953
Слишком долго все смеялись над усатым лордом-полисменом. Над его сомнительным чувством юмора, над полным безразличием англичанина к настройке и доводке автомобиля. Над чудовищными ошибками на трассе, наконец. Но и любили за то же самое: за подчеркнутую "некартинность" и неудачливость.
Слишком длительно все смеялись над усатым лордом-полисменом. Над его сомнительным чувством юмора, над полным безразличием англичанина к настройке и доводке автомобиля. Над чудовищными ошибками на трассе, в конце концов. Но и любили за то же самое: за подчеркнутую "некартинность" и неудачливость.
Найджел Мэнселл родился 8 августа 1953 года в Англии, в местечке Upton-on-Severn. После окончания инженерного колледжа он поступил на работу в компанию "Lucas Aerospace". Надо изречь, что навыки, приобретенные им в колледже и на работе, здорово пригодились ему в карьере гонщика. Вся его история жизни состоит из борьбы с неудачами. Но он верил, что с помощью упорства и преданности разрешено повернутьповоротить горы.
В 15 лет Мэнселл удачно дебютировал в британских соревнованиях по картингу. Невероятное число чемпионских званий необходимо перечислить. С 1969 по 1976 - чемпион "Middle England championship", чемпион Уэльса 1970 и 1971 года, чемпион северной Англии в 1972 году, чемпион Англии в 1973 году.
В 1976 году он в первый раз сел за руль одноместного болида. Его пригласила команда Lucas "Формулы-Форд 1600". И в первой - же гонке, в Mallory Park - победил. Из семи гонок того сезона он выиграл пять. А уже на следующий год выиграл 20 заездов из 27. Серьезная авария в Brands Hatch закончилась без малого трагически. Травма позвоночника и больничная кровать. Врачи объявили, что он ни в жизнь больше не сядет за руль гоночного автомобиля, а если поднимется с кровати без их разрешения, то останется на всю бытие парализованным. Через пять дней он встал, написал расписку и поехал домой. Через месяц с небольшим он еще раз сел за руль.
В 1978 году он должен был принять участие в соревнованиях "Формулы-3". Ввиду отсутствия спонсоров Найджелу и его жене Розанне пришлось отдать квартиру. Но период не ладился. Болид "March" прямо не мог конкурировать с соперниками, но его усилия на трассе и манера вождения привлекли внимательность Колина Чепмена, менеджера "Лотус". А в июне он был признан "гоночной надеждой года" в Великобритании.
В сентябре 1979, прямо перед участием в тестах "Лотуса" он попал в тяжелую аварию, в результате "тарана" его машины Де Чезарисом в чемпионате "Формулы-3". Машина Мэнселла перевернулась, и он сломал позвонок. Вторая травма позвоночника за два года не остановила его. На следующий день, находясь в больнице, он заявил Чепмену "Это не задача. Я буду на тестах в Пол-Ришаре!" И сдержал родное словечко. К тому времени его упорство уже становилось легендарным.
В 1980 году Найджел впервой принял участие в трех гонках чемпионата "Формулы-1". Это были три последние гонки сезона, в Австрии, Голландии и Сан-Марино. В первом же этапе он вынужден был сносить боль химических ожогов спины из-за пролившегося топлива. Просто заправщик не увидел краев бака, и топливо хлынуло на водительское сиденье. Но его страдания закончились на 40-м круге, когда спалился движок его "Lotus Cosworth DFV 81B". Две другие гонки также не принесли ему успеха. Но в команду Мэнселл попал и следующие четыре сезона отработал всецело. Несколько неудачный навык старта в "Ф-1" укрепил его дружбу с Чепменом. Но агрегатина была не сильно надежна и из 12 гонок 1981 года, только в 6-ти он не сошел по техническим причинам. В Канаде была авария, а оставшиеся пять принесли ему восемь очков, что для "Лотуса" было сильно не скверно.
Следующий, 1982 год, Найджел сызнова провел в борьбе с болидом. Снова только в семи гонках из 11-ти он смог достигнуть до финиша. Семь очков. А борьбу за чемпионство вели Кеке Росберг, Дидье Пирони, Джон Ватсон и Алан Пподъем. Знаменитые пилоты знаменитых команд. Кто тогда мог распознать в молодом англичанине будущего чемпиона. Но тогда, в 1982-м, его ожидал ещё здоровенный потрясение. 16 декабря Чепмен умер от сердечного приступа. Сезон 1983 года он, оставшись без друга и наставника, он закончил с 10 очками.
В 1984 году на трассе в Далласе Найджел заработал свою первую поул-позишн. И необходимо же такому случится, что в нескольких метрах от финишной черты (за три круга до финиша) у его "Лотуса" закончился бензин. Менселлу пришлось вылезти из машины и пихать ее руками. Жара, в конечном счете, так подействовала на него, что он потерял разум. Редкое, для "Ф-1" представление. Это переполнило чашу терпения гонщика, и когда Френк Вильямс пригласил его в свою команду, он с радостью согласился. Так что период 1985 года Найджел начинал в новой команде. Его партнером стал финский гонщик, чемпион мира Кеке Росберг. И Мэнселл на "Williams Honda FW10" одержал свои первые победы в "Формуле-1". На "Гран-при Европы" в Brands Hatch и в Южной Африке на трассе Kyalami. Было ещё второе местоположение в Спа. Наконец-то и на его улице наступил торжество. Он занял шестое местоположение в чемпионате, а его больше бывалый партнер - третье. Надо проронить, что тогдашние машины были значительно мощнее нынешних. ФИА ещё не начало своей идиотской борьбы со скоростью. Турбомоторы изрыгали языки пламени и запросто превышали мощность в 1000 лошадиных сил. Но мы отвлеклись.
Мэнселл становился пилотом, от которого ждали побед. И хотя официально первым пилотом на следующий, 1986 года, период был приглашен Нельсон Пике, по количеству побед Найджел превосходил своего напарника. В 1986 году он победил в пяти гонках, а в 1987 году - в шести. Но титул чемпиона ускользал от него в последнее миг. В 1986, в последней гонке на "Гран-при Австралии" ему нужно было набрать всего одно очко. Но оплошность в выборе командой "Вильямс" резины сделала чемпионом Проста. В 1987-м он сызнова только второй, пропустив Нельсона Пике на первую строчку чемпионата. Но не пропустив Сенну и Проста, хотя в пяти гонках он был вынужден прервать борьбу из-за механических проблем. Но по окончании сезона "Хонда" решила порвать контакт с "Вильямсом" и на болид поставили мотор "Judd". И это не замедлило сказаться на результатах. Сейчас тяжело себе это представить, но только в двух гонках (в Сильверстоуне и Хересе) Найджел смог достичь до финиша. Оба раза на втором месте. Девятое местоположение в чемпионате и 12 очков. (Партнером его тогда был Рикардо Патрезе, так он занял 10-е местоположение и набрал 8 очков). Но это был чокнутый период. Ведь Сенна и Пувеличение выступали в одной команде, и на неудачу Мэнселла никто не обратил внимания. Найджел крепко решил оставить из "Вильямс". Его с удовольствием приняли в "Феррари".
Он победил в первом "Гран-при Бразилии" 1989 года, на новом "Ferrari 640". Машина вела себя не весьма надежно, но если уж Мэнселл добирался до финиша, то никак не ниже третьего места. В Венгрии, стартовав с двенадцатой позиции, он смог одержать замечательную победу, обогнав на финише Сенну. "Я только что победил в самом красивом заезде" - заявил британец следом финиша.
Казалось бы, руководству Феррари не возбраняется только испытывать зависть - в ее составе 1990 года были два опытных бойца, истинные корифеи гонок - трехкратный чемпион мира Ален Пувеличение и Найджел Мэнселл, имевший к своим 36 годам 16 побед в 149 стартах. Поэтому для многих как будто гром посреди ясного неба прозвучало заявление Льва-Найджа (так звали британские "тиффози" своего кумира) об его уходе их команды и из гонок вообще. Сделано это было 15 июля на традиционной встрече с журналистами и болельщиками сию минуту же позже восьмого этапа, проходившего на английской трассе Сильверстоун. Не в особенности вдаваясь в подробности, Мэнселл объяснил близкое заключение, тем что на его уходе якобы настаивает благоверная Розанна, зачастую упрекавшая его в долгих отсутствиях и вынужденных разлуках. Заявление Найджелла прозвучало в такой степени жестко и убежденно, что на следующий день сенсационная новость попала на первые полосы всех крупнейших британских газет. Однако правдой оказалась только первая доля угрожающего высказывания - Мэнселл и в самом деле вынужден был покинуть из Феррари и, как вскоре выяснилось, снова вернулся в команду "Вильямс", за которую не без успеха выступал в 1985-1988 годах. Так что упреки Розанны были тут ни при чем. Истинные причины, думается, крылись как раз в том, что двум медведям вечно непросто ужиться в одной берлоге, и до срока или поздненько кто-то из них, не выдерживая конкуренции, вынужденно покидает удобное логово.
Дружеским отношениям, сперва сложившимся между Аленом Простом и Найджелом Мэнселлом, не суждено было продлится длительно. Черная киска впервой перебежала между ними, когда на любезное приглашение простодушного англичанина провести вкупе уик-энд за игрой в гольф в его загородной резиденции легендарный француз не чересчур учтиво съязвил, что, мол, покуда единственный (то есть он) в поте лица вкалывает от рассвета до заката на тренировочной трассе, прочий чуть закончив квалификационный заезд, незамедлительно же мчится к ближайшему гольф-клубу. Словом приятельство не сложилась. И вскоре уязвленный Мэнселл публично охарактеризовал своего напарника по команде как человека "безжалостного" и "жестокого", а Пувеличение в реакция обвинил умудренного опытом партнера в "элементарном непрофессионализме". Сор был вынесен из избы и в один момент разнесен по всему белу свету неутомимой журналистской братией. Всем стало ясно, что оргвыводы последуют неизбежно и следующий период команда Феррари должна будет инициировать в новом составе.
В конце сезона Френк Вильямс предложил Найджелу возвратиться в свою команду. Тем больше, что контракт о поставке моторов с фирмой "Рено" позволял полагаться на счастливый момент в чемпионате. Но на деле агрегатина оказалась мало надежна. Но свои пять побед он заработал открыто. Это позволило ему единолично сражаться с Сенной за победу. Но именитый бразилец оказался сильнее и Найджелл стал в третий раз вице-чемпионом мира и был награжден знаменитым Орденом Британской Империи. Все чувствовали - в следующем году Мэнселл выиграет. Так и случилось. За зимние каникулы Вильямсу удалось сформировать верный и могучий болид и книжка рекордов Гиннесса дрогнула!
Первые пять гонок 1992 года принесли Найджеллу пять поул-позишн и 50 очков. В 14 из 16 гонок он стоял на поул-позишн и в девяти пришел первым. За пять этапов до конца чемпионата победитель был уже ясен. Итог был без затей невероятным. Он набрал 108 очков, без малого в два раза обогнав своего товарища по команде и второго в чемпионате Рикардо Патрезе (у того было 56 очков). А 13 сентября, в Монце, он объявил, что уходит из "Формулы-1" из-за невозможности достигнуть соглашения с Френком Вильямсом. Дело в том, что Френк, несмотря на несусветный счастливый момент Мэнселла решил, в середине сезона, снизить его зарплату. И хотя вслед за тем все было улажено Найджел своего решения не изменил. После такого сезона он мог себе дозволить покинуть. Там же он заявил, что подписал контракт на выступление в важный серии "Индикар" за команду Newman-Haas.
Сезон 1993 в Индикаре начался несложно превосходно. Поул-позишн в первой гонке на Австралийской трассе "Surfers-Paradise". Знаменитые пилоты "Инди" Эмерсон Фитипальди и партнер Мэнселла Марио Андретти на пресс-конференции потом квалификации были сильно удивлены. А уж когда Мэнселл победил. Он стал первым и в то время как единственным, кто выиграл дебютную гонку в "Индикаре". Но непривычность машины и трассы все-таки сказались. Вторая гонка была на овальной трассе в Фениксе и Найджел врезался в стену. Авария была шибко тяжелой. Все подумали, что он испугается овальных трасс, но он выиграл их все, помимо Феникса и Индианаполиса - в Милуоке, Мичиган, Новом Гемпшире и Назарете. Знаменитые "500 миль Индианаполиса" также без малого поддались ему. Он продолжительно был первым, но из-за незначительного контакта со стеной негусто повредил передний спойлер и пришел третьим. Уже после этого победы в Назарете стало ясно, что он выиграл. Новичок Мэнселл "пришел, увидел, победил" в чемпионате "Индикар".
Но следующий период сложился не блестяще. Несколько изменился регламент соревнований и, может быть, дала себя располагать информацией утомленность, оттого что победы в двух самых престижных гоночных чемпионатах кряду требуют сильно здоровый и серьезной работы. А опосля ему шел 41 год и пора было подумывать об окончании гоночной карьеры. В сезоне 1994 года он занял восьмое местоположение в "Инди". Френк Вильямс, потерявший всякую надежду на счастливый момент позже гибели Айртона Сенны, пригласил его в качестве гостя, обозначиться в четырех гонках. В двух он сошел из-за поломки машины, в одной пришел четвертым, а в последней гонке сезона "Гран-при Австралии" победил. В 1995-м его пригласил на две гонки "Макларен", но он к тому времени без малого закончил гоночную карьеру, и выступил неудачно. Да и столкновение с Ирвайном в Имоле (Эдди практически вышиб его с трассы) сказалось на его самочувствие. Казалось, на этом гоночная жизнеописание Мэнселла закончилась. Но 20 марта 1998 года агенством Reuters было распространено сенсационное извещение. "Найджел возвращается!!!" В нем говорилось, что британский чемпион "Формулы-1" и "Инди" будет участвовать в чемпионате British touring car за команду Ford Mondeo.
"Все думали, что я ушел насовсем, но я без затей был в отпуске и создавал свой бизнес", - сказал 44-летний Мэнселл. Первая гонка состоится в Donington Park 14 июня.Он будет участвовать в гонках в Brands Hatch 31 августа и Silverstone 20 сентября. Может все только начинается...
Так же читайте биографии известных людей:
Найк Борзов Naik Borzov
Свой путь к вершинам профессионального шоу-бизнеса Найк Борзов начал с организации в 1986 панк-группы "Инфекция", которая просуществовала до 1992..
читать далее →
Найо Марш Ngaio Marsh
новозеландская писательница.
читать далее →
Наки Исанбет Naki Isanbet
Татарский писатель, поэт, драматург, прозаик, ученый-фольклорист и филолог.
читать далее →
Наколай Жуган Nikolay Zhugan
Герой Советского Союза. За боевые заслуги перед Отечеством Николай Павлович Жуган достойно отмечен. Наряду с Золотой Звездой Героя Советского Союза..
читать далее →