Известные люди
»Нафтали Херц-Имбер
Рождение: Израиль
Меня выгнали, но от моей песни никогда не избавитесь, - произнес Нафтали, стоя за дверью.
Говорят, чтобы зайти в душу нации, следует послушать ее государственный гимн. А ещё лучше - прочесть слова гимна. В них все - история, мечты, надежды на перспектива...
За двенадцать лет работы на Ближнем Востоке в качестве корреспондента "Труда" и "Литературной газеты" мне довелось услыхать музыку и слова гимнов многих арабских государств и, разумеется, Израиля. И вот, что я обнаружил...
Несмотря на сложившийся воинственный образ еврейского государства, как раз арабские гимны полны героических понятий, таких как слава, мужество, схватка, виктория. В израильском же, напротив, ни одного воинственного слова, ни ностальгии по временам великих царей, ни восславления героизма Маккавеев или мужества Бар-Кохбы. Даже нет упоминания об "избранном народе".
Все мечты и надежды евреев заключаются в одном - быть свободным народом в собственной стране. Вот и все...
Что любопытно - слова израильского гимна были написаны задолго до провозглашения государства ещё в... 1876 году. Автору, написавшему вирши "Тикватейну" ("Наша надежда"), переименованные следом в "Атикву" ("Надежда") и ставшие гимном, было едва больше двадцати.
...Середина 19-го века. Восточная Галиция. Тот край, что ныне зовется Львовщиной (точнее Львiвщиной). В те времена Львов был на треть еврейским. А рядом с ним местечко Злочив, где издавна жили евреи-хасиды (сторонники религиозного движения возрождения, появившегося в Восточной Европе в 18-м веке). В ту пору тот самый край был тесным и душным для свободного человека. Евреи жили в этом месте обособлено и замкнуто. Лучи "хаскалы" ("просвещение") с большим трудом и огромными потерями пробивались через тучи еврейского средневековья.
Именно тут в 1856 году родился Нафтали Герц Имбер - персона богемная, яркая феерическая. Во-первых - еврей. Во-вторых - стихотворец. В-третьих - мужчина, которому не сиделось на месте. Одним словом - скиталец.
Стихи начал чиркать в десять лет. Как свидетельствуют биографы, тогда в Австро-Венгрии запрещалась законом любая дискриминация по религиозному признаку. И молодой Нафтали писал о счастливой жизни евреев под сенью австрийской короны. А первую свою поэму, рожденную посредством немного лет, он посвятил столетию присоединения Буковины к Австрии. Император Франц-Иосиф пришел в экстаз от этих хвалебных его престолу стихов и вручил молодому поэту награду.
Биографы кроме того свидетельствуют, что Нафтали обожал глотнуть, несложно усваивал языки и науки. Все практически налету. Но регулярного образования так и не получил. Систематический работа был чужд ему. Но это был, по признанию современников, дядя "влюблявшийся и влюбляющий в себя".
В Злочиве Нафтали Имбер прожил непродолжительно. Непоседливая природа, он отправился взглянуть мир. До двадцати шести лет странствовал по Венгрии, Сербии и Румынии. И повсеместно писал вирши. О своем восприятии окружающего, о евреях и - конечно же! - о тяге своих соплеменников к Палестине, древнему Иерусалиму, куда стремился возвратиться народонаселение Торы.
И вот в одно прекрасное время, путешествуя по Балканам, он познакомился с англичанином сэром Лоуренсом Олифантом. Попав под воздействие Нафтали, лорд уговорил его поехать совместно в Палестину - "творить еврейское государство". Он предложил Имберу место секретаря по еврейским вопросам. И Нафтали согласился. В 1982 году они прибыли в Палестину...
Следует заявить, что секретарем он только числился. Уж больно был недисциплинированным, не способным к ежедневному размеренному труду. Такой сам нуждается в секретаре. Однако секретарское жалованье получал исправно.
Нафтали немало ездил по стране, видел Хайфу и Иерусалим, побывал в Назарете и Цфате, поднимался на склоны горы Кармель. Святая почва вдохновляла Нафтали Имбера: лучшие свои вирши он написал там, в Палестине. Позднее они вошли в основополагающий сборник его произведений, изданный в Иерусалиме. Книжка называлась "Утренняя звезда", как бы символизируя, что Палестина стала для евреев всего мира "зарей свободы и будущего счастья". Автор включил в сборник и немного стихотворений, написанных раньше. В том числе и созданные в Румынии вирши "Тикватейну".
"Нашу надежду" он написал в 1876 году. По одним сведениям, стихотворение было посвящено созданию в Палестине поселения Петах-Тиква. По другим, написание "Надежды" связано с открытием в Эрец-Исраэль (Земля Израиля) первенца еврейской промышленности - винного завода в Ришон ле-Ционе.
Что касается мелодии гимна, то споры сравнительно авторства продолжались (не утихли и сегодня) долгие годы. Считалось, что мотив к стихам подобрал Сам Нафтали Имбер, использовав мелодию румынских пастухов. Многие израильтяне убеждены до сих пор, что музыку создал иудейский население. Искусствоведы продолжают приводить доказательства, что мелодия национального гимна позаимствована из симфонической поэмы "Влтава" чешского композитора Сметаны - мол, совпадают некоторые музыкальные фразы.
И только многолетний розыск историков позволил докопаться до истины. Когда в Иерусалиме был издан первостепеннный сборник Имбера, наибольшую популярность у читателей получили его вирши "Тикватейну". Книжка попала в руки колониста из Ришон ле-Циона, непрофессионального, как считается, но талантливого музыканта Когана. Он-то и написал к словам мелодию.
Одним словом, песня (задолго до того, как сделаться гимном) прижилась в Эрец-Исраэль, зажила своей жизнью. Она обрела крылья, и вскоре ее распевали евреи всех континентов.
Сохранились воспоминания первых еврейских поселенцев, обосновавшихся в Палестине, и тех, кто влекомый идеями сионизма, приезжал туда из Европы: "Атикву" начали напевать вслед за тем 1885 года. Песня получила большую популярность, о ней узнали в Польше и Германии, в России и Румынии, в Венгрии и Франции... Ее напевали молодые бойцы отрядов самообороны, сражавшиеся с фашистскими карателями в Варшавском гетто. Эту песню (тому есть свидетели, чудом спасшиеся в огне Катастрофы, и в настоящее время живущие в Израиле) напевали евреи, согнанные в гетто со всего Минска.
Шесть лет прожил Нафтали Имбер в Палестине. Потом сызнова отправился странствовать по свету. Дело в том, что лорд Олифант умер, жалованье за безделье больше никто не платил. А богемному человеку в бедной стране без денег существовать нелегко (да и небогемному тоже). Он промчался по Европе, чуть-чуть пожил в Лондоне, а после этого перебрался в Америку.
Постоянной работы там не нашел, хотя исколесил без малого всю страну. Зарабатывал на существование статьями о Кабале и Талмуде, которые он писал на английском, занимался переводами на иврит.
Он напряженно следил за тем, что происходит в Старом Свете. С горестью встречал сообщения о еврейских погромах в Кишиневе, Гомеле, Мелитополе. И как гордился, узнав, что на вдохновителя кишиневского погрома совершено покушение. Особенно тем, что покушавшийся был евреем. "Наконец-то мы научились реагировать на погромы, - писал он, - как нормальные и гордые дети нормального и гордого народа".
Судьба Нафтали Имбера в Америке не сложилась. Алкоголь топил его все глубже и глубже. Однажды в Штатах проходило собрание американских сионистов, куда явился как просто нетрезвый Имбер. Его выставили из зала, а по окончании заседания все встали и запели его песню.
- Меня выгнали, но от моей песни ни при каких обстоятельствах не избавитесь, - произнес Нафтали, стоя за дверью.
Так оно и вышло...
Тяжелые болезни не дали на сто процентов раскрыться его поэтическому дару. Он умер в Нью-Йорке в 1909 году в возрасти немногим больше 40 лет. При жизни он успел выпустить ещё два сборника. "Новая утренняя заря" был издан в Злочиве, а "Третья утренняя заря" - в Нью-Йорке.
В 1953 году останки поэта были перевезены в Израиль и погребены в Иерусалиме.
А песня звучит по этот день...
Так же читайте биографии известных людей:
Нахман Душанский Nahman Dushanskiy
Родился в 1919 году в литовском городе Шауляй. Мой дед Яков Душанский Коган, николаевский солдат из кантонистов, участник Крымской войны и обороны..
читать далее →
Начало века Nachalo veka
Начало Века - это ПОПУЛЯРНАЯ музыка. Не та, что спущена сверху, а та, что действительно способна понравиться народу.
читать далее →
Нгози Оконджо-Ивеала Ngozi Okonjo-Iweala
Она первая женщина в правительстве, которая не носит украшений из драгоценных камней и платье которой не сшито из дорогих тканей. Предпочитает..
читать далее →
Нгуен Лоан Nguen Loan
Южновьетнамский бригадный генерал, начальник полиции Южного Вьетнама.
читать далее →