Известные люди

»

Николай Бокий

Николай Бокий Nikolay Bokiy Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 22.11.1918
На фронтах Великой Отечественной войны с Сентября 1941 года. Воевал в составе 72-го истребительного авиационного полка ( позже ставшим 2-м Гвардейским ) ВВС Северного флота, был одним из учеников дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова.

Николай Бокий родился 22 Ноября 1918 года с станице Уманская ( в настоящее время Ленинградская ) Краснодарского края, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. Затем работал слесарем - сантехником в городе Ростов - на - Дону. С 1939 года служил в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Сентября 1941 года. Воевал в составе 72-го истребительного авиационного полка ( позже ставшим 2-м Гвардейским ) ВВС Северного флота, был одним из учеников дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова.

...Над расположением наших наземных войск стала являться "рама", так частенько называли самолёт - разведчик "Фокке - Вульф -189" за своеобразное двухфюзеляжное корпус с перемычками у кабины лётчика и стабилизатора. Несмотря на относительно небольшую прыть, тот самый самолёт обладал хорошей маневренностью и вооружением, и сшибить его было не эдакий уж немудрёный задачей. Однажды, получив поручение сшибить вражеского разведчика, Сафонов решил схватить с собой молодого пилота Николая Бокия. Командир эскадрильи хотел ревизовать его перед тем, как независимо предположить до участия в боевых схватках.

- Не спеши, будь внимательным, смотри за противником и за окружающей обстановкой. В бою действуй независимо. Я твой ведомый и прикрываю тебя. В случае успеха полёт будем мнить зачётным.

В. П. Шварёв, Н. А. Бокий, В. Н. Алагуров.

...Подлетая к нашим позициям, Бокий обнаружил вражеского разведчика, кружившего на высоте 1500 метров. Выше его находились два "Мессера" прикрытия. Бокий показал Сафонову и "раму" и "Мессеров". Убедившись, что начальник также видит противника, Николай сразу устремился в атаку на разведчика.

На Бокия тотчас же навалились Ме-109. Сафонов сделал правый боковой разворот и вышел в лобовую. Почувствовав серьёзного противника, "Мессеры" отошли в сторону, а Бокий продолжал нападать на "раму". Но неприятель, видимо, был не из новичков - он искусно маневрировал и отстреливался. С третьей атаки Бокий заставил смолкнуть пулемёт вражеского стрелка, потом чего короткими очередями поджёг "раму". На глазах пилотов "Мессеров" прикрытия она, объятая пламенем, свалилась на сопки.

Бокий подвергся атаке "Мессеров", разъярённых потерей разведчика. Он с ходу пошёл в атаку на ведущего Ме-109, а Сафонов, бросив свой истребитель в крутое пике, с ходу короткой очередью прошил ведомого. "Мессер" вошёл в глубокую спираль, закончившуюся в сопках поблизости от "рамы". Ошеломлённый таким исходом дела, уцелевший Ме-109 бросился наутек.

Бокий при докладе Сафонову о выполнении задания виноватым голосом произнес: "Весь боекомплект израсходовал..."

Вместоположение укора за допущенные в бою промахи начальник крепко-накрепко пожал Николаю руку и поздравил с победой. Так был сдан Николаем Бокием экзамен на зрелость.

* * *

Весной 1942 года авиация противника участила налёты на наши объекты и корабли в Кольском заливе и порту Мурманск. Массированные налёты следовали единственный за другим. Одновременно недруг стал использовать новую тактику воздушного боя. Самолёты Ме-110 с радостью завязывали мордобой на низких высотах. От атак они уклонялись набором высоты на вираже с последующим пикированием в хвостище советским истребителям.

Ме-109 штурмовали сверху группами по 2 - 3 самолета. Из боя выходили на бреющем полёте, чтобы после этого сызнова набрать высоту для последующей атаки. При этом одна из групп "Мессеров", как правило, патрулировала в районе боя, не ввязываясь в схватку в расчёте наброситься на повреждённый и выходящий из боя совдеповский истребитель. Немецкие лётчики в начале боя часто пытались брать в колечко нашу группу, сокрушить строй и штурмовать советские самолёты поодиночке. Однако никакие ухищрения врагов им не помогали.

15 Апреля 1942 года посты ВНОС сообщили, что группа бомбардировщиков Ju-87 и истребителей Ме-110 на высоте 3500 метров пролетела реку Западная Лица курсом на Мурманск. По распоряжению командующего ВВС флота начальник 2-го Гвардейского Краснознамённого авиаполка Подполковник Б. Ф. Сафонов приказал 1-й эскадрилье закрыть с воздуха аэродромы базирования, а трём группам истребителей МиГ-3 и "Харрикейн" 2-й и 3-й эскадрилий ликвидировать противника в воздухе при подходе к Мурманску.

Первым взлетел начальник 2-й эскадрильи Капитан А. К. Коваленко. В воздухе по радио он получил приказ: "Быстрее идите на Мурманск. Высота - 3500". Взлетевшие за ним истребители взяли вектор движения на Мурманск. Самолёты МиГ-3, ведомые Старшим лейтенантом Д. Г. Соколовым, летели в стороне и выше "Харрикейнов".

При подходе к Мурманску наши самолёты обнаружили 18 пикирующих бомбардировщиков Ju-87 в охранении 8 истребителей Ме-110. "Юнкерсы" шли попарно кильватерной колонной. На удалении до 1000 метров выше шла группа отсечения из 9 Ме-109. Наши истребители набрали высоту 2000 метров.

Бомбардировщики, зайдя на мишень со стороны солнца, с разворотом на 80 - 90 начали последовательно перебегать в крутое пикирование. Оценив обстановку, начальник группы Гвардии Капитан А. А. Коваленко решил атаку с ходу не вырабатывать и приказал пропустить противника, чтобы штурмовать врага со стороны солнца позади, когда "Юнкерсы" станут вылезать из пикирования.

Расчёт командира оправдался. Заняв выгодную позицию, истребители вышли в атаку на пикирующие бомбардировщики и с дистанции 1500 - 1000 метров открыли жар реактивными снарядами. При сближении с "Юнкерсами" до 400 метров каждая пара истребителей выбирала себе мишень независимо.

Огонь по ведущему Ju-87 открыл А. А. Коваленко. От его меткого огня "Юнкерс" перевернулся, от самолёта в первую голову отлетел колпак кабины, а следом он стал разваливаться на части и рухнул на землю в черте города. Покончив с одним стервятником, Коваленко с дистанции 100 метров позади ударил в хвостище второму "Юнкерсу" и поджёг его.

Тем временем Капитан П. И. Орлов с близкой дистанции короткими очередями по мотору и фюзеляжу поджигает ещё единственный "лапотник". Аэдакий позади в хвостище старшой сержант Н. А. Бокий сбивает бомбардировщик, тот, что упал в 10 км северо - западнее Мурманска. Старший лейтенант С. Г. Курзенков штурмует Ju-87 при выходе того из пике и с дистанции 100 метров тремя пулемётными очередями расстреливает его. Самолёт врезается в сопки в 8 км западнее Мурманска.

Отважно сражался в этом бою и Старший лейтенант Толстиков. С дистанции 100 метров он атаковал Ju-87 сверху спереди, выпустив одну длинную очередность, после этого чего боевым разворотом зашёл "Юнкерсу" в хвостище и вновь поймал бомбардировщик в прицел. "Юнкерс" грубо пошёл вниз со скольжением и пропал из виду. Навстречу Толстикову неслись 2 "Мессера". Один из них открыл пламень, но промахнулся и взмыл вверх. Толстиков с дистанции 200 метров в свою очередность нажал на гашетки и меткой очередью сшиб Ме-110.

Последний "Юнкерс" в этом бою атаковал и сшиб Лейтенант Д. Ф. Максимов. Расправляясь с бомбардировщиком, Максимов не заметил, как "Мессер" зашёл в хвостище его "МиГу". На выручку товарищу устремился Старший лейтенант Толстиков и с дистанции 50 метров снизу двумя очередями поджёг Ме-110. Вражеский самолёт задымил и стал заваливаться набок. В это время Максимов с дистанции 70 метров сверху всадил в него пулемётную очередность. "Мессершмитт" пошёл к земле и взорвался.

Уверенно действовали в этом бою и другие Гвардейцы - П. Д. Климов, Д. Ф. Амосов, В. П. Покровский, А. А. Шведов. Наши истребители потерь не имели...

...19 Апреля 1943 года лётчики 2-го ГвИАП провели достаточно успешный мордобой с здоровенный группой самолётов противника пытавшихся штурмовать аэропорт Ваенга. Командиром одной из пар советских истребителей был Гвардии Младший лейтенант Н. А. Бокий. В этом бою нашими лётчиками было сбито 5 вражеских самолётов и потеряна только одна "Аэрокобра", пилот которой погиб. Среди сбитых немецких лётчиков оказались и извстные немецкие асы обер - фельдфебель Рудольф Мюллер ( 94 победы ) и его ведомый - фельдфебель Добрих ( 40 побед ).

Подробности этой схватки довольно неплохо известны, вследствие этого остановим чуткость только на том факте, что Ме-109G-2 пилотируемый Мюллером, был вначале подбит командиром 2-го ГвИАП Капитаном Сгибневым и, уже потом, добит Бокием. Таким образом эта виктория, записанная приказом командира полка на свой счёт Николая Бокия ( она стала у него уже 10-й ), по сути являлась групповой...

Рудольф Мюллер, популярный германский Ас, имевший к тому времени на своём счету 94 воздушные победы и высшую награду фашистской Германии - Рыцарский крест с дубовыми листьями, был взят в плен при попытке перейти на лыжах линию фронта, затем вынужденной посадки, совершённой им поблизости от озера Мальярви. По некоторым источникам, при перемещении в лагерь 2 в Мордовии, он был застрелен 21 Октября 1943 года "при попытке к бегству". Похоронен на кладбище 58. Подробный расклад о том, как происходил тот самый поединок, смотрите ниже.

29 Апреля недруг попытался схватить реванш за разгромление 19 Апреля. Группа самолётов из 6 Ju-88 в сопровождении 6 Ме-109 приближалась к Мурманску, но потом изменила вектор движения и направилась к аэродрому, рассчитывая причинить неожиданный потрясение по самолётам на аэродроме и в то же время штурмовать транспорты, стоявшие под разгрузкой в Мурманске. Маневр бомбардировщиков должен был ввести в заблуждение наши истребители, оттянуть их от районов патрулирования и тем самым вручить вероятность следующим двум группам из 10 Ме-109 причинить потрясение по самолётам на аэродроме. Об этом замысле позже рассказывали сбитые и взятые в плен немецкие лётчики. Однако намерение противника было сорвано дежурными истребителями 6-й истребительной авиадивизии. На высоте 7000 метров североморцы обнаружили противника и молниеносно ринулись в атаку, бомбардировщики противника торопливо сбросили бомбы на сопки и на максимальной скорости стали покидать в сторону финской границы. Группам вражеских истребителей кроме того был дан отпор. В ожесточённых воздушных боях, которые происходили в нескольких районах, лётчики Бокий, Гладков, Будник, Романов и Игнатьев сшибли по одному Ме-109 ( сами немцы признают потерю всего одного пилота ).

7 Мая 1943 года, в районе города Полярный, в воздушном бою с группой "Мессеров" из 6-го отряда 5-й истребительной эскадры Николай Бокий сшиб ещё единственный самолёт ( обер - фельдфебеля А. Бруннера, имеющего 53 победы ). При этом, германский пилот погиб.

К Маю 1943 года начальник звена 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( ВВС Северного флота ) Гвардии Младший лейтенант Н. А. Бокий совершил 385 боевых вылетов, провёл 30 воздушных боев, лично сшиб 14 и в составе группы 1 самолёт противника. 24 Июля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны Николай Бокий имел на своем счету, по меньшей мере, 18 воздушных побед ( некоторые источники указывают на 16 личных и 2 групповые, другие - 17 личных и 1 групповую ).

После войны Николай Андреевич ещё долговременно продолжал служить в морской авиации, окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1954 году - Военно - Воздушную академию. С 1965 года Гвардии Полковник Н. А. Бокий - в запасе. Жил в городе Ростов - на - Дону, работал в Северо - Кавказском управлении гражданской авиации.

За отрезок времени службы награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Бюст Героя установлен на территории музея авиации Северного флота. Умер 9 Сентября 1995 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Бородин Nikolay Borodin

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. В городе Шилка Читинской..
читать далее

Николай Буевич Nikolay Buevich

После окончания лётного училища, служил в строевых частях. Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Был штурманом, затем командиром..
читать далее

Николай Буряк Nikolay Buryak

Старший лейтенант Н. В. Буряк совершил 254 боевых вылета, участвуя в 84 воздушных боях, сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника. 4..
читать далее

Николай Быкасов Nikolay Bykasov

Николай Быкасов родился 0 года в деревне Ламки, ныне Сосновского района Тамбовской области, в семье крестьянина. По окончании школы фабрично -..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий