Известные люди
»Николай Жердев
Рождение: Украина, 5.5.1911
Совеpшил 105 боевых вылетов, 14 штуpмовых удаpов по скоплению живой силы пpотивника, в 46 воздушных боях сбил 11 самолётов лично и 3 в гpуппе. 0 года за твёрдое и умелое командование эскадрильей 70-го истребительного авиационного полка ( 1-я Аpмейская гpуппа ) и личный героизм в боях, Капитан Н. П. Жеpдёв удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 5 Мая 1911 года на pуднике Рутченково ( теперь в чеpте города Донецка ), в семье рабочего. Окончил 7-летнюю школу и Мариупольский индустриальный техникум. Работал слесарем на Мариупольском металлургическом заводе, а с Января 1932 года - техником на комбинате "Азовсталь", в то же время учился в металлургическом институте.
В 1934 году по комсомольской путёвке направлен в Луганскую школу военных пилотов. С Декабря 1936 года служил младшим лётчиком и командиром звена в 56-й и 57-й истребительных авиаэскадрильях в Бобруйске. С Марта по Сентябрь 1938 года добровольцем участвовал в национально - революционной войне испанского народа 1936 - 1939 годов. По возвращении из Испании был помощником командира и командиром эскадрильи.
С 29 Мая по 16 Сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами на Халхин - Голе. Совеpшил 105 боевых вылетов, 14 штуpмовых удаpов по скоплению активный силы пpотивника, в 46 воздушных боях сшиб 11 самолётов лично и 3 в гpуппе. 17 Ноября 1939 года за твёрдое и умелое руководство эскадрильей 70-го истребительного авиационного полка ( 1-я Аpмейская гpуппа ) и собственный героизм в боях, Капитан Н. П. Жеpдёв удостоен звания Героя Советского Союза.
В последующем был помощником командира полка, инспектором по технике пилотирования 44-й истребительной авиадивизии. В годы Великой Отечественной войны сражался на Юго - Западном, Южном, Закавказском и Северо - Кавказском фронтах. За боевые отличия награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени.
Штурман 821-го истребительного авиаполка Майор Н. П. Жердёв погиб 15 Ноября 1942 года. Похоронен в ауле Батаюрт Хасавыортовского района Дагестанской АССР. На могиле установлен монумент. Именем Героя названы учебное заведение в ауле Батаюрт, улочка и средняя учебное заведение 93 в Донецке, где установлена мемоpиальная доска.
* * *
В Марте 1938 года Николай Жердёв в группе лётчиков Бобруйской авиационной бригады прибыл в Испанию. Обстановка на фронтах республики в то время была тревожной. Мятежники заняли Теруэль, а вскоре прорвались к побережью Средиземного моря, расколов республиканскую территорию на две части и изолировав Каталонию от прочий республиканской Испании.
Собрав свои истребители И-16, лётчики - добровольцы группы В. Ф. Родина начали к боевой работе, которая продолжалась для Жердёва и его товарищей без перерывов и отдыха без малого полгода. Лейтенант Жердёв поднимал свою "мошку" с аэродромов Херона, Сабадель, Реус, Вильяр и Утьель. Защищал небосклон Барселоны и Валенсии. Сходился в смертельных поединках с немецкими "Хейнкелями", "Мессершмиттами" и "Юнкерсами", итальянскими "Фиатами", "Капрони" и "Савойя". И вечно выходил победителем.
Из многих десятков воздушных боёв, в которых участвовал Жердёв, самым памятным был тот, тот, что он провёл 27 Июня ( по другим источникам - 13 Июля ) 1938 года в небе над рекой Турия. Пятёрка Жердёва, выполнив поручение, возвращалась на аэропорт Утьель. Её перехватила большая группа "Фиатов". Завязался махач. Полчаса воздух содрогался от рёва моторов, пулемётные трассы чертили небеса. Жердёв сшиб единственный "Фиат", но в следующую минуту его агрегатина оказалась зажатой со всех сторон. Лётчик пытался выскочить из клубка, но тщетно: спереди, позади, по бокам, сверху и снизу висели вражеские истребители. Восемь супротив одного ! "Фиаты" вели только отсекающий пламень, и Жердёв понял: "Хотят усадить !" Он поймал в прицел одного из врагов и нажал на гашетку. Но пулемёты молчали - патроны кончились. Решение созрело мгновенно: "Таранить !"
Увеличив прыть, Жердёв оказался капельку выше спереди идущего "Фиата", после этого догнал его. Сжав нервы в комок, направил "мошку" в хвостище вражеского истребителя. Раздался треск, скрежет. В стороны разлетелось хвостовое оперение. "Фиат" ( пилот - Капитан Фраттини из штаба 23-й истребительной авиационной группы ) перевернулся и пошёл вниз.
Отжав ручку управления, Жердёв валился к земле, имитируя и свою погибель. Всё это произошло в считанные секунды, и фашистские лётчики не немедленно сообразили, что же произошло, замешкались. А тем временем Жердёв выровнял машину и на бреющем полёте уже уходил в сторону своего аэродрома. Его прикрыли товарищи. Машину трясло, как в лихорадке, но всё - таки она повиновалась воле лётчика. Когда вышел из машины, сам удивился: концы винта обрублены, лопасти изогнуты.
После русского лётчика Петра Нестерова и советского добровольца Антона Губенко, сражавшегося с японцами в небе Китая, в истории авиации это был 3-й воздушный таран. За свой геройский поступок Николай Жердёв 22 Февраля 1939 года был удостоен ордена Ленина. Вэтого же в небе Испании, по официальным данным, он лично сшиб 3 вражеских самолёта и ещё немного - в группе с товарищами.
Прошёл год. Авиационный полк, в составе которого служил Николай Жердёв, сражался с японцами в небе Монголии над рекой Халкин - Гол. 27 Июня 1939 года японцы с аэродромов Маньчжурии подняли в воздух 50 бомбардировщиков и возле 150 истребителей. Цель - истребление советской авиации на аэродромах. Как только вражеские эскадрильи поднялись в воздух, нарочно засланные в свойский тыл диверсанты перерезали телефонные провода, связывавшие посты наблюдения с аэродромами и командным пунктом ВВС. По этой причине налёт японцев оказался для наших лётчиков неожиданным. Запоздалый знак боевой тревоги в полку прозвучал в миг, когда вражеские бомбардировщики уже легли на боевой вектор движения.
Жердёв быстро бросился к своему самолёту. Мотор запустился разом, заработал ритмично. Техник стремительно убрал из - под колёс тормозные колодки. Жердёв повёл машину на взлёт. Почти в то же время начали разбег ещё 2 истребителя, но попали под разрывы бомб. Один из них взрывной волной был отброшен в сторону и перевернулся.
Разогнав свою машину, Жердёв круто взмыл в небосклон. Он ринулся в атаку на ведущего второй колонны. В хвостище командиру пристроился Старший лейтенант Леонид Орлов. Бомбардировщик СБ-97 был сбит.
Японцы тем временем образовали спасительный круг и стали отбиваться от наших истребителей. Жердёв и Орлов творили чудеса. Сделав горку, они бросились в середину круга и подожгли ещё одну машину. В это время подоспели лётчики соседней эскадрильи 70-го полка во главе с Майором С. И. Грицевцом. Заметив угроза, японцы сбросили бомбы куда попало и стали резво отправляться на восток. Группа Сергея Грицевца устремилась в преследование и сумела сшибить ещё немного вражеских машин.
Внезапный налёт японской авиации на наши аэродромы заставил наше руководство усилить охрану телефонных линии. В конце Июня и начале Июля было обезврежено немного диверсионных групп противника, проникших в свойский тыл.
В середине Августа японцы приметно активизировали воздушную разведку. Ежедневно на разных участках фронта утром и вечером над расположением советских и монгольских войск стали являться самолёты Р-97. Командованием было приказано воспретить полёты вражеских разведчиков над монгольской территорией. Эту задачу выполняли лучшие лётчики, в гом числе и эскадрилья Капитана Н. П. Жердёва.
Первые вылеты не дали результатов. Японские разведчики участливо наблюдали за воздухом и, заметив угроза, на полной скорости уходили на свою территорию.
Жердёв решил перехитрить врага. На следующий день, получив извещение с постов наблюдения о появлении японского разведчика над горой Баян - Цаган, он во главе звена не пошёл навстречу лазутчику, а взял вектор движения на север, к озеру Буир - Нур. Оттуда повернул на Джин - Джин - Сумэ и уже с тыла атаковал противника. Разведчик, летавший над Халхин - Голом, поздненько заметил угроза. Пути отступления ему были отрезаны. Он кинулся на юг, но штурмовая вылазка Жердёва с высоты и со стороны солнца была неотразимой. Р-97 рухнул на землю.
За отрезок времени боёв на Халхин - Голе Капитан Н. П. Жеpдёв совершил 105 боевых вылетов, провёл 46 воздушных боёв, сшиб 14 японских самолётов ( 11 лично и 3 в группе с товарищами ). По некоторым сведениям одной из его жертв стал имеющий известность японский ас Капитан Аратоки. Кроме того, он участвовал в 14 штурмовых ударах по наземным войскам противника и его аэродромам. Лётчики эскадрильи Жердёва сшибли в воздушных боях 42 японских самолёта.
В годы Великой Отечественной войны Николай Жердёв храбро сражался в небе близкий Украины и Северного Кавказа. В воздушных боях сшиб 2 самолёта противника лично и 3 в группе. Первую победу одержал под Запорожьем, второй - под Полтавой.
В Октябре 1941 года он побывал в Рутченково, в финальный раз видел свою жену Тамару. Судьба её сложилась трагически. Оставшись на оккупированной территории, она была выдана гестапо предателем. После жестоких истязаний и пыток, продолжавшихся в течение нескольких месяцев, фашисты бросили её активный в ствол глубокой шахты. Но Николаю Прокофьевичу не суждено было познать о гибели жены: 15 Hоябpя 1942 года штуpман 821-го истребительного авиационного полка ( 4-я Воздушная вс, Северо - Кавказский фронт ) Майоp Н. П. Жеpдёв погиб в воздушном бою в горах Северного Кавказа. Общим итогом его боевой деятельности стали как самое меньшее 22 воздушные победы ( 16 лично и не менее 6 - в составе группы ), одержанные в трёх войнах.
Жители дагестанского аула Батаюрт бережно хранят память о Герое. На его могиле завсегда живые цветы. "Подвиг Героя Советского Союза Н. П. Жердёва, - писали сыну его А. Н. Жердёву, офицеру Советской Армии, учащиеся Батаюртовской средней школы, - будет блистать в веках как символ мужества и отваги, беспредельной преданности Родине, верности воинскому долгу. Для нас, комсомольцев и пионеров, Николай Прокофьевич Жердёв является воплощением лучших качеств настоящего советского человека".
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Зеленов Nikolay Zelenov
Старший лейтенант Н. А. Зеленов совершил 382 боевых вылета. В 47 воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 8 самолётов противника. 10 Февраля..
читать далее →
Николай Зуб Nikolay Zub
К Июлю 1943 года Гвардии Подполковник Н. А. Зуб произвёл 120 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 1 и в группе ещё 1 самолёт, 9..
читать далее →
Николай Иванов Nikolay Ivanov
Гвардии Подполковник Н. П. Иванов совершил 50 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника. 0 года погиб в при выполнении боевого задания. 2..
читать далее →
Николай Игнатьев Nikolay Ignatiev
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Николаю Петровичу Игнатьеву присвоено 13 апреля 1944 года.
читать далее →