Известные люди
»Николай Зуб
Рождение: Украина, 22.7.1943
К Июлю 1943 года Гвардии Подполковник Н. А. Зуб произвёл 120 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 1 и в группе ещё 1 самолёт, 9 самолётов противника уничтожил на земле.0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважному лётчику было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью "За отвагу".
Николай Зуб родился в 1911 году в селе Покровка, в настоящий момент Веселиновского района Николаевской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. С 1933 года в рядах Красной Армии. Окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков в 1935 году.
Сражался в числе советских добровольцев в Китае и Испании в 1937 - 1939 годах.
Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. Был заместителем командира 4-го штурмового авиационного полка. В совершенстве овладев самолётом Ил-2, проявил себя умелым воздушным бойцом и отличным организатором. Особенно блестяще действовал Николай Антонович при штурмовке вражеских аэродромов. В центральных газетах зачастую встречались заметки, где упоминалась необычная фамилия лётчика. Так, весной 1942 года в одном из номеров "Красной звезды" было напечатано:
"...К вражескому аэродрому на бреющем подошли штурмовики Н-ской Гвардейской части... Наши лётчики, действуя под командованием Майора Н. А. Зуба, резво штурмовали фашистов. На земле разом же вспыхнули 12 костров. Уничтожив 12 вражеских самолётов и повредив 9, наши лётчики удачно пересекли линию фронта. Налёт был в такой степени неожиданным, что зенитные орудия немцев открыли пламень только вдогонку..."
Николай Антонович не любил лихачества в воздухе. Он исключал из полётов все, что было рассчитано на внешний результат и лишено тактической целесообразности. У него всё было подчинено только одной задаче - при минимальных средствах достигнуть максимального результата штурмовки. Он был противником громоздких боевых порядков, сложных перестроений в воздухе и как ведущий строил маневр, думая о тех, кто идёт с ним рядом и сзади. Поэтому ему удавалось вдруг вывести самолёты на мишень с наивыгоднейшего направления, а потом атаки стремительно составить группу в чёткий строй. И уж истребителям противника не доводилось поживиться лёгкой добычей - отставшими одиночками, за которыми они охотились нарочно.
На фронте Николай Антонович написал для центральных газет немного статей по боевому применению штурмовиков. Позже они были включены в сборники, выпускавшиеся Военным издательством в серии "Библиотека лётчика". Так боевой навык Зуба стал достоянием многих лётчиков штурмовой авиации.
Летом 1942 года Н. А. Зуба вызвали в Москву для участия в разработке проекта наставления по боевым действиям штурмовой авиации. Целый год воевали без этого наставления, так как опыта боевого применения штурмовика Ил-2, поступившего на вооружение перед самой войной, не было. Майор Н. И. Зуб внёс непочатый край предложений, которые позже стали узаконенными. Он ещё тогда настаивал на том, чтобы основу боевого порядка составляло не звено из трёх самолётов, а пара, как наиболее маневренная боевая группа. Тогда, в Москве, Зуб выступил не только как теоретик, но и выполнил показательные полёты на полигоне перед военными миссиями Великобритании и США.
Штурмовик Ил-2 в печати называли противотанковым самолётом. Однако долгое время имевшиеся на нём средства поражения не могли проломить всё возраставшую по толщине танковую броню. Лишь во втором периоде войны были созданы специальные противотанковые бомбы - небольшие по калибру, но прожигавшие комулятивным лучом броневую защиту танка. А до этого ставка делалась только на "эрэсы" - оружие, хоть и мощное по ударному воздействию, но оказавшееся мало эффективным из - за большого рассеивания. Зуб и числе весьма немногих лётчиков мог в какие - то доли секунды полагать поправки в прицеливании и метко запускать ракеты. И тогда на опытном полигоне он одним залпом "эрэсов" вывел из строя трофейный танк.
Летом 1942 года Николая Антоновича назначили командиром 210-го штурмового авиационного полка той же 230-й дивизии ( 4-я Воздушная вс, Северо - Кавказский фронт ). До прихода Зуба тот самый полк за единственный месяц боевых действий в Донбассе понёс большие потери и стал небоеспособным. Заново сформированный и обученный новым командиром, он удачно действовал на Северном Кавказе, потом на Таманском полуострове и был в дивизии на весьма хорошем счету. Став командиром полка, Зуб продолжал летать на выполнение самых сложных боевых заданий, а когда поднималась в воздух вся дивизия, Николай Антонович со своим полком шёл спереди.
К Июлю 1943 года Гвардии Подполковник Н. А. Зуб произвёл 120 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сшиб лично 1 и в группе ещё 1 самолёт, 9 самолётов противника уничтожил на земле. 22 Июля 1943 года отважный лётчик погиб в районе села Молдаванское ( Крымский район Краснодарского края ).
В тот день был организован массированный налёт штурмовиков на "Голубую линию". Группу рядом 100 самолётов возглавил Зуб. Точно в назначенное время, перед атакой пехоты и танков, колонна самолётов подходила к опорному пункту противника в районе Киевской. Штурмовики летели под нижней кромкой сплошных облаков на высоте 600 метров. Завидев в воздухе огромную колонну самолётов, пехотинцы начали кидать вверх пилотки.
Цель была рядом, но враг зачем - то зенитного огня не открывал. Зуб великолепно понимал, что немецкие зенитчики заблаговременно сделали пристрелку по нижней кромке облаков. Он начал совершать плавные отвороты в стороны, меняя вектор движения. Но противозенитный маневр на тот самый раз был прямо не зубовский: не размашистый, а какой - то осмотрительный. Наверное, оттого, что ведущий в тот самый полёт взял под родное крылышко малообстрелянных лётчиков, которых всю дорогу берёг и опекал. Он опасался резким маневром расстроить боевой строй перед атакой. Зенитки противника молчали. Нет ничего хуже этого неведения: поскорее бы приметить первые разрывы, чтобы быть в курсе, куда отвернуть самолёт...
Головная пятёрка уже начала заходить в пикирование, и тогда немного зенитных батарей в то же время дали первостепеннный залп: чёрные разрывы в два счета усеяли небосвод. Самолёт ведущего группы и летевший с ним с правой стороны вздрогнули, их носы опускались всё круче и круче, с дымным следом машины пошли вниз. И так - до самой земли... Это был чёрный день для всей 230-й Кубанской штурмовой авиационной дивизии: в 210-м полку не стало командира, единственный из лучших лётчиков 4-й Воздушной армии, Николая Антоновича Зуба.
13 Апреля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважному лётчику было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью "За отвагу". Похоронен в городе Слуцке Минской области.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Иванов Nikolay Ivanov
Гвардии Подполковник Н. П. Иванов совершил 50 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника. 0 года погиб в при выполнении боевого задания. 2..
читать далее →
Николай Игнатьев Nikolay Ignatiev
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Николаю Петровичу Игнатьеву присвоено 13 апреля 1944 года.
читать далее →
Николай Искрин Nikolay Iskrin
Гвардии старший лейтенант Н. М. Искрин совершил 218 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил лично 10 самолётов противника и 1 - в составе..
читать далее →
Николай Карначенок Nikolay Karnachenok
За свою короткую жизнь - ему было только 20 - он успел много сделать для победы над врагом. На его счету - около 400 боевых вылетов, 12 вражеских..
читать далее →