Известные люди

»

Николай Карначенок

Николай Карначенок Nikolay Karnachenok Карьера: Авиатор
За свою короткую жизнь - ему было только 20 - он успел много сделать для победы над врагом. На его счету - около 400 боевых вылетов, 12 вражеских самолётов сбитых лично и 11 в группе с товарищами.Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ).

Николай Карначёнок родился в 1922 году в деревне Барки, сейчас Шкловского района Могилёвской области, в семье крестьянина. Образование неполное среднее. Работал мастером на Оршанском мясоконсервном комбинате. С 1940 года в рядах Красной Армии, год через окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов им. Полины Осипенко.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Сражался на Юго - Западном и Сталинградских фронтах. Свою боевую дело он начал в составе 521-го истребительного авиаполка. Вспоминает Герой Советского Союза, прославленный лётчик - истребитель, Андрей Яковлевич Баклан:

"В 1941 году, да и в первые месяцы 1942-го, многие наши пилоты летали на менее скоростных самолётах, чем немецкие Ме-109. Поэтому, как правило, воздушные бои вели по горизонтали, на виражах. И вот типичная картина того периода: два Ме-109 ведут махач на вертикалях и сковывают целую группу наших И-16 или И-153, которые кружатся на виражах в общей карусели. Оторвался от группы - тут же тебя штурмует "Мессер". Порой нашему лётчику тяжко было более того вылезти из боя.

Новые наши самолёты - "Яки" и "Лавочкины", - поступившие позднее на вооружение, уже без малого не уступали в скорости немецким истребителям. Однако велика мощь привычки ! Первое время и на новых самолётах наши пилоты продолжали употреблять оборонительные виражи, не проявляя по - настоящему наступательной инициативы.

В нашем полку первым начал новости махач на вертикалях начальник эскадрильи Иван Клещёв. Его примеру последовали Бабков, Алкидов, Карначёнок и я. Постепенно создалась своеобразная группа пилотов - новаторов. Особенно удачно освоил свежеиспеченный для себя маневр Коля Карначёнок. Он же первым и одержал победу в единоборстве с "Мессером". Николай нагнал его на "горке", когда Ме-109 потерял прыть и завис. Тут - то Коля его и поджёг..."

В Апреле 1942 года Николай Карначёнок, в составе пятёрки лётчиков, был переведён в 434-й авиаполк особого назначения. Этот полк состоял из трёх эскадрилий и насчитывал 44 самолёта Як-1. Командиром полка назначили Героя Советского Союза Ивана Ивановича Клещёва. В Июне полк отправился в район Сталинграда, где в ту пору разворачивались ожесточённые бои, как на земле так и в воздухе.

Воздушные бои в небе Сталинграда были тяжелейшими, но лётчики делали всё, на что были способны. Так, 15 Июля, пилотами 434-го полка было сбито 32 вражеских самолёта, свои потери 7 машин. Конечно несли потери и мы, и достаточно ощутимые...

К концу Июля, когда полку приказали прикрывать советские войска, переправлявшиеся на левый берег Дона в районе Калача, схватка в воздухе достигла своего апогея. Особенно напряжённым оказалось 26 Июля. В тот самый день любой лётчик произвёл по 6 - 7 боевых вылетов. А всего полк провёл 11 групповых воздушных боёв и уничтожил 34 немецких самолёта. Свои потери - 3 машины, пилоты которых спаслись с парашютами.

При этом все бои принимали на редкость ожесточённый нрав. Противник сражался яростно и упрямо. Дело доходило до лобовых атак. Причём таким приёмом пользовались более того немецкие пилоты. Но, как правило, они не доводили его до конца, в самый-самый крайний миг отворачивали.

Николай Карначёнок по возвращении на аэропорт поделился с товарищами впечатлением об одной из таких атак, выдержанных им. Сначала он более того растерялся: германец - и внезапно штурмует в лоб. В первое момент появилось охота отвернуть. Но Николай взял себя в руки и не изменил курса. Секунды сближения самолётов растянулись, казалось, до бесконечности. Наконец враг шарахнулся вверх и в сторону. И тут - то Карначёнок точной очередью прошил "Мессеру" брюшко...

А уже вечером, начальник полка горячо поздравил главных героев этого боевого дня: Капитанов Бабкова и Избинского, Лейтенантов Карначёнка и Савельева. Каждый из них сшиб по 2 - 3 вражеских самолёта.

К середине Июля 1942 года начальник звена 434-го истребительного авиационного полка ( 8-я Воздушная вс, Сталинградский фронт ) Лейтенант Н. А. Карначёнок совершил 349 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 10 вражеских самолётов.

...Всё меньше и меньше оставалось в полку исправных машин. В конце концов лётчики вынуждены были передать их в другую количество, а сами поехали в Саратов обретать новые Як-7Б и пополнять собственный состав. Вспоминает А. Я. Баклан:

Фото из газеты "Сталинский Сокол", 12.08.1942.

"Вернувшись под Сталинград, мы расположились на одном из полевых аэродромов в 25 - 30 км от города и начали боевую работу. В сложнейших условиях проходил практически произвольный воздушный мордобой. Над Сталинградом носились стаи самолётов - наших и немецких. Тут и там "закручивались карусели" воздушных схваток. Самолёт за самолётом поочерёдно начинали гоняются приятель за другом, но сшибить противника в эдакий обстановке сильно сложно. Ведь бесприцельный пламень с большущий дистанции не даёт эффекта, позволительно впустую шлепнуть весь боекомплект. А на то, чтобы подступить на нужную дистанцию и в аккурат прицелиться, не даёт времени враг.

Только выберешь себе удобную мишень, начнёшь сближаться и прицеливаться, как к тебе самому уже тянется магистраль противника. И сам не успеваешь раскрыть пламень. Ведомый тебя подстраховывает - защищает твою заднюю полусферу, но оттого что и его также атакуют. Продолжать начатую атаку становится нереально, того и гляди самого собъют. Приходится совершать разворот в ту сторону, где меньше самолётов, чтобы не встретиться ненароком".

17 Сентября 1942 года группа "Яков", ведомая Капитаном Избинским, вылетела на прикрытие наших наземных войск. Едва наши истребители достигли назначенного района, как с пункта наведения сообщили: с севера подходят немецкие бомбардировщики. Вскоре показался литой строй "Юнкерсов". Наши лётчики с ходу штурмовали их и удачно: Избинский и Карначёнок сшибли по бомбардировщику.

В то же момент сверху, со стороны солнца, на "Яки" свалились немного пар Ме-109. В воздухе завертелась "карусель", из которой вскоре единственный за другим выпали два горящих "Мессера". Но понесла потерю и наша группа. Прикрывая Капитана Избинского попал под жар противника единственный из "Яков". Оставляя дымный след, он скоро пошёл к земле. Это был концевой боевой вылет Лейтенанта Клавдии Нечаевой - отважной лётчицы, замечательной советской патриотки и крайне милой девушки. Ей чуть-чуть исполнилось 20 лет...

Воздушные схватки с врагом продолжались. Наряду с радостью воздушных побед, переживали наши лётчики и горечь поражений. Вспоминает А. Я. Баклан:

"Нередко наша группа возвращалась с задания не в полном составе. Кто - то в бою зазевался на миг или же излишне увлёкся преследованием врага - и сбит. При таких вот обстоятельствах мы потеряли Колю Карначёнка, Колю Гарама, Володю Микояна и других лётчиков..."

22 Сентября 1942 года шестёрка истребителей во главе с Капитаном И. И. Избинским перехватила немецкие бомбардировщики на подходе к линии фронта и заставила их свалить бомбы на свои же войска. В непродолжительной, но жаркой схватке неприятель потерял 3 самолёта. Их сшибли Карначёнок, Михаил Гарам и Шишкин. В тот самый же день, в районе посёлка Котлубань Дубовского района Волгоградской области, Старший лейтенант Н. А. Карначёнок погиб.

Вот как описывает это С. Исаев в своей книги "Страницы истории 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( Часть I. 1941 - 1967 гг.", с. 45 ):

"22 Сентября 1942 года 6 истребителей во главе с капитаном Стародубом перехватили немецкие бомбардировщики на подходе к линии фронта и заставила их скинуть бомбы на свои войска. В непродолжительной, но напряжённой схватке враг потерял 3 самолёта, которые сшибли лейтенанты Кошелев, Команденко и Шишкин.

Старший лейтенант Карначёнок и лейтенант Абросимов, сбив на пикировании Ме-109, столкнулись в воздухе и упали там же, где и германский самолёт.

Вспоминает Або Сергеевич Шаракшанэ, мастер самолёта Н. А. Карначёнка:

"Пара Николай Карначёнок и Владимир Абросимов взлетела, сделала над нами круг и взяла вектор движения к линии фронта. Случилось так, что воздушный мордобой с фрицами, завязавшийся вдалеке от нас, понемногу смещался и резво шёл уже прямо у нас над головами. Бой закончился абсолютно вдруг. Втоварищ самолёт ведущего немецкой пары сделал боевой разворот и одним духом под большим углом ринулся к земле. За ним, как на привязи, остальные 3 самолёта. При этом оба наших лётчика вели жар по ведущему. Не знаю, что должно было следовать за этим маневром, может быть, это была попытка на крупный скорости отстать от наших лётчиков. Только не успел германский ас выхватить машину, и она врезалась в землю. Коля своевременно поймал миг, и огромной перегрузкой выровнял свой самолёт. Мы облегчённо и ликующе вздохнули. Но тут же увидели страшное продолжение - Володя на выходе не успел сманеврировать и снизу врезался в самолёт Коли. Вновь два взрыва, два падающих самолёта..."

Владимир Иванович Абросимов к моменту гибели записал на свой счёт в боях под Сталинградом 2 самолёта противника".

Всем полком провожали товарищи Николая в концевой дорога. За свою короткую бытие - ему было только 20 - он успел хоть отбавляй произвести для победы над врагом. На его счету - примерно 400 боевых вылетов, 12 вражеских самолётов сбитых лично и 11 в группе с товарищами. В принципе, учитывая вышеприведённую информацию, на боевой счёт Н. А. Карначёнка разрешается сделать запись ещё одну групповую победу ( одержанную им в последнем бою в паре с В. И. Абросимовым - тот что ни на есть Ме-109, тот, что врезался в землю удирая от них пикированием ).

23 Ноября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, отважному лётчику посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ). Имя Героя носят Оршанский мясоконсервный комбинат, улицы в Орше и Шклове. На территории комбината установлен монумент Герою.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Кирток Nikolay Kirtok

Гвардии Старший лейтенант Н. Н. Кирток совершил 210 боевых вылетов на штурмовку скоплений военной техники и живой силы противника, в групповых..
читать далее

Николай Кисляк Nikolay Kislyak

Гвардии капитан Н. А. Кисляк совершил 302 боевых вылета, в 50 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника. 0 года за мужество и отвагу,..
читать далее

Николай Китаев Nikolay Kitaev

Гвардии Старший лейтенант Н. Т. Китаев к Марту 1943 года произвёл 183 боевых вылета, в 45 воздушных боях лично сбил 8 и в группе 5 самолётов..
читать далее

Николай Киянченко Nikolay Kiyanchenko

Гвардии майор Н. С. Киянченко совершил 360 успешных боевых вылетов, в 46 воздушных боях лично сбил 17 и в группе 4 самолёта противника. 0 года за..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий