Известные люди

»

Николай Кисляк

Николай Кисляк Nikolay Kislyak Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Тамбовская область» Тамбов, 22.10.1916
Гвардии капитан Н. А. Кисляк совершил 302 боевых вылета, в 50 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 22 Октября 1916 года в Тамбове, в семье рабочего. Образование неполное среднее. Работал токарем в тресте "Ленлёгпромстрой" в Ленинграде. С 1939 года в Военно - Морском флоте. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков. Служил в истребительной авиации Черноморского флота.

Участник Великой отечественной войны с первого дня. Участвовал в обороне Севастополя, Кавказа, освобождении Крыма, Украины, Молдавии, защищал корабли на Чёрном море.

К Сентябрю 1944 года штурман 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 2-я Гвардейская минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота ) Гвардии капитан Н. А. Кисляк совершил 302 боевых вылета, в 50 воздушных боях сшиб лично 12 самолётов противника. 6 Марта 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВМФ. В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1958 года Гвардии Полковник Н. А. Кисляк - в запасе. Живёт в Севастополе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

* * *

...Май 1944 года. В Одессе лётчики 11-го Гвардейского истребительного авиаполка готовятся к новым боям: мало-помалу вводят в строй молодых, только что прибывших пилотов, осваивают аэропорт и район предстоящих боевых действий. Истребители систематически летают на разведку в районы Аккермана, Днестровского лимана и вдоль побережья до устья Дуная в целях вскрытия обороны противника и определения момента возможного отвода немецким командованием своих войск.

В результате многократных вылетов было установлено, что неприятель укрепляет оборону и не собирается отдаляться. Противодействие же в воздухе он оказывал слабое. Тогда и родилась мысль: а не определить ли на "Аэрокобрах" бомбодержатели, чтобы и лётчики - истребители могли наносить бомбовые удары по наземным и морским целям ?

Инициативу проявил штурман полка Гвардии Капитан Н. А. Кисляк. Скромный по натуре, вдумчивый и авторитетный посреди лётного состава, он безотложно же нашёл поддержку старшего инженера полка В. Г. Попковского. Работа закипела. Они сконструировали и изготовили в мастерских особый бомбодержатель, а для подвески 250-кг фугасной бомбы решено было применять замок подвесного топливного бака. Правда, первое опробование, проведённое Николаем Александровичем, ожидаемого эффекта не дало. Дело в том, что крутое пикирование при бомбометании исключалось, так как сброшенная взрывчатка могла угодить в область, ометаемую винтом, а для бомбометания с пологого пикирования и тем больше с горизонтального полёта не было прицела.

Тогда наши умельцы сделали для сброса ФАБ-250 с пологого пикирования специальную разметку на плоскостях самолёта да ещё и разместили под каждой плоскостью по бомбодержателю для ФАБ-100, с тем чтобы разрешено было изменять варианты бомбовой нагрузки. Теперь с крутого пикирования сбрасывались ФАБ-100, для чего использовался штатный коллиматорный прицел, предназначенный для ведения огня из бортового оружия. Уменьшилось рассеивание и ФАБ-250 при сбрасывании их с помощью прицеливания по разметке. Все нарочно отобранные опытные лётчики за недлинный срок выполнили строй упражнений на полигоне и были готовы к нанесению бомбовых ударов.

Обязанности штурмана истребительного авиационного полка сложны и многогранны, но Капитан Н. А. Кисляк твердо справлялся с ними. Особую заботу он выражал о штурманской подготовке личного состава, вечно донимал командира полка и начальника штаба требованиями о выделении времени на занятия.

- Пару часов для такого дела неизменно разрешено выкроить, - говорил он. - На истребителе отдельного штурмана нет, там лётчик - это весь экипаж в одном лице. А летать над морем достаточно сложно - местность совсем безориентирная. Да и над сушей не проще - аэродромы меняются достаточно нередко. Обидно, когда теряешь людей и самолёты только из - за потери ориентировки...

Своего штурман, как правило, добивался и время на занятия находилось. Командование полка сработалось с Капитаном Кисляком довольно ладно, понимали приятель друга с полуслова. В 11-м Гвардейском полку он по праву считался ветераном: начал службу в нём рядовым лётчиком, опосля возглавил звено, стал замистителем командира эскадрильи, штурманом полка. Был он в атаках смелым и решительным, обладал сильной волей и выдержкой. Когда в воздухе возникали сложные ситуации, Кисляк вечно находил самый-самый верный выход из них.

В воздушных схватках с противником он одержал немного блестящих побед. Так, 25 Января 1944 года пара лётчиков - истребителей Гвардии старшой лейтенант Н. А. Кисляк и Гвардии лейтенант В. А. Любимков совершали облёт всех морских подходов к Севастополю. Враг, отрезанный с суши, получал подкрепления, боеприпасы и военное снаряжение по морю и воздуху.

Наши истребители вылетали наперехват и часто заставляли немецкие транспортные самолёты ворочаться вспять, не достигнув цели. На тот самый раз Кисляк и его напарник обнаружили в районе мыса Тарханкут группу из 29 транспортных Ju-52. Они шли на маленький высоте, прижымаясь к воде. Это обеспечивало им надёжную защиту. Снизу их не атакуешь - прикрывает море, а сверху также нелегко, так как неминуемо попадёшь под дюжий пламень пулемётов. Тем не менее Кисляк отважился на атаку.

Мастерски выполняя сложные маневры, истребители штурмовали врага и ухитрилясь, при этом, сами отправляться из - под ответного огня. Вот запылал единственный Ju-52. За ним - второй, третий... В этом бою Николай Кисляк и его ведомый сшибли 4 вражеских самолёта.

Но вражескому стрелку удалось всё же ошеломить самолёт Николая. Из строя вышла бензосистема. Несмотря на все трудности, лётчик сумел дотянуть до своего аэродрома. А сквозь немного часов, позже устранения неисправности, Кисляк сызнова взмыл в воздух.

Потом он, усмехаясь, рассказывал: "Их оттого что было без малого 30: мишеней немало, да к тому же и весьма крупных. Конечно, нам было легче, чем им. Куда ни стрельнешь - непременно в кого - то попадёшь".

К Сентябрю 1944 года Гвардии капитан Н. А. Кисляк совершил 302 успешных боевых вылета, провёл 50 воздушных боёв, в которых лично сшиб 12 вражеских самолётов. Много раз штурмовал он наземные цели противника, уничтожив большое численность активный силы и различной техники врага. 6 Марта 1945 года однополчане сердечно поздравили его с присвоением звания Героя Советского Союза...

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Китаев Nikolay Kitaev

Гвардии Старший лейтенант Н. Т. Китаев к Марту 1943 года произвёл 183 боевых вылета, в 45 воздушных боях лично сбил 8 и в группе 5 самолётов..
читать далее

Николай Киянченко Nikolay Kiyanchenko

Гвардии майор Н. С. Киянченко совершил 360 успешных боевых вылетов, в 46 воздушных боях лично сбил 17 и в группе 4 самолёта противника. 0 года за..
читать далее

Николай Клепиков Nikolay Klepikov

Гвардии Капитан Н. Ф. Клепиков совершил 600 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, сбил лично 8 и в составе группы 32 самолёта противника.28..
читать далее

Николай Козлов Nikolay Kozlov

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Николаю Александровичу Козлову присвоено 14 февраля 1943 за 495..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий