Известные люди
»Николай Кирейчев
Рождение: Россия
Практически любая, даже самая краткая, историческая справка о боевом пути корабля обязательно содержит информацию о судостроительном заводе, на котором он был заложен и спущен на воду, а также об ответственном сдатчике, поставившем свою подпись на приемном акте. Ветерану Великой Отечественной войны и Севмашпредприятия Николаю Кирейчеву довелось подписывать такой важный документ тринадцать раз. Все корабли Кирейчева - это атомные ракетоносцы, надежно служившие нашему Отечеству. Сегодня Николай Васильевич - наш собеседник.
Когда вы сдали свой основополагающий судно?
- В 1959 году. Тот год был особым в истории Севмаша, да, думаю, и всего отечественного подводного кораблестроения. Здесь, в Северодвинске, тогда были построены безотлагательно пять лодок проекта 629, вооруженных баллистическими ракетами. Я сдавал одну из них - заказ 805, тот, что шел без особых проблем. Но так получилось, что уже там, на Севере, передо мной поставили задачу по оказанию помощи в сдаче и головного корабля этого проекта - восемьсот первого заказа. Командир подлодки капитан 3-го ранга Радий Борисович Радушкевич настаивал на выполнении рихтовки обтекателей крышек ракетных шахт, не подписывал приемный акт. А было это уже 28 декабря. Ответственный сдатчик возражал, считая, что до нового года не поспеть. Вмешался управляющий и на время отстранил его от работы. Мне же дали бригаду джентльмен десять и сказали: За темное время суток все изготовить, а утром поставить подпись акт и донести на предприятие! Ночь мы трудились, а утром, затем принятия работы командиром заказа, вкупе с ним же позвонили в Северодвинск директору: Замечания устранены. Приемный акт подписан.
К тому времени остальные четыре корабля этого проекта - заказы 802, 803, 804, 805 - уже вступили в строй, то есть опередили своего головного собрата. По возвращении в Северодвинск меня безотлагательно назначили ответственным сдатчиком заказа 807. Запомнился начальник этого ракетоносца - капитан 2-го ранга Евдокимов. Лихой был начальник. Отходил от стенки или швартовался всю дорогу своим ходом, без буксиров. И ещё заказ примечателен тем, что сдали мы его флоту в 1960 году не под елочку, как просто, а ещё 15 сентября.
- А для вас началась пора атомного подводного кораблестроения, золотая пора, как ее назовут позднее...
- Действительно. Первым моим атомоходом был заказ 906 - ракетоносец проекта 658. Шел он шибко нелегко. Системы, связанные с атомной энергетикой, тогда только-только отрабатывались. Случалось хоть отбавляй разных ЧП, возгораний. Но главная засада произошла, когда заказ уже стоял у причала, на швартовных испытаниях. В реакторном отсеке возникла течь. Однако где как раз, никто не знал. Как назло, я подвернул ногу, не мог бродить. Директор Евгений Павлович Егоров выделил мне легковой авто, а в комиссию, разбиравшуюся в причинах неисправности, не включил: Никуда не спускайся, сиди за столом, руководи! Увы, комиссия работала больше месяца, а результатов так и не было. не выдержав, я кое-как спустился в выгородку системы управления защитой. Поручил старшине отсека отдать сжатый воздух в третий контур - систему охлаждения первого контура реактора. В отсеке черно, так как свет в целях пожарной безопасности не включали. Слышу, где-то шипит. Даю распоряжение подключить свет, наугад трогаю рукой трубочку-стаканчик для стравливания воздуха и она... остается у меня в руке. Оказалось, что эти изъеденные коррозией трубочки были изготовлены хотя и из хромированной, но все же не из предусмотренной проектом стали...
Устранив неисправность, мы успешно провели ходовые испытания. Очередное ЧП произошло уже на государственных испытаниях, в море. Обнаружилась течь в первом контуре реактора. Ситуация чрезвычайно неприятная. Возвращаться на предприятие? Но это означало срыв сроков сдачи корабля флоту. И я принял вывод расхолаживать реактор там же, в море - произвести то, чего раньше ни в жизнь не делалось. Доложил о своем решении председателю государственной комиссии капитану 1-го ранга Васильеву и получил ответ: Делайте как хотите. Но чтобы все было в порядке. Я в это занятие не вмешиваюсь. Мы расхолодили реактор до минимально контролируемого уровня мощности, выполняя в то же время вентилирование отсека. Течь была недурственно видна: влага струйками фонтанировала сквозь соединения в трубах. Мы, члены сдаточной команды, работая поочередно, по пять минут, обжали соединения, и судно продолжил государственные испытания. 28 октября 1962 года, на два дня раньше установленного срока, приемный акт был подписан.
- Николай Васильевич, вам, очевидно, довелось зачастую контачить с директором завода. Что запомнилось из этого общения?
- Сейчас не помню, на каком это было заказе... помню, что миг был крайне натуженный. Я не уходил с завода пять суток. А во вторник, как как правило, - директорская ревизия в стапельном цехе. Доложил о состоянии дел на своем заказе. Егоров выложил мне замечание, не резкое, но показавшееся крайне обидным. Видимо, сказалась накопившаяся усталость; я вспылил, стал стучать кулаком по столу: Евгений Павлович! Я вам не парнишка для битья! Несмотря на то, что происходило это в присутствии мужчина, поди, пятидесяти, Евгений Павлович не одернул меня. Немного успокоившись, я закончил свой отчет и позже проверки вышел из кабинета. Смотрю, идут врачи. Они отвели меня в сторону, измерили у меня давление, оказавшееся очень низким, сделали укол. Оказывается, это босс их вызвал.
Хотя следом мы с Евгением Павловичем встречались хоть отбавляй раз, в том числе и в отпуске, в неформальной обстановке, он ни в жизнь не напоминал мне об этом эпизоде, в котором я был неправ, и нередко обнаруживал ко мне исключительную, отеческую заботу. И вообще, подход к людям у него был нестандартный.
- Видимо, с вашим участием сдавались и атомные ракетоносцы?
- В 1968 году мы сдавали заказ 424. Это был первостепеннный судно проекта 667А с обрезиненным корпусом и... сильно невезучий. Хотя, когда выйдешь из критической ситуации живым, то относишься к невезению по-другому. Мы находились в море на государственных испытаниях - сдавали ход на полной подводной скорости при максимальной мощности реакторов. И в это время в восьмом отсеке загорелся электрощит. Обесточенные, оставшиеся без управления, рули бессильно повисли, и неуправляемая подлодка молниеносно понеслась вниз, ко дну. Для экстренного всплытия мы начали продувать балластные цистерны. Но безрезультатно. Продолжаем движение ко дну. Оставались, поди, считанные секунды для того, чтобы врезаться в грунт и остаться там навечно. В концевой миг лодочка все же выровнялась и стала подыматься, хотя с большим дифферентом. Конечно, посуда и все, что могло валиться, полетело, разбилось. Но всплыли. От дыма и копоти дышать было нереально. Ответственный сдатчик Михаил Яковлевич Баженов захворал. Я, его заместитель, трое суток отхаркивал из легких черную гарь, но все же не слег, сдавал заказ флоту. На этом заказе было 6 пожаров! Столько, пожалуй, не было ни на одном другом корабле.
Пожар произошел и во время нашего контрольного выхода в море, потом выполнения всех отделочных работ. Мы ещё не дошли до фарватера, когда кто-то из сдаточной команды, вывешивая и закрепляя проволокой родное спальное местоположение, ненароком замкнул электрощит в третьем отсеке. Нам пришлось ворочаться вспять на предприятие, заменять выгоревший щит и возродить отделку помещения.
Тогда, в 1971 году, мы все же передали флоту тот самый заказ - серийную лодку проекта 667А, а в настоящее время (через больше тридцати лет, следом двукратного переоборудования на Звездочке) ставшую экспериментальной подводной лодкой ВМФ России.
Помню ладно и следующий мой заказ. Он не был головным. В серии проекта 667Б значился уже четвертым. Видимо, оттого все работы, испытания проходили по накатанной колее, в штатном режиме. Да и сам предприятие работал мощно, как ладно отлаженный агрегат.
Директором тогда уже был Григорий Лазаревич Просянкин, осуществлявший ежедневный надзор за ходом строительства корабля, полно занимался этим заказом и теперешний глава предприятия Давид Гусейнович Пашаев. В то время он был заместителем начальника цеха 50 и декабрьской ночью 1973 года, прямо перед уходом лодки на Север, стоял во главе установкой амортизаторов в ракетные шахты. Отличным товарищем вечно был тихий, невозмутимый начальник корабля капитан 1-го ранга Юрий Травкин. Сдаточным механиком - толковый мастер Борис Каз.
Последней АПЛ, которую я сдавал как ответственный сдатчик, стал заказ 380 - второй остов, построенный по проекту 667БДРМ. Заказ серийный и шел славно. Особенностью его было то, что как раз на нем доводился до ума свежеиспеченный навигационный комплекс, устанавливавшийся на кораблях этого проекта. Уже потом сдачи построенного корабля флоту мы ещё 40 суток находились на нем в море, отрабатывая все вопросы, связанные с доводкой навигационного комплекса.
Николая Васильевича Кирейчева не забывают ни на Севмашпредприятии, ни на флоте, ни на Звездочке.
В июле 2001 года Николай Васильевич был почетным гостем на большущий АПЛ Казань (заказ 450) и в соединении ягринских подводников, праздновавших 30-летний юбилей этого корабля. Нередко бывает он и на предприятии Звездочка, где проходят ремонтик, переоборудование и, увы, утилизацию ракетоносцы, переданные им флоту.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Лунин Nikolay Lunin
Окончил среднюю школу и в 1922 году поступил в Ростовское мореходное училище имени Седова. По завершении учёбы направлен на учебное парусное судно..
читать далее →
Николай Абрамчук Nikolay Abramchuk
Николай Абрамчук родился 0 года в деревне Романовка, ныне Волковысского района Гродненской области, в семье крестьянина.
читать далее →
Николай Белавин Nikolay Belavin
Гвардии Капитан Н. И. Белавин совершил 97 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку укреплений, скоплений войск противника. 0 года за мужество и..
читать далее →
Николай Бокий Nikolay Bokiy
На фронтах Великой Отечественной войны с Сентября 1941 года. Воевал в составе 72-го истребительного авиационного полка ( позже ставшим 2-м..
читать далее →