Известные люди
»Николай Макаренко
Рождение: Украина, 1.5.1916
Майор Н. Ф. Макаренко совершил 262 боевых вылета, в 11 воздушных боях сбил 1 и уничтожил на земле 2 самолёта противника. Всего выполнил 325 успешных боевых вылетов и сбил 10 вражеских самолётов. В одном из боёв был тяжело ранен. 10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 1 Мая 1916 года в селе Сенное, нынче Богодуховского района Харьковской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Учился в Изюмском медицинском техникум Харьковской области. Несколько лет жил и работал в Москве. С 1935 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года, Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов.
Великую Отечественную войну встретил в должности командира звена. Сражался на Ленинградском и Воронежском фронтах.
К Декабрю 1941 года начальник эскадрильи 153-го истребительного авиационного полка ( 5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я вооруженные силы, Ленинградский фронт ) Майор Н. Ф. Макаренко совершил 262 боевых вылета, в 11 воздушных боях сшиб 1 и уничтожил на земле 2 самолёта противника. Вэтого выполнил 325 успешных боевых вылетов и сшиб 10 вражеских самолётов. В одном из боёв был тяжко ранен. 10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1950 году с отличием окончил Военно - Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. В 1970 году Полковник Н. Ф. Макаренко вышел припас. Жил в городё Щёлково Московской области. Работал на авиационном заводе в Москве. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Имя Героя носила пионерская дружина средней школы в городе Богодухов.
* * *
Тревожно было на душе у Николая Фёдоровича Макаренко, когда он после этого длительного путешествия по эвакогоспиталям страны возвращался с далекого Урала на фронт, в свой близкий полк. Более полугода потребовалось врачам 5-ти госпиталей, чтобы заново возвратить его в строй потом тяжёлого ранения, полученного в последнем воздушном бою. "Только, видно, бессмысленно они старались, - думал он. - Всё одинаково медицинская комиссия, как я её ни умолял, осталась непреклонной и вынесла твердое решение: "Не годен к лётной работе". Значит, прощай авиация..."
Кто из мальчишек его поколения не мечтал сделаться лётчиком ! Мечтал и он. Бывало, пролетит над его родным селом Сенное, на Харьковщине, исключительный самолёт, опрометью выбегал он из хаты и подолгу всматривался в голубое небосклон, в то время как не замолкал вдалеке шум мотора. Эта юношеская греза и привела его в военную авиационную школу пилотов. В ежедневном разнообразии классных и строевых занятий, бесконечных тренировочных полётов на учебном аэродроме он и не заметил, как пролетели 3 года напряжённой учёбы.
После окончания школы Лейтенанта Макаренко направили в 44-й истребительный авиационный полк, тот, что базировался под Ленинградом. Здесь его первым наставником и воспитателем стал видавший виды лётчик - политработник, комиссар полка батальонный комиссар Шалыганов, награждённый за участие в боях в Испании 2-мя орденами Красного Знамени. Он с охотой делился с молодыми лётчиками своим боевым опытом, учил их мужеству и умению побеждать врага.
Боевое крещение Николай получил на Карельском перешейке в войне с белофиннами. Летал он тогда на И-153 - "Чайке". Первое боевое поручение выполнил в Декабре 1939 года: в составе эскадрильи прикрывал боевые порядки сухопутных войск. Как говорят лётчики, в начале всё шло своим чередом. Но вот спереди показался двухмоторный бомбардировщик врага. С разрешения ведущего Макаренко сблизился с неприятельским самолётом и открыл пламень. Пулемёт врага умолк. Пристроившись в хвостище противнику, Макаренко сызнова открыл пламень. Самолёт загорелся, остановился единственный его двигатель, но неприятель продолжал полёт на втором моторе. И только после этого 3-й атаки бомбёр зажегся и начал разваливаться на куски.
И ещё единственный полёт. 2 Января 1940 года звено наших истребителей, в составе которого ведомым был и Макаренко, вылетело на прикрытие сухопутных войск. И как только пришли в заданный район, по радио поступило извещение, что в воздухе появились финские самолёты.
- В атаку ! За мной ! - подал команду ведущий.
Макаренко с ходу атаковал замыкающую машину врага и сшиб её. Это была его вторая виктория на Карельском перешейке.
Потом Макаренко сопровождал бомбардировщики в тыл противника, патрулировал патрулировал над Ленинградом, оберегая его от возможных налётов вражеской авиации, выполнял разведывательные полёты в простых и сложных метеорологических условиях. Вэтого в той войне он совершил 53 успешных боевых вылета.
На 5-й день Великой Отечественной войны Николая Макаренко с группой других лётчиков перевели в 153-й истребительный авиационный полк, которым командовал Герой Советского Союза Майор С. И. Миронов ( в дальнейшем Генерал - Полковник авиации). Полк базировался в Ленинградской области. С этим полком и С. М. Мироновым, тот, что стал его вторым наставником и воспитателем, Макаренко прошёл весь свой дальнейший боевой тракт.
Как - то раз пятёрка истребителей в составе П. С. Большакова, В. П. Волкова, А. В. Кислякова, Н. А. Кривойкина и Н. Ф. Макаренко вылетела на выполнение боевого задания в район города Сортавала. Надо было сделать разведку. Выйдя к цели, группа обнаружила большую автоколонну, которая двигалась к Ленинграду. Последовала команда ведущего: "Занять боевой строй и активизировать штурмовку".
Выполнив поручение ( в том полёте лётчики подожгли больше 15 вражеских автомашин ), группа повернула на свой аэропорт. Недалеко от линии фронта, на опушке леса, обнаружили скопление пехоты противника. Получив дозволение ведущего, Макаренко снизился до 200 метров и с бреющего полёта расстрелял врагов из пулемётов своей "Чайки". Но в это время на его самолёт спикировали безотлагательно 4 Ме-109. Разгорелся неравный махач.
Заметив, что вслед за тем очередной атаки "Мессеры" выстроились для нанесения нового удара, Макаренко развернул машину и пошёл в лобовую атаку. Сблизившись до 100 метров, нажал на гашетку. "Мессер", оставляя за собой хвостище густого дыма, камнем рухнул вниз. Оставшись без ведущего, враги покинули поле боя и убрались восвояси. Так была одержана первая виктория лётчика в боях с немецкой авиацией.
Об этом поединке Николая Макаренко с 4-мя "Мессерами" ленинградцы узнали 24 Августа 1941 года из заметки "80 вылетов", опубликованной в "Ленинградской правде".
...Шёл Август 1941 года. Трудное это было время. Враг неотступно рвался к Ленинграду. Тесня наши войска, немцы с каждым днём всё ближе и ближе подходили к городу. Особенно неистовствовала авиация противника. Налёты не прекращались ни днём, ни ночью. Одна волна бомбардировщиков сменялась иной. Но произвольный раз им преграждали стезя наши зенитчики и лётчики. И хотя по численности наша авиация существенно уступала врагу, зато мужеству, отваге и дерзости советских пилотов не было предела.
В единственный из таких дней группа лётчиков - истребителей в составе Кривойкина, Любутина, Макаренко, Мухина и Ржавского была поднята по тревоге на перехват вражеских самолётов. В завязавшемся воздушном бою Лейтенант Макаренко сшиб "Мессер", но и его самолёт получил серьёзные повреждения. Уж сверх меры неравные были силы. Юркая, послушная каждому движению руки "Чайка" нежданно-негаданно перестала повиноваться и всё больше валилась на нос. Он попробовал увеличить обороты двигателя - не получилось. Тогда решил усадить машину на озёрный островок, но она начала грубо лишаться высоту и упала в Ладожское озерко. Коснувшись поверхности воды, скапотировала, перевернулась кабиной вниз и пошла ко дну. Отстегнув привязные ремни, Макаренко выбрался из открытой кабины самолёта и доплыл до островка. Подобрали его наши моряки, с волнением наблюдавшие за ходом воздушного боя.
На аэровокзал наши лётчики возвращались вчетвером. Не тотчас Лейтенант Н. А. Кривойкин, водивший группу в мордобой, нашёлся, что отозваться на неразговорчивый вопросительный мотив техника А. А. Егорова, обслуживавшего самолёт Макаренко.
- Герой твой начальник, - опустив глаза, произнёс Лейтенант. - Хороший был лётчик...
К вечеру на столе начальника штаба полка Майора Садовникова лежало боевое донесение командира эскадрильи Лейтенанта Родионова о геройском поступке и гибели лётчика Макаренко. Какова же была веселье однополчан, когда перед отправкой донесения в штаб корпуса Николай Макаренко живым и невредимым прибыл на аэропорт !
А на прочий день он еще раз был в воздухе, выполняя очередное боевое поручение. Таких заданий в горячие Августовские и Сентябрьские дни 1941 года было полно. Вот что удалось изведать об одном из них.
- С вечера поступило приказание, - рассказывает Николай Фёдорович, - сделать налёт на вражеский аэровокзал. По данным разведки, немцы сосредоточивали там самолёты для нанесения удара по Ленинграду. Была сформирована штурмовая группа во главе с опытным лётчиком командиром эскадрильи Старшим лейтенантом Родионовым. В неё вошли лётчики Кисляков, Мухин, Авдеев, Костюк, Праводелов и я. Мне, как "старожилу" ленинградского неба, славно знающему заданный район, возложили вывести группу на мишень. С полевого аэродрома вылетели до времени утром. К цели подходили с востока, со стороны солнца, на бреющем полёте, чтобы не угодить под зенитный пламень противника. На аэродроме стояли готовые к вылету бомбардировщики и истребители сопровождения, а взмыть успел только единственный "Мессер". Пришлось мне прошить его длинной очередью из всех 4-х пулемётов. Он рухнул без малого на краю аэродрома. Первый бомбовый потрясение нанесли по бомбардировщикам. Потом сделали ещё 4 захода и, уничтожив больше 10 вражеских самолётов, без потерь вернулись на свою базу.
Дерзко сражался в ленинградском небе Николай Макаренко. Отважный лётчик уходил на боевые задания более того тогда, когда погода считалась нелётной. Не было противника в воздухе - искал его на земле. Товарищи удивлялись, откель у него, щуплого с виду человека, берётся столь сил, энергии и выносливости. Вот всего одна запись из журнала боевых действий полка:
"23 Ноября 1941 года Старший лейтенант Макаренко дважды в только тяжёлых метеоусловиях при сильном снегопаде вылетал штурмовать позиции противника в районе Ивановское и Усть - Тосно. Уничтожил до полутора взводов пехоты. За эти вылеты руководство ВВС Ленинградского фронта объявило Старшему лейтенанту Макаренко благодарность".
К концу 1941 года на счету Николая Фёдоровича Макаренко было уже 262 боевых вылета. За мужество и отвагу он был награждён орденом Ленина и представлен к званию Героя Советского Союза.
153-й истребительный авиаполк стал одним из пеpвых боевых полков приступивших к обучению на истpебителе "Аэpокобpа". Отведённый на пеpефоpмиpование с Ленингpадского фpонта, он 25 Марта 1942 года пpибыл в 22-й запасной авиаполк. Пеpеучивание пpоходило в течение 27 дней, со сpедним налётом 12 часов на пилота. К 10 Июня 1942 года полк закончил пеpеучивание и 14 Июня убыл на Воpонежский фpонт, где был включён в состав одной из трёх созданных в ВВС ударных авиационных групп, подчинявшихся Ставке Верховного Главнокомандования.
Ударные группы предназначались для завоевания господства в воздухе и нанесения массированных ударов на определенных участках фронта. Их основная отличительная черта - подвижность. Когда требовалось, они стремительно перелетали на новые аэродромы и выполняли поставленные перед ними задачи. Во главе каждой группы стояли командующий и армейский комиссар. Командующим 3-й ударной группой, в состав которой входили 3 бомбардировочных и 2 истребительных полка, был бывалый военачальник и воспитатель Генерал - Майор авиации Л. А. Горбацевич, а военным комиссаром - не менее бывалый политработник дивизионный комиссар А. Г. Рытов ( позже Генерал - Полковник авиации, руководитель Политуправления ВВС ).
Для встречи 153-го полка на аэропорт под Воронеж прилетел Л. А. Горбацевич. Обращаясь к лётному составу, он сказал: "На нашем фронте ещё чуть-чуть истребителей и супостат летает безнаказанно. Вам нужно проучить его !" И они проучили...
Через день, только успев произвести облёт района действия, полк во главе со своим командиром Майором С. И. Мироновым уже вылетел на вольный розыск самолётов противника в воздухе. Ведущим был назначен начальник эскадрильи Капитан Макаренко. Он лучше других ориентировался в воздухе, неплохо изучил карту района боевых действий. Через 5 минут полёта в заданном направлении отметили идущих навстречу 3-х вражеских бомбардировщиков. Командир полка, летевший с правой стороны, резво вырвался вперёд и с малой дистанции в упор расстрелял ведущего: Ju-88 перевернулся и камнем пошёл вниз. Остальных двух "Юнкерсов" сшибли Капитан Макаренко и Старший лейтенант Иванов. Только закончился тот самый махач, как встретилась пятёрка "Юнкерсов". Они были окружены нашими самолётами и уничтожены. Затем обнаружили ещё 7 бомбардировщиков, которых постигла та же участь.
Каждый лётчик полка сшиб в этом полёте по одному, а некоторые - более того по 2 самолёта. Оказывается, немецкая авиация пыталась сделать в тот день звёздный налёт на Воронеж, в котором участвовало больше 100 её самолётов. В отражении налёта участвовали лётчики и другого истребительного полка 3-й ударной группы. Наши наземные подразделения выловили опосля выбросившихся с парашютами вражеских лётчиков, штурманов и стрелков - радистов. Их оказалось больше 70. Налёт на Воронеж дорого обошёлся противнику. Наши лётчики вернулись без потерь. С тех пор немцы стали летать большими группами, плотным строем и с истребителями прикрытия.
О геройском поступке лётчиков полка С. И. Миронова дивизионный комиссар А. Г. Рытов в тот же день сообщил политработникам частей 3-й группы и попросил их донести эту весть до всех авиаторов. Слава о мироновском полёте гремела по всему фронту. Его лётчики дрались под Воронежем 3 месяца, нанося по врагу единственный потрясение сокрушительнее другого. К сожалению, для Николая Макаренко единственный из воздушных боёв оказался роковым...
Раннее Июльское начало дня 1942 года. Внезапный налёт немецких бомбардировщиков на аэропорт полка. Взлететь успел только Капитан Макаренко. Одному ему и пришлось ступать в атаку. Догнав девятку уходящих бомбардировщиков, он пристроился к ним в хвостище и огнем из пушки и пулемётов сшиб Ju-88. Сразу же после этого этого атаковал второй самолёт и в пылу боя не заметил, как появились истребители противника и открыли по нему пламень. Машина вдруг вздрогнула. Резкая боль обожгла левое плечо, сковала руку, по телу заструилась кровь. Превозмогая боль, он одной рукой посадил машину на запасной полевой аэровокзал, а вылезть из кабины ему помогли товарищи.
Это был 325-й боевой вылет Николая Макаренко за время Отечественной войны и 10 лично сбитый им вражеский самолёт ( в сборнике "Герои огненных лет" указывается нв 3 личные и 6 групповых побед, одержанных в 67 воздушных боях ). Так закончился его последняя воздушная схватка.
7 месяцев пролежал в госпиталях герой воронежского неба. Врачи сделали всё возможное, чтобы воротить Николая Фёдоровича в строй, но возродить полноценность искалеченной в бою снарядом руки им так и не удалось.
- Летать вам противопоказано, - заключил начальство медицинской комиссии. - Но, учитывая, что вы убедительно проситесь в доля...
- Да как же без родного полка, без ребят !.. - перебил Макаренко Полковника медицинской службы.
- Всё это мы учитываем. Учитываем и то, что за вас ходатайствовало руководство полка и авиагруппы. Думаем, что служить вы ещё сможете, но летать, конечно...
Вот так, через 7 месяцев, он и возвращался из госпиталя в свой авиационный полк на Северо - Западный фронт, где вскоре был назначен помощником командира полка по воздушно - стрелковой службе.
На второй день по возвращении в родную доля, а было это 10 Февраля 1943 года, радио принесло радостную весть, что 25 защитникам Ленинграда, в числе которых был и Майор Макаренко Николай Фёдорович за мужество и отвагу в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками указом Президиума Верховного Совета СССР удостоены звания Героя Советского Союза. В тот же день он узнал, что за концевой воздушный мордобой его наградили и орденом Красного Знамени, а 153-й истребительный авиационный полк за успехи в боевых действиях преобразован в 28-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Позднее ему было присвоено наименование "Ленинградский".
Однополчане организовали торжественное чествование своего боевого друга. Ему поднесли подарки, и самым ценным, тот, что он и следом войны продолжительно хранил как реликвию, был, пожалуй, вот этот: снаряд от пушки его машины, из которой он сшиб 2 самолёта противника в грозном воронежском небе.
Уезжать из родного полка в тыл, на лёгкую работу, как ему предложили, Николай Фёдорович наотрез отказался. Он просил, требовал, чтобы его допустили к полётам, уверял, доказывал, что сможет править истребителем и одной рукой. Но врачи были неумолимы.
- Нет, не могу без авиации, - твёрдо заявил Макаренко. - Если воспрещено летать, пойду обучаться на инженера. А лётные и боевые навыки и там свою службу сослужат.
Так Гвардии Майор Макаренко стал первоначально слушателем подготовительного курса, а далее - инженерного факультета Военно - Воздушной инженерной Краснознамённой академии имени Н. Е. Жуковского.
В 1950 году он благополучно окончил академию и возвратился в авиацию лётчиком - инженером высшей квалификации. Умело сочетая лётную и инженерную подготовку с опытом боевых действий на фронте, он всецело посвятил себя воспитанию и обучению молодых лётчиков - инженеров, которые до сих пор вспоминают его как хорошего наставника. К наградам за ратные подвиги прибавилась награда за трудовые успехи: в 1961 году Герой Советского Союза Полковник Николай Фёдорович Макаренко был награждён орденом Трудового Красного Знамени...
Выйдя в отставку, он по - прежнему отавался в боевом строю и не расстался с авиацией. Все эти годы он работал инженером - конструктором и возглавлял Совет ветеранов войны. Часто выступал на предприятиях, в клубах и школах с лекциями по военно - патриотическому воспитанию молодёжи.
В торжественные дни, когда Николай Фёдорович надевал свой парадный наряд, на его груди рядом с Золотой Звездой Героя сияли 20 боевых и трудовых наград Родины и посреди них скромная, но дорогая сердцу медаль "За оборону Ленинграда", напоминающая о боевом крещении в неравных воздушных боях с врагами в Ленинградском небе...
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Максимов Nikolay Maximov
Капитан Н. В. Максимов совершил 131 боевой вылет на штурмовку скоплений живой силы и боевой техники противника. В воздушных боях сбил лично 6 и в..
читать далее →
Николай Москвителев Nikolay Moskvitelev
Генерал-полковник Н.И. Москвителев - Заслуженный военный летчик СССР (1968), кандидат военных наук (1984). Он кавалер орденов Октябрьской Революции,..
читать далее →
Николай Найденов Nikolay Naydenov
Старший лейтенант Н. А. Найдёнов совершил 281 боевой вылет, в 32 воздушных боях лично сбил 9 и в группе 3 самолёта противника. 0 года за мужество и..
читать далее →
Николай Наумов Nikolay Naumov
Подполковник Н. А. Наумов совершил 240 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника. Выполнил ряд специальных заданий командования...
читать далее →