Известные люди
»Николай Наумов
Рождение: Россия, 26.11.1909
Подполковник Н. А. Наумов совершил 240 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника. Выполнил ряд специальных заданий командования. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 26 Ноября 1909 года в городе Орлов, в настоящее время Халтурин Кировской области, в семье служащего. Окончил 9 классов. С 1927 года в Красной Армии. В 1928 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, в 1929 - Оренбургскую военную школу лётчиков и летнабов. С 1940 года был начальником лётной инспекции ВВС Черноморского флота.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. К Июню 1942 года инспектор по технике пилотирования ВВС Черноморского флота Подполковник Н. А. Наумов совершил 240 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб 6 самолётов противника. Выполнил строй специальных заданий командования. 14 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1970 года Генерал - Лейтенант авиации Н. А. Наумов - в отставке. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями. В посёлке Кача ( Нахимовский район города Севастополя ) установлен бронзовый бюст, в Севастополе у монумента Славы на мраморе выбито имя Героя. Автор статьи "Комсомольский Генерал" ( о Н. А. Острякове ) в книге "Крылья над океаном".
* * *
Николай Александрович Наумов принадлежал к славной кагорте морских лётчиков старшего поколения. Ещё задолго до Великой Отечественной войны он готовил квалифицированные кадры для морской авиации.
В 1940 году Н. А. Наумов был направлен в ВВС Черноморского флота, а вскоре началась битва...
В авиационные полки прибывала новая материальная количество, и ему приходилось проводить практические занятия, пособлять лётчикам осваивать незнакомые машины. Обучение пилотов он строил на активном участии в боевых действиях по защите Севастополя от налётов вражеской авиации. Когда поручение было сопряжено с трудностями, он сам вылетал для его выполнения.
Однажды работа оповещения передала, что в воздухе появилось 4 вражеских истребителя. Николай Александрович поднял свою машину и вступил в неравный махач. Он пошёл в лобовую атаку... Противник был ошеломлён дерзостью нашего пилота. В этом бою Николай Наумов сшиб 2 неприятельские машины.
В начале Февраля 1942 года на аэродромах Севастополя находилось в строю 107 самолётов. Лётчики не давали им подолгу находиться в капонирах. Однажды в редакцию газеты "Красный черноморец" пришло сообщение, озаглавленное "Слава и привет отважному лётчику !". В письме - просьба:
"В темное время суток на 25 Февраля фашистский воздушный пират, встретившись над Севастополем с нашим героическим лётчиком, нашел себе могилу. Мы, бойцы катера - охотника, видели тот самый воздушный поединок, восхищаемся подвигом... нашего храброго сокола, но, к сожалению, не знаем фамилии героя... Просим редакцию сообщить нам фамилию лётчика, сбившего вражеский авиалайнер. Мы будем ударять врага на воде, как бьют его наши боевые товарищи в воздухе. Комсомольцы катера - охотника: Прокофьев, Жолдак".
Этим отважным воином оказался Майор Н. А. Наумов. Успех его был не случайным. Ещё в начале Великой Отечественной войны Николай Наумов прибыл в ряды Черноморской авиации. Здесь он возглавил лётную инспекцию, помогал полкам 62-й авиабригады перевооружаться на новые типы самолётов и показывал, как нужно использовать их в бою. Когда неприятель окружил Севастополь, Николай Александрович стал одним из его защитников. Здесь, в небе осаждённого города, он совершил немного геройских поступков.
Вечером 24 Февраля 16 вражеских бомбардировщиков Ju-88 поодиночке с небольшими интервалами налетали на Севастополь. Потом наступила длительная перерыв. Стояла необычная зловещая безмятежность. Защитники города знали, что она обманчива, и бдительно несли вахту. Втоварищ где - то приподнято в небе сызнова послышался нарастающий звук мотора. Сейчас же яркие лучи прожекторов взметнулись навстречу воздушному пирату. Вот они нащупали его, накрепко зажали, и зенитки открыли пламень. Это был "Юнкерс-88". Он шарахнулся в сторону, пытаясь схорониться в темноте. В это время в воздух поднялся Николай Наумов. Его истребитель Як-1, замаскированный ночной мглой, пошёл на сближение с "Юнкерсом". Вскоре в ночном небе Севастополя начался махач.
Лётчик зашёл противнику в хвостище и, когда дистанция сократилась до предельной, открыл жар из своего оружия. Ослепительно яркая дорога вонзилась в неповоротливую тушу бомбардировщика. Его экипаж открыл ответный жар, а далее вошёл в штопор.
"А не хитрит ли гитлеровский лётчик ? - мелькнула идея. - Не имитирует ли он падение, чтобы усыпить бдительность и попробовать спастись ?"
И, истинно, уже у самой земли "Юнкерс" как снег на голову вышел из штопора и взял вектор движения на север. Наумов быстро зашёл на повторную атаку. Но она оказалась ненужной. Пролетев небольшое пространство, бомбардировщик рухнул на землю и взорвался.
Таких схваток у Николая Александровича было много. Почти все годы войны он был в рядах Черноморской авиации, совершил сотни боевых вылетов. От его разящих ударов супостат понёс немалые потери. Одним из первых на флоте Н. А. Наумов был удостоен звания Героя Советского Союза.
Некоторое время Полковник Н. А. Наумов летал ведомым у командующего ВВС Черноморского Флота Николая Алексеевича Острякова. Уже затем войны, вспоминая о тех днях, он напишет:
"Моей ключевой задачей было оберегать хвостище самолёта командующего, и, значит, мне категорически запрещалось отвлекаться на ведение самостоятельных действий.
Твёрдо усвоив, что без Генерала Острякова ретироваться на аэропорт не разрешено, всё же как-то раз, когда мы прикрывали бомбардировщики Пе-2, я отвлёкся. Увидел, что "Мессер" подкрадывается к нашему пикировщику. С первого захода сшиб вражеский истребитель, но упустил из виду командующего. Те минуты, когда позже удачной атаки я искал Острякова, послужили хорошим уроком: его "Як" мне мерещился в каждом падавшем или горевшем самолёте.
Николай Алексеевич в тот раз удачно приземлился на Херсонесе. Он не осудил ведомого за "инициативу", но товарищи подвергли меня справедливой "проработке". После этого случая я больше не отрывался от командующего в воздухе и атаковал только те цели, которые угрожали ведущему. При мне Генерал Н. А. Остряков уничтожил 2 вражеских самолёта. Ещё одного мы сшибли с ним вдвоём над Севастополем. В тот день на нас напала четвёрка Ме-109, но, когда единственный из "Мессеров" загорелся от нашего огня, остальные ушли на свой аэровокзал.
Военный совет Черноморского флота вскоре запретил командующему ВВС вылетать без специального разрешения. Но Остряков продолжал летать "втихаря". Только на Як-1 Николай Алексеевич 20 раз поднимался в воздух с мыса Херсонес. А всего на его счету больше 100 "севастопольских" вылетов".
А вот что пишет об этой замечательной паре, именитый лётчик - истребитель Герой Советского Союза К. Д. Денисов:
"Генерал Остряков стремительно стал душой авиации Черноморского флота. Он был не только талантливым руководителем, но и бесстрашным воздушным бойцом. Летать он начал на И-16, следом освоил Як-1. За 6 месяцев войны совершил примерно 100 боевых вылетов, в воздушных боях сшиб лично и в составе группы 6 самолётов противника.
Под сделаться ему был и начальство лётной инспекции ВВС флота Майор Н. А. Наумов. Они чем - то напоминали и в то же время дополняли приятель друга. Летали без малого постоянно в паре, а ибо Наумов уже имел за плечами не единственный десяток боевых вылетов и немного побед в воздушных боях, то Остряков на первых порах как бы учился у него тактическим приёмам борьбы с вражескими самолётами..."
Весной 1943 года развернулись ожесточённые воздушные схватки в небе Кубани. Самое активное участие в них принял и Николай Наумов, одержав ещё немного блестящих побед.
Вэтого за годы Великой Отечественной войны Н. А. Наумов совершил сотни боевых вылетов, провёл десятки воздушных боёв, сшиб 17 вражеских самолётов.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Наумчик Nikolay Naumchik
Гвардии капитан Н. К. Наумчик совершил 270 боевых вылетов, в 39 воздушных боях лично сбил 8 и с составе группы ещё 8 самолётов противника...
читать далее →
Николай Ольховский Nikolay Olhovsky
После окончания войны продолжал служить в Военно - Воздушных Силах. С 1953 года Гвардии подполковник Н. И. Ольховский - в запасе. Жил в Москве,..
читать далее →
Николай Онопченко Nikolay Onopchenko
Гвардии Старший лейтенант Н. М. Онопченко совершил 642 успешных боевых вылета, из них 446 - на разведку. В 87 воздушных боях лично сбил 14 самолётов..
читать далее →
Николай Остряков Nikolay Ostryakov
В 1932 году окончил школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота в Москве. С 1934 года в Военно - Морском Флоте. Участник национально -..
читать далее →