Известные люди
»Николай Остряков
Рождение: Россия» Москва, 24.4.1942
В 1932 году окончил школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота в Москве. С 1934 года в Военно - Морском Флоте. Участник национально - революционной войны испанского народа 1936 - 1939 годов. В 1941 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно - Морской академии.
Родился 17 Мая в Москве, в семье рабочего. Образование среднее. В 1932 году окончил школу лётчиков Гражданского Воздушного Флота в Москве. С 1934 года в Военно - Морском Флоте. Участник национально - революционной войны испанского народа 1936 - 1939 годов. В 1941 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военно - Морской академии.
С Октября 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Под командованием Генерал - Майора авиации Н. А. Острякова лётчики ВВС Черноморского флота в воздушных боях с Декабря 1941 года по Апрель 1942 года сшибли 354 вражеских самолёта. Сам Остряков принимал участие в обороне Одессы и Севастополя, в Керченско - Феодосийской десантной операции, в битве за Кавказ. Произвёл больше 100 боевых вылетов, в воздушных боях лично и в составе группы сшиб 6 самолётов противника.
24 Апреля 1942 года погиб во время налёта вражеской авиации. 14 Июня 1942 года за умелое руководство авиацией флота и проявленные при этом мужество и отвагу, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Красной Звезды. Похоронен в Севастополе.
Избирался Депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. Навечно зачислен в списки управления авиации Черноморского флота. В Севастополе и Керчи ему поставлены памятники. Имя Героя носят улицы в Москве, во Владивостоке и ряде других населённых пунктов, а ещё судно Морского Речного Хозяйства.
* * *
"Если бы меня попросили прозвать самого лучшего командира и человека посреди лётного состава ВМФ, я назвал бы Генерал - Майора Острякова. Героизм, скромность, умение, хладнокровие и беззаветная преданность Родине - всё это Остряков !.." - эти слова принаждежат Адмиралу Н. Г. Кузнецову, в годы войны - Народному комиссару Военно - Морского Флота.
Николай Остряков - единственный из пионеров советского парашютизма, признанный мастер авиационного спорта, вырос на окраине Москвы, в районе где в настоящий момент станция метро "Сокол". Сегодня тут есть улочка Острякова и мемориальный музей в средней школе 704, которая носит его имя. Сам Николай проучился только 7 классов, далее, чтобы пособить семье, поступил учеником на предприятие "Красный металлист". А когда ему не было ещё 17 лет, в Марте 1928 года, по призыву комсомола уехал на сооружение Турксиба. В родную Москву Николай вернулся под свежеиспеченный, 1930 год. Вскоре переквалифицировался на автослесаря, далее стал водить автобус.
После странствий и увлечения техникой Острякова потянуло в небосклон. В 1932 году он зачислен курсантом в Центральную лётную школу в Тушине. По окончании школы остаётся там же лётчиком - инструктором, потом переходит в Высшую парашютную школу Осоавиахима, где не только тренируется, но и испытывает парашюты новой конструкции. В 1934 году в числе первых Острякову присвоили звание "Мастер парашютного спорта СССР". В 1935 году за выдающиеся заслуги и мастерство 24-летний парашютист был награждён орденом Красной Звезды. А в 1936 году его избирают делегатом IX съезда комсомола Украины, делегатом юбилейного X съезда ВЛКСМ.
Но вот грянули события в Испании. Остряков в числе первых добровольцев отправился туда и доблестно сражался с франкистами. Сначала он воевал рядовым бойцом Интернациональной бригады, а потом стал лётчиком. На скоростном бомбардировщике "СБ" он выполнил больше 250 успешных боевых вылетов ( пожалуй, больше всех из числа пилотов бомбардировочной авиации ). Экипаж его самолёта в одном из боёв сшиб вражеский истребитель.
Лётчиком он был великолепным. Весь мир облетело извещение французского агенства Гавас:
"28 Мая 1937 года в Средиземном море, на траверзе Малаги, самолёт республиканской Испании атаковал немецкий карманный линкор "Дойчланд" и попал в него двумя бомбами. Линкор получил серьёзные повреждения: сбита передняя башня главного калибра, взорвался единственный из котлов. К вечеру "Дойчланд" с трудом дошёл до Гибралтара".
Факт, уже сам по себе, впечатляющий. Но самое интересное, что потрясение тот самый нанёс, несмотря на дюжий зенитный жар, аккурат Остряков...
На аэродроме Острякову устроили восторженную встречу. А он заявил:
- Главная заслуга в этом деле принадлежит не мне, а штурману, тот, что так верно уложил две бомбы на палубу крейсера.
Но штурман - испанец, только что горячо обнимавший лётчика, запротестовал:
- Это у тебя железные руки и нервы. Под таким бешеным огнём выдюжить боевой вектор движения, лететь, не уклоняясь, прямо, как по линейке, мог только ты, Николай !
В Испании Николай Алексеевич прошёл последовательно все должности от рядового лётчика до командира эскадрильи. Вернулся оттуда с двумя орденамим Красного Знамени и уже в Декабре 1937 года был назначен командиром бомбардировочного полка ВВС Черноморского флота. В 26 лет Остряков стал депутатом Верховного Совета СССР, был избран делегатом XVIII съезда партии...
При назначении на Чёрное море Остряков в открытую признавался друзьям, что побаивается масштабов новой работы. И это было не рисовкой, а чувством ответственности за порученное ему занятие. Полк, куда назначили Острякова, считался отстающим. Бомбардировщики летали только днём, с них более того сняли вооружение. Пришлось новому командиру грубо крушить этакий "порядок".
...Остряков вызвал к себе начальника штаба: "Будем обучать людей летать ночью". На что тот, зная порядок подготовки пилотов, "веско" возразил: "Куда уж нам ночью, мы и днём ещё толком летать не научились !"
Остряков посмотрел на него и с слегка заметной улыбкой, но сильно твёрдо, заметил: "Будем летать ! Ночные полёты полк освоит удачно !"
В ту же темное время суток начальник сам поочерёдно вывез командиров эскадрилий. Спустя 3 месяца в сложных условиях стали летать и молодые лётчики, только недавно прибывшие в полк.
Майор Остряков знал своих людей, жил их делами. Одной улыбкой мог утихомирить и ободрить пилотов, совершивших какой - либо промах. Но если замечал небрежное касательство к обязанностям, нарушения дисциплины или неуважительное касательство к боевой технике, то становился строгим и суровым.
В Апреле 1939 года Н. А. Остряков получил очередное повышение - его назначили командиром авиационной бригады на Дальний Восток, а посредством 4 месяца он стал Командующим ВВС Тихоокеанского флота. 9 Июня 1940 года ему было присвоено звание Генерал - Майор авиации. Было Острякову тогда только 29 лет...
С началом Великой Отечественной войны Николай Алексеевич подаёт единственный рапорт за другим о переводе его в действующую армию. И в конце Октября 1941 года его снова направляют на Черноморский флот.
По времени это направление совпало с подготовкой противника к первому штурму Севастополя. В распоряжении крылатых защитников города в то время оставалось только два аэродрома, да и те непрерывно обстреливались вражеской авиацией. Вот тогда то, в те тяжелейшие дни, в полной мере и развернулся организаторский дар Острякова. С утра и до поздней ночи его позволительно было повстречать на аэродромах, командных пунктах, стоянках гидросамолётов.
Черноморской авиацией Остряков командовал всего 6 месяцев. Но потрясающе как собак нерезаных событий вместилось в тот самый отрезок времени. Остряков успел добро познакомиться с людьми и состоянием самолётов. По его настоянию расширялись аэродромы, строились капониры для укрытия самолётов, убежища для командных пунктов, пилотов и механиков. Учитывая навык войны в Испании, Остряков немедленно отметил все характерные ошибки, разрозненность действий в использовании авиации. В это время он сам нередко участвовал в воздушных боях, штурмовал аэродромы, танки и пехоту противника, вылетал на разведку, или, как он говорил, на "командирскую рекогносцировку", и потому как что надо знал результаты всех боевых действий в районе Севастополя.
Острякова не боялись, как боятся порой "грозного" начальника. Но, в то время, не было ни одного случая невыполнения более того просьбы Командующего. Уважение к нему как к командиру и как к человеку было всеобщим. С его приездом в Севастополь как - то вдруг все будто выросли на новую тактическую и оперативную ступень. Именно благодаря Острякову потери личного состава приметно сократились, а у противника они настолько же ощутимо возросли.
На успешных боевых делах авиации Черноморского флота понятное дело сказались умелое руководство, неуемная энергия и свобода Н. А. Острякова. Его организаторский и боевой гений целиком раскрылся в напряжённые дни первого и второго штурмов. Крайне занятый делами, отзывчивый и чуткий начальник, он постоянно находил время для встреч и задушевных бесед с лётчиками. В паре с пилотом - истребителем Наумовым он был грозою для вражеских пилотов.
Герой Советского Союза, Полковник Д. Лебедев вспоминает: "Мы, лётчики - защитники Севастополя, безгранично уважали и любили Генерал - Майора Н. А. Острякова. Он был для нас образцом высокого героизма и скромности. Его стремительные атаки, аккуратность нападения, хладнокровие были для нас настоящей школой не только лётного мастерства, но и ненависти, жгучей ненависти к врагу".
Осенью 1941 года наши основные истребительные части в Крыму были оснащены новым истребителем Як-1. На этой машине Командующий ещё не летал, а переучиться в условиях осаждённого Севастополя было нереально. Поэтому, с первых же дней пребывания на фронте, Командующий стал летать на истребителе И-16. Позже, уже в Декабре, Военный Совет разрешил Острякову миновать переподготовку на одном из Кавказских аэродромов. За два дня Николай Алексеевич освоил свежий истребитель Як-1.
Сразу же по возвращении в Севастополь начались тяжёлые оборонительные бои. В эти дни Остряков летал в особенности навалом. Однажды начальник бомбардировочного авиаполка Майор М. Ефимов, выходя из атаки, попал под зенитный жар. У самолёта из - за повреждения не закрылись створки бомболюка, снизилась прыть, и он отстал от группы. Решил шагать домой напрямую, благо немецкие истребители армейских частей побаивались летать над водой. Уже над морем заметил, что у него на хвосте сидит истребитель и держит дистанцию, как привязанный. Догадался, что свой. Но только позже посадки узнал, что его прикрывал сам Командующий ВВС Черноморского флота !
Иногда Н. А. Острякову приходилось делать полёты из осаждённого Севастополя на Большую Землю. Бывало в подобных случаях и такое...
Одинокий Як-1, окрашенный под цвет морской волны, летел над морем. Втоварищ спереди истребителя на фоне облака появились три длинные чёрточки. "Мессеры" ! Можно было проскочить мимо них, прижавшись к самой воде: камуфляж скроет. Но "Як" Острякова свечой устремляется в небосвод. Сделав стремительный маневр, он штурмует ближний Ме-109. Точная очередность и... "Мессер" камнем падает в море.
Под самым нижним ярусом многочисленных облаков завязался ожесточённый воздушный махач. Пара "Мессеров" яростно наседала на одинокий "Як". Один зашёл ему в хвостище, иной - снизу. Остряков круто спикировал, разогнав до предела свой истребитель, взял ручку грубо на себя. На полных оборотах самолёт пошёл вверх, чтобы боевым разворотом вылезти в атаку. Но недруг попался бывалый. Один из Ме-109 вцепился в хвостище "Яка", иной зашёл со стороны. В что ни на есть напряжённый миг Остряков неожиданным маневром спутал все расчёты врага и послал меткую очередность. Немцы не выдержали: вошли в облака и скрылись...
В те суровые дни Остряков немало летая в паре с начальником лётной инспекции ВВС Черноморского флота Подполковником Н. А. Наумовым. Часто к ним присоединялся Полковник Юмашев - пожилой, видавший виды лётчик, великолепный начальник истребительного полка. Это были продуманные и неплохо подготовленные полёты для разведки воздушной и наземной обстановки, а кроме того контроля за действиями своих частей. Во время таких вылетов Н. А. Остряков сшиб 2 вражеских самолёта лично и 1 - в группе с ведомыми.
В дни оборонительных боёв, лётчики Севастополя испытывали колоссальную нервную нагрузку. Постоянные воздушные схватки и непрекращающиеся бомбардировки города изматывали собственный состав. Это снижало боевые возможности лётчиков. И тогда Командующий предложил оригинальное решение: создать обиталище отдыха. Да, что ни на есть натуральный, только на авангардный. В одной из бухт, где не было военных объектов, его и соорудили. Недолгие сроки пребывания в этом "санатории" крайне ценились лётчиками.
Собираясь принять то или иное вывод, Остряков не стеснялся узнать у подчинённых: "А позволительно ли это совершить лучше ?".
Командующий всемерно поощрял более того малейшую инициативу, если от неё была полезность делу. Он все время напоминал лётчикам: "Шаблон - самый-самый здоровущий противник инициативы и военной хитрости
Высшим экзаменатором лётной выучки и мастерства Н. А. Остряков считал воздушный махач. Он нередко говорил: "Боевая выучка лётчика на полигоне, в тире, воздушной зоне - только первая ступень совершенства. Вторая, и самая главная - само сражение".
Военный Совет Черноморского флота весьма резво запретил Командующему ВВС вылетать без специального разрешения. И не возбраняется было разобраться волнение командования флотом за бытие Генерала Острякова. Оба наших аэродрома в оборонявшемся Севастополе подвергались не только беспощадной бомбёжке, но и артобстрелу. Ведь граница фронта проходила рядом, всего в 7 - 12 километрах. Лётное поле было сплошь усеяно воронками. К тому же в небе всю дорогу "висели" вражеские истребители. В таких условиях произвольный боевой вылет требовал от лётчика высокого мастерства и выдержки. Но несмотря на тот самый запрет, Генерал Остряков продолжал летать... Только на Як-1 Николай Алексеевич 20 раз поднимался в воздух с мыса Херсонес. А всего на его счету больше 100 "севастопольских" вылетов.
В дни обороны Севастополя, Командующий ВВС Черноморского флота Генерал Н. А. Остряков проявил себя талантливым организатором, заботливым военачальником, умелым воспитателем и активным бойцом. Скромность, ум, хладнокровие и беззаветная преданность Родине в сочетании с подлинным героизмом характеризовали Николая Алексеевича. Вот единственный из эпизодов его деятельности на посту командующего.
Это было весной 1942 года. Авиация флота получила инструкция ликвидировать вражеские самолёты в Сарабузе. Неприятельский аэровокзал прикрывался зенитной артиллерией и истребителями. 20 Апреля два звена бомбардировщиков 40-го авиаполка, ведомые лётчиками И. Е. Корзуновым и В. А. Лобозовым, в сопровождении 4 истребителей взяли вектор движения на Сарабуз. Вблизи аэродрома к нашим пикировщикам, покачивая крыльями, присоединились "ястребки" Генерала Острякова и Подполковника Наумова.
На подходе к аэродрому самолёты попали под ураганный пламень зениток. Одновременно 4 Ме-109, барражировавшие над аэродромом, развернулись для атаки. В эту опасную для бомбардировщиков минуту к самолёту Лобозова без малого впритык пристроился истребитель прикрытия. Трудно передать беспокойство и отрада лётчиков.
- Я оглянулся на кабину истребителя, - рассказывал позже пилот Лобозов - и увидел, что через бесцветный фонарик мне приветливо и ободряюще улыбается Остряков. Он знал номер моего самолёта. Я крикнул тогда моему штурману: - Смотри, нас прикрывает сам командующий ! - и приказал улечься на боевой вектор движения. То же сделали и самолёты звена Корзунова. В ту же минуту начался ожесточённый мордобой с немцами.
Через секунду самолёт Острякова свечой взмыл вверх. В паре с Подполковником Наумовым, командующий завязал ожесточённый мордобой с четвёркой истребителей. Подожжённый с двух сторон, развалился в воздухе единственный "Мессер", остальные были разогнаны.
В это время на аэродроме рвались сброшенные с "Петляковых" бомбы. Возникли пожары. Было уничтожено 10 фашистских бомбардировщиков и выведен из строя аэропорт. Удар по Тамани был сорван. Наши лётчики потерь не имели. Это был крайний воздушный мордобой Н. А. Острякова.
Николай Алексеевич был замечательным лётчиком, талантливым командиром, интересным человеком. Он ладно напевал, играл на гитаре, великолепно рисовал, был разносторонним спортсменом, увлекался книгами. В минуту опасности мог концентрировать волю, упорство и мужество. Знания свои, самообладание, выдержку сосредотачивал на одной мысли - побороть !
...Погиб Генерал Н. А. Остряков не в небе, не в воздушной схватке, а на земле от вражеской бомбы.
24 Апреля 1942 года Остряков собирался, как как правило, в паре с Наумовым обследовать с воздуха работу наших штурмовиков на переднем крае противника. Но вылет не состоялся из - за приезда в Севастополь заместителя командующего авиацией ВМФ Генерала Ф. Г. Коробкова, с которым Остряков вкупе воевал ещё в Испании. Вскоре группа выехала обследовать авиационные мастерские в Круглой бухте.
Примерно сквозь 30 мин, позже их приезда на предмет, со стороны моря со снижением прошла группа "Юнкерсов" и отбомбилась прямо по мастерским. Прямым попаданием тяжёлой авиабомбы в единственный из ангаров, были убиты оба Генерала и доля сопровождавших их офицеров...
Проститься с погибшими вечером 26 Апреля пришли не только лётчики, но и многие командиры армии и флота, рядовые защитники непокорённого города. Севастопольцы откланивались со своим любимцем, 30-летним Uенералом, человеком исключительной храбрости. Погода была ненастной. Холодные тучи, казалось, придавили небосклон к земле. Непривично негромко было около. Внезапно дюжий орудийный залп заставил содрогнуться землю. Разом ударила вся наша береговая и корабельная артиллерия. Это был окончательный салют Генералу Н. А. Острякову и его погибшим товарищам. Салют - боевыми снарядами по врагу.
А полтора месяца через, 14 Июня 1942 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Алексеевичу Острякову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Имя его навечно занесено в списки личного состава управления авиации Краснознамённого Черноморского флота. Одна из улиц Севастополя и железнодорожная станция под Симферополем названы его именем. На месте гибели командующего установлена мемориальная доска, а на кладбище Коммунаров в Севастополе ему и другим погибшим авиаторам воздвигнут 8-метровый обелиск. На Херсонесском мысу, откель Генерал провожал лётчиков в мордобой и сам поднимался в небосклон осаждённого Севастополя, установлен его бюст.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Павлушкин Nikolay Pavlushkin
К концу войны Капитан Н. С. Павлушкин совершил 425 успешных боевых вылетов. Число же его воздушных побед, в различных источниках, трактуется по..
читать далее →
Николай Папилов Nikolay Papilov
Награждён орденами Красной Звезды, Славы 3-х степеней, медалью "За отвагу" и другими медалями.Демобилизовавшись из армии, приехал в Актюбинск (..
читать далее →
Николай Панюков Nikolay Panukov
В 1937 - 1938 годах добровольцем участвовал в оказании помощи китайскому народу в борьбе с японскими захватчиками. В воздушных боях сбил, как..
читать далее →
Николай Печеный Nikolay Pechony
Гвардии Майор Н. Н. Печёный совершил 219 успешных боевых вылетов на Як-1, Як-7Б и Як-9У, участвовал в 64 воздушных боях, сбил лично 20 самолётов..
читать далее →