Известные люди

»

Николай Скоморохов

Николай Скоморохов Nikolay Skomorohov Карьера: Герой
Рождение: Россия
За годы Великой Отечественной войны Н. М. Скоморохов, сражаясь на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах, совершил 605 боевых вылетов, участвовал в 143 воздушных боях, лично сбил 46 и в группе 8 вражеских самолетов. Звание Героя Советского Союза Н. М. Скоморохову присвоено 23 февраля 1945 года, 18 августа 1945 года он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.

Николай Михайлович Скоморохов родился в семье рабочего. По национальности российский. Член КПСС с 1943 года. В Советской Армии с 1940 года. Начал службу курсантом Батайской авиационной школы пилотов, которую окончил в 1942 году.

После Великой Отечественной войны окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и Академию Генерального штаба. Ныне генерал-полковник авиации Н. М. Скоморохов продолжает служить в Военно-Воздушных Силах Советской Армии. Он заслуженный армейский пилот СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР шестого, седьмого и восьмого созывов.

После окончания Астраханского аэроклуба Николай Михайлович Скоморохов был направлен в военное училище летчиков. Он окончил его, когда Великая Отечественная махаловка была уже в полном разгаре, и немедленно же был отправлен на фронт. Встречи с противником не пришлось ждать: в первые же дни Николая послали на боевое поручение.

Немецкая рама барражировала над нашими войсками, корректируя пламень своих артиллеристов. Николай первым заметил врага и дал ведать об этом ведущему. На глазах у Скоморохова его начальник звена лейтенант Владимир Евтодиенко в стремительной атаке сшиб ФВ-189. Самолет, реально напоминавший раму, неуклюже клюнул носом и пошел к земле.

Скоро открыл свой боевой счет и Николай Скоморохов. Точно такая же рама показалась над линией фронта. Фашисты, видимо, производили разведку. Вот как сам Николай Скоморохов рассказывает о первой победе:

Я мечтал о встрече единственный на единственный с врагом. Этот миг пришел. И что же? Вокруг ничего не случилось... Сейчас будет первая схватка. Чем она обернется? Чью существование оборвет?

Нас, конечно, двое. Но это же проклятущая рама. Мы знали: если немедленно ее не сразишь затем с ней тяжко управиться.

Захожу в атаку сверху. ФВ-189 растет, растет в прицеле пора раскрывать жар. Расходимся метрах в двадцати. Иду на косую полупетлю, не выпускаю раму из поля зрения. А она, развернувшись, ухитрилась пристроиться в хвостище Евтодиенко. На полной скорости захожу фашисту в лоб, бью из всех трех огневых точек. От рамы что-то отлетает, она у меня на глазах вспыхивает. Но ещё держится в воздухе. Начинает отправляться, отбиваясь сейчас от Евтодиенко. Видимо, германец решил, что я уже близкое сделал, ушел в сторону.

Но я не выпускаю из своего поля зрения оба самолета. Снова завернул полупетлю, вышел прямо на раму и дал очередность по ее бензобакам. Клевок. Шлейф дыма. Удар о скалы.

Неописуемая отрада охватила меня. Я что-то заорал во все глотка, взвился свечой в небосвод.

А Евтодиенко, мой добрый начальник и верный друг, ходил в это время капельку в стороне и стерег меня. Он уже знал, что многие погибали как раз в порыве беспечной радости от успеха в бою, и смотрел в оба.

А на земле он сказал Микитченко:

Скоморохов уже сам может обучать других драться...

Так была одержана первая виктория.

Однако потом успеха были и неудачи. Несколько дней кряду встречался Скоморохов с вражескими самолетами и все безрезультатно. Один из воздушных боев был в особенности напряженным. Несколько раз Николаю удавалось словить в прицел мессершмитт. Он нажимал на гашетки, следовали пушечные очереди, но супротивник ускользал как ни в чем не бывало.

Раздосадованный вернулся Николай на свой аэропорт и отправился рапортовать командиру эскадрильи Я. И. Микитченко.

И вот стоят дружбан перед другом два летчика: умудренный боевым опытом начальник и ещё окончательно юный пилот. Он упрямо насупился и с жаром доказывает:

Мессершмитты так бронированы, что их не пробьешь.

А ты куда бил?

Николай, все ещё взволнованный неудачей, обширно развел руки и показал, как он сближался с противником.

Вот она, твоя оплошность, заметил Микитченко. Брал малое упреждение, и все снаряды прошли за хвостом мессершмитта.

Майор Микитченко ещё до войны окончил военную академию и напряженно изучал технику боя, всесторонне анализировал каждое сражение. Его разбор был всю дорогу конкретным и в то же время сильно теоретическим. Это крайне помогло Николаю Скоморохову. Он насовсем запомнил, как доходчиво растолковывал ему начальник все детали воздушного боя.

Николай Скоморохов оказался способным учеником. Он настойчиво изучал навык старших товарищей и одним духом приобретал необходимые боевые навыки, которые ослепительно проявились в многочисленных воздушных боях.

Жаркий воздушный махач разгорелся 14 июня 1943 года при отражении налета семи ФВ-190 и восьми МЕ-109 на аэродроме Нижняя Дуванка. В воздух по сигналу тревоги с аэродрома Буденновка и других соседних аэродромов было поднято 24 ЛА-5. Бой происходил на большом пространстве между отдельными группами. О мужестве и мастерстве наших летчиков свидетельствуют семь сбитых вражеских самолетов. В этом бою отличился и Скоморохов со своим ведомым В. М. Шевыриным.

Прошло кот наплакал времени, и Скоморохова назначили командиром эскадрильи. Он сам стал водить летчиков в мордобой. Хмурым ноябрьским днем возглавляемая им четверка истребителей летела на прикрытие наземных войск. Облака сверху, облака снизу. В лохматом белом туннеле две пары истребителей. Скоморохов не видит войск на земле, но он знает, что там в текущий момент идет сражение. Прорван ещё единственный укрепленный предел врага, наши подвижные группы входят в прорыв. И если враг с воздуха попытается причинить по ним потрясение, нужно вступить в махач.

Пролетев некоторое время по прямой, Скоморохов стал разворачивать группу и тут же увидел спереди и выше в разрывах облаков двух фокке-вульфов.

Атакую, прикрой! скомандовал ведущий своему ведомому младшему лейтенанту Б. И. Кислякову и боевым разворотом пошел вверх.

Как всю дорогу, негусто волнуясь, Скоморохов стал ловить авиалайнер противника в прицел. Блеснув огнем, ударили пушки, и все разом было кончено: вражеский авиалайнер накренился и задымил. Второй гитлеровец с переворотом ушел вниз.

Но угроза не исчезла. Набирая высоту, Николай увидел десять фокке-вульфов, которые шли бомбить и штурмовать наши войска.

Кисляков, прикрой! сызнова приказывает Скоморохов и сверху мчится на фашистских истребителей. В строй вражеских самолетов врезается и вторая пара наших летчиков Борис Горьков и Василий Гриценюк.

Фашисты рассыпаются и, сбросив бомбы за пределами цели, спешат покинуть, спрятаться от ее знающих страха советских летчиков.

Но к месту боя уже подходят две новые большие группы вражеских самолетов. Вверху над ними кружат 16 фокке-вульфов, четыре мессершмитта две группы.

Горькову и Гриценюку штурмовать первую, я атакую вторую, передал летчикам Николай Скоморохов.

Не все безотложно поняли его проект. Казалось, распылять силы не стоило. Но Скоморохов действовал твердо. Он решил не предположить прицельного бомбометания. А этого разрешено было достичь только дерзкими, одновременными атаками обеих групп самолетов противника.

Короткие, как вспышки огня, атаки сверху чередовались с ударами под разными ракурсами снизу. Расчетливым оставался ум Николая и в эти вихревые минуты. Он видел все, что нужно было лицезреть воздушному бойцу и командиру. Взмывая вверх, он заметил, что Горьков зашел одному вражескому истребителю в хвостище, а переходя в атаку, видел уже падающий в огне и дыму авиалайнер противника, сбитый Горьковым.

Гитлеровец не выдержал атаки Скоморохова, метнулся вверх, но было уже поздно: сквозь секунду он уже мчался к земле, прошитый короткой пушечной очередью. Произошло, казалось, невероятное: 20 самолетов противника отступили перед четырьмя советскими летчиками, бежали, сбросив бомбы на головы своих же служивый.

Это не первая и не последняя виктория группы самолетов под командованием Н. М. Скоморохова.

4.12.1943 года, выполняя поручение на сопровождение ИЛ-2, в районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами противника МЕ-109.

Несмотря на численное превосходство противника, капитан Скоморохов смело вступил с ним в мордобой, В этом бою показал исключительные образцы храбрости и своим мастерством не дал возможности истребителям противника штурмовать наших штурмовиков. Все штурмовики возвратились удачно на свой аэровокзал. В этом воздушном бою тов. Скоморохов сшиб два самолета противника. На аэродроме капитану Скоморохову за отличное прикрытие штурмовиков и проявленное мужество в бою была устроена торжественная встреча.

Это лаконичные строки из личного дела Н. М. Скоморохова. Но сколь мужества, воинской доблести скрыто за этими скупыми фразами!

К началу Ясско-Кишиневской операции боевое мастерство Николая Скоморохова становится больше зрелым, Высоко оценивают его боевые действия не только летчики, друзья Николая, но и пехотинцы, танкисты и артиллеристы все, кому воздушные бойцы помогали одерживать победу над врагом. А для летчиков признательность с поля боя была самой здоровущий наградой.

Так, в районе Вишневки нашим танкистам преградила дорога вражеская артиллерия. На поддержка танкистам устремились летчики. Восьмерка истребителей во главе с Николаем Скомороховым обнаружила скрупулезно замаскированные орудия противника. Прикрывая дружбан друга от внезапного воздушного нападения, наши истребители 40 минут штурмовали мишень, уничтожая пушечным огнем вражескую технику и живую силу. Они заставили фашистские батареи смолкнуть и облегчили нашим танкистам продвижение вперед.

Еще больше совершенными, тактически дерзкими были действия летчиков во главе с Николаем Скомороховым в освободительном походе советских войск, в небе пяти государств, на территории которых происходили заключительные схватки с немецко-фашистскими захватчиками.

Однажды это было при освобождении Белграда наши наземные войска старались завладеть мост сквозь реку Сава, но любой раз гитлеровцы мощным огнем отбрасывали атакующих на исходные позиции. На содействие пришли летчики-штурмовики. Но на тот самый раз они столкнулись с непредвиденными обстоятельствами. Раскисший от дождей аэропорт не давал возможности загружать ильюшины бомбами, приходилось штурмовать противника без бомб. Та же непролазная грязища на полевых аэродромах мешала работе наших истребителей, а вражеская авиация взлетала с бетонных полос и по количеству превосходила нашу.

Но советские летчики не спасовали перед трудностями. Отсутствие бомб они возместили увеличением времени нахождения над целью, бурными, стремительными атаками. А нехватку сил прикрытия с воздуха замечательно восполнило блестящее мастерство группы истребителей, возглавляемой Николаем Скомороховым.

Появившись над целью, илы ударили по артиллерийским и минометным батареям противника. Часть из них удалось ликвидировать, расчеты других попрятались в укрытия и прекратили пламень. Воспользовавшись этим, колонна наших танков и мотопехоты на полном ходу ворвалась на мост, проскочила его и посредством немного минут завязала мордобой на иной стороне реки.

Штурмовики продолжали подсоблять атаку наземных войск. Они уже делали десятый или одиннадцатый заход на мишень, когда в эфире раздался звук командующего воздушной армией, руководившего боем:

Орлы! Орлы! Возвращайтесь домой. За отличную работу объявляю признательность.

Николай Скоморохов предупредил штурмовиков:

Будьте внимательны, появились немецкие истребители.

Штурмовики уходили от цели на бреющем полете. А в это время Николай Скоморохов и его ведомые продолжали известия махач с месеершмиттами. Противник знал, что наши истребители уже долгое время находятся в воздухе, что у них вот-вот кончится горючее и, если их не удастся сшибить, они сами упадут на землю. Чтобы затянуть мордобой, фашистские летчики устроили настоящую воздушную карусель.

Скоморохов разгадал коварный проект противника и с первой же секунды повел махач активно. Уже одна из первых атак увенчалась победой. Сраженный меткой очередью советского летчика, горящий мессершмитт врезался в землю. Остальные фашистские вояки пустились наутек.

Наши истребители взяли вектор движения на свой аэропорт. Топлива хватило только для посадки, Рулить на стоянку летчики уже не смогли, но они были рады сообщению, что все илы остались невредимыми.

По характеру боевой работы Николаю Скоморохову зачастую приходилось летать совместно со штурмовиками, и тот самый махач был не единственным, а может быть, более того не самым показательным с точки зрения высокого летного искусства при выполнении таковый специфической задачи, как прикрытие штурмовиков над полем боя. Сам Скоморохов любит припоминать прочий воздушный мордобой. Он произошел позднее, но по результатам его справедливо не возбраняется определить на первое местоположение.

Аэродром, где базировались наши истребители, располагался без малого у самой линии фронта. Сопровождение штурмовиков как правило организовывалось так: группа илов выходила на аэровокзал истребителей. Здесь уже стояли готовые к взлету самолеты ЛА-5. По команде они взлетали и занимали родное местоположение, сопровождая штурмовиков до цели и вспять. После этого -садились на своем аэродроме.

Так было и 10 апреля 1945 года. Наши части находились на подступах к Вене. Скоморохов и Горьков уже побывали у линии фронта. Встретиться с врагом им не пришлось в воздухе уже действовала группа летчика Михаила Савченко из эскадрильи П. Г. Якубовского и другие истребители. Они надежно прикрывали поле боя. Однако сквозь немного минут группа Савченко должна была покинуть из района цели: кончилось горючее. На некоторое время небосвод над полем боя могло остаться без наших самолетов.

Скоморохов это знал и вследствие того что, возвращаясь на свой аэровокзал, думал о том, как лучше подсобить наземным войскам. А в это время к линии фронта летела большая группа илов под прикрытием всего трех истребителей во главе со старшим лейтенантом В. И. Калашонком. В то время Скоморохов командовал эскадрильей, и все остальные летчики, сопровождавшие штурмовиков, были его подчиненными. Командир эскадрильи принял вывод возвратиться к линии фронта, усилив группу сопровождения.

Скоморохов передал родное заключение на КП и занял местоположение в боевом порядке. Уже при подходе к цели наши летчики подметили 10 ФВ-190. Надеясь на прикрытие, штурмовики начали к атаке, а в это время над ними разгорелся свирепый воздушный махач. К 10 фашистским самолетам присоединилась ещё десятка фоккеров, а к ним ещё 10 МЕ-109. Так 5 советских летчиков оказались супротив 30 фашистских самолетов. И только находчивость, мужество и мастерство советских воздушных бойцов обеспечили им победу. В этом бою было сбито семь вражеских самолетов. Три из них сшиб Николай Скоморохов.

Скоморохов и его боевые друзья ладно знали нехитрую схему совместной боевой работы истребителей со штурмовиками. Они не стали бесцельно крутиться вблизи прикрываемых штурмовиков, где скован маневр, а о наступательном бое не может быть и речи. Скомородов изменил обычный боевой строй и расставил свои силы так, что враг, с какой бы стороны он ни атаковал, должен был миновать сквозь двоякий заслон наших истребителей. В результате прикрывающие истребители из обороняющихся превратились в атакующих и навязали свою волю врагу. Кроме того, тесное взаимодействие со штурмовиками приносило несомненную пользу.

Скоморохов учил своих подчиненных завсегда становить себя внутренне на местоположение летчика-штурмовика. Его положение весьма тяжелое: нужно штурмовать мишень, прорываясь сквозь зенитный заслон противника, а тут ещё сверху угрожают огнем вражеские самолеты. Чтобы удачно сладить с поставленной: задачей, летчик-штурмовик должен быть уверен в надежной защите со стороны истребителей.

Иногда при подготовке истребителей к вылету на сопровождение штурмовиков позволительно было чувствовать таковой разговор:

Ты с кем ныне летишь?

С Кисляковым.

В ударной?

Да.

Повезло!

А ты чем недоволен?

Опять назначили в группу непосредственного прикрытия. Скоморохов понимал таких летчиков. Им бы вольный маневр, стремительную догоню за противником, покуда тот не загорится от их пушечных очередей. А тут штурмовики иди все время рядом с ними и не смей отстать ни на минуту. Таким летчикам приходилось внушать ощущение войскового товарищества, предварять их, чтобы при сопровождении штурмовиков они охлаждали свой жаркий пыл, учились точным, расчетливым атакам при ограниченном маневре.

В течение всей войны Николай Скоморохов чутко изучал каждого летчика и в зависимости от его личных качеств старался предуготовлять нрав планируемых летчику заданий, его местоположение в общем боевом порядке. Ведь и в его эскадрилье были такие летчики: давай им свободную охоту, и уж тут-то они себя покажут. Но оттого что приходится находить решение и другие боевые задачи. Где местоположение такого летчика при сопровождении штурмовиков? Конечно, Скоморохов поставит его в группу свободного воздушного боя или в ударную.

А другим он твердо поручал прямо прикрывать штурмовиков. Взять хотя бы такого летчика, как старшой лейтенант Калашонок. Был эдакий эпизод. Калашонок летел ведомым у майора Н. Ковалева. Группа вела мордобой с истребителями противника. Ковалев атаковал. Калашонок прикрывал своего ведущего.

Фашистские летчики пошли на хитрость: решили штурмовать авиалайнер Ковалева с двух сторон вместе с тем, или, как говорят, схватить в клещи. Как противоборствовать ведомому сию минуту с двумя вражескими самолетами? Но и тут Калашонок остался верен своему воинскому долгу. Он успел отразить атаку одного МЕ-109, а когда увидел,-что со вторым это произвести не удастся, поставил свой авиалайнер под пули врага, загородив ведущего.

Такими, как Василий Калашонок, были и Борис Горьков, и Леонид Маслов, и Борис Кисляков, и другие все летчики эскадрильи Скоморохова. И не ненароком в любом бою любой из них мог продемонстрировать свои высокие морально-боевые качества.

Скоморохову со своими ведомыми приходилось вылетать и на свободную охоту. Особенно частыми такие полеты стали к концу войны, когда разрозненные группы воздушного противника то тут, то там появлялись над нашими войсками.

В таких полетах Скоморохов старался передать весь свой зажиточный навык подчиненным, взращивать в них инициативу, находчивость, смелость.

Так было и в очередном полете. Летели Скоморохов и Кисляков. Пересекли Дунай и встретились с шестью МЕ-109.

Приготовиться к бою, скомандовал ведущий и устремился на первую пару.

Не приняв боя, враг нырнул в облака.

Повторим натиск, сказал по радио Скоморохов и повел Кислякова на вторую пару мессершмиттов.

У этих нервы также оказались некрепкими, и они отдали предпочтение бою трусливое бегство.

Силы стали равны: двое на двое, и тогда Скоморохов захотел осмотреть, как бьет противника его ведомый. Во время третьей атаки пара мессершмиттов раскололась. Один авиалайнер пошел вниз, второй вверх. Советские истребители помчались за вражеской машиной, взмывшей в стратосферу. На высоте 5 тысяч метров заработали пушки. Вспыхнув, как метеор, вражеская агрегатина полетела на землю. Мастерство и мужество советских летчиков принесли им очередную победу.

...Тяжелые бои пришлось новости советским летчикам в Венгрии. Здесь действовала сильная группа фашистской авиации Удет, в которую входила и разрекламированная немцами Бриллиантовая эскадра. С летчиками этой армады уже приходилось встречаться Скоморохову и его боевым друзьям. Один из гитлеровских асов ещё над Днестром сшиб опытного командира эскадрильи Н. И. Горбунова. На могиле боевого друга советские летчики поклялись нещадно ударять врага до полной победы.

И вот вновь Бриллиантовая эскадра...

В небе Будапешта Скоморохов одержал свою 41-ю победу. Он поверг на землю германский авиалайнер новой марки Мессершмитт-109-ж. Победа далась нелегко. Опытный фашист выделывал такие замысловатые фигуры, что советскому летчику долговременно пришлось гоняться за врагом, в прошлом чем тот оказался в перекрестье его прицела. Короткая очередность на вертикали и вражеский авиалайнер разлетелся на части.

Ты знаешь, Николай, сказал Скоморохову затем боя Виктор Кирилюк, мне кажется, что это был кто-то из бриллиантовых. Я их по почерку знаю.

Возможно, ответил Скоморохов, и о минувшем бое они больше не говорили.

Однако посредством немного дней Николаю пришлось припомнить начатый разговорчик и ещё раз помериться силами с опытнейшим фашистским асом.

Воздушный махач начался на малой высоте. Скоморохов удачно отбил от хвоста самолета Маслова мессера, нежданно свалившегося сверху. Пошел на него в атаку, а тот заново устремился вверх. Немец очевидно тянул советского летчика на высоту. Ну что же, подумал Скоморохов, хочешь подраться единственный на единственный, я принимаю вызов. Маслову Николай приказал оставаться внизу, вкупе со всей группой истребителей прикрытия, а сам устремился за наглым противником.

Два самолета фашистский мессершмитт и советских времен лавочкин настойчиво шли в стратосферу. Стрелка высотомера отсчитывала уже седьмую тысячу метров. Что замыслил враг? мелькало в голове Николая, и он участливо следил за каждым действием врага. Вспомнил слова Виктора Кирилюка: Я их по почерку знаю. Да, почерк немецкого летчика, за которым гнался Николай, чем-то напоминал полет недавно сбитого им мессершмитта: та же резкость маневра, та же тяга к высоте.

Высота продолжает вырастать. Даже в кислородной маске становилось тяжело дышать. Покалывает в висках. Ну что за бес передо мной, думает Николай, хватит ходить у него на поводу, пора действовать. Он дает максимально возможные обороты двигателю и переходит в атаку. Скоморохов ловит в прицел осиное туловище мессершмитта, нажимает на гашетку пушек и... поединок окончен.

...Пленный нехотя рассказывает, как две недели вспять Скоморохов сшиб его командира.

Лучший ас эскадры, подчеркнул он. Погиб. Самолет взорвался...

Ты понял? кивнул Скоморохову допрашивавший немца полковник. Тот, тот, что взорвался, оказывается, был начальник эскадры, а это его заместитель...

Трудно что-либо привосокупить, когда сам недруг признает победу советского летчика.

После Балатонской операции наши войска начали к решительному штурму Вены. 12 апреля сотни штурмовиков и истребителей, поддерживая наземные части, барражировали в воздухе и подавляли огневые точки врага. Летчики эскадрильи Николая Скоморохова не знали усталости, совершали по нескольку вылетов в день.

Бои, которые вели в небе Венгрии и Австрии советские летчики, вошли в историю нашей авиации как образец эффективного применения боевых самолетов супротив крупных группировок противника. В архиве Министерства обороны хранится протокол о результатах боевых действий авиации и артиллерии 3-го Украинского фронта по уничтожению танков и самоходных артиллерийских установок врага в отрезок времени боев в районе озера Балатон. В этом документе записано, что половинка вражеских танков была выведена из строя силами нашей авиации. В достижение этого результата здоровущий вклад вписали летчики, водимые в махач бесстрашным советским асом Николаем Скомороховым.

В личном деле Н. М. Скоморохова есть такие слова: В боевой работе не знает устали. Беззаветной храбростью и мужеством, победными боевыми делами показал свою преданность делу Коммунистической партии и социалистической Родине.

Командир коммунист Скоморохов, со славой пройдя через годы Великой Отечественной войны, стал дважды Героем Советского Союза. На его боевом счету 46 вражеских самолетов, сбитых им лично, и восемь в группе. Сам он ни разу сбит не был. Более того, за всю войну его авиалайнер не получил ни одной пробоины. Каждая штурмовая вылазка Скоморохова это соколиный потрясение по врагу, стремительный потрясение точно.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Столяров Nikolay Stoliarov

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество, отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от..
читать далее

Николай Стольников Nikolay Stolnikov

Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского,..
читать далее

Николай Сумской Nikolay Sumskoy

По поручению штаба "Молодой гвардии" Николай проводил большую разъяснительную работу среди рабочих шахты 17, вместе с Георгием Щербаковым устраивал..
читать далее

Николай Токарев Nikolay Tokarev

Герой Советского Союза (21.04.40). Награжден тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий