Известные люди

»

Николай Станкевич

Николай Станкевич Nikolay Stankevich Карьера: Поэт
Рождение: Россия
Станкевич (Николай Владимирович) - глава знаменитого в истории новейшей русской литературы "кружка Станкевича". Родился в 1813 г. в с. Удеревке, Острогожского уезда, Воронежской губернии, в богатой помещичьей семье.

Окончил вектор движения на словесном факультете Московского университета. Время его студенчества (1831 - 1834) совпадает с переворотом во внутренней жизни Московского университета, когда с профессорской кафедры, вместо прежнего монотонного чтения старых тетрадок, послышалось живое словечко, стремившееся удовлетворить нарождающимся потребностям жизни. Большая передышка происходила и в московском студенчестве: студент из бурша превращался в молодого человека, поглощенного высшими стремлениями. Прежние патриархальные нравы, когда московские студенты больше всего занимались пьянством, буйством, задиранием прохожих, отходит в область преданий. Начинается образование посреди московских студентов узко сплоченных кружков, желающих узнать себе вопросы нравственные, философские, политические. Студенчество нового типа сгруппировалось по преимуществу в двух кружках - Станкевича и Герцена. Оба кружка, хотя и одушевленные одним и тем же жаром высоких и чистых стремлений, без малого не имели между собой общения и отчасти более того враждебно относились дружбан к другу. Они были представителями двух направлений. Кружок Станкевича интересовался по преимуществу вопросами отвлеченными - философией, эстетикой, литературой - и был равнодушен к вопросам политическим и социальным. Кружок Герцена, также немало занимавшийся философией, отдавал родное чуткость не столь литературе, сколь вопросам социального устройства. В состав кружка Станкевича, первоначально чисто студенческого, но продолжавшего существовать в теснейшем духовном общении и затем того, как члены его в 1834 - 1835 гг. оставили универ, входили: одаренный историк Сергей Строев, поэты Красов и Ключников, имеющий известность позже попечитель кавказского округа Неверов, цвет сообщали кружку в свое время всего сам Станкевич, следом Константин Аксаков и Белинский. Из не студентов жутко близок был к Станкевичу его земляк Кольцов, дар которого Станкевич основополагающий оценил; он же издал первостепеннный сборник стихотворений Кольцова. Несколько позже к кружку теснейшим образом примыкают Михаил Бакунин, Катков, Василий Боткин и Грановский. Это были люди различных темпераментов и душевных организаций, но всех их соединяло обаяние необыкновенно светлой, истинно-идеальной личности главы кружка. Станкевич представляет собой крайне исключительный образец литературного деятеля, не имеющего никакого значения в качестве писателя и тем не менее наложившего свою печать на весь отрезок времени русской литературы. Станкевич - автор сильно скверный quasi-исторической драмы ("Скопин-Шуйский"), слабой повести, двух-трех десятков стихотворений второстепенного значения и нескольких отрывков философского характера, достаточно интересных, но найденных только потом смерти Станкевича в бумагах его и напечатанных целых 20 лет через. Очень замечательна его переписка с друзьями, полная блестящих мыслей, метких определений и представляющая собой летопись его глубоко-искреннего стремления познать истину; но и эта переписка была собрана в одно целое только 20 лет затем его смерти. Весь тот самый писательский багаж, сообща с переводами и перепиской, занял невеликий томик (М., 1857; 2-е изд., без переписки, М., 1890), и не в нем источник первостепенного значения Станкевича. Не обладая крупным литературным дарованием, он был крайне талантливой личностью без затей как дядя. Одаренный тонким эстетическим чутьем, горячей любовью к искусству, большим и ясным умом, способным понимать в самых отвлеченных вопросах и сильно вникать в их суть, Станкевич давал окружающим могущественные духовные импульсы и будил лучшие силы ума и чувства. Его живая, нередко остроумная болтовня была необыкновенно плодотворна. Всякому спору он мог уведомлять высокое направление; все мелкое и недостойное как-то само собой отпадало в его присутствии. Станкевич представлял собой поразительно гармоническое сочетание нравственных и умственных достоинств. В идеализме Станкевича не было ничего напускного или искусственно приподнятого; идеализм органически проникал все его тварь божья, он мог несложно и беспрепятственно дышать только на горных высотах духа. Этот большой задушевный строй Станкевича и его кружка раньше всего сказался в

восторженном понимании шеллингианства, принявшего в кружке Станкевича окраску скорее религиозного воззрения, чем сухой схемы, тем больше, что шеллинговский пантеизм и сам по себе больше заключал элементов эстетических, чем чисто философских. В вопросах искусства расположение Станкевича и его кружка сказалось в необыкновенно-высоких требованиях, предъявленных к современной литературе и современному театру, и в вытекавшей отседова ненависти ко всему фальшивому и пошлому. При нелюбви самого Станкевича к журнальной, да и вообще литературной деятельности, в текущей литературе выразителем духовной жизни кружка явился не он, а Белинский. Параллельное исследование переписки Станкевича и первых томов сочинений Белинского, обнимающих 1834 - 1837 гг., показывает, что великому искателю истины принадлежит несравненный лоск его вдохновенных статей, но само содержание новых идей, во имя которых он выступил, раньше было формулировано Станкевичем в письмах к друзьям и кружковых беседах. В 1837 г. начинающаяся чахотка и охота приложиться к самому источнику философского знания вызвали убытие Станкевича за рубеж. Он подолгу живал в Берлине, где вступил в тесное общение с душевно полюбившим его профессором философии, гегельянцем Вердером. В это время в сферу его обаяния попал Тургенев. В 1840 г. 27-летний Станкевич умер в итальянском городке Нови. Ранняя конец его произвела потрясающее ощущение на друзей его, но вкупе с тем она необыкновенно гармонично завершила красоту его образа. "Et rose, elle a vecu се que vit une rose - l'espace d'un matin", - сказал французский стихотворец про умершую в цвете лет девушку. Душевная краса Станкевича была также своего рода благоуханным цветком, тот, что мог бы и выдохнуться при больше прозаических условиях, как выдохся позднее идеализм иных членов его кружка. Теперь же, благодаря трагизму судьбы Станкевича и цельности оставленного им впечатления, имя его стало талисманом для всего поколения 1840-х гг. и создало охота подойти к нему по нравственной красоте. Ср. Герцен "Былое и Думы"; Анненков "Николай Владимирович Станкевич и его переписка" (Москва, 1857); Добролюбов "Соч." (т.2); А. Станкевич "Т.Н. Грановский"; К. Аксаков "Воспоминания студенчества", в "Дне", 1862, 33 и 40; Тургенев "Первое собрание писем"; Барсуков "Жизнь и труды Погодина"; Пыпин "Белинский"; "Полное Собрание Сочинений Белинского" под редакцией С.А. Венгерова, примечания к I и III тт. С. Венгеров.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Тихонов Nikolay Tihonov

Николай Тихонов - русский и советский поэт, общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Родился 4 декабря 1896 года.Широко известен по..
читать далее

Николай Туроверов Nikolay Turoverov

Если бы Николай Туроверов оказался сейчас в родной станице, то он, корниловец и врангелевец, весьма бы заугрюмел от таких названий улиц, как..
читать далее

Николай Успенский Nikolay Uspensky

Успенский (Николай Васильевич) - известный писатель. Родился в мае 1837 г. в семье сельского священника Ефремовского уезда, Тульской губернии,..
читать далее

Николай Ушаков Nikolay Ushakov

Русский поэт, переводчик. Отец артиллерийский офицер, мать умерла, когда мальчику не было четырех лет. Детство провел в поместье бабушки в той же..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий