Известные люди

»

Николай Сурнев

Николай Сурнев Nikolay Surnev Карьера: Авиатор
Рождение: Украина, 4.3.1923 - 5.3
Николай Сурнев - советский военный летчик, Герой Советского Союза. Родился 4 марта 1923 года.Николай Сурнев произвёл 261 боевой вылет, в 64 воздушных боях лично сбил 23 вражеских самолёта. 0 года за мужество, проявленное в годы войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

Родился 4 Марта 1923 года в селе Большое Городище Шебекинского района Белгородской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, следом 2 курса медицинского техникума и аэроклуб. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

С Августа 1943 года в действующей армии. К Марту 1945 года заместитель командира эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная вс, 3-й Украинский фронт ) Старший лейтенант Н. Г. Сурнев совершил 177 боевых вылетов, провёл 53 воздушных боя, в которых лично сшиб 18 самолётов противника.

Вэтого произвёл 261 боевой вылет, в 64 воздушных боях лично сшиб 23 вражеских самолёта. 18 Августа 1945 года за мужество, проявленное в годы войны, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями. 5 Марта 1952 года Подполковник Н. Г. Сурнев погиб в авиационной катастрофе. В селе Большое Городище установлен бюст Героя, его именем названа улочка этого села.

* * *

Окончив в 1942 году Чугуевскую военную авиационную школу, Сурнев рядом года служил в ней же лётчиком - инструктором. Лишь в Августе 1943 года он начал биться в своих родных местах - на Белгородском направлении. Как вспоминает бывший начальник 288-й истребительной авиационной дивизии Герой Советского Союза Борис Александрович Смирнов:

"У Сурнева потрясающе резво развивались профессиональные качества, необходимые лётчику - истребителю: умение метко ориентироваться, скоро и точно оценивать обстановку в воздухе, предуготовлять своё местоположение в бою и метко палить. В числе других молодых пилотов его отличало и высокое мастерство в технике пилотирования. Словом, в ратном труде Николай не уступал тем, кто начал войну немаловажно раньше".

После окончания воздущных схваток на Белгородском направлении, Сурнев сражался под Изюмом, Запорожьем, Никополем. Принимал участие в освобождении Одессы и Николаева, Молдавии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии.

Человек редкой лётной одарённости, минувший хорошую школу, Николай Сурнев уже в первых боевых вылетах заявил о себе как о зрелом воздушном бойце, а в конце 1944 года стал одним из лучших пилотов 866-го истребительного авиаполка. Особенно отличился он в Январе - Марта 1945 года в небе Венгрии. Однажды на самолёте Лейтенанта Н. Г. Сурнева, сбившего в единственный день 2 немецких самолёта, были повреждены плоскость и хвостовое оперение, перебита тяга управления, изрешечён осколками водяной радиатор и перебиты трубопроводы к нему. Машина требовала длительного ремонта, но люди понимали, что его нужно изготовить как не возбраняется быстрее.

Механик самолета Ф. Криков совместно с мотористом Юсуповым занялись ремонтом водяного радиатора и водотрубопроводов. С радиатором управились резво, а вот с трубопроводами занятие оказалось сложнее. Чтобы достичь к ним, пришлось снять немного кронштейнов и узлов. Комсомолец Н. Карпенко ремонтировал хвостовое оперение.

Самым сложным оказался ремонтик тяги управления в крыле. Требовалось наложить на неё буж и потом заварить его. Работа затруднялась тем, что тяга не вынималась из крыла, а отверстие в крыле для подхода и ремонта узла было шибко малым. К тому же сварку надобно было изготовлять рядом с бензобаком самолёта. Эту ответственную работу выполнил сам мастер звена мастер - лейтенант Л. Вишневецкий. К утру боевая агрегатина была в строю. Сурнев опробовал её в воздухе, а вскоре вылетел на поручение. На аэровокзал лётчик возвратился с очередной победой...

Будучи заместителем командира эскадрильи, Сурнев в боевых вылетах со своим командиром, Александром Колдуновым, как правило, возглавлял группу прикрытия. Так, 9 Марта 1945 года в районе Шаброграда ( Венгрия ), прикрывая шестёрку Колдунова, он, воспользовавшись коротким замешательством немецких истребителей, в молниеносных неожиданных атаках сшиб 2 вражеских самолёта.

В тот день группа Як-3 ушла на очередное поручение в район патрулирования. Зная повадки врага, Капитан А. Колдунов распределил обязанности в бою следующим образом: доля самолётов под его руководством должна была известия борьбу с вражескими штурмовиками, а другая, возглавляемая Н. Сурневым, - сковывать боем вражеские истребители. Группа Колдунова вышла в район патрулирования на высоте 2500 метров, а Сурнева - заняла положение правее и на 400 метров выше её.

Вечерело. Горизонт был затянут плотный дымкой. Выполняя основательный вираж, Колдунов увидел на момент блеснувшие в лучах заходящего солнца крылья вражеских самолётов. Они шли в сторону позиций советских войск на высоте 2000 метров. В первой группе он насчитал 10 "Фокке - Вульфов". Чуть позади шла вторая группа штурмовиков в составе ещё 8 FW-190.

Александр Колдунов с боевого разворота повёл четвёрку на сближение с первой группой FW-190. Расстояние резво сокращалось. Вот уже несложно различаются чёрно - белые кресты на крыльях вражеских самолётов. С расстояния 50 - 70 метров Колдунов открыл пушечный пламень по ведущему FW-190. Уже следом второй короткой очереди самолёт задымил и, вращаясь кругом своей оси, грубо пошёл к земле. Колдунов повёл свою группу с набором высоты для новой атаки. Уже на развороте он увидел, как второй FW-190 вошёл в крутое пике, оставляя за собой шлейф дыма. Его сшиб Младший лейтенант Черняков.

Николай Сурнев, находясь со своими ведомыми выше центровой группы, участливо следил за поведением восьмёрки "Мессеров". Они зачем - то не торопились входить в мордобой. Старший лейтенант Сурнев решил употребить этим и штурмовать вторую группу немецких штурмовиков. По его команде "Яковлевы" ринулись на "Фоккеры". Атака принесла победу: единственный вражеский самолёт был сбит Сурневым. При выходе из атаки группа подверглась нападению четвёрки Ме-109. Николай Сурнев, используя маневренные преимущества Як-3, вывел свою группу из - под удара и стал забредать в хвостище неприятельским самолётам. Почувствовав угроза, немецкие лётчики дрогнули: 2 из них с переворота ушли вниз, а 2 других стали в вираж.

Сурнев внезапной атакой позади снизу сшиб ведомый "Мессер", тот, что взорвался в воздухе. Старший лейтенант Космин длинной пушечной очередью поджёг ведущий Ме-109. Уцелевшие вражеские самолёты в беспорядке покинули поле боя. Капитан Колдунов собрал свою группу над населённым пунктом Калоз и повёл её на свой аэропорт. Задание было выполнено: штурмовики противника не были допущены к позициям наших войск. При этом группа Колдунова уничтожила 5 самолётов противника.

К концу войны заместитель командира эскадрильи 866-го ИАП Старший лейтенант Н. Г. Сурнев совершил 261 успешный боевой вылет на Як-1, Як-9 и Як-3. Участвуя в 64 воздушных боях, лично сшиб 23 самолёта противника.

После войны Николай Григорьевич продолжал служить в ВВС. Летал на реактивных самолётах. Погиб при выполнении тренировочного полёта 5 Марта 1952 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Сутягин Nikolay Sutyagin

Окончил Военно - Воздушную академию в 1956 году и Военную академию Генерального штаба в 1964 году. Работал начальником штаба Гражданской обороны НИИ..
читать далее

Николай Тихонов Nikolay Tihonov

Капитан Н. В. Тихонов совершил 229 боевых вылетов, в 53 воздушных боях сбил лично 16 и в группе 1 самолёт противника, 2 самолёта уничтожил на земле...
читать далее

Николай Трофимов Nikolay Trofimov

К концу войны выполнил 385 успешных боевых вылетов, в 75 воздушных боях сбил 15 вражеских самолётов лично и 11 в группе с товарищами. 0 года за..
читать далее

Николай Харитонов Nikolay Haritonov

Старший лейтенант Н. В. Харитонов совершил 197 боевых вылетов на штурмовку войск противника, в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 7 - в составе..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий