Известные люди

»

Николай Часнык

Николай Часнык Nikolay Chasnyk Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 26.10.1921
В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года работал в Северо - Кавказском управлении Гражданской авиации. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Родился 26 Октября 1921 года в городе Орше, нынче Витебской области, в семье железнодорожника. Окончил 2 курса Московского медицинского института. С 1940 года в Красной Армии, год через окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С Февраля 1942 года в действующей армии. По Сентябрь 1942 года служил в 630-м ИАП, летал на И-16 и "Киттихауке". Сражался на Северо - Западном фронте. С Сентября 1942 года по Июль 1944 года - в 910-м ИАП ( 148-м ГвИАП ), где летал на Як-7 и Як-9.

К Апрелю 1944 года заместитель командира эскадрильи 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка особого назначения ( 148-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны ) Гвардии старшой лейтенант Н. Л. Часнык выполнил 685 боевых вылетов. Провёл 39 воздушных боёв, в которых сшиб лично 16 и в составе группы 3 самолёта противника. 7 Июля 1944 года сбит огнём зенитной артиллерии противника. Попал в плен, освобождён следом окончания войны.

22 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны до 1958 года служил в Войсках ПВО. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1958 года Гвардии полковник Н. Л. Часнык - в запасе. Жил в Ростове - на - Дону. С 1959 года работал в Северо - Кавказском управлении Гражданской авиации. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 7 Декабря 1995 года.

* * *

Николай Часнык родился 26 Октября 1921 года в городе Орша Витебской губернии. Окончив 10-летку, он поступил в Московский врачебный институт, отучился 3 семестра и ушёл в армию. В 1941 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу, рядом полугода служил там лётчиком - инструктором.

С Февраля 1942 года Часнык сражался на Северо - Западном фронте в составе 630-го ИАП, сформированного в основном из инструкторов Борисоглебской лётной школы. Воевал первоначально на И-16, а позднее на американском Р-40 "Киттихаук". Молодой лётчик проворно стал отличным воздушным бойцом, навалом работал над изучением опыта воздушных боёв. В книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на странице 134 есть следущая заметка:

"28 Июля 1942 года лётчики 630-го ИАП ( 106-я ИАД ПВО ) Лейтенанты Г. Н. Гуров и В. С. Комаров, Младший лейтенант Н. Л. Часнык, ведомые Старшим лейтенантом М. А. Тетеревым, встретили 3 "Хейнкель-111", которые заходили на бомбёжку наших войск в районе Большие Дубровицы - Никольское, и внезапным ударом уничтожили все 3 бомбардировщика".

Осенью 1942 года начальник звена Младший лейтенант Часнык, одержавший к тому времени уже немного побед, был переведён в 910-й ИАП особого назначения ( с 9 Октября 1943 ставший 148-м ГвИАП ) войск ПВО страны 101-й ИАД ПВО. В составе этого полка он воевал на "Яках" под Сталинградом и Курском, участвовал в освобождении Украины.

Весной 1943 года лётчики полка выполняли задания по перехвату самолётов - разведчиков противника и патрулирование. Иногда им поручались и специальные задания. Так, 8 Апреля 1943 года, Старший лейтенант Н. Л. Часнык и Лейтенант А. А. Елдышев вылетали на сопровождение транспортного самолёта в Мичуринск.

Летом 1943 года, при подготовке наступления на Курской дуге, неприятель произвёл на ж-д узел Курск 2 массированных налёта ( 22 Мая и 2 Июня ), в которых принимало участие возле 1050 самолётов.

В налёте 22 Мая участвовало до 170 самолётов противника. При отражении этого налёта отличились лётчики 101-й истребительной авиационной дивизии ПВО. Так, Лейтенант А. А. Елдышев, первым врезался в строй немецких бомбардировщиков и разом же сшиб Ju-87. Развернувшись, он точным огнём поджёг второй "Юнкерс", тот, что взорвался на собственных бомбах. Заметив третьего "Юнкерса", пытавшегося оставить с поля боя, А. А. Елдышев скоро пошёл в атаку. В это время появились 4 Ме-109F. А. А. Елдышеву грозила угроза, но на поддержка ему поспешил Старший лейтенант Н. Л. Часнык, и третий Ju-87 был сбит. По 2 самолёта противника сшибли лётчики Н. В. Подковщиков, В. И. Малахов и Н. В. Борисенко.

В Марте 1944 года разгорелись тяжелейшие воздушные схватки в районе города Сарны Ровенской области. В те дни истребителям нередко приходилось новости бои с превосходящими силами противника. Особенно упорной была схватка восьмёрки наших "Яков" с огромный группой "Юнкерсов", которые в сопровождении "Мессеров", 19 Марта шли бомбить ж-д узел Сарны. И потеряв 9 самолётов, недруг повернул вспять. Немецкая авиация предприняла ещё немного попыток пробиться к цели. Но все они окончились неудачно. Советское информбюро в сводке от 28 Марта сообщало об этих боях следующее:

"На днях 2 группы немецких самолётов пытались сделать дневной массированный налёт на военные и промышленные объекты города Сарны. В налётах участвовало до 60 бомбардировщиков противника. Встреченные нашей авиацией, немецкие самолёты к городу не были допущены. В воздушных боях лётчики 9-го Воронежского ИАК ПВО встретили противника на дальних подступах к объекту. Они нанесли ему тяжёлый урон, сбив 24 самолёта. Все наши самолёты, участвующие в этих боях, вернулись на свой аэродром".

В тот самый день немцы дважды пытались бомбардировать ж-д узел Сарны. Первую попытку они сделали утром, когда 15 бомбардировщиков Ju-87 стремились неприметно прорваться к объекту. Однако наши радиолокационные станции своевременно обнаружили их. На перехват поднялись 2 звена Як-9 из 148-й истребительной авиадивизии ПВО под командованием Старшего лейтенанта Н. Л. Часныка и Капитана В. И. Иванова. Наши лётчики смело штурмовали бомбардировщиков на дальних подступах и сшибли 5 машин, не имея своих потерь. Ни единственный германский самолёт не прорвался к объекту.

К вышесказанному хочется привосокупить только то, что в тот знаменательный день Николай Часнык сшиб 3 вражеских самолёта. Вечером на аэропорт Сарны прибыл командующий 2-м Белорусским фронтом Генерал - полковник П. А. Курочкин, чтобы лично поздравить лётчиков с замечательной победой и вручить им ордена.

Потерпев неудачу днём, немцы повторили массированный налёт на Сарны в вечерних сумерках. Радиолокаторы обнаружили в 110 км от города до 50 бомбардировщиков. На перехват своевременно вылетели 4 звена Як-9, которые штурмовали противника в районе Домбровицы. В завязавшемся воздушном бою наши лётчики сшибли 18 бомбардировщиков и заново сами потерь не имели.

Вскоре Николай Часнык был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе, в частности, писалось:

"К Апрелю 1944 года заместитель командира эскадрильи 148-го Гвардейского истребительного авиаполка особого назначения ( 148-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны ) Гвардии старшой лейтенант Н. Л. Часнык произвёл 685 боевых вылетов, из них 18 на штурмовку наземных войск противника. Провёл 39 воздушных боёв, в которых сшиб лично 16 и в составе группы 3 самолёта противника. Участвовал в воздушных боях в составе 6 истребителей супротив 25 - 35 самолётов противника FW-190. Смел. Тактически грамотен..."

Выполняя задачи по обороне объектов прифронтовой полосы, лётчики истребительной авиации ПВО страны существенно повысили своё боевое мастерство и больше результативно отражали налёты. Многие из них при выполнении боевых задач показали высокую выучку. Вот только единственный из многих боевых геройских поступков.

В темное время суток на 2 Апреля 1944 года вражеские бомбардировщики ещё раз пытались прорваться к важному объекту у города Сарны. Они шли на большущий высоте. Николай Часнык взлетел одним из первых и поднялся над осветительными бомбами, чтобы было легче разыскать противника. Внизу проскользнули силуэты вражеских бомбардировщиков. Избрав для атаки "Хейнкель-111", шедший параллельным курсом, Николай немедля пошёл на сближение. Огонь открыл с близкой дистанции. Загорелся правый двигатель "Хейнкеля". Но супостат был опытен: безотложно скользнул и сшиб полымя. Продолжая атаки, истребитель долговременно преследовал противника. Когда кончились боеприпасы, решил шагать на таран. На огромный скорости Часнык ударил "Хейнкель" консолью левого крыла по правой плоскости. Вражеский самолёт был уничтожен. Истребитель Николая встряхнуло, накренило, но он успешно долетел до аэродрома и на повреждённой машине удачно приземлился.

Наши авиачасти научились сражаться так, что уничтожали десятки и сотни вражеских самолётов, а сами при этом несли незначительные потери. Например, 148-я истребительная авиадивизия ПВО в течение 1944 года сшибла 142 самолёта противника, а сама потеряла только 13 самолётов и 9 лётчиков. О высоком уровне боевого мастерства наших лётчиков свидетельстаует, в частности, и то, что соотношение потерь истребительной авиации ПВО к количеству сбитых самолётов противника в 1944 году выражалось 1 - 4,5 в нашу пользу.

7 Июля 1944 года Николай Часнык вслед за тем длительного преследования уничтожил дальнего немецкого разведчика ( очевидно, Ju-188 ), его Як-9 попал под интенсивный пламень зенитной артиллерии, сам он был ранен и сбит над территорией противника. Попал в плен. Выдержал изощрённое и настойчивое давление врага, пытавшегося склонить его к измене. Пройдя все ужасы лагеря смерти, участвовал в восстании узников Бухенвальда в 1945 году. К тому времени он выполнил больше 700 боевых вылетов, в 46 воздушных боях сшиб 27 вражеских самолётов ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 14 личных и 10 групповых побед )

После войны он продолжил службу в ПВО. Летал на МиГ-15 и МиГ-17. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. Демобилизовался в 1958 году в звании Полковника.

У Николая Леонтьевича была необычная, по - видимому, единственная в мире семейство лётчиков - истребителей. В 1944 году он женился на Тамаре Устиновне Памятных - командире эскадрильи 586-го женского ИАП, совершившей за войну 205 боевых вылетов на "Яках" и сбившей 2 немецких бомбардировщика. Их меньшой отпрыск, Александр, пошёл по родительскому пути и также стал лётчиком - истребителем.

После демобилизации Н. Л. Часнык больше 20 лет проработал начальником службы движения в Ростовском аэропорту, а позднее в Северо - Кавказском управлении гражданской авиации. Жил в Ростове - на - Дону.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Шкодин Nikolay Shkodin

Заслуженный военный лётчик СССР. За его плечами - большая и непростая жизнь, которая вместила в себя много событий и в том числе - Великую..
читать далее

Николай Шульженко Nikolay Shulzhenko

Гвардии капитан Н. Н. Шульженко совершил 280 боевых вылетов. Проведя около 70 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника. Награждён орденами..
читать далее

Николай Шутт Nikolay Shutt

Старший лейтенант Н. К. Шутт совершил 315 боевых вылетов, провёл 86 воздушных боёв, лично сбил 14 и в паре 1 самолёт противника. 4 Февраля 1944 года..
читать далее

Николай Щербина Nikolay Scherbina

Гвардии Капитан Н. Г. Щербина совершил 424 боевых вылета ( из них - 120 ночью ), в 51 воздушном бою сбил 11 самолётов противника, штурмовыми ударами..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий