Известные люди

»

Николай Челноков

Николай Челноков Nikolay Chelnokov Карьера: Герой
Рождение: Россия» Иркутская область» Иркутск
14 июня 1942 года Н. В. Челнокову присвоено звание Героя Советского Союза. 19 августа 1944 года он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями. В 1949 году ему присвоено звание генерал-майора авиации. Н. В. Челноков избирался депутатом Верховного Совета СССР второго созыва. После войны окончил Академию Генерального штаба и до 1954 года продолжал службу в Военно-Морском Флоте.

Николай Васильевич Челноков родился в семье железнодорожника. По национальности российский. Член КПСС с 1940 года. В Советской Армии с 1928 года. Окончил военную школу летчиков.

В годы Великой Отечественной войны, будучи командиром частей истребительной авиации, участвовал в боях в составе военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского и Черноморского флотов. В ходе войны его эскадрилья уничтожила большое число боевой техники и активный силы противника.

Н. В. Челноков лично потопил единственный транспорт, торпедный катерок, сторожевой катерок и 2 десантные баржи. В вылетах с группой он уничтожил 12 торпедных катеров, 8 сторожевых катеров и 20 десантных барж.

Как выполнено поручение? Этот вопросительный мотив начальник дивизии уже дважды задавал командиру полка морских штурмовиков. И любой раз, стараясь толковать постепенно, начальник полка отвечал:

Самолеты ещё не вернулись.

Связь с ведущим есть?

Прервалась 30 мин вспять.

А вы уверены, что поручение будет выполнено?

Уверен. Группу повел Челноков.

Челноков? переспросил дальний звук. Да, Челноков должен осуществить... Как выясните обстановку, доложите сразу же.

Слушаюсь.

Беспокойство авиационных командиров о судьбе группы морских штурмовиков было ясно. Задание, на которое они отправились, было трудным и важным. Предстояло в тумане, при низкой облачности, найти в море вражеские корабли и, преодолев жар зениток, истребить их. Вел группу Николай Васильевич Челноков единственный из опытных и смелых летчиков полка.

И когда все самолеты вернулись на свою базу, начальник полка сообщил об этом командиру дивизии.

Я же говорил, что поручение будет выполнено, раз летал Челноков. Его вся Балтика знает!

Действительно, в грозные годы ленинградской блокады все авиаторы знали имя этого бесстрашного морского летчика-штурмовика. Он в равной мере метко поражал цели на суше вдоль побережья и вдали в белесых космах волн Финского залива.

Я воюю в дважды родном небе, говорил Челноков своим однополчанам, и в этом был основательный толк.

...Трудовая существование Николая Челнокова началась на ленинградской земле. Еще мальчиком познал он первые радости и невзгоды самостоятельной жизни. Работая первоначально грузчиком, затем штукатуром, он напряженно учился. Стал комсомольцем. Советская политическая элита открыла перед Николаем Челноковым, как и перед тысячами других рабочих парней, широкие двери к знаниям. Однако кончить Ленинградский электротехнический институт ему не пришлось. Стране нужны были молодые специалисты и электрики, и химики, и транспортники. Но ещё больше нужны были летчики. Надо было крепить оборону Родины, созидать авиацию. Комсомол взял шефство над Военно-Воздушным Флотом. И Николаю в райкоме комсомола вручили комсомольскую путевку.

Двадцатидвухлетним пришел Николай Челноков в авиацию. В Севастопольской школе морских летчиков он в первый раз сел в авиалайнер Р-1. Шли годы. Николай Челноков не только выработал в себе первоклассные летные качества, но и научился взращивать подчиненных. В дружной и творческой армейской семье сформировался и закалился нрав молодого летчика. Будучи инструктором, командиром звена, а следом и командиром отряда, Челноков познал всю силу войскового товарищества.

Когда над Родиной начали сгущаться военные тучи, он был уже авиационным командиром.

И вот грянула Великая Отечественная махаловка. С первых ее дней капитан Челноков начальник эскадрильи, оказался на страже Ленинграда города, где началась его комсомольская молодость.

Враг рвался к городу. Челноков поднял эскадрилью в воздух. Ни вражеские истребители, ни абсолютный зенитный пламень не могли стать поперек дороги реализовать боевое поручение. Группа бомбардировщиков под командой капитана Челнокова пробилась к цели и точными бомбовыми ударами уничтожила больше 10 танков противника и 14 фургонов с войсками. Танковый маневр врага был сорван.

Эскадрилья, которой командовал Челноков, стала грозой для вражеских танков, артиллерии и пехотных полков. Днем и ночью, в туман и непогоду в ленинградском небе, над водами, Финского залива и Балтийского моря отважно летал Челноков, нанося сокрушительные удары по неприятельским портам, железнодорожным станциям, вражеским войскам на дорогах, ведущих к Ленинграду.

Говорят, что у добрых вестей легкие крылья. Так и весть о боевых делах бесстрашного воздушного рыцаря вскоре широкой волной разнеслась по Северо-Западному фронту, защищавшему подступы к городу Ленина.

На вооружение стали поступать новые самолеты штурмовики. Челноков скоро освоил машину, полюбил ее и на ней воевал до конца войны. В его руках ильюшин был грозой для фашистов не только на суше и в воздухе, но и на море.

Да, на море! Поначалу илы считались машиной, предназначенной для штурмовки наземных целей. Немало штурмовок провел Челноков по вражеским колоннам. Впервые он испытал превосходные боевые качества новой машины под Кременчугом, на правом берегу Днепра. Потом на подступах к Ленинграду. Только за восемь месяцев боев Челноков уничтожил десятки вражеских танков, море автомашин с боеприпасами и пехотой. Он стремительно овладел тактикой штурмовых ударов.

Теперь он хотел применить новую машину для штурмовых ударов по морским целям. И вскоре на практике доказал, каким грозным оружием являются илы на морском театре военных действий.

Когда Челнокову присвоили звание Героя Советского Союза и назначили командиром гвардейского штурмового полка, он стал ещё больше требовательным к себе. К выполнению каждого боевого задания подходил творчески. Этого неустанно требовал и от своих подчиненных.

Напал на мишень добей до конца, не раз говорил оп молодым летчикам. Мало ошарашить надобно ликвидировать врага. Не шаблон, а вразумительно разработанная методика каждого удара обеспечивает победу.

Этому золотому правилу Челноков следовал куда ни кинь, где бы ни приходилось ему сражаться.

Летом сорок третьего года он получает новое назначение: бесстрашно сражается за Керчь, Феодосию и Севастополь. Здесь, в небе Черноморья, с особой силой проявилось неутомимое новаторство Челнокова-штурмовика. Это он нашел и в первый раз применил тактические приемы бомбоштурмовых ударов по морским транспортам противника. Так зародилось прицельное бомбометание с малых высот. Этот прием нашел убежденных сторонников посреди морских летчиков и, по существу, решил исход борьбы с феодосийской группировкой фашистских кораблей.

Под натиском штурмовых ударов неприятель вынужден был отступиться от дневных операций на коммуникациях Новороссийск Анапа Керчь. Но советские летчики благополучно громили врага и ночью. До этого бытовало точка зрения, чисто транспорты мишень только для бомбардировщиков, а ни капельки не для штурмовиков. Это подтверждала и тактика фашистов: они держали свои корабли в радиусе действия штурмовиков.

В боях за отбояривание Севастополя челноковцы опровергли и это мнение: они потопили 24 транспорта и немного танкеров противника, доказав, что не только малые, но и крупные корабли могут быть доступны илам.

К Николаю Челнокову, пожалуй, больше всего относились слова популярной во время войны песни: Смелого пуля-дура боится... Во многих боях участвовал он и произвольный раз выходил победителем и более того невредимым. Боевые друзья говорили ему:

Под счастливой звездой родился, Николай!

Находились более того шутники, утверждавшие, что Челноков летает на самолете, нарочно построенном для него, и других подобных машин в соединении нет.

Машина моя обыкновенная, серийная, никаких особенных приспособлений на ней нет. Люблю я ее, знаю ладно, вот она и слушается меня, говорил он.

Челноков не раз подчеркивал, что для успеха в бою необходимо доверять в машину, мочь в совершенстве править ею.

Даже в минуты опасности не уходи от врага на полном газу, любил калякать он. Главное сумей провести врага, найди выгодную позицию и сбей его...

...Серебрится морская гладь, лениво перекатываются волны, играя в лучах утреннего солнца. Для морского летчика эта развлекуха цветов на утренней заре большая дополнительная трудность: с высоты летящего самолета сильно сложно различить мишень на больше темном фоне морского залива. Зная это, неприятель старается применять для продвижения своих транспортов аккурат ранние часы.

Еще затемно командиры групп Челнокова прибыли на тряской полуторке к своим самолетам, подле которых добрых полночи трудились механики, мотористы, оружейники. Придирчиво осмотрели летчики машины. И эта придирчивость не обижала авиаспециалистов: пилот идет в махач, он должен быть уверен в своем самолете, в оружии.

Пятый, взлет! услышал Челноков лаконичную команду.

Он дал полные обороты двигателю, и агрегатина, содрогаясь, поначалу неторопливо, а опосля, набирая прыть, пошла от линии старта вперед, в утреннюю дымку, прикрывавшую аэровокзал.

Вскоре группа легла на боевой вектор движения. Район цели невеликий квадрат морского залива, отмеченный на карте красным карандашом. Здесь до времени утром должен миновать вражеский конвой кораблей. Его нужно ликвидировать.

Скрылись из виду очертания родных берегов; внизу, под крылом, унылая и однообразная картина. Челноков смотрит на приборы и определяет время. Да, сквозь немного минут должны показаться фашистские корабли.

Штурмовики идут в строю правый пеленг. Челноков ещё раз смотрит на часы: пора! Он внимательно глядит вниз, на синевато-серебристую гладь моря, пытаясь углядеть мишень. Ее нет. Челноков передает команду изменить вектор движения на 90 градусов и вводит свой авиалайнер в разворот.

Опять пристальный точка зрения на рябоватую поверхность залива и еще раз разворот...

Цель слева! Атакую, первым обнаружив чуть-чуть различимые силуэты вражеских транспортов, передал Челноков команду группе.

И в то миг, когда он, отдав ручку от себя, повел свой авиалайнер на флагман вражеского конвоя, рядом с илами возникли черные шапки взрывов зенитных снарядов.

С нарастающим ревом мотора ил быстро мчался вниз, навстречу морской пучине. Растет и прыть, падает высота. Но вот Челноков начинает избирать на себя ручку управления, и послушный ил, без малого задевая мачты вражеского флагмана, выходит в горизонтальный полет, а за какое-то момент до этого пилот успевает надавить на кнопку электросбрасывателя бомб.

Внизу белое облачко пара, перемешанное с черными космами дыма, окутывает фашистский судно.

Краснозвездные илы единственный за другим атакуют фашистские корабли. Челноков разворачивается и сызнова ведет свою группу в атаку. Вот авиалайнер содрогнулся, ручка управления стала тяжелой, малопослушной. Повредили самолет, решает Челноков, но из боя не выходит. Он продолжает атаки, сбрасывает на вражеский конвой все бомбы, ведет жар из пушек. И так действуют все экипажи его группы.

Через немного минут штурмовики, собравшись, легли на задний вектор движения. И, вроде бы в отместку за дерзкие атаки, за три пущенных ко дну транспорта, в небе появляются мессершмитты.

В круг! лаконично приказывает Челноков, и илы из пеленга стремительно перестраиваются в так называемый оборонительный круг. Воздушные стрелки держат мессеров на почтительном расстоянии. Так, отбиваясь от фашистских истребителей, группа штурмовиков возвращается на свой аэропорт.

Летчики идут сообщать о результатах налета, а техники и механики подсчитывать число пробоин и повреждений в боевых машинах. Авиаспециалисты торопятся: они знают, что с наступлением сумерек Челноков заново пойдет на боевое поручение. И так будет и завтра, и послезавтра, и сквозь месяц, до тех пор, в то время как не будет разбит недруг...

Герой Балтики, герой Черного моря. В августе сорок четвертого года на его груди заискрилась вторая золотая медаль Героя Советского Союза.

После освобождения Крыма Челноков вновь на Балтике. Теперь он начальник Краснознаменного Ропшинского авиационного соединения. Новое положение ко многому обязывало, но зато и в значительной мере расширяло круг боевой деятельности. Челноков оставался верен своему правилу: делать не по шаблону, а по сурово разработанному плану каждого боевого задания.

Вскоре по прибытии на Балтику был получен боевой приказ: ликвидировать отряд кораблей, состоявший из 14 вымпелов и прикрывавший левый фланг вражеских войск, упиравшихся в Нарвский залив. Отряд фашистских кораблей нес дозорную службу в заливе. Не раз наши летчики обрушивали свои удары на тот самый отряд, но он, как заколдованный, оставался невредимым. Хорошо организованная зенитная оборона не давала нашим самолетам возможности причинить прицельные удары.

Челноков возглавил группу. Умело маневрируя, штурмовики неожиданным ударом со стороны солнца парализовали зенитную оборону противника и в немного заходов без малого всецело разгромили отряд сторожевиков. Фланг войск противника со стороны залива был оголен.

И сызнова бои, но ныне бои, поддерживающие грозное атакование Советской Армии, прокладывающие дорога к окончательном победе над врагом. Нарвский залив, остров Эзель, Кенигсберг, Пиллау, Данциг везде, где в небе проносились машины, ведомые Челноковым, супротивник ощущал карающую руку воинов-освободителей.

...Отгремели бои. Великая виктория была завоевана ратными подвигами славных сынов Родины. В рядах первых посреди них был Николай Челноков, отважный совдеповский боец, дядя здоровый воли и мужества.

Прошли годы. По состоянию здоровья Николай Васильевич Челноков ушел в припас. Он нередко ездил в Ейск, где прошла его юность. Здесь, в школе летчиков, он всю дорогу бывал желанным гостем, присутствовал на торжественных церемониях принятия военной присяги курсантами. Николай Васильевич беседовал с будущими морскими летчиками, рассказывал им о славных боевых геройских поступках ее многочисленных воспитанников, об истории их школы, делился своим боевым опытом. И курсанты, и преподаватели школы видели в генерале Н. В. Челнокове своего искреннего друга и душевного наставника. Славная боевая эстафета старшего поколения передана в надежные руки.

В июле 1974 года Н. В. Челноков скончался.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Черненко Nikolay Chernenko

Пулемётчик, гвардии старший сержант, Герой Советского Союза.
читать далее

Николай Шапошников Nikolay Shaposhnikov

Родился 10 февраля 1921 года в селе Кулешовка Подгоренского района Воронежской области. Отец - Шапошников Степан Александрович. Мать - Шапошникова..
читать далее

Николай Шмельков Nikolay SHmelkov

Герой Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, медалями.
читать далее

Николай Щорс Nikolay Schors

В феврале 1918 в Сновске создал партизанский отряд, в марте - апреле командовал объединённым отрядом Новозыбковского уезда который в составе 1-й..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий