Известные люди
»Николай Черкасов
Рождение: Россия, 27.7.1903
Ему довелось сыграть важных людей - Горького ("Ленин в 18-м году"), Стасова ("Композитор Глинка"). Первая по-настоящему трагедийная роль - царевич Алексей в "Петре Первом". А дальше - сотрудничество с Сергеем Эйзенштейном: сначала на фильме "Александр Невский" (заглавная роль), затем опять же заглавная роль в "Иване Грозном".
Его, конечно, в первую очередность следует вспомянуть как большого театрального артиста - актера Ленинградского академического театра имени Пушкина (в просторечии - Александринки). Тот театр, как никакой иной, оказался по масштабу его таланта да и несложно по масштабу его недюжинных природных данных. Природа истинно не обидела его ростом (под два метра) и наградила необыкновенно красивым тембром голоса, тот, что сам по себе был способен украсить любую самую небогатую в драматургическом отношении образ. Он как бы изначально был предназначен для императорской сцены, для имперского искусства.
Императорских театров в 30-х годах уже не было, но были театры академические, которые поддерживали и как могли продолжали традицию основательной пафосной театральности. Рядом с Черкасовым, тот, что пришел в Пушкинский театр в 1933-м, служили в разные годы Леонид Вивьен, Николай Симонов, Константин Скоробогатов, Александр Борисов, Василий Меркурьев, Ольга Лебзак.
Впрочем, на эти высокие подмостки он взошел затем того, как приобрел некоторую известность в легком жанре. Начинал-то он как эстрадный артист. Сегодня об этой странице его биографии современные зрители могут судить по номеру "Пат и Паташон", запись которого достаточно зачастую воспроизводится на телеэкране. Потом Николай Константинович вспоминал, как нелегко ему было с имиджем долговязого танцора адаптироваться в академической среде. Ведь по своей фактуре он мог претендовать на образ трагика Несчастливцева, а предъявить коллегам на тот миг смог комика Аркашку Счастливцева. Но ибо не случайно эти два комедианта у Островского без малого друзья. Если их пути-дороги и расходятся, то ненадолго.
После войны сценический Ленинград был заворожен его генералом Хлудовым в булгаковском "Беге". Тогда же и там же он сыграл трагическую образ Маяковского. Еще запомнились его оттепельные роли в пьесах "Доброе имя" и "Все остается людям".
До войны у актеров академических театров был обязывающий статус государственных артистов. Были в этом плюсы и минусы. Один из минусов состоял в том, что их неохотно снимали в кино - они казались чересчур театральными.
Редко у кого из них настолько счастливо складывалась фатум в кино, как это произошло у Николая Черкасова. Он как собак нерезаных играл до войны. И какие это были работы! А начинал снова же с комедийных. Самой первой из них стала образ в "Горячих денечках", после этого незабываемый и ненаглядный не одним поколением отечественных зрителей Жак Паганель в "Детях капитана Гранта" со знаменитой песенкой "Капитан, капитан, улыбнитесь...".
После этого Черкасову покорилась образ, которая сделала его государственным артистом и в кино, - ученого Полежаева в фильме "Депутат Балтики". Ему довелось сыграть важных людей - Горького ("Ленин в 18-м году"), Стасова ("Композитор Глинка"). Первая по-настоящему трагедийная образ - царевич Алексей в "Петре Первом". А дальше - сотрудничество с Сергеем Эйзенштейном: в первую голову на фильме "Александр Невский" (заглавная роль), потом снова же заглавная образ в "Иване Грозном".
Благодаря последней работе он стал известным за пределами нашей страны. Благодаря ей же лично познакомился с товарищем Сталиным. Именно в беседе с Черкасовым Иосиф Грозный сформулировал претензии к фильму Эйзенштейна. И как раз в этой беседе Сталин нечаянно расписался в своем сходстве и родстве с историческим злодеем.
Сталин, посмотрев, как в зеркало, первую серию фильма, понравился себе. И наградил авторов, в том числе и Черкасова, самым дорогим, что у него было, - Сталинской премией. А во второй серии он уже себе не понравился. Видно, режиссер с актером добрались до чего-то сокровенного в душе кровавого диктатора.
Гнев был велик, картина оказалась закрытой и еле-еле не репрессированной.
До трагического пафоса Николай Черкасов поднялся ещё в одно прекрасное время - в "Дон Кихоте".
Вроде у него была долгая, счастливая творческая существование. Но натура актерской профессии такова, что сколь бы артист ни переиграл на сцене и в кино, а все одинаково кажется, что лучшая образ так и осталась не сыгранной. И вследствие того что в юбилейные дни к восхищению сделанным великим артистом без малого завсегда примешивается толика горечи. Вернее, сожаления о том, что не удалось сыграть по причинам, не зависящим от артиста.
Так же читайте биографии известных людей:
Николай Чиндяйкин Nikolay Chindiaykin
Заслуженный артист России.
читать далее →
Николай Досталь Nikolay Dostal
Думаю, что к нашим традиционно называемым бедам воровству, пьянству, дуракам и дорогам нужно добавить еще одну порченую власть. У нас к власти..
читать далее →
Николай Лебедев Nikolay Lebedev
Николай Лебедев - российский кинорежиссер и сценарист. Родился 16 ноября 1966 года.Режисcёрские работы:1991 - Ночлег. Пятница1997 - Змеиный..
читать далее →
Николай Поляков Nikolay Polyakov
В 1929 году уже сложившимся клоуном, в совершенстве владевшим многими цирковыми жанрами, женатым человеком, отцом двух детей, Коко перебрался морем..
читать далее →