Известные люди

»

Олег Кулик

Олег Кулик Oleg Kulik Карьера: Скульптор
Рождение: Россия, 15.4.1961
В черногорском городе Цетине проходит одна из крупнейших в Восточной Европе биеннале современного искусства. На ней собрались художники из разных стран, в том числе несколько из России. Самый большой и яркий проект на биеннале показал Олег Кулик. На одной из старинных площадей он установил огромную, почти четыре метра в высоту, стеклянную скульптуру спаривающихся быка с коровой под названием "Оранжерейная пара". По возвращении Олега КУЛИКА из Цетине с ним встретился обозреватель "Известий" Николай Молок.

- Это та самая скульптура, которую три года обратно вам запретили становить в Париже?

- Да, но я заработал на этом 30 тысяч долларов компенсации.

- Почему французы запретили?

- Мэром Парижа тогда ещё был не сегодняшний отличный демократ и гомосексуалист, а корсиканец - консерватор и охранитель традиционных ценностей. В финальный миг, когда агрегатина со скульптурой уже выезжала из Москвы, он увидел эскиз и сказал: "Да вы что, тут же дети будут". Ведь она должна была стоять в публичном месте - на Елисейских полях, это был фестиваль скульптуры, на тот, что пригласили сто лучших современных художников. Я оказался единственным, кому не разрешили выставить свой план. Хотя композиция весьма схематичная. Жалко, что не получилось большого скандала. Была альтернатива - либо дебош, либо французы покупают другую мою инсталляцию и делают две мои выставки. Мой галерист хотел, чтобы случился дебош. Но я настоял, что я художник и что мне скандальное имя менее значимо, чем участие в художественном процессе. И вот в текущее время одна из этих экспозиций висит в самой мэрии Парижа. Причем экспозиция эта - "Семья будущего", по идее значительно больше скандальная, чем "Оранжерейная пара". Ведь хотя на ней речь идет об этических и социальных проблемах, но формально это выглядит как опоэтизированный акт зоофилии. Но если гомосексуалист может занимать пост главы администрации города, отчего художник не может быть женат на собаке. Выглядит все сильно демократично.

- А какая реакция на скульптуру была в Черногории?

- Это сельскохозяйственная держава, и никаких скандалов там вообще не было. Там есть религиозные или идеологические запреты - на что на Западе вообще не обращают внимания. А моя скульптура смотрелась полностью органично. Всех скорее интересовало ее техническое устройство. Бык наполовину залит водой, а буренка засыпана землей, на которой растут цветы. Каждый пять минут струйка воды бьет в сердце коровы, которое сделано в виде красного разбрызгивателя. Сердце начинает бешено колотиться и буренка покрывается каплями воды. То есть акт оплодотворения - союз Земли и Воды. Это крайне ясно крестьянскому сознанию, агрессивному, прямому. Во время вернисажа там играли музыку и плясали кругом скульптуры. Получился торжество земледелия. В центре плясал принц Черногории (единственный из инициаторов Цетинской биеннале. - "Известия").

- Какие у вас в целом впечатления о Цетинской биеннале?

- Сам городок, горы, люди, сама атмосфера в такой степени радостная, открытая, светлая, свежая, что биеннале немного тонет в ней. Это, конечно, чуток туристическая, курортная биеннале. Хотя на ней было как собак нерезаных западных художников, но по своему духу она получилась восточноевропейской - у художников было какое-то пренебрежение к исполнению своих работ. Много было недоделанных, сырых вещей - неясно, то ли это свалка шин, то ли инсталляция. Самыми интересными оказались те проекты, которые работали прямо с контекстом. Например, художница Таня Машукова стала фотографировать местных людей, местные пейзажи, вслед за тем отпечатала фотографии - достаточно нехорошо, как там это вероятно, но попала в цвет города. И в ресторане сделала выставочку. Я считаю, это идеальная служба для Цетинской биеннале. Или план местных - черногорских - художников. Там большая задача с жильем - полно пустующих домов, нет денег. И вот в центре стоит этакий без малого разрушенный жилище, художники лампочками осветили окна, повесили балдахин, а перед входом положили собаку - долматинца. Получился палас-отель. Вот это работает с окружающим пространством. А когда художник, какой-нибудь француз, привозит работу про свою личную драму, как он из какого-то кокона выползает, это крайне чудно смотрится. Высоко в горах, красивая держава, черные от загара люди - в этом контексте она вообще не понятна. И для чего она в этом месте?

- Это не первостепеннный ваш план в Черногории. Вас там любят - вы представляли Черногорию в их национальном павильоне на последней Венецианской биеннале.

- В Черногории две художественные линии. Есть принц Никола Петрович, и есть местные интеллектуалы во главе с Петром Чуковичем, директором Музея современного искусства и куратором югославского павильона на последней Венецианской биеннале. Чукович не поддерживает идею Цетинской биеннале, потому что считает, что держава не готова. У меня с ним крайне хорошие отношения, но и с принцем также хорошие отношения. Вот меня и зовут и те, и другие.

- Какая реакция была в Черногории на ваше участие на Венецианской биеннале?

- Реакция была шибко позитивная. Все крутилось кругом того, зачем пригласили русского. По традиции в павильоне Югославии на Венецианской биеннале выставляют одного сербского и одного черногорского художника. В тот самый раз вместо них выбрали меня. Серба было не разрешено по политическим причинам - Черногория в тот миг разводилась с Сербией. Черногорца не взяли оттого, что не потянет. Оставался отбор между Востоком и Западом, между русским и американцем. Если бы пригласили американца, была бы резкая критика. Вот и позвали меня. И отбор куратора был понят и принят. Но и отбор тот самый был заблаговременно подготовлен и мотивирован. Не как у нас делается - либо невнятный отбор, либо коррумпированный, либо тайный, когда он словно бы логичен, но возникает вдруг и всех повергает в шок. В Черногории все было сделано на уровне. Кроме небольшого финансирования - это был самое малое, тот, что могла себе дозволить воюющая держава. Но более того этого минимума хватило на то, чтобы свершить план.

- А Цетинская биеннале оплатила "Оранжерейную пару"?

- Нет, ее я делал на денежки, заработанные ещё в начале 90-х. Это же старая служба - 1993 года. Она была сделана для Копенгагена, где проходила одна из первых больших экспозиций нового русского искусства. И с тех пор она у меня хранится в разобранном виде, и всякий месяц эти бык с коровой жрут по 30 долларов только за хранение.

- Какая их дальнейшая судьбина?

- Вернутся в Москву.

- Здесь вы их будете являть?

- Я их показывал в 1995 году на экспозиции к юбилею галереи Гельмана.

- А в публичном пространстве - на улице?

- Сейчас готовится фестиваль инсталляции, для него я делаю другую работу, но мог бы явить и эту. У нас держава также полностью аграрная, и, я думаю, люди к этой работе отнесутся полностью привычно. Насколько я понимаю, когда предъявляют претензии к порнографии, имеется в виду все-таки порнография ума, некоторая извращенность мысли. Если бы было два быка - тогда порнография. А так, я думаю, моя скульптура будет воспринята значительно лучше, чем многие другие, требующие напряжения.

Так же читайте биографии известных людей:
Олег Трофимов Oleg Trofimov

Родился 8.03.1928 г. в г. Самаре. В 1951 г. окончил КуИСИ ПГС.
читать далее

Олег Устинов Oleg Ustinov

Родился 19.12.1963 г. в г. Куйбышеве. В 1986 году окончил архитектурный факультет КуИСИ.
читать далее

Олег Харченко Oleg Charchenko

Олег Андреевич Харченко - главный архитектор Санкт-Петербурга мечтал с детства стать архитектором и всегда слишком любил свою профессию, поэтому его..
читать далее

Олег Асиновский Oleg Asinovskiy

Земля сплетенная из розВверх-вниз со скоростью волосРастет над головойИ белый свет кружит звездаИ взгляд как вешняя водаБежит на голос твой.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий