Известные люди

»

Олег Хархордин

Олег Хархордин Oleg Harhordin Карьера: Философ
Рождение: Россия
Молодой питерский ученый и автор вызвавшей споры книги "Обличать и лицемерить: генеалогия российской личности" берется доказать, что у сталинских чисток были не только репрессивные аспекты...

- Значит, Олег Валерьевич, джентльмен человеку все-таки волк?

-- Это утверждение материалиста Томаса Гобса бесчисленное число раз пытались оспорить поколения философов-идеалистов.

- Безуспешно?

-- По-разному. Но не думаю, что и ныне с Гобсом многие согласятся.

- Разве не "волчий" вывод напрашивается вслед за тем прочтения вашей книги?

-- Отнюдь. Я писал с верой в человека, хотя, в общем-то, мне, как ученому, положено воздерживаться от моральных оценок и оперировать фактами. Моя книга про то, как в России становятся личностями.

- Обличая и лицемеря?

-- Название, согласен, довольно пугающее, но обличать потому что не возбраняется, не только поливая помоями и пиная ногами. Это древнерусское словечко имело и значимость "выводить налицо". Иначе говоря, обличать -- это и наделять личностью. В общем, ход больше непростой, что я и попробовал привести доказательства, предложив бросить взгляд в зеркало советской России.

- На зеркало пенять не принято.

-- Верно, но к своему отражению скоро привыкаешь и зачастую не замечаешь очевидного. Скажем, многие считают, словно обличение ушло из нашей жизни вкупе с партсобраниями и товарищескими судами, и все-таки ритуал коммунистической чистки жив-здоров, он только видоизменился. Вспомните, как мы просто отмечаем день рождения? Каждый из гостей считает долгом поведать, кто вы есть на самом деле.

- Нет, все говорят, какой я славный, хотя могут нимало так и не полагать.

-- И все одинаково существует риск, что кто-то из приглашенных немножко переберет, встанет и ляпнет в физиономия имениннику что-нибудь типа: "Ты, конечно, дядя славный, но..." Поэтому так важна аранжировка празднования дня рождения: кого кликать, а кого -- нет. Тосты же и подарки создают у человека чувство его оценки сообществом. Словом, сами того не осознавая, мы перенесли на семейное торжество схему, освоенную в 30-е годы прошлого века на партсобраниях.

- По-вашему, раньше тосты на застольях не произносили? В Грузии это вообще вековая традиция.

-- Тост тосту рознь. Повторяю, в России он носит, как говорят социологи, латентную, то есть неочевидную функцию оценки личности: не только изречь приятное, а и поддержать человеку лучше взять в толк себя. Что касается Грузии, то британские антропологи провели изыскание и пришли к выводу, что на Кавказе тосты -- схема достижения и сохранения мира. Горячим джигитам пришлось бы сражаться на кинжалах, выясняя отношения, а так они мерялись силами в словесной дуэли и расходились удовлетворенные... Кстати, по всем опросам день рождения идет на втором месте посреди любимых народом праздников. Вслед за Новым годом. Видно, каждому из нас по-прежнему чертовски немаловажно изведать, как он выглядит в глазах окружающих. Это, к слову, целиком вписывается в православный фон...

- Почему вы упомянули веру?

-- Потому, что, к примеру, у протестантов иная практика узнавания себя. Возьмем те же дни рождения. В Америке именинник старается позабыть о дате или хотя бы произвести наружность. Не принято подготавливаться к этому событию, созывать гостей. Обычно друзья как бы невзначай приглашают тебя в кабачок, вы совместно обедаете, произвольный платит за съеденное (помимо именинника, которого угощают остальные), после этого чего все идут по домам. Иногда ещё могут кинуть взор кино или поиграть в боулинг. Все, никаких торжественных речей и праздничных обжорств.

Понимаете, есть практики исповедальные, когда дядя залезает себе душу внутренним взором, пытается что-то там раскопать и поведать об открытии Богу. А бывают практики покаянные: чтобы изведать, кто ты есть, тебе нужна подмога извне -- друзей, родных, людей, которых уважаешь. Сие не означает, подобно тому как православие скверно, а протестантизм хорош. Просто это разные культуры.

- А как же Достоевский, его самокопания и исповеди?

-- Не знаю, как отнесутся к моему утверждению литературоведы, но, подозреваю, Достоевский -- свойский... протестант. Этим, уместно сказать, разрешается втолковать и невероятную популярность Федора Михайловича на Западе, и определенную его недооценку в СССР. Ведь неслучайно "Записки из подполья" читали двенадцатилетние американские школьники, а не советские. Это подтверждает: разбор глубоких внутренних противоречий, то, что вы называете самокопанием, больше характерен для протестантов. Но сызнова же это не оценка достоинств или недостатков религии, а данность. Достоевский и Лев Толстой -- вот два классика русской психологической прозы. Зато рядом идет весь отряд писателей, больше востребованных Советской властью. Тут и Чернышевский, и Добролюбов, все эти новые люди, которые заниматься внутренним поиском то ли не могли, то ли не хотели. Белинский не находил в себе прекрасных порывов, а Чернышевский, как известно из его дневников, вообще считал себя бесчувственным. Он смотрел на красивую женщину и не знал, любит ее или нет, оттого что не мог зайти себе в душу. В конце концов Чернышевский нашел выход: стал замерять пульс, наблюдая за общепризнанными образцами красоты. По количеству ударов сердца решал, нравится ли ему увиденное... Такие герои шибко устраивали вождей Страны Советов на этапе, когда православный крестьянин превращался в пролетария.

- В людях воспитывали иные чувства?

-- Дело не в этом. Бердяев писал, что на смену одному типу религиозных верований пришел прочий. По сути, советская цивилизация, отрицая институт церкви, по сути дела строилась на вере, в которой использовались все механизмы православия, только в больше радикализированной форме. В этом смысле большевистская революция сродни религиозной реформации на Западе. Мы все наследники тысячелетнего развития православной церкви. Отсюда свойский ужасный индивидуализм, хотя в советское время нас и воспитывали в духе коллективизма. При видимости общности всякий стоял сам за себя.

- А сегодня неужто по-другому?

-- Безусловно, многое остается по-прежнему. То, что закладывалось веками, не разрешено изменить за семь десятилетий.

- Значит, нет ничего удивительного, что церковь вновь в почете?

-- Вопрос непростой. Как показывают последние соцопросы, только пять процентов считающих себя верующими каждый день произносят молитву. Скорее, покуда это ещё не вера, а мода, принятие на словах того, что недавно отвергалось. Конечно, позволительно перед походом на занятие перекреститься и, сдав у дверей церкви наган братану, определить свечку у иконы, но сколь это отразится на поведении человека в остальном? Любопытно другое: огромное численность людей выбирают православию, католицизму или исламу так называемую нетрадиционную религиозность. Более половины верят в телепатию и астрологию. Сможет ли классическая церковь противодействовать этим атакам, покажут ближайшие лет двадцать.

- Доживем -- увидим. А покуда я вот что хочу понять: вы написали книгу о нашей национальной генеалогии. Удалось вам до корней докопаться, узнать, от кого мы пошли?

-- В основе русского характера лежит триада -- обличать, увещать и отлучать, которая большевиками инстинктивно подобрана из Нового Завета. В итоге все свелось к двум классическим вопросам "Кто повинен?" и "Что работать?" Правда, в 1937 году появилась новая версия: "Что работать с тем, кто повинен?" Ответ тогда знали многие...

- Иосиф Виссарионович лично подсказал... Даже изумительно, как генеалогическое дерево вообще не засохло, когда стольких личностей с веток постряхивали...

-- Кстати, вы знаете, что определение "культ личности" Хрущеву приписывают по ошибке? Впервые выражение употребил Сталин, что документально подтверждено. Да и другие использовали тот самый термин. Правда, в ином смысле. Так, Макаренко, определяя дух той эпохи, говорил, что нужно культивировать каждую отдельную персона.

Впрочем, в русском языке словечко "личность" обозначает не только выделяющегося на общем фоне героического индивида, но и единицу действия, атом, на тот, что позволительно повесить личную ответственность. Разумеется, сталинские чистки срезали тех, кто выбивался из общего строя. С иной стороны, подавляющее большинство населения крестьянской России, некогда на вопросительный мотив "Кто ты эдакий?" отвечавшее: "Мы из деревни Орловка", в настоящий момент научилось вещать о себе как о личности. Дети этих выходцев из Орловок, Петровок и Степановок надели красные вельветовые брюки, отпустили длинные волосы и пошли внимать джаз с роком. Понимаете, однозначной оценки нет. Конечно, по-человечески я к Сталину отношусь грубо негативно, но наука не любит эмоций. Да, агрегатина террора срезала верхушку интеллигенции, и все-таки также советское время наделило всех индивидуальными чертами, помогло каждому распознать в себе персона. Из атомов действия пытались сотворить индивидуальности. Делалось это, конечно, насильственно, людей принуждали, заставляя изменять рядовой образ жизни и касательство к самому себе, но последствия этих процессов во многом определяют то, какие мы есть. До сих пор.

- Спасибо товарищу Сталину?

-- Если хотите, да. За то, что мы в итоге стали другими, хотя раньше были однородной безликой массой. Помните, одно время более того гордились созданием единой общности под названием совдеповский население?

Обычно Хрущева называют человеком, тот, что провел либерализацию в СССР. Действительно, он сделал сильно непочатый край, но если внимательнее бросить взгляд на то, что он хотел внедрить в итоге, окажется, что Никита Сергеевич строил систему упорядоченного контроля над всеми. Даже при Сталине не было логики неизбежности, она появилась при Хрущеве, мечтавшем о девяноста шести миллионах общественников, которые будут наблюдать приятель за другом, чтобы и комар не пролетел мимо незамеченным. Это и воспитало последнее советское поколение. И все же как раз тогда в каждом стали прорисовываться индивидуальные черты. Уверяю вас, не было бы никакой перестройки и демократических достижений, если бы не появились люди неравнодушные, не желающие сливаться с серой толпой.

- Зато нынче пестроты хоть отбавляй.

-- Да, индивидуальность приобретает новые формы. Уже и местная гордыня проклевывается. Приезжаешь в Саранск, а там своя знаменитость -- немалый всенародный художник Эрьзя. Саранцы гордятся им не меньше, чем обитатели американского Милуоки пивом собственного производства, которое, на мой точка зрения, вообще пить не разрешено. Теперь Саранск будет славен не только тем, что там провел ссылку Михаил Бахтин, но и музеем Эрьзя.

- Однако у страны-то новых героев нет...

-- Вы весьма по-советски формулируете вопросительный мотив. Знаете, отчего? Самосовершенствование по-коммунистически сводилось к выбору героя и слепому следованию его примеру. Хотите, чтобы я назвал вам свеженького кандидата на местоположение Павки Корчагина, с которого будут совершать бытие новые поколения? Наивно и уморительно. Сейчас молодая поросль украшает стены фотографиями эстрадных кумиров и спортивных звезд. Не думаю, чисто это так уж скверно. В кабинетах чиновников висят портреты действующего президента. Это официальная харизма государственной власти, и тут также все стандартно. Обычный технология построения гражданской религии.

И вообще сомневаюсь, подобно тому как сегодняшнему обществу нужен цельный герой. У разных групп населения свои знаковые фигуры. Так, к слову, происходит во всем мире.

- Андрей Битов как-то говорил мне, что не нужно нам сравнивать себя с Западом, мол, нужно только уяснить, что они живут в XXI веке, а мы ещё в восемнадцатом... Вы, Олег Валерьевич, учились в Беркли, в текущее время преподаете в Гарварде. Оттуда, из США, Россию легче взять в толк?

-- Мне не кажется, чисто между нами дистанция огромного размера. Другой вопросительный мотив, что многое реально начинаешь примечать, пожив какое-то время вдалеке... Впрочем, есть в нас и кое-что неизменное. К примеру, в российской жизни по-прежнему многое запрещено да и не нужно планировать. Все происходит как снег на голову, спонтанно, хотя мобильные телефоны, электронные записные книжки развивают пунктуальность и пунктуальность, что ни при каких обстоятельствах не было нашими национальными чертами.

- А то, что слова "лик", "личина", "личность", будучи безупречно разными по смыслу, являются однокоренными, вас не удивляет? Очень уж по-русски -- совмещать несовместимое. По-английски так и не скажешь...

-- Вы правы. Как известно, person идет от римского "персона" и греческого "просопон", что означало маску, носимую в театре. В принципе, личину также не возбраняется истолковать как маску. Тут параллель есть. У лика же в действительности в английском аналога нет. На основании этих языковых связок Флоренский, уместно сказать, построил собственную триаду смыслов. На этот счет есть целая философская система. В английском такого никак не соорудить, так как нет самого предмета изучения, нет подобных связок.

- Говорил же я вам, Олег Валерьевич, особенные мы!

-- Вам так хочется подвести меня к этой мысли? Пожалуйста, сделаю вам приятное. Особенные. Правда, в отношении теории Флоренского все же замечу, что его гипотеза, на мой точка зрения, является на все сто надуманной. Но это уже задача для отдельного разговора...

Личное занятие

Олег Валерьевич Хархордин родился в 1964 году. Выпускник экономического факультета Ленинградского госуниверситета. Учился в аспирантуре Института важный экономики и международных отношений. В 1996 году закончил аспирантуру Калифорнийского университета в Беркли, получил уровень доктора философии. В 1996-1999 годах -- работник Центра международных исследований Гарвардского университета. В настоящее время доцент факультета политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Специалист в области современной западной политической мысли.

Так же читайте биографии известных людей:
Олег Газенко Oleg Gazenko

В настоящее время О. Г. Газенко - советник Российской академии наук при Государственном научном центре РФ "Институт медико-биологических проблем",..
читать далее

Олег Лаврентьев Oleg Lavrentiev

В Пятихатках, поселке сотрудников Харьковского физико-технического института, более полувека живет и работает кандидат наук, ведущий научный..
читать далее

Олег Нефедов Oleg Nefedof

Специалист в области физической, синтетической и технической органической химии.
читать далее

Олег Калугин Oleg Kalugin

Недавно Верховный суд России оставил в силе приговор Измена Родине бывшему генералу КГБ СССР, видному деятелю демократического движения Олегу..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий