Известные люди

»

Ольга Лисикова

Ольга Лисикова Olga Lisikova Карьера: Герой
Рождение: Россия
Ольга Лисикова - единственная в годы Второй мировой войны женщина-командир крупнейших американских транспортных самолетов ЛИ-2 и СИ-47. На ее счету 408 вылетов в блокадный Ленинград, в глубокий тыл противника, полеты в тяжелейших условиях Заполярья. По крайней мере дважды она должна была стать Героем Советского Союза, но ее не наградили даже орденом Ленина.

- ЭТО Ж НАДО УМУДРИТЬСЯ, ЧТОБЫ, сидя в "кукурузнике", на котором нет более того пулемета, забросать мессершмит!

Ольга Михайловна рассказывает так вроде все это случилось вчера.

- Взяла с авангардный двух раненых и лечу с ними в лазарет. Прошли всего километров двадцать, как мне в хвостище заходит Ме-109. Куда деваться?! Вприятель замечаю обрыв. Это была Мета, река небольшая, но течет между высоких берегов. Пикирую к воде, и тут же слышу, как позади ударила мощная очередность - мимо! Резко отворачиваю в сторону, прижимаюсь к воде и лечу, чуть не касаясь крыльями берегов. Теперь фашисту надобно набрать высоту, опять найти эту "русскую этажерку" и попытаться забежать ей в хвостище.

Река поворачивает круто направо. Я - следом. Спиной, плечами, затылком жду, когда же фашист заново ударит. И точно: ещё одна сильная очередность. На тот самый раз чувствую, попал в хвостовое оперение. Самолет качнуло, да так очень, что он левым крылом и колесом чиркнул по воде. Даю совершенный газ, взмываю над обрывом, а там уже свой аэровокзал. Сажусь с ходу, без подготовки. Выключаю мотор, выскакиваю из кабины и первое, что вижу, наши солдатики бегут мне навстречу и кричат, показывая куда-то в сторону: "Смотри! Смотри!" Поворачиваю голову - на моих глазах мессер врезается в обрыв. С чего это он? И тут поняла: увлекся и спикировал так невысоко, что для набора высоты уже не хватило времени.

ТАКОВ ПРОКЛЯТЫЙ ЗАКОН ВОЙНЫ: отрада победы без малого завсегда смешивается с горечью потерь. Не прошло и месяца, как Ольге Лисиковой сообщили о гибели мужа.

Еще недавно они совместно работали в ленинградском отряде Аэрофлота. С началом войны обоих немедленно мобилизовали: ее - в эскадрилью связи, его - в одну из двух авиадивизий, которые выполняли особенно важные задания Генштаба. Теперь, потом того как Василий погиб, она крепко решила, что должна его заместить. Женщин - командиров кораблей в обеих дивизиях не было, но ее приняли. Не могли не принять: Лисикову в Аэрофлоте знали все - и как одну из лучших спортсменок, и как опытную летчицу, участницу ещё Финской войны. А главное, знали: барышня с характером, все одинаково не отступится.

Так лейтенант Ольга Лисикова стала командиром "Дугласа" в 1-м авиаполку 10-й авиадивизии особого назначения.

Женская гордыня в боевых условиях

- Чаще всего мы летали в блокадный Ленинград. Самый нелегкий рейс - когда на обратном пути вывозили блокадных детей. Тех, кто мог гулять, рассаживали вдоль бортов на скамейках, для остальных расстилали на полу ещё теплые чехлы от моторов. Затем отдавали детям буханку из собственного пайка. Кто-нибудь из старших ребят тут же, на подносе, делил ее гладко на шестьдесят или восемьдесят кусочков, в зависимости от числа детей.

Как-то раз единственный мальчуган забыл посчитать себя, к когда все взяли свой кусок, он нежданно-негаданно увидел, что поднос пуст. Тихо, без всяких просьб, старшие отщипнули по чуть-чуть от своей доли, и вот на подносе выросла небольшая горка хлебного мякиша.

Это были дети-старички!

Ни слез расставания с близкими, ни радости от предстоящего полета на Большую землю, где нет голода, бомбежек и обстрелов, - только огромные глаза на крохотных исхудавших личиках.

Ей повезло, свою двухлетнюю дочка она сумела увезти от блокадной смерти в единственный из первых же рейсов.

ПОТОМ ПОСТУПИЛИ ПО ЛЕНД-ЛИЗУ Си-47, самые большие транспортники того времени. Они забирали на борт до сорока десантников с полным вооружением. Но при полетах в основательный тыл противника пассажиров заурядно было только трое: модно одетые, по-европейски элегантные юный джентльмен и девица, а с ними полковник, сопровождающий из разведупра.

- Однажды взлетели, и уже на подходе к линии фронта нас засекла "рама", "Фокке-Вульф-190". Огневая мощь и летные данные у "рамы" такие, что от нее никуда не денешься, тем больше на транспортном самолете. Но она нас не обстреливает, барражирует над нами, ведет в свой тыл, чтобы поставить к стенке уже там, у своих на виду. Сразу понимаю: каждый маневр будет воспринят как попытка пропасть, а значит - тотчас жар из всех пушек, и мы погибли. Луна светит вовсю, и, как назло, кругом ни тучки.

Втоварищ замечаю - спереди по курсу легкая пелена перистых облачков. Лету до них минут пять, но каждая кажется часом. Наконец пора: нежданно грубо снижаю высоту, и вот мы уже летим, окутайные легкой пелериной. Немецкий пилот в один момент среагировав, открывает пламень. Но поздно: я опять проваливаюсь в пике и скрываюсь в нормальном облаке. Проверила рули - словно бы все в порядке. Спустя некоторое время осмотрительно ещё раз набираю высоту и, перевалив линию фронта, снижаюсь до трехсот метров. В общем, успешно выходим на точку выброса, и очередная пара наших разведчиков отправляется реализовывать родное конфиденциальное поручение. Теперь на пути домой позволительно мало расслабиться. Передаю управление второму пилоту, мне приносят кофе...

В тот самый момент на доске приборов загорается красная лампочка: топливо на исходе! Значит, та "рама" нас все-таки задела. Только бы дотянуть до своих! Опять время ползет, нервы на пределе. Ну вот, слава богу, и фронт! Еще ночь: немцы, конечно, спят - у них все по часам, зато наши открывают по нас пальбу из всего, что только может палить. Едва перевалив посредством линию фронта, лихо радочно ищу местоположение для посадки. И в тот самый-самый миг, когда я уже готовлюсь завертывать на какую-то полянку, спереди под нами загорается "Т" - посадочные огни! Садимся. И безотложно, как по команде, смолкают двигатели.

ТАКИЕ ПОЛЕТЫ ТРЕБОВАЛИ ВЫСШЕГО мастерства, особой отваги, а оттого более того в этом полку их доверяли только избранным. Не ненароком единственный начальник СИ-47 стал Героем Советского Союза уже потом пяти рейдов в основательный тыл противника, иной - после этого шести. Ольга Лисикова выполнила девять таких полетов, и только после этого этого ее в конце концов представили к ордену Ленина.

Но патрон штаба дивизии заявил: "Мы решили не дарить тебе орден. Ведь ты такая юная, да к тому же единственная у нас женщина-командир корабля - ещё зазнаешься! Мы решили лучше выпустить плакат с твоим портретом. Чтобы летчики всей страны знали, какая ты умница!"

Она без затей онемела от обиды. Мало того что ее обошли боевой наградой, так вдобавок отчислили из полка. Высокое московское руководство, узнав, что в тыл летает дама, устроило жуткий разнос: "А если собьют? Фашисты скажут - у русских уже мужиков не хватает, они на самые опасные задания вынуждены отправлять баб!"

Она с самого начала понимала, что не женское это занятие - служить в авиации особого назначения. А вследствие того что, когда другие командиры самолетов в перерывах между полетами играли в бильярд или нетрудно отсыпались, она еще раз и опять штудировала матчастъ, часами просиживала у метеорологов, в сотый раз выверяла по карте будущий путь. За все время службы ни разу не получила хотя бы замечания. Только одно: приземлившись затем выполнения очередного задания, выходила с докладом не немедленно, как положено, а через минут пять.

- Понимаете, - объясняет Ольга Михайловна, - от пилотного шлема на голове - цунами в лесу. Поэтому перед вылетом я быстренько накручу бигуди, а после этого посадки сниму, наведу причесочку и только затем этого бегу с рапортом.

Впрочем, отчислили Ольгу Лисикову не куда-нибудь, а в святая святых - международно-правительственную авиацию. И стала она возить генералов, маршалов, наркомов, иностранные делегации. Уже в последнюю зиму войны получила новое ответственное поручение - со стойбищ Крайнего Севера незамедлительно перебросить в Нарьян-Мар, а оттуда в Архангельск пушнину и улов ценных рыб.

- В сорок пятом я упала без сознания прямо на улице, опосля - дома. Я сутками лежала как в летаргическом сне. Профессор пришел, осмотрел и поставил диагноз: "Результат долгого пребывания без воздуха!" Ведь я в условиях Заполярья, не понимая, что на Крайнем Севере воздух больше разреженный, забиралась на пять с половиной тысяч метров без кислородной маски! Просто на больших высотах летишь быстрей, и за единственный световой день удавалось два раза повернуться.

ПОЧТИ ВСЮ ВОЙНУ ЛЕТЧИК 1-ГО класса Ольга Лисикова воевала на наиболее опасных и ответственных участках. Она по праву считалась одним из асов отечественной авиации. В самых рискованных ситуациях не потеряла ни одной машины и ни одного члена своего экипажа. Не раз блестяще выполняла более того те задания, которые оказывались не по плечу мужчинам. Почему же, начав войну лейтенантом, она дослужилась всего только до старшего лейтенанта и все ее боевые награды - ордена Красного Знамени и Красной Звезды, два ордена Отечественной войны да медаль "За боевые заслуги"?

Спустя больше полувека отозваться на тот самый воспрос нелегко. Но есть два, на мой воззрение, целиком реальных предположения.

Первое. На самом деле Василий Лисиков совсем не погиб в октябре сорок первого, как сказали Ольге его товарищи. Самолет его воистину при падении взорвался на их глазах, но трое членов экипажа, в том числе начальник, как позже выяснилось, были выброшены взрывной волной из развалившейся надвое машины и тяжелораненые взяты в плен. Василий прошел вначале нацистский лагерь, после этого сталинский фильтрационный и вернулся в Ленинград только в сорок шестом.

Ольга Михайловна всю войну считала мужа погибшим, но бдительные особисты числили его пропавшим без известия, причем на вражеской территории. А по законам того времени супруга такого мужа вряд ли могла планировать на высокие чины, награды и звания. То, что Лисиковой доверяли до того ответственные полеты, уже само по себе было чудом.

И второе. Надо быть в курсе Ольгу Михайловну: она отличалась не только редкой красотой, но и крайней независимостью. А на войне, как известно, мужское руководство женскую гордыня не жалует.

ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАД ОЛЬГА МИХАЙЛОВ на была в Москве на праздновании 50-летия Победы. Уже перед самым отъездом из гостиницы раздался телефонный звонок:

- Оля, мы только что были в музее на Поклонной горесть! - услышала она взволнованный звук одного из старых боевых друзей. - Там твой портрет посреди наших самых прославленных летчиков! Наконец-то тебя оценили по достоинству!

Так же читайте биографии известных людей:
Ольга Ходько Olga Khodko

Мои родители были крестьянами, землепашцами. Отец Ефим Миронович Миронов. Мать Устинья Петровна (в девичестве Прокофьева). Я была их первым ребёнком..
читать далее

Ольга Арефьева Olga Arefieva

Лидер всего этого. Автор музыки и практически всех текстов. Поёт и играет на гитаре. Осваивает бубен. Создатель группы "Ковчег" (она же..
читать далее

Ольга Винокур Olga Vinokur

В России в интеллигентных семьях детей принято отдавать учиться музыке. Это почти что обязательный пункт в понятии "получить хорошее образование"...
читать далее

Ольга Воронец Olga Voronetz

Ольга Борисовна Воронец родилась 12 февраля 1926 года в Смоленске в музыкальной семье мать пианистка, отец профессиональный певец. Пела с детства,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий