Известные люди

»

Отто Коцебу

Отто Коцебу Otto Kotzebu Карьера: Мореплаватель
Рождение: Россия, 30.12.1788
Коцебу не только нанес на карту новые острова, он исправил многочисленные ошибки в определении координат островов, допущенные иностранными мореплавателями, а также убрал с карты несуществующие острова, "открытые" рядом иностранных моряков.

Замечательный российский мореходец и ученый Отто Евстафьевич Коцебу родился 18 декабря 1788 года в Ревеле (нынче Таллин) в семье популярного в то время писателя Августа Коцебу. Когда мальчику исполнилось восемь лет, папа отдал его в Первый кадетский остов, готовивший офицеров для армии. Но юноша избрал другую дорогу в жизни - он стал моряком. В 1803 году он сообща с братом Маврикием Коцебу поступил волонтером на шлюп "Надежда", отправлявшийся в первое в истории русского военного флота кругосветное плавание.

За три года плавания под начальством И.Ф. Крузенштерна юноша стал настоящим моряком. При этом он не только овладел всеми знаниями, необходимыми военному моряку, но и усвоил лучшие традиции русского флота. Именно на "Надежде" молодому моряку привили привкус к научным исследованиям. Все это вкупе взятое в сочетании с твердым характером, волей и настойчивостью в преодолении трудностей и позволило Отто Евстафьевичу Коцебу занять вскоре видное местоположение в блестящей плеяде русских мореплавателей.

В 1806 году, по возвращении из кругосветного плавания, Коцебу получил ранг мичмана, а два года через его назначили командиром транспорта, плававшего на Балтийском море. В 1811 году двадцатитрехлетний Коцебу, произведенный в лейтенанты, командовал яхтой на Белом море, а ещё посредством три года он принял руководство над строившимся бригом "Рюрик", которому предстояло двинуться в кругосветное плавание.

На "Рюрике" в 1815-1818 годы Коцебу совершил родное второе по счету, но первое самостоятельное кругосветное плавание, которое принесло ему широкую известность.

Главной особенностью этого плавания было то, что "Рюрик" шел в кругосветный вояж только с научными целями. Совершенные раньше, да и без малого все позднейшие кругосветные плавания были связаны с транспортными задачами и организовывались Российско-американской компанией для снабжения своих поселений продовольствием и необходимыми товарами. "Рюрик" же снаряжался на средства государственного канцлера графа Н.Н. Румянцева, известного мецената, "покровителя наук и искусств".

Программа исследований была составлена Крузенштерном и Горнером. Коцебу предписывалось, "следуя из Берингова пролива по северной стороне Америки выискивать соединений Великого океана с Атлантическим".

Кроме того, экспедиции надлежало обследовать приэкваторные и тропические пространства западной части Тихого океана, в то время ещё сильно всего ничего изученные.

В программу исследований входили главным образом гидрографические работы - опись берегов, определение астрономических координат, рекогносцировочный промер и сбор данных, характеризующих условия плавания. Большое местоположение занимали кроме того определения элементов земного магнетизма и некоторые гидрологические наблюдения, то есть наблюдения за течениями, приливами, температурой, удельным весом к прозрачностью воды. Все эти обширные работы выполнял командный состав "Рюрика", то есть всего два человека: сам Коцебу и его помощник лейтенант Шишмарев. Некоторую подмога наблюдателям оказывали находившиеся на корабле три штурманских ученика.

Наблюдения и сбор материалов по этнографии, биологии, геологии и другим наукам осуществляли находившиеся на борту брига естествоиспытатели Шамиссо, Вормшельд (оставшийся на Камчатке), а Эшшольц (Эшгольц), бывший в то же время врачом экспедиции, и художник Хо-рис.

Команда "Рюрика" насчитывала тридцать четыре человека. Она была подобрана самим Коцебу из множества добровольцев, вызвавшихся двинуться в далекое плавание.

Постройка корабля под личным наблюдением Коцебу и его офицеров шла крайне проворно. Командир принял все необходимые меры, чтобы изготовить бриг удобным и для офицеров и для матросов. "Я не жалел для этого места, будучи уверен, что от этого зависит сохранение здоровья всего экипажа", - писал он. И истинно, все, кто посетил "Рюрик" перед отплытием, фиксировали отличное внутреннее устройство корабля. Это положение весьма радовало молодого командира, так как все оборудование было сделано по его указаниям.

"Рюрик" представлял собой мелкий двухмачтовый бриг, вооруженный восемью пушками. Он мог принять в трюм всего 180 тонн груза.

Столь небольшие размеры брига создавали известные трудности в обеспечении экипажа провизией и запасными материалами на долговременный срок плавания. Но, с иной стороны, малые размеры снабжали судну хорошую маневренность, позволяли приближаться рядом к берегам и уменьшали риск посадки на мель. А риск тот самый был жутко велик и в неисследованных коралловых архипелагах, и в Северном Ледовитом океане, где "Рюрику" предстояло плавать длительное время.

11 мая 1815 года свежий судно сошел со стапелей. По просьбе Коцебу "Рюрику" было разрешено плавать под военным флагом, так как, по мнению Коцебу, "турне, совершаемое для открытий под купеческим флагом, может быть подвержено разным неудобствам и препятствиям". Опыт плавания показал, что Коцебу был прав; к русским военным кораблям кругом относились с большим уважением.

Завершилась подготовка к кругосветному плаванию в Кронштадте, откель "Рюрик" отчалил 30 июля 1815 года.

После захода в Копенгаген и Плимут "Рюрик" вышел в Атлантический океан и направился к проливу Дрейка. По пути он заходил для пополнения запасов провианта в гавань Сайта-Крус на острове Тенерифе и в бразильский порт на острове Святой Екатерины. 23 января "Рюрик" миновал мыс Горн, а 13 февраля стал на якорь в заливе Консепшен на чилийском побережье. Здесь Коцебу пробыл примерно месяца, готовясь к трудному переходу сквозь Тихий океан.

9 марта "Рюрик" покинул Чили. Пришло время начать к первой части основных исследований - к работам на "Южном море", как, по примеру И.Ф. Крузенштерна, выпустившего незадолго до этого свой "Атлас Южного моря", именовал Коцебу тот самый район Тихого океана.

Направившись сперва к острову Пасхи, Коцебу проверил по пути местоположение некоторых островов, открытых в этом районе иностранными мореплавателями и показанных на карте Арросмита. Его со-I мнения сравнительно точности координат этих островов подтвердились: астрономические определения показали, что острова были нанесены на карты совсем неправильно.

На острове Пасхи Коцебу пробыл шибко краткосрочно из-за враждебного отношения местных обитателей. По-видимому, заключил он, "европейцы в недавнем времени производили в этом месте всякого рода бесчинства".

По пути к Камчатке Коцебу удалось вскрыть строй новых островов. 19 июня "Рюрик" стал на якорь в Петропавловской гавани. Коцебу сразу же начал подготавливаться к самому ответственному этапу плавания - ' походу в Северный Ледовитый океан. На ремонтик корабля, закупку и по- грузку продовольствия ушел месяц. В начале июля "Рюрик" вышел из Авачинской губы и направился на север.

Обойдя с запада остров Святого Лаврентия, лежащий в северной части Берингова моря, "Рюрик" подошел к мысу Принца Уэльского., - крайней западной точке американского побережья. Отсюда Коцебу повел бриг вдоль берега, пытаясь разыскать доступ в Атлантический океан около северного побережья Америки.

Вскоре выяснилось, что "Рюрик" находится в сильно вдающемся в сушу заливе, тот, что был назван заливом Коцебу.

Обратный тракт из Северного Ледовитого океана Коцебу решил применять для дополнительных работ в Беринговом море. Он обследовал залив Святого Лаврентия на Чукотке и юго-восточный край острова Святого Лаврентия. После этого он пошел на юг, и 19 сентября "Рюрик" встал на якорь в бухте Иллюлюк на острове Уналяска. Здесь Коцебу оставил представителям Российско-американской компании указания о подготовке второго похода "Рюрика" на север, тот, что должен был произойти летом следующего гола. Нужен был не только припас провианта. Для плавания во льдах следовало по примеру алеутов соорудить большую (двад-цативеселъную) байдару.

При изучении островов Радак моряки сделали ещё строй открытий. Особенно детально они исследовали группу островов Румянцева, после этого открыли и описали острова Чичагова, Аракчеева и другие. Эта крайне обстоятельная служба заняла два с половиной месяца: только в середине марта "Рюрик" покинул коралловые острова и направился в северную доля Тихого океана на поиски Северо-западного прохода вдоль побережья Америки.

Во время этого перехода "Рюрик" попал в шибко мощный шторм, от которого пострадал не только судно, но и некоторые члены его команды, в особенности сам Коцебу: при резком крене корабля он упал и ударился грудью так весьма, что потерял рассудок. Впоследствии это послужило причиной постоянного недомогания Коцебу, не позволившего ему завершить экспедицию так, как он этого хотел.

12 апреля 1817 года "Рюрик" пришел к Уналяске, а 29 июня отправился дальше на север. После посещения острова Святого Павла (в группе Прибыловых островов) бриг 10 июля кинул якорь у острова Святого Лаврентия. Затем Коцебу повел судно на север, но вскоре встретил тяжелые льды. Это серьезное, без малого непреодолимое препятствие для маленького судна, каким был "Рюрик", заставило Коцебу возвратиться. Да и сам он чувствовал себя безупречно больным, у него началось кровохаркание, и эскулап настаивал на прекращении плавания. Как ни хотел Коцебу ступать к северу, как ни боролся с собой, но должен был признать, что самым благоразумным было завернуть вспять.

Подготовив судно к длительному плаванию, Коцебу 29 января 1818 года вышел в море. "Рюрик" прошел Зондским проливом (между островами Суматра и Ява), кинул якорь в порту Кейптаун, в котором припоздал до 8 апреля, потом направился мимо островов Святой Елены, Вознесения и Азорских островов к английскому порту Портсмут, где пришлось стоять в течение двух недель. 30 июня "Рюрик" покинул Англию, совершил переход Балтийским морем и 13 августа 1818 года вошел в Неву. Научные результаты плавания были сильно значительны. Командир "Рюрика" оправдал надежды И.Ф. Крузенштерна, рекомендовавшего молодого лейтенанта на пост руководителя настолько ответственного плавания. О.Е. Коцебу был произведен в капитан-лейтенанты и награжден орденом, а в 1823 году ему ещё раз было поручено распоряжаться кораблем, отправлявшимся в кругосветное плавание, - шлюпом "Предприятие".

Шлюп "Предприятие" был спущен на воду 3 июня 1823 года. Он был больше "Рюрика" и мог забрать на борт 750 тонн груза. Экипаж шлюпа состоял из 118 джентльмен.

Первоначально шлюп предназначался для перевозки грузов в Русскую Америку. Но покуда судно готовился к плаванию, направление его изменилось: было решено отправить "Предприятие" в кругосветное плавание с научными целями.

Проведение исследований чисто навигационного характера возлагалось на командира, у которого на тот самый раз было значительно больше помощников: четыре лейтенанта, восемь мичманов и три штурманских помощника. Научная же группа состояла из трех студентов Дерптского университета - В. Прейса (астронома), Э. Гофмана (минералога) и Э. Ленца (физика). Эти студенты были приглашены Крузенштерном в экспедицию по рекомендации профессоров Струве, Энгельгардта и Паррота. Особенно удачным оказалось участие Ленца. Хотя Ленцу, позже крупнейшему русскому физику, в год выхода экспедиции исполнилось всего девятнадцать лет, аккурат его исследовательская служба определила огромную образ кругосветного плавания шлюпа "Предприятие" в развитии новой науки - океанографии.

Незадолго до выхода шлюпа в море мишень плавания ещё раз была изменена: вновь было решено применять "Предприятие" для перевозки грузов в Русскую Америку, а научные работы известия попутно.

Наконец, 9 августа 1823 года шлюп "Предприятие" покинул Кронштадт и отправился западным путем к русским владениям в Тихом океане. Но еле-еле шлюп подошел к рейду Санта-Крус на острове Тенерифе и Коцебу сигналами попросил выслать лоцмана для проведения судна на рейд, раздался выстрел одного из береговых орудий. Коцебу был отчаянно удивлен таковой встречей. "Предположим, - писал он, - что нас сочли за неприятеля; но мог ли шлюп повредить городу, защищенному отличными крепостями, супротив которых бесчисленный британский 1 флот под начальством самого Нельсона, потерявшего тут руку, ничего не мог свершить?"

Впоследствии выяснилось, что глава администрации области острова был человеком прогрессивных политических взглядов и не хотел принимать у себя судно русского царя - жандарма Европы.

Отойдя от Сайта-Крус, 13 февраля шлюп отправился к островам Паумоту. И на тот самый раз Коцебу избрал вектор движения, которым не ходил ещё ни единственный мореплаватель. 14 марта находившийся на салинге матрос-наблюдатель увидел остров. Коцебу, "имея причины полагать, что до этого времени он не усмотрен ни одним мореплавателем", назвал тот самый остров именем своего корабля. На карте появился, таким образом, свежеиспеченный остров - остров Предприятие.

Описав новооткрытый остров и определив его координаты, Коцебу направился дальше. Пройдя мимо открытых им же самим во время плавания на "Рюрике" островов Румянцева, Спиридова, цепи островов Рюрика и других, а кроме того мимо открытых Беллинсгаузеном островов Аракчеева, Грейга и соседних с ним островов, Коцебу проверил их координаты, а далее привел шлюп в бухту Матаваи на острове Таити.

Здесь Коцебу занялся описанием острова Таити и близлежащих островов. Он открыл новую, шибко удобную гавань, в которой потом расположилась столица острова Таити и всей французской Океании - Папеэте. От острова Таити Коцебу направился к островам Самоа, где ему удалось вскрыть новую группу островов, которые были названы островами Беллинсгаузена. Затем Коцебу занялся описанием и уточнением местоположения уже известных островов. Исправив строй ошибок прежних мореплавателей, Коцебу 19 апреля 1824 года направился к Камчатке, проложив вектор движения по освоенным районам Тихого океана и посредством группу островов Радак, открытых им во время плавания на "Рюрике".

Выполнив необходимые Российско-американской компании работы, Коцебу 23 августа 1825 года повел шлюп в попятный дорога - в Кронштадт мимо Гавайских и Филиппинских островов. Хотя памятка рекомендовала и четвертый год плавания посвятить научным работам, Коцебу не мог этого совершить, так как на корабле подходили к концу все запасы. Если провиант позволительно было взять где-нибудь по пути, то такелаж, а в особенности рангоут, достать было сильно нелегко. А судно за долгое плавание крайне износилось и требовало серьезного ремонта.

На пути между Гавайскими и Марианскими островами Коцебу открыл немного небольших коралловых островов, в том числе атолл Бикини (он назвал его именем Эшшольца). Задержавшись кратковременно на острове Гуам (Марианские острова), шлюп отправился в Манилу, куда и прибыл 8 ноября.

Кругосветные плавания на бриге "Рюрик" и шлюпе "Предприятие" Коцебу описал в своих трудах. В работе "Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах", первые две части которой вышли в 1821 году, Коцебу подвел научные итоги плавания на "Рюрике". В 1823 году им была издана третья доля этой книги, в которой приводились журналы наблюдений и статьи естествоиспытателей, принимавших участие в плавании. Описание плавания шлюпа "Предприятие" приведено в книге "Путешествие кругом света на военном шлюпе "Предприятие", изданной в 1828 году. Обе эти книги вскоре потом их издания были переведены на германский, британский, голландский и шведский языки.

Плавания О.Е. Коцебу на "Рюрике" и "Предприятии" были весьма плодотворны. В этих плаваниях было открыто 399 новых островов и посреди них такая крупная группа островов, как цепочка Радак. Конечно, большая доля этих островов - мелкие необитаемые атоллы. Но тем не менее открытие их имеет немалое важность, так как плавание корабля безопасно только тогда, когда начальник его имеет хорошую и точную карту, на которой показаны все островки, мели, проливы и т. д.

Именно так и оценивал свои открытия Коцебу. "Подобные открытия сами по себе маловажны, - писал он, - но верные описания и точные определения положения их необходимы для мореплавателей".

Коцебу не только нанес на карту новые острова, он исправил несметные ошибки в определении координат островов, допущенные иностранными мореплавателями, а ещё убрал с карты несуществующие острова, "открытые" рядом иностранных моряков. Некоторые иностранные географы не поверили Коцебу и более того обвинили его в том, что он сделал неверные определения и присвоил себе чужие открытия. На эти несправедливые упреки дал достойный отклик И.Ф. Крузенштерн в статье о плавании "Рюрика", напечатанной в книге Коцебу. Путем сравнения различных карт с картой Коцебу и анализа условий плавания "Рюрика" Крузенштерн последовательно и убедительно доказал, что открытия, совершенные во время этого плавания, были впрямь первооткрытиями О.Е. Коцебу.

Адмирал С.О. Макаров с особенной похвалой отзывался о наблюдениях "Рюрика" и только приподнято оценил (выше собственных и выше наблюдений "Челленджера") научные исследования, проведенные во время этого плавания.

Так же читайте биографии известных людей:
Отто Струве Otto Vasilevich Struve

Струве (Отто Васильевич, родился в 1819 г.) - астроном. Воспитывался в дерптской гимназии; затем слушал в Дерптском университете лекции, а в то же..
читать далее

Отто Шмидт Otto Smidt

В 1921-1924 годах Отто Юльевич Шмидт руководил Госиздатом. Ему принадлежит идея издания Большой советской энциклопедии. Он же был главным редактором..
читать далее

Отто Ранк Otto Rank

В 1913 Ранк защитил докторскую диссертацию в Венском университете, с 1912 по 1924 был редактором первых психоаналитических журналов Имаго (Imago) и..
читать далее

Отто Мюллер Otto Muller

Датский учёный, естествоиспытатель.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий