Известные люди

»

Павел Коробков

Павел Коробков Pavel Korobkov Карьера: Герой
Рождение: Россия, 5.10.1909
Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранными орденами.

Родился в семье крестьянина. Русский. Окончил семилетку.

В РККА с 1931 г. Член ВКП(б) с 1932 г. В 1933 г. окончил Луганскую военную школу летчиков им. Пролетариата Донбасса. Служил в 8-й школе пилотов Киевского военного округа. 5 раз подавал рапорт с просьбой направить в Испанию.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 10.06.38 по 26.10.38 гг. Летал на И-16. Совершил 90 боевых вылетов, провел 32 воздушных боя, сшиб 4 самолёта противника лично.

Сначала старшой лейтенант Коробков был заместителем командира 5-й эскадрильи Грицевца, а когда тот был назначен командиром группы, принял под руководство эскадрилью.

Боевое крещение он получил летом 1938 года под Валенсией. Оно запомнилось ему взысканием и поощрением в то же время.

В тот памятный день он вкупе с другими лётчиками сопровождал группу бомбардировщиков к линии фронта. Шёл правым ведомым. Неожиданно спереди показались вражеские самолёты. Они летели встречным курсом на одиноковой высоте. Хотя и был строжайший команда держаться кучно, Коробков в момент забыл обо всём на свете. Сделав разворот, он тут же оторвался от своих и оказался лоб в лоб с неприятельским истребителем. Исход решали секунды. Нажим на гашетку, и по вражеской машине хлестнул пламенеющий ливень из 4-х пулемётов. Ослепительно блеснул взрыв, и у всех на глазах к земле полетели обломки расстрелянного им вражеского самолёта.

Республиканцев охватило ликование. Радовался боевому успеху и Коробков. Но ломание правил приказа чуть не стоило ему жизни. Отрезав смельчака от своих, вражеские лётчики стали обстреливать его со всех сторон. В единственный из моментов боя на советского лётчика ринулись два неприятельских истребителя, взяв его в клещи. На подмога Коробкову подоспел иной свой лётчик, и они вдвоём расправились с обоими Фиатами. Но неприятель продолжал наседать. Выход оставался единственный - кинуть машину в глубокое пике...

На аэродроме Павла Терентьевича встретили восторженно. С земли наблюдали махач и восхищались его отважными, точными действиями. Техник - испанец, обняв Коробкова и прокричав по-русски Молодец!, потащил его к самолёту:

- Камарадо Павлито, идём посмотрим твой авион.

На козырьке кабины, на плоскостях и фюзеляже они насчитали 15 пробоин...

Однако начальник эскадрильи встретил Коробкова серьёзным внушением за невыполнение приказа... А за боевую находчивость, объявляю вам благодарность, - сказал в заключение командир.

Отличился в заключительных, тяжелых боях на реке Эбро.

14.08.38 г. 32 И-16 (в том числе 12 самолетов 5-й эскадрильи во главе с Грицевцом) вступили в схватку с 12 Не.111, 30 фиатами и 9 Bf.109.

В первой фазе боя было сбито 2 Не.111 (единственный спалился, второй падал в беспорядке), 1 Bf.109 и 7 фиатов. Спустя короткое время на содействие республиканцам подошли 20 И-16 (в том числе 10 самолетов из 2-й эскадрильи во главе с В. Семенко) и 28 И-15. Подошла содействие и противнику. Во второй фазе боя были сбиты 1 Не.111, 1 Bf.109 и 6 фиатов Из 5-й эскадрильи на свой аэровокзал не вернулись 4 истребителя. Мотор одного самолета был поврежден стрелками Не.111 В время планирования истребитель пытались добить 3 фиата, но были отогнаны Михаилом Федосеевым. На истребителях Павла Коробкова, Петра Глушкова и Николая Фомина моторы отказали без воздействия противника, и летчики были вынуждены усесться на аэродроме Реус.

По состоянию на 15.08.38 г. старшой лейтенант Коробков совершил 44 боевых вылета и провел 12 воздушных боев.

26.08.38 г. возвращаясь следом вылета по тревоге, он потерпел аварию на своем аэродроме при выпуске шасси лопнул шаровый болт, в результате на посадке сломал левую плоскость

По состоянию на 6.09.38 г. старшой лейтенант Коробков совершил 68 боевых вылета и провел 23 воздушных боя.

7.09.38 г. затем того как советские эскадрильи И-16 были сведены в одну группу под командованием старшего лейтенанта Грицевца, старшой лейтенант Коробков был назначен командиром 5-й эскадрильи.

18.09.38 г. вечером на патрулирование в район Корбелы вылетели И-15 и 15 И-16 с советскими летчиками. Последовательно произошло три воздушных боя: два с Не.111, и третий, когда горючее уже было на исходе, - с 8 Bf.109. В последнем бою авиалайнер Павла Коробкова получил 6 пробоин. Противник по отечественным даны, потерял 1 Не.111.

27.09.38 г. в первой половине дня две эскадрильи И-15 и три эскадрильи И-16 патрулировали в раоне Корберы. Вскоре над линией фронта появились две группы фиатов общим числом возле 40 машин. Советские летчики штурмовали нижнюю группу. Во время маневра столкнулись 2 И-16. Петр Глушков спасся на парашюте, ст. л-т Василий Старков погиб это была последняя утрата советских летчиков-истребителей в Испании. Во второй половине дня республиканские истребители ещё патрулировали в районе Корберы. Через 10 минут следом начала патрулирования эскадрилья из 6 И-16 (летчики Грицевец, Федосеев, Коробков, Фомин, Быковский и Луковников) из-за облаков была атакована 6 Bf.109 из 1.J/88. В последовавшем 20-минутном бою советскими летчиками был сбит 1 мессершмитт. Немцы заявили о 4 сбитых И-16, при всем при том попадания получили только 2 самолета: в капоте мотора самолета Сергея Быковского оказалось 6 пробоин и в крыле И-16 Павла Коробкова -1.

26.10.38 г. загранкомандировка Коробкова завершилась и он вернулся на Родину.

22.02.39 г. капитан Коробков Павел Терентьевич был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему вручили медаль Золотая Звезда 119.

Избирался делегатом XVIII съезда ВКП(б).

2.06.39 г. в составе группы летчиков, имеющих боевой навык, прибыл в Монголию для укрепления частей, участвующих в советско-японском конфликте у реки Халхин-Гол.

Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Командовал эскадрильей 70-го истребительного авиаполка. Совершил 109 боевых вылетов, провел 13 воздушных боев. Эскадрилья под его командованием сшибла 15 самолетов. Награжден орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом За воинскую доблесть (10.08.39).

Участвовал в освободительном походе в Западную Белоруссию.

Участвовал в советско-финской войне.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Командовал 12-м истребительным авиаполком 64-й садик ВВС 12-й армии Киевского особого военного округа.

12-й иап базировался на аэродроме Богушев, близ г. Станислав. К началу войны полк имел 48 летчиков и 66 самолетов И-16 и И-153 (в том числе 3 неисправных).

22 июня в результате вражеского налета 12-й иап потерял тридцать шесть самолетов на стоянках. В воздушных боях летчики полка сшибли одиннадцать самолетов противника, потеряв при этом ещё три истребителя И-153.

В 5.15 утра в небе над г. Галич единственный из первых таранов Великой Отечественной войны совершил начальник звена 12-го иап меньший лейтенант Бутелин.

За два первых дня войны летчики 12-го иап действуя на Юго-Западном фронте, уничтожили 8 бомбардировщиков Ю-88, из них 2 самолёта сшиб начальник полка Герой Советского Союза майор П.Т. Коробков.

26.12.41 г. 12-й иап был переименован в 486-й иап.

За первые десять месяцев войны летчики полка совершили примерно 1000 боевых вылетов, уничтожили 95 самолётов противника. Майор Коробков совершил 50 боевых вылетов.

Весной 1942 г. полк Коробкова участвовал в ожесточенных боях в Крыму.

11.03.43 г. подполковник Коробков был назначен командиром 265-й истребительной 291-й, 402-й и 812-й иап), которая вошла в состав 3-го истребительного авиакорпуса РВГК.

Вспоминает Маршал авиации Савицкий: Я вышел из кабинета командующего, стараясь осмыслить только что услышанное: Вы назначены командиром истребительного авиакорпуса... В вашем распоряжении двести боевых машин... Корпус как могучий Резерв Верховного Главнокомандования будет применяться для борьбы за господство в воздухе, изменения соотношений сил в нашу пользу...

Корпус должны были собрать две дивизии по три полка в каждой Комдивов в штабе ВВС мне представили как опытных летчиков и руководителей коллективов. А вскоре познакомили и с начальником моего будущего штаба Вместе мы носились по кабинетам управления формирования и укомплектования ВВС, подмосковным аэродромам, сообща уламывали управленцев подбросить 3-му истребительному полки, имевшие боевой навык. К сожалению, генерал А.В. Никитин, ведавший вопросами формирования, только обширно разводил руками и вопрошал:

Где я на всех напасусь с боевым-то опытом?.. Но все-таки мою просьбу, чему я, сознаться, был отчаянно рад, осуществить он согласился. Алексей Васильевич, выделив нашему корпусу немного полков из внутренних округов, единственный полк 812-й истребительный - разрешил схватить с Дальнего Востока, полк, входивший в дивизию, которой я командовал до войны. Летчики этого полка в совершенстве владели боевой техникой - летали не только днем, но и ночью, мастерски пилотировали, метко стреляли. А что для истребителя ещё надобно?..

Я продолжал знакомство с командирами полков - с каждым из них слетал на воздушный махач, проверил технику пилотирования, затем очередность дошла до командиров эскадрилий - всеми остался доволен

Наш резервный остов направляли на Воронежский фронт. Предполагалось, что мы будем в распоряжении командующего 17-й воздушной армии, и единственный полк уже успел перелететь в район Обояни. Вприятель телефонный звонок генерала Никитина:

- Перебазирование корпуса прервать. Вам сразу прийти в штаб ВВС На Кубани, в районе Новороссийска и станицы Крымской, весьма тяжелая ситуация. Фашисты сосредоточили там четвертый воздушный флот, эскадры Мельдерс, Удет, Зеленое сердце. Решением Ставки ваш остов и перебрасываем на Кубань.

- Когда?

- Немедленно! Генерал Судец получил предписание лидировать ваши истребители на пешках

Немцы в соединениях своего 4-го воздушного флота сосредоточили возле тысячи самолетов. У нас в составе 4-й и 5-й воздушных армий насчитывалось 450 боевых машин. Кроме того, с нашей стороны привлекалась авиация Черноморского флота, одна дивизия авиации дальнего действия. И вот из Резерва Ставки на Северо-Кавказский фронт направляют 2-й бомбардировочный авиакорпус, 2-й смешанный авиакорпус, 282-ю истребительную авиадивизию и мой 3-й истребительный авиационный остов.

Таким образом, соотношение сил в воздухе было эдак равным. Немцы, истина, превосходили нас в бомбардировщиках, но мы обходили их в истребителях. И завоевать господство в воздухе, надежно закрыть сухопутные войска, бомбардировочными и штурмовыми ударами уничтожать живую силу и артиллерию противника, содействуя наступлению 56-й армии, подсоблять нашим десантным частям юго-западнее Новороссийска - такая проблема ставилась нашей авиации на северо-кавказском направлении.

- А будет ли время для ввода в мордобой моих летчиков? - спросил я Никитина. - Боевого-то опыта - ни у кого.

Алексей Васильевич посмотрел на меня, не то, сожалея, не то, сочувствуя, и ответил:

- Думаю, что не будет.

18.04.43 г. остов был переброшен на Северо-Кавказский фронт и вошел в оперативное подчинение 4-й ВА.

С 20.04.43 г. дивизия Коробкова сражалась в самом пекле над Мысхако.

В своих мемуарах Маршал авиации Савицкий только вскользь касается боев над Кубанью, в которых летчики 3-го иак получили боевое крещение. А начались они очень неудачно.

Рассказывает сочинитель Тимофеев: О том, сколь важна предфронтовая подготовка более того летчиков высокого профессионального уровня, в особенности ясно показали действия на Кубани 3-го истребительного авиакорпуса под командованием генерала Е.Я. Савицкого... Честную книгу о тех и последующих боях В небе Украины ведомые Дракона (Черкассы, 1997) написал Герой Советского Союза И.В. Федоров. Он приезжал в Центральный архив Министерства обороны, его манускрипт не черкали цензоры. В начальный же день, 20 апреля, 265-я, одна из двух дивизий корпуса, потеряла погибшими десять летчиков, в том числе командира одного из полков! Еще двое произвели вынужденную посадку, единственный спасся на парашюте.

Молодые летчики, рвавшиеся на фронт с Дальнего Востока, имели здоровенный налет часов (хотя и на устаревших самолетах), хорошую огневую подготовку. Их явление над Малой землей вправду изменило обстановку в нашу пользу. Как пишет И.В. Федоров: Вечером вспоминали каждого: их внешний вид, нрав, малейшие детали совместной учебы и службы. Их влюбленность в профессию нетчика-истребителя, один и окончательный проведенный ими воздушный мордобой с противником это целая героическая бытие и уход в бессмертие.

Другой пилот того же 812-го полка Герой Советского Союза А.Т. Тищенко в книге Ведомые Дракона (М., 1966) вспоминал подготовку истребителей в 1941-1942 годах - фронтовой навык доходил в неискаженном виде не сквозь различные служебные информации и статьи в прессе, а из редких рассказов летчиков, побывавших в бою... В боях пришлось самим переучиваться на скоростные атаки с малой дистанции

В начале 1943-го начальник 265-й дивизии П.Т. Коробков сказал дальневосточникам, что и времени, и бензина негусто... посоветовались с вашим командованием и решили: вручить вам по два-три полета вывозных на учебном самолете; отработать технику пилотирования и стрельбы на боевом самолете, на этом все. Комдив был из той группы испанцев - Героев Советского Союза, которые ничем себя не проявили в Великой войне. После Кубани он был переведен в инспекцию ВВС.

За девять дней битвы дивизия потеряла единственный полк из трех. К 10 мая в полках насчитывалось всего 22 боеспособных экипажа... Как пишет А.Т. Тищенко: На первых порах вся наша боевая дело зависела от воли начальников штабов, которые сами не летали. Они определяли не только районы, но кроме того высоты и скорости барражирования истребителей. И, конечно, навели порядок. Каждый день мы летали по одним и тем же маршрутам, на одних и тех же скоростях и высотах. Фашисты не замедлили употребить шаблоном в наших действиях...

И.В. Федоров вспоминает, как любой пилот стремился штурмовать, забывая о боевом порядке группы и более того пары. Вспоминает и таковый инструкция из штаба дивизии - летать во время боевых действий в сомкнутом порядке, на малой скорости и заданной высоте: Все это, как нам разъясняли, вдохновляет защитников Малой земли. Высокому командованию это нравилось: так заявить, психологический момент для наземных войск - небосвод закрыто краснозвездными истребителями. И только в конце боев на Кубани, понеся большие неоправданные потери, мы освоили знаменитую кубанскую этажерку...

Комкора Е.Я. Савицкого летчики на Кубани помнят расстроенным и мрачным. Даже начало предвещало недоброе. 17 апреля вождь Пе-2 по преступной ошибке привел одну из эскадрилий корпуса вместо Ростова-на-Дону в занятый немцами Таганрог. Пока это заприметили, за командиром приземлилось два летчика. Еще двоих сшибли зенитки. Пять потерь на пути к фронту! На трофейных яках немцы затем неоднократно штурмовали наши самолеты, в первую очередность аэрокобры и спитфайры

Возвращаясь к боевым действиям 3-го истребительного авиакорпуса, следует проговорить, что у летного состава Савицкий имел авторитет, ибо сам (видимо, это один образец посреди командиров-истребителей такого ранга) принимал участие в боевых вылетах. Ожидали от боев, конечно, совсем другого. 32-летний генерал принял остов из хороших летчиков на новых яках с задачей - достичь господства в воздухе. Перед вылетом на Кубань молодого комкора принял И.В. Сталин...

Как пишет И.В. Федоров, 46 летчиков 265-й дивизии погибли, 17 лечили раны в госпиталях, остальные, получив заслуженные ордена, в начале июня были выведены на роздых в Липецк затем такого кошмара, каким представлялось нам в настоящее время все происходившее на Кубани.

23.05.43 г. Коробкову было присвоено воинское звание полковник.

С 27.06.43 г. по 21.06.44 г. он командовал 320-й истребительной авиадивизией ПВО (652-й, 785-й, 862-й, 963-й иап).

Затем был старшим инспектором Летной инспекции ВВС.

В годы Великой Отечественной войны полковник Коробков воевал на Южном и Юго-Западном фронтах, в Крыму, под Сталинградом, на 1-м и 2-м Белорусских фронтах. Свой боевой дорога завершил в поверженном Берлине.

Вэтого за четыре войны он сшиб 14 самолетов противника.

Вспоминает генерал-майор авиации Коробков: Вот схватить мою семейную бытие, только женился - началась битва в Испании. Надел штатский наряд - и В дальний край приятель улетает. Дрался там, а супруга в этом месте переживала. Вернулся домой, пожил как во сне - и на Халхин-Гол. Прилетел с Востока - битва с белофиннами. После финской надеялся пожить постепенно. И тут на тебе: не прошло и двух лет, как заново грянула махаловка. Чуть семью не потерял. Теперь живем вкупе, но не проходит года, чтобы я месяца на три-четыре в командировку не улетел... Я не жалуюсь, нет, прочий жизни и не мыслю себе.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1954 г. окончил Военную академию Генштаба. Затем был начальником Высших академических курсов ПВО.

С 1960 г. - в запасе.

Жил в Калинине. Много лет работал в Комитете содействия при Новопромышленном райвоенкомате, а далее стоял во главе секцией ветеранов войны Центрального района города Калинина.

Так же читайте биографии известных людей:
Павел Маркуца Pavel Markuca

Герой Советского Союза (22.07.41). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени.
читать далее

Павел Палагута Pavel Palaguta

В октябре по заданию руководителей подпольной группы поселка Краснодона молодогвардейцы станции Семейкино организовали порчу хлеба на ссыпном..
читать далее

Павел Плотников Pavel Plotnikov

П. А. Плотников начал Великую Отечественную войну рядовым летчиком, затем был командиром звена, эскадрильи, совершил 343 боевых вылета. Он..
читать далее

Павел Рычагов Pavel Riuchagov

Именем Героя названа улица в Северном округе Москвы, на которой стоял дом, в котором он жил. Герой Советского Союза (31.12.36). Награжден двумя..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий