Известные люди
»Павел Лисициан
Рождение: Россия» Северная Осетия» Владикавказ, 6.11.1911
На фронтах и в тылу он спел больше пятисот концертов и гордится боевыми наградами - медалями "За отвагу", "За освобождение Кавказа". А к концу 1941 года он был доставлен в ереванскую больницу в тяжелом состоянии и довольно долго находился между жизнью и смертью.
Павел Герасимович Лисициан (р. 1911) - армянский певец (баритон). Родился 6 ноября 1911 года во Владикавказе. Отец - Лисициан Герасим Павлович. Мать - Лисициан Србуи Мануковна. Супруга - Лисициан Дагмара Александровна. Дети: Рузанна Павловна, Рубен Павлович, Карина Павловна, Герасим Павлович. Все получили высшее музыкальное образование, стали известными исполнителями, лауреатами международных конкурсов, имеют звания Народных артистов Армении, Заслуженных артистов России.
Дед П.Г.Лисициана, также Павел Герасимович, занимался извозом. Отец работал буровым мастером. Потом организовал фабрику по выпуску гильз для папирос (гроши на это предприятие ему предложил папа великого театрального режиссера Евгения Вахтангова - Багратиони Вахтангов). Герасим Павлович закупил в Финляндии оборудование, наладил фабрика и сквозь два года на сто процентов расплатился с долгами. Однако затем революции фабрика была национализирована и папа вынужден был возвратиться к профессии бурового мастера.
Дом Лисицианов пользовался особым уважением в армянской общине ещё благодаря и редкой музыкальности всех членов семьи, - и мама, и папа, и старшая сестра Рузанна, и с малых лет сам Павел - все распевали в хоре армянской церкви, музыкой были заполнены и часы домашнего досуга. Уже в четырехлетнем возрасте предстоящий певец, сидя на коленях у старших, давал первые концерты - исполнял соло и дуэтом с отцом не только армянские, но и русские, украинские и неаполитанские народные песни. Позже - немного лет занятий в хоре под руководством чутких высокообразованных наставником - композиторов Сардарьяна и Манукяна - сыграли важную образ в художественном развитии Павла Лисициана. Музыкальное воспитание мальчика было разносторонним и интенсивным, - он учился игре на виолончели, забирал фортепианные уроки, играл в любительском оркестре... Неоценимую пользу приносила ему и домашнее музицирование: в гостеприимной семье любили случаться проезжие гастролеры, и вечера заканчивались импровизированными концертами. Для Павла, сколь он себя помнит, распевать было кроме того без сомнения, как гутарить или дышать. Но к музыкальной карьере родители ребенка не готовили. Слесарные и столярные инструменты с ранних лет были до того же привычны для мальчика и подвластны ему, как и музыкальные.
Пятнадцатилетним подростком по окончании школы-девятилетки, Павел покинул родительский обитель, чтобы работать независимо. Началась кочевая существование в геолого-разведочных, алмазно-буровых партиях. 1927 год - Садонские рудники под Владикавказом, Павел - ученик бурильщика, разнорабочий, подсобник. 1928 год - Махунцеты под Батуми, работает помощником мастера. 1929 год - Ахалкалаки, сооружение Тапараван-ГЭС, Павел - буровой мастер и неизменный участник художественной самодеятельности, солист в народном хоре. После одного из выступлений шеф партии вручил восемнадцатилетнему мастеру путевку Тифлисского геологического управления на рабфак Ленинградской консерватории. В Ленинград Павел приехал летом 1930 года. Выяснилось, что до вступительных экзаменов оставалась ещё немного месяцев, и он безотложно же стал вкалывать на Балтийском заводе. Юноша освоил профессии клепальщика и электросварщика, молотобойца. Но с Ленинградской консерваторией пришлось распроститься, еле-еле начав обучение.
Павел поступил статистом в Большой драматический театр. Начались театральные университеты, предстояло ещё одно восхождение по профессиональным ступеням - от статиста до премьера. Работа давала вероятность каждый день лицезреть мастеров, дышать воздухом кулис, приобщаться к традициям русской актерской школы. Интересно, что диплом о высшем образовании певец получил уже в зрелом возрасте, будучи образованнейшим человеком и народным артистом СССР - Ереванскую консерваторию он окончил экстерном в 1960 году.
В театре молодому статисту доверили претворение в жизнь сольного номера - романс Шапорина "Ночной зефир". Эти выступления в Большом драматическом театре разрешено полагать профессиональным вокальным дебютом артиста. В 1932 году Павел возобновляет регулярные занятия пением с педагогом М.М.Левицкой. Наконец, определился нрав его голоса - баритон. Левицкая подготовила Павла к поступлению в мелодический техникум, где он стал заниматься у З.С.Дольской. На освоение певческих премудростей и обработку голоса Лисициан потратил всего три года - с 1932 по 1935 год. Именно тогда его полностью зрелое вокальное искусство оценил А.И.Орфенов. Вокальных педагогов, не считая Баттистини, у Лисициана было двое, но в числе учителей, помогавших ему осваивать различные области исполнительства, он называет крайне многих, и, в первую очередность пианистов-концертмейстеров А.Мееровича, М.Сахарова, композитора А.Долуханяна, дирижеров С.Самосуда, А.Тер-Ованесяна.В.Небольсина, А.Пазовского, А.Мелик-Пашаева, режиссера Б.Покровского...
Едва начав обучаться в техникуме, Павел становится солистом Первого молодежного оперного театра. Дебютировав в "Севильском цирюльнике" Россини в крошечной партии, он не остался незамеченным. Печатная рецензия в ленинградской газете "Смена" была восторженной. Но, к сожалению, вскоре ввиду отсутствия материальной базы молодежный театр был расформирован. Еще год учебы в музыкальном техникуме, совмещаемой с нелегкой работой - сваркой огромных газгольдеров на заводе - и заново театр, ныне уже молодежная группа Ленинградского Мкрасного оперного театра.
1935-1937 годы - чуть-чуть ли не самые важные и решающие в творческой биографии артиста. Он исполнял вторые, и более того третьи партии, но это была прекрасная учебное заведение! Самуил Абрамович Самосуд, первый дирижер театра, выдающийся знаток оперного дела, участливо опекал молодого артиста, проходя с ним более того самые скромные партии. Много дала и служба под руководством австрийского дирижера, в те годы руководителя симфонического оркестра Ленинградской филармонии Фрица Штидри. Особенно счастливой оказалась для Лисициана саммит с хормейстером Арамом Тер-Ованесяном.
В 1933 году начались, выступления в рабочих клубах, домах культуры, школах... концертная занятие Лисициана, длившаяся 45 лет. Он - солист концертно-театрального бюро Ленгосактеатров. В 1936 году Лисициан подготовил и спел в концертном зале Капеллы в ансамбле с А.Б.Мееровичем первое в своей жизни сольное отделение - романсы Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова, Глазунова. Несмотря на колоссальную загруженность работой, певец находит время и возможности для интеллектуального роста. Он изучает музеи и архитектуру города, полно читает. Неоценимую пользу принесла Лисициану "школа" Ленинградской филармонии.
1937 год принес новые перемены в его артистической судьбе. Певец получает приглашение в Ереванский театр оперы и балета имени Спендиарова на первые партии. Три с половиной года работы в Армении были сильно плодотворными - он сделал пятнадцать партий в классических и современных спектаклях: Евгения Онегина, Валентина, Томского и Елецкого, Роберта, Тонио и Сильвио, Маролеса и Эскамильо, а ещё Митьки и Листницкого в "Тихом Доне", Татула в опере "Алмаст", Моей в "Ануш", Товмаса в "Восточном дантисте", Грикора в опере "Лусабацин". Но особенный счастливый момент выпал на долю певца в дни Декады армянского искусства в Москве в октябре 1939 года. Он воплотил в жизнь две героические партии - Татула и Грикора, а ещё принял участие во всех наиболее ответственных концертах. Компетентная столичная публика тепло приняла молодого вокалиста, отметили его и руководители Большого театра и уже не выпускали из поля зрения. Лисициану присваивается звание заслуженного артиста Армянской ССР, он награждается орденом Трудового Красного Знамени, избирается депутатом Ереванского горсовета, становится кандидатом в члены Коммунистической партии.
Вскоре начался новоиспеченный ответственнейший период работы - певца пригласили в Большой театр, где в течение двадцати шести лет ему суждено было быть ведущим солистом. Дебют Павла Лисициана на сцене филиала Большого театра состоялся 26 апреля 1941 года. Отзывы были восторженные. До начала Великой Отечественной войны он успел спеть партию Евгения Онегина и партию Елецкого. Строго говоря, дебютом певца был спектакль "Пиковая дама", тот, что состоялся на месяц раньше "Евгения Онегина", но столичная печать выступление пропустила и откликнулась только на воплощение в жизнь партии Онегина месяцем позже, преподнеся его как дебют.
Началась махаловка. С июля по октябрь 1941 года Павел Лисициан совместно с бригадой выезжал по заданию ГлавПУРККА и Комитета для обслуживания Западного фронта, Резервного фронта генерала армии Жукова, кавалерийского корпуса генерала Доватора и других частей в районе Вязьма, Гжатск, Можайск, Верея, Бородино, Батурине и других, выступал в авиационных частях, госпиталях, эвакопунктах на вокзалах. Пел на передовых позициях фронта под обстрелом, под проливным дождем по 3-4 раза в день. В сентябре 1941 года позже одного из фронтовых концертов, на котором артист без сопровождения исполнял армянские народные песни, единственный воин преподнес ему букетик полевых цветов. До сих пор Павел Герасимович вспоминает тот самый букет, как что ни на есть дорогой в своей жизни.
За самоотверженную работу на фронте П.Г.Лисициан был отмечен благодарностью Политического управления Западного фронта, командованием действующей армии, а ещё личным оружием от генерала Доватора. На фронтах и в тылу он спел больше пятисот концертов и гордится боевыми наградами - медалями "За отвагу", "За отбояривание Кавказа". А к концу 1941 года он был доставлен в ереванскую больницу в тяжелом состоянии и достаточно долговременно находился между жизнью и смертью.
Оправившись от болезни, Лисициан в течение полутора лет поет на сцене Ереванского театра. В тот самый отрезок времени он пополняет свой репертуар партиями Киазо в "Даиси" Палиашвили и графа Невера в "Гугенотах" Мейербера, а в 1943 году возвращается в Москву, где 3 декабря, в первый раз следом большого перерыва выступает на сцене столичной оперы. День Победы памятен для семьи Лисицианов не только всенародным ликованием по поводу окончания кровопролитной войны, но и ещё одним радостным событием: 9 мая 1945 года на свет появилась двойня - Рузанна и Рубен.
В 1946 году П.Лисициан воплотил в жизнь партию Жермона в "Травиате" Верди, Казбича в "Бэле" А.Александрова. Вслед за этим он исполняет в опере Мурадели "Великая дружба" партию Чрезвычайного комиссара. Премьера состоялась в ноябре 1947 года. Пресса была единодушна в высокой оценке работы Лисициана. Такую же оценку получила и другая его служба - образ Рылеева в опере Шапорина "Декабристы" на сцене Большого театра в 1953 году. Еще три партии в операх советских композиторов были исполнены Лисицианом на этой сцене: бельгийского патриота-антифашиста Андре в "Джалиле" Назиба Жиганова, Наполеона в "Войне и мире" Прокофьева. В опере Дзержинского "Судьба человека" он напевал скорбный реквием "Памяти павших".
В июне 1959 года в Большом театре состоялась постановка оперы Бизе "Кармен" с участием Марио дель Монако. Партию Кармен исполняла И.К.Архипова. Она поделила триумфальный фарт с итальянским партнером, а П.Г.Лисициан в роли Эскамильо в очередной раз мог увериться в том, что влюбленность и почтение публики к нему неизменны независимо от того, кто поет с ним рядом, - любой его выход и уход со сцены сопровождались бурной овацией.
Павел Герасимович за свою долгую и насыщенную оперную бытие одержал полно творческих побед, овации в его честь звучали под сводами "Ла Скала", "Метрополитен", Большого театра, всех других тридцати двух оперных театров нашей страны и многих зарубежных. Он гастролировал больше чем в тридцати странах. В одном только Большом театре он провел 26 сезонов, 1800 спектаклей! Среди десятков спетых Лисицианом баритональных партий в равной мере обширно представлены как лирические, так и драматические.Его записи и по этот день остаются непревзойденными, эталонными. Его искусство, преодолев пространство и время, в эти дни по-настоящему современно, актуально и действенно.
П.Г.Лисициан, беззаветно влюбленный в оперу, в совершенстве владел профессией камерной деятельности, выступления с сольными концертами.
П.Лисициан отдал дань и ансамблевому музицированию: напевал он и в камерных дуэтах с коллегами по Большому театру (в частности, на гастролях в Вене - произведения Варламова и Глинки с Валерией Владимировной Барсовой), напевал и в квартетах. Семейный квартет Лисицианов - уникальное явление в отечественном профессиональном исполнительстве. Как цельный коллектив в 1971 году они дебютировали, исполнив все партии - сопрано, альта, тенора и баса - в "Реквиеме" Моцарта. Отца - Павла Герасимовича, двух дочерей - Карину и Рузанну, и сына Рубена объединяет в музыке единство художественных принципов, тоненький привкус, влюбленность к великому классическому наследию. Залог огромного успеха ансамбля в общей эстетической позиции его участников, едином подходе к техническим и звуковым проблемам, в отточенном мастерстве каждого члена коллектива.
Проработав 26 сезонов в Большом театре, живя основную доля жизни в Москве, Лисициан тем не менее ни в жизнь не забывает о том, что он армянин. Не было ни одного сезона в течение всей его творческой жизни когда бы он не напевал в Армении, причем не только в опере, но и на концертной эстраде, не только в крупных городах, но и перед тружениками далеких горных селений.
Гастролируя по миру, Павел Герасимович любил привозить в разные страны и дарить хозяевам их народные песни, исполняя их на языке оригинала. Но главная его слабость - армянские и русские песни.
С 1967 по 1973 год Лисициан был связан с Ереванской консерваторией: сперва как преподаватель, после этого как профессор и заведующий кафедрой. Во время гастролей в США (1960) и в Италии (1965), хотя вообще-то, как и во многих других зарубежных поездках, он, кроме участия в загодя запланированных концертах и спектаклях, находил силы и время для выступлений в армянских землячествах, а в Италии более того успел прослушать уймище армянских детей, чтобы отнять пригодных для профессионального певческого образования.
П.Г.Лисициан неоднократно участвовал в международных конкурсах в качестве члена жюри, в том числе на конкурсе в Рио-де-Жанейро (Бразилия), на конкурсах Шумана и Баха в Восточной Германии. В течение 20 лет участвовал в Веймарских музыкальных семинарах. Он лауреат Шумановской премии (град Цвикау, 1977).
Несколько лет вспять Павел Лисициан решительно простился с оперной сценой и концертной эстрадой и напевал уже только в репетиционном классе, но по-прежнему замечательно, показывая ученикам, как нужно сделать ту или иную фразу, то или иное упражнение.
В основе всей деятельности Павла Герасимовича Лисициана - принципиальная жизненная точка зрения человека-труженика, влюбленного в избранную профессию. В его облике нет и не может быть и намека на "сановность", он думает только об одном - быть нужным и полезным людям, своему делу. В нем живет святое волнение за музыку, творчество, добро, красоту.
Живет и работает в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Павел Хохлов Pavel Hohlov
Фёдор Шаляпин неоднократно говорил, что он учился петь у Хохлова, учился естественности и простоте его пения. Его голос высоко ценили итальянские..
читать далее →
Павел Каплевич Pavel Kaplevich
Для новой постановки оперы Мусоргского в Большом театре сшито 960 уникальных костюмов.
читать далее →
Павел Подкользин Pavel Podkolzin
Конечно, раздражает, что все пишут обо мне только как о перспективном игроке. С другой стороны, если бы я сам писал о себе, я, наверное, написал бы..
читать далее →
Павел Мелкомян Pavel Melkomyan
Интернациональный чемпион WBA в тяжелом весе Павел МЕЛКОМЯН нечастый гость в Москве, хотя родился именно в столице России в год, когда она принимала..
читать далее →